Развитие эмпирического направления в психологии xviii века
XVIII век вошел в историю как век Просвещения и эпоха Великой французской революции. Наиболее существенные черты французской эмпирической психологии, отличающие ее от английской, - внимание к проблеме активности человеческого сознания, указание на его обусловленность факторами общественного развития. Самыми радикальными критиками любых учений, допускающих влияние на природу и человека сил, ускользающих от опыта и разума, выступили французские мыслители. Они объединились вокруг семнадцати книг “Энциклопедии”, освещавших новейшие достижения науки, техники и искусства (поэтому их принято называть “энциклопедистами”).
Жюльен Офре де Ламетри (1709-1751) - выдающийся французский материалист, физик, медик, экспериментатор. Зрелость и глубина его научных обобщений в сочетании с творческими исканиями привели к перестройке мировоззрения целого поколения ученых, естествоиспытателей, убедительному обоснованию материализма и органическому соединению его с просветительскими идеалами. Основные сочинения: “Трактат о душе” (1745), “Человек-машина”(1747), “Человек-растение” (1748) и др.
В своем учении Ж. Ламетри предложил образ “человека-машины”. Именно так он озаглавил свой выпущенный под чужим именем трактат. Из него явствовало, что приписывать человеку душу столь же бессмысленно, как искать ее в действиях машины. Он сравнивал человека с машиной, автоматом - чувствующим, мыслящим, стремящимся к наслаждениям (под словом “машина” имел в виду материально-детерминированную систему). Ученый делает вывод о том, что: 1) человек - машина “особого рода”, способная “чувствовать, мыслить, уметь отличать добро от зла...”; 2) “человеческое тело - это заводящая сама себя машина, живое олицетворение беспрерывного движения”. Источник движения - химический процесс преобразования “хилуса” (питательного сока, образующегося от переваривания организмом продуктов) в энергию, которая “механически оживляет мускулы и сердце”; 3) в отличие от часовых механизмов человеческое тело действует после “поломки” нескольких “пружин” и “колес” (заболевания или утраты органов). Таким образом, “человек-машина” и “человек-животное” - субстанционально единое, материальное существо.
По оценке ученного, двигают человеком чувственные потребности (в пище, наслаждениях, предметах), от которых производны высшие удовольствия. Душа - часть организма, которая мыслит в силу особой организации мозговой ткани: “все способности души” зависят “от особой организации мозга и всего тела” и являются “результатом этой организации”. Отличие души человека от души животных - лишь в более высокой организации: растения, животные и человек образуют “лестницу с незаметными ступенями, которые природа незаметно проходит последовательно одну за другой, никогда не перепрыгивая ни через одну ступеньку”.
Познание, начинаясь с ощущений, сводится к построению образов с помощью воображения. Сущность познания - отражение действительности в сознании человека. Внешние вещи запечатлеваются в “мозговом экране”. Ж.Ламетри критиковал Р.Декарта за лишение им животных психических процессов, утверждая “одинаковую способность чувствовать как у животных, так и людей”. Не проводя четкой границы между сознанием человека и психикой животного, он указывал на качественное превосходство человеческой души над душой животных. Порядок в процессе познания вносит внимание, сообщая познанию активность. Функции внимания - в удержании представления и в отклонении действия других.
О методе исследования души Ж.Ламетри пишет, что ее можно понять на основе опытов и наблюдений врачей, которые, “созерцая нашу душу, тысячи раз наблюдали ее как в низменных проявлениях, так и в ее величии”, и которые “сняли покровы с пружин, спрятанных под оболочкой, скрывающей от наших глаз столько чудес”. Но ответ на вопрос о сущности души дают не врачи, а врачи-философы, так как содержание опытов нуждается в философском обобщении, опирающемся на медицинские наблюдения. Научная постановка опыта предполагает многократность, варьированность, выверенность.
Этьен Бонно де Кондильяк (1715-1780) - пропагандист опытного знания, критик метафизики и схоластики. В своих научных воззрениях опирался на ньютоновскую картину природы и локковское видение сознания. Выдающийся французский просветитель. Развил сенсуалистическую теорию познания. Один из создателей ассоциативной психологии.
Основные труды: “Опыт о происхождении человеческих знаний”(1746), “Трактат о системе”(1749), “Трактат об ощущениях”(1754), “Курс занятий по обучению принца Пармского”(1767), “Логика”(1780).
Э.Кондильяк зарекомендовал себя крайним сенсуалистом. Для наглядности своей научной конструкции он предложил образ “статуи”, которая первоначально не обладает ничем, кроме способности ощущать. Стоит ей, однако, получить извне первое ощущение, хотя бы самое примитивное, как начинает действовать вся психическая механика. Сильное ощущение порождает внимание, сравнение одного ощущения с другим становится тем фундаментальным актом, который определяет дальнейшую психическую и умственную работу. Таким образом, ученый поставил задачу: свести рефлексию и все акты сознания к ощущению.
Э.Кондильяк утверждал, что вся деятельность души - это измененные ощущения, а обязательными эмоциональными спутниками ощущений являются удовольствие или неудовольствие. Из сравнения ощущений возникает потребность - внутренняя неудовлетворенность, стремление получить удовольствие или избежать неудовольствия. Они (потребности) есть результат познания. На основе потребностей возникает воображение - как образ, отвечающий потребности. Коренным образом душевную жизнь меняет осязание - когда собственные внутренние состояния начинают проецироваться на внешний предмет. Мышление представляет само ощущение в различных его превращениях. Удовольствие и неудовольствие - обязательные эмоциональные спутники ощущений.
Таким образом, Э.Кондильяк представил деятельность души измененными ощущениями и их превращениями. Он полностью игнорирует социальную обусловленность сознания, утверждая в теории познания материалистический сенсуализм: “Человек есть не что иное, как то, что он приобрел”.
Клод Андриан Гельвеций (1715-1771) - французский философ-материалист, идеолог французской буржуазии XVIII века. Первым среди французских материалистов преодолел непоследовательность теории познания Локка, придав его сенсуализму материалистический характер. Противник агностицизма. Подверг резкой критике идею существования Бога, сотворения мира и бессмертия души, но не вышел за пределы метафизического мышления - абсолютизировал законы механики. Деятельность Гельвеция сыграла значительную роль в подготовке Великой французской революции, развитии научных идей XIX века. Автор трудов “Об уме”(1758), “О человеке” (1772).
Основной предмет научной деятельности Гельвеция - поиск ответа на вопрос: “Откуда берется неравенство умов?” Человек рождается со способностью ощущать и сохранять ощущения - памятью. “Причина образования наших мыслей” в двух “пассивных силах”: 1) “способности получать различные впечатления” - “физической чувствительности”; 2) “способности сохранять впечатление” - памяти, как “длящемся, но ослабленном ощущении”.
Содержание психологической концепции ученого реализовано в следующих положениях: из ощущения формируются интеллектуальные способности; все умственные операции сводятся к ощущениям; “выносить ощущения - значит рассуждать”. Выполнять умственные операции, сравнивать идеи можно при наличии внимания. Внимание предполагает усилие. Делать усилие побуждает интерес. При одинаковом интересе в познании у людей возникает одинаковая способность напрягать внимание. Интерес предполагает стремление к счастью. Интерес - “пружина” человеческой деятельности. Интересы бывают трех видов: индивидов (личные, частные); социальных групп внутри общества (сообществ); общественный интерес. Счастье понимается как физическое удовольствие, в котором начало поступков, действий, мысли и т.д.
В этой связи Гельвеций поставил вопрос: “Не зависит ли неравенство умов от совершенства органов чувств?”, на который отвечал отрицательно. Интеллектуально-нравственные качества человека не являются врожденными, а создаются обстоятельствами его жизни, к которым относятся: разное положение людей в обществе; стремление к славе как замаскированная жажда наслаждений и др. Исходя из этого, воспитательное воздействие он возвел в степень силы, способной лепить из людей что угодно: неравенство умов можно объяснить воспитанием, воспитание делает нас тем, чем мы являемся.
Гельвеций делает важный для обоснования материалистического антропогенеза вывод: становление человеческого сознания как родовой способности происходило не только в процессе общения, но и в ходе трудовой деятельности: без производства различных средств и орудий люди “все еще бродили бы в лесах пугливыми стадами”.
Пьер Жан Жорж Кабанис (1757-1808) - французский материалист, врач, экспериментатор. Активно сотрудничал с французскими энциклопедистами. Один из основателей эмпирического направления в психологии XVIII-XIX веков. Автор сочинений: “Отношения между физической и нравственной природой человека” (6 лекций, прочитанных в Национальном институте в 1796-1797 годах); “Клятва врача” (1783); “О степени надежности медицины” (1797); “Взгляд на переворот и на преобразование во врачебной науке” (1804).
Проблематика научных изысканий Кабаниса очень обширна. Это отношения между умственной организацией и умственными, нравственными способностями; физическое исследование ощущений; влияние возраста на характер представлений и нравственных побуждений; влияние полов на представления и побуждения; влияние темпераментов на представления и побуждения.
Кабанису принадлежит формула: мышление - функция мозга. Этот вывод он подкреплял наблюдениями, подсказанными кровавым опытом революции. Ему было поручено выяснить, осознает ли человек, которому отсекают голову на гильотине, свои страдания (о чем могут, например, говорить конвульсии). Кабанис ответил на этот вопрос отрицательно.
Выводы, к которым пришел ученый, сводятся к следующим положениям: 1)только обладающий головным мозгом человек способен мыслить; 2) движения обезглавленного тела носят рефлекторный характер и не осознаются; 3) сознание - это функция мозга; 4) понятие о функции, выработанное физиологией применительно к различным органам, распространялось на работу головного мозга: “Мышление - такой же продукт мозга, как секреция поджелудочной железы или печени”; 5) к внешним продуктам мозговой деятельности Кабанис относил выражение мысли в словах и жестах; 6) за самой же мыслью скрыт неизвестный нервный процесс; 7) медицина является главным средством совершенствования человеческого рода: воздействуя на тело, можно добиться изменения духа.
Противники материализма использовали формулу П.Кабаниса для вульгаризации этой философии. Ему приписали мнение, будто он считал, что мозг выделяет мысль, подобно тому, как печень - желчь, а почки - мочу. Однако он, говоря о сознании как функции головного мозга, имел в виду совершенно иное. П.Кабанис явился одним из основателей учения об “идеологии” как науке о всеобщих и неизменных законах образования идей.
Французские материалисты сыграли в эпоху Просвещения выдающуюся позитивную роль в культурной и интеллектуальной жизни Европы, в развитии науки о человеке, личности и сознании. Они отстаивали идею целостности человека, нераздельной связи его телесно-духовного бытия с окружающей средой - природной и социальной, культивировали веру в способность чувственного опыта служить единственным гарантом рационального знания о неисчерпаемом внешнем мире. Великие энциклопедисты укрепили веру в нераздельность психических явлений и нервного субстрата, который их производит. Доказывая необходимость перейти от умозрительного к эмпирическому изучению этой нераздельности, французские ученые подготовили почву для движения научной мысли следующего столетия в новом направлении. Это направление исследовало пичины явлений, считавшихся порождением бестелесной, соединяющей человека с Богом души, в доступной для эмпирического изучения нервной ткани.