Принципы и технологии формирования профессионального имиджа человека

Как мы уже указывали, работ, посвященных исследованию профессионального имиджа, немного. Соответственно проблема формирования профессионального имиджа разработана достаточно слабо. Рассмотрим принципы и технологии формирования профессионального имиджа.

Особенно актуальна проблема создания профессионального имиджа в нашей стране в связи с экономическими реформами. Там, где есть конкуренция, свободный выбор, где деятельность предприятия и личности все больше ориентирована во вне, на клиента, партнера, успех в очень большой степени зависит от того, что мы собой представляем, какое впечатление производим, как мы вписываемся в ту или иную ситуацию,т. е. речь идет о нашем образе (внутреннем и внешнем). И если он не благоприятствует профессиональной деятельности, его следует изменить, руководствуясь следующими принципами.

1. Имидж строится в соответствии с ожиданиями, потребностями,
интересами людей, которые вас окружают.

2. При формировании своего образа следует учитывать особенности
социальной психологии и психологии личности, обыденного сознания,
идеологических воззрений, культуры, традиций, стереотипов и т. п. Может
случиться так, что самый прекрасный образ вызовет негативные эмоции.

3. Образ должен быть привлекательным, чтобы вызывать положительные эмоции и быстро приобретать популярность.

4. Хорошо, если образ обладает индивидуальностью, которая является важным помощником в вашей деятельности и общении. Уникальность
может быть подчеркнута внешностью, одеждой, голосом, особенностями характера, мастерством, образованием, увлечениями и т. п. С помощью
этого можно поражать воображение, оставляя свой образ надолго в памяти других.

5. Поскольку речь идет о профессиональном имидже, то важно, чтобы образ как-то связан был с родом деятельности и производимой продукцией.

Патлусова В. М. предлагает следующие этапы построения профессионального имиджа [9].

1. Анализ всех составляющих имиджа по принципу: что хорошо, а что плохо (достоинства/нежелательные качества во внешнем облике, культуре речи, манерах, личностных качествах, профессиональных качествах, нравственных качествах). Это будет лишь приблизительное описание, поскольку есть свойства, которые не вписываются в данную схему (например, вздернутый нос). Кроме того, к подобному анализу необходимо подходить диалектически: с одной стороны, такое качество, как скрытность, – нежелательно, но, с другой стороны, в иных обстоятельствах оно может быть позитивным.

При работе над своим имиджем важно иметь в виду, что на его содержание большое влияние могут оказать такие факторы, как социальное происхождение, семья, образование, вероисповедание, политические предпочтения, друзья, партнеры, хобби и т. п.

По возможности необходимо составить еще несколько схем и попросить близких и коллег заполнить их. Характеристики могут быть краткими, но очень важными: они укажут на достоинства и недостатки, о которых человек не подозревал.

2. Каждая личность – клубок противоречий, и это норма, но некоторые из них желательно устранить, ибо они разрушают целостность имиджа, снижают его позитивную значимость. Например, привлекательность первичного визуального образа делового человека (безупречный костюм, ухоженность) может быть полностью разрушена обилием жаргонных слов и жвачкой во рту.

3. Обобщение полученных данных и описание имиджа, поиск ответа на вопрос: соответствует ли он роду вашей деятельности и способствует ли успеху?

Следует помнить, что содержание имиджа очень подвижное: это зависит от профессии и должности (секретарь, банкир, продавец, коммерческий директор), от культуры предприятия, от места нахождения учреждения (деревня, город, филиал за границей), от личности партнера, а также от других факторов. Но тем не менее при создании профессионального имиджа следует ориентироваться на какие-то общие каноны, которые сформировались в результате исторической практики человека.

Первичный образ (внешний вид, речь, голос, манеры) – очень значим, именно он производит первое впечатление и может многое рассказать о человеке. Работа по совершенствованию внешнего образа сложна и крайне важна, но не достаточна для формирования должного профессионального имиджа. Каждый из нас при оценке того или иного работника сталкивался с высказываниями типа: «да, обаятельный человек, но непрофессионал» или «он находит быстро общий язык с клиентами, но ему нельзя доверять». Отсюда следует, что имидж – это целостное, гармоничное явление, его невозможно разложить по частям. В нем важно все: и внешний, и внутренний образ, включающий в себя личностные, профессиональные и нравственные качества.

На заре социально-политических и экономических реформ в России принимали на работу зачастую родственников, друзей и знакомых. Но суровая рыночная реальность, ориентированная строго на прибыль, заставляет руководствоваться все больше профессиональными принципами. При отборе кадров руководители сегодня чаще акцент делают на том, чтобы претендент был хорошим работником. Более того, в 2000 году директора двух фирм по недвижимости попросили сделать обобщенные портреты лучших коммерческих агентов, длительное время работающих в этой области, приносящих фирме значительный доход и имеющих достойную репутацию у клиентов. Пусть несколько условно и приблизительно, но все же удалось описать два продуктивных типа агентов.

I тип

Активный, властный (склонен управлять), агрессивный (в меру), наглый, независимый, самостоятельный, ярко выражены собственный интерес и ориентация на доход.

Хладнокровен, больше подчиняется внутренней дисциплине, чем внешней (не очень любит условности), склонен к риску.

Часто честолюбив. Тяготеет к свободе («сам себе на уме»), поэтому не так сильно привязан к месту, человеку.

Профессионал, легко усваивает новое.

Прагматичен, меркантилен («делец»).

Коммуникабелен, заинтересован в клиенте.

Достаточно высокая продуктивность, целеустремленный, уверен (чаще самоуверен).

II тип

Исполнительный, старательный, управляемый (подчиняется авторитету), нуждается в стимулировании, контроле, поощрении.

Методичный, ответственный, дисциплинированный.

Терпеливый и терпимый.

Доброжелательный, неагрессивный.

Не ярко выражены целеустремленность, частный интерес и ориентация на доход, для него важнее выполнение плана и сохранение рабочего места. Зато очень выражены нравственные качества, преданность месту, коллективу.

Неконфликтный, общителен, заботлив по отношению к клиенту и к сотрудникам.

Не склонен к риску, осторожен.

Сделано это было с одной целью, чтобы использовать результаты при приеме кадров, их обучении и аттестации. Кроме того, ознакомившись с такими портретами, легче сделать анализ собственного образа и производить в нем соответствующие изменения.

Практический опыт, исследования, опросы руководителей позволили выделить многие качества (личностные, профессиональные, нравственные), которые благоприятствуют (или, наоборот, мешают) профессиональной деятельности, адаптации к деловой среде, налаживанию контактов с другими людьми.

Личностные качества

Позитивные Негативные
сдержанность скованность
терпеливость недовольство
уверенность суетливость
доброжелательность неуверенность
собранность пессимизм
взвешенность робость
беспристрастность инертность
оптимизм вспыльчивость
дружелюбие застенчивость
внимательность упрямство
заботливость агрессивность
энергичность непоследовательность
спокойствие грубость
жизнерадостность подозрительность
  беспечность

Наши рекомендации