Управление нейтрализацией стрессов
Стресс, как известно, представляет собой комплекс физических, химических и иных реакций человека на стрессоры (или стимулы) в окружающей среде, действие которых выводит из равновесия его физиологические и психические функции. Стресс может иметь как негативное, так и позитивное значение для человека. Он
в определенных условиях способствует мобилизации усилий работника на решение производственных задач или достижение личных целей. В связи с конфликтами большего внимания заслуживает рассмотрение отрицательных сторон этого явления.
Являясь частью жизни каждого, стрессы неизбежны. Изменения на работе и в семье, особенно непредвиденные, могут вывести человека из равновесия, привести к несоответствию его состояния окружающей обстановке. Такое несоответствие, в свою очередь, порождает утомление, чувство опасности, ослабление умственных способностей, растущее кровяное давление, пассивное отношение к работе, снижение уровня организованности, нарушения трудовой дисциплины и т.п. Это приводит к потерям в организации из-за увеличения количества несчастных случаев, снижения качества работы, роста текучести кадров, преждевременной смерти работников.
Чтобы избежать подобного рода потерь, необходимо определить причины стрессов. В табл. 8.3 приведена классификация стрессоров и их последствий.
Американскими учеными Холмсом и Рейхом на основе исследований был построен нумерический ряд оценок для каждого обстоятельства жизни, расположенного в порядке силы воздействия на здоровье человека. Эти данные были представлены в виде шкалы (см. табл. 8.4). Люди, набравшие в соответствии со шкалой свыше 300 очков, относятся к группе с высокой вероятностью заболеваний типа язвенная болезнь, мигрень, колиты, сердечно-сосудистые заболевания в ближайшем будущем. Данные таблицы показывают связь между стрессорами, действующими на человека, и снижающейся сопротивляемостью к болезням. Например, в течение первого года после смерти супруга среди вдовцов и вдов смертность в 10 раз выше, чем у людей того же возраста, не испытавших подобной | утраты. Среди разведенных людей заболеваемость после первого года в 12 раз выше, чем у живущих нормальной семейной жизнью.
Во избежание пагубных последствий стрессов, необходимо научиться справляться с ними. Существуют методы нейтрализации стрессов (см. табл. 8.5). С учетом их составляются индивидуальные программы нейтрализации стрессов. На уровне организации проводят семинары, обучают работников технике расслабления, способам изменения поведения, выявления индивидуальных стрессов.
Как пользоваться шкалой. Соответствующая инструкция гласит: подсчитайте очки по всем из перечисленных событий, если они имели у вас место за предыдущий год. Число 150 и ниже означает относительно низкое число изменений в жизни и низкую вероятность связанных со стрессами нарушений здоровья. Очки от 150 до 300 предупреждают о 50%-ном шансе значительных расстройств здоровья в течение последующих двух лет. Число очков свыше 300 повышает эту опасность до 80%.
Таблица 8.3 Классификация стрессоров и их последствий
Стрессоры | Последствия | |
Стрессоры в окружающей среде | Личные стрессоры | |
Производственные: | Потребности | Субъективные: |
перегрузки (недогрузки); | расстройства; | |
необъясненные перемены; | утомленность; | |
изменение расписания; | Надежды и достиже- | чувство тревоги; |
плохое оборудование | ния | чувство вины |
Ролевые: | Поведенческие: | |
ролевой конфликт; | опасность инциден- | |
ролевая неясность; | та; | |
ответственность за людей; | «нехорошие» разго- | |
недостаток поддержки; | Эмоциональная ус- | воры |
недостаток статуса | тойчивость | |
Структурные: | ||
слабая коммуникация; | ||
недостаток соучастия; | Когнитивные: | |
неправильно построенная иерар- | слабые решения; | |
хия | Гибкость | плохая сосредоточенность |
Карьерные: | ||
замедленное (слишком быстрое) | ||
продвижение по службе; | ||
несправедливость; | Физиологические: | |
недостаток возможностей для про- | высокое содержание | |
движения; | Толерантность | холестерина; |
отсутствие необходимой подготов- | растущее кровяное | |
ки | давление; язвенная болезнь; | |
Отношенческие: | коронарные заболе- | |
отношения с руководством; | вания | |
отношения с подчиненными; | ||
отношения с коллегами; | Неясности | |
отношения с клиентами; | ||
отношения с рабочими | ||
Внеорганизационные: | Организационные: | |
отношения в семье; | прогулы; | |
состояние экономики; | Самооценка | текучесть кадров; |
обстоятельства жизни; | низкая производи- | |
рост преступности; | тельность труда; | |
рост цен | неудовлетворен!к>< гь работой |
III
Таблица 8.4 Влияние жизненных обстоятельств на здоровье человека
Таблица 8.5 Методы нейтрализации стрессов
№ | Жизненные события | Оценка |
п/п | ||
Смерть супруга | ||
Развод | ||
Разъезд супругов | ||
Заключение в тюрьму | ||
Смерть близкого родственника | ||
Серьезная травма или болезнь | ||
Брак | ||
Пожар на работе | ||
Примирение с супругом | ||
Увольнение с работы | ||
и | Серьезные изменения в здоровье или поведении члена семьи | |
Беременность | ||
Сексуальные проблемы | ||
Появление нового члена семьи (рождение, усыновление, приезд и т.д.) | ||
Серьезное деловое изменение (реорганизация, банкротство и т.д.) | ||
Крупное изменение в финансовом отношении | ||
Смерть близкого друга | ||
Перевод на другое место работы | ||
Резкое изменение количества ссор с супругом | ||
Крупная закладная (на покупку дома и т.п.) | ||
Лишение права пользования закладной или кредитом | ||
Крупное изменение в степени ответственности на работе (продвижение, перемещение, понижение) | ||
Сын или дочь покидают семью | ||
24 . | Юридические проблемы | |
Крупные достижения на работе | ||
Жена начинает работать (оставляет работу) | ||
Начало или окончание формального обучения | ||
Крупное изменение в условиях жизни | ||
Изменение личных привычек | ||
Трудности с шефом | ||
Крупные изменения в условиях и расписании работы | ||
Смена места жительства | ||
Смена школы | ||
Смена обычного типа отдыха | ||
Крупные изменения в социальной деятельности | ||
Небольшой заем или закладная | ||
Изменения в привычках, связанные со сном | ||
Изменения в количестве членов семьи, живущих вместе | ||
Крупные изменения в привычках, связанные с едой | ||
Отпуск | ||
Рождество | ||
Небольшие неприятности с законом |
Наименование метода | Характеристика метода |
I. Планирование | Необходимо спланировать решение задач (личных или служебных) на следующий день или ближайшую перспективу. В планах необходимо соотнести личные цели с целями организации |
2. Физические упражнения | Физические упражнения, зарядка в течение дня могут помочь избежать стрессов, так как являются хорошим выходом для отрицательной энергии, благотворно влияют на физическое состояние организма |
3. Диета | Продолжительный стресс может привести к образованию недостатка витаминов, ослаблению организма и в конечном счете к болезни. Кроме того, во время стресса нарушается нормальный режим питания. Поэтому необходимо выбрать вместе с врачом правильную диету |
4. Психотерапия | Необходимо обратиться к психотерапевту, который порекомендует специальные упражнения с учетом сложившейся стрессовой ситуации и порекомендует специалиста-профессионала на основе психоанализа для проведения интенсивной работы один на один |
5. Медитация и расслабление | Дальневосточные методы медитации (состояние внутренней сосредоточенности, концентрации внимания на чем-нибудь). Йога, дзен-буддизм, религия, молитва |
Контрольные вопросы и задания:
1. Какое место в системе управления организацией и ее персоналом занимает управление конфликтами и стрессами?
2. Укажите основные функции управления конфликтами и стрессовыми состояниями.
3. Какими правилами следует руководствоваться при воздействии на конфликтную ситуацию?
4. Охарактеризуйте основные методы управления конфликтами.
5. В чем проявляются отрицательные последствия стрессов?
6. Что необходимо предпринимать для нейтрализации стрессов?
Глава 9 Нормативное регулирование конфликтов