Психические свойства личности

Темперамент –совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

Учение о темпераменте возникло в Античности. Основу учения о типах темперамента заложил Гиппократ, который, используя гуморальный подход, выделил 4 типа «красиса» (греч. – смешение), т.е. соотношения в организме 4-х жидкостей (соков): крови, желтой и черной желчи и слизи. Каждая жидкость имеет свои свойства (кровь – тепло, слизь – холод, желтая желчь – сухость, черная - влажность), поэтому преобладание одной из них определяет состояние организма, его склонность к тем или иным заболеваниям.

Названия типов темпераментов появились позже и связаны с именами римских врачей, живших несколько столетий спустя, и использовавших представления Гиппократа о смешении жидкостей. Они заменили греческое слово «красис» на латинское слово temperamentum, от которого и ведет свое начало термин «темперамент».

Один из них, Гален, живший во II веке нашей эры, дал первую развернутую классификацию темпераментов, базировавшуюся на все тех же гуморальных представлениях Гиппократа о «красисе». Она включала 13 типов темперамента. С его точки зрения, преобладание желтой желчи (по-латыни chole) свидетельствует о холерическом темпераменте, преобладание крови (sanguis) – о сангвиническом темпераменте, преобладание черной желчи (melanos chole) – о меланхолическом темпераменте, а преобладание слизи (phlegma) – о флегматическом темпераменте.

Понятие о темпераменте в те времена отличалось от современного. Психологические характеристики темперамента у древних врачей почти отсутствовали. В основном эти характеристики касались организма и даже отдельных органов. Например, Гален говорил о темпераменте отдельных частей тела: сердца, печени, мозга.

В средние века с возникновением алхимии появились попытки объяснить темперамент преобладанием в теле тех или иных алхимических элементов: соли, серы и ртути, даже эфира и воздуха.

Развитие в эпоху Возрождения анатомии и физиологии придало новое направление объяснению типов темперамента. Их все больше стали связывать с особенностями строения тела.

Постепенно среди ученых все более крепло убеждение в том, что свойства темперамента наиболее отчетливо проявляются в тех формах поведения, которые непосредственно связаны с энергетическими тратами организма, со способами накопления и расходования энергии и количественными характеристиками этих процессов. Поэтому большинство исследователей темперамента обращали внимание, прежде всего, на эмоциональные в моторные реакции индивида, особенно подчеркивая их силу (интенсивность) в протекание во времени. Классическим примером такого подхода может служить типология темпераментов В. Вундта. Он понимал темперамент как предрасположенность к аффекту, что нашло выражение в следующем тезисе: темперамент для эмоции то же, что возбудимость для ощущения. Исходя из такого понимания, В. Вундт выделил два биполярных свойства темперамента – силу и быстроту изменения (стабильность – нестабильность) эмоции (чувства), подчеркивая тем самым значение энергетической характеристики индивида (см. табл. 5).

Таблица 5. Классификация темперамента по В. Вундту.

Быстрота изменения чувств Сила чувств
Сильные Слабые
Быстрая Холерик Сангвиник
Медленная Меланхолик Флегматик

Под влиянием антропологов, обративших внимание на различия в строении тела, и психиатров, подчеркивающих индивидуальные различия в предрасположенности к психическим заболеваниям, на рубеже ХIХ и ХХ веков сформировалась концепция, согласно которой существует связь между телосложением и свойствами темперамента. Эта концепция наиболее полное выражение получила у французского врача Клода Сиго. Он создал типологию, в основе которой лежало представление о том, что организм человека и его расстройства зависят от среды и врожденных предрасположенностей. Каждой системе организма соответствует определенная внешняя среда, воздействующая на эту систему:

· воздух - источник дыхательных реакций;

· пища образует источник пищевых реакций;

· моторные реакции протекают в физической среде;

· социальная среда вызывает различные мозговые реакции.

Исходя из этого, К. Сиго выделяет (см. рис. 11) – в зависимости от преобладания в организме одной из систем - четыре основных типа телосложения: дыхательный, пищеварительный, мускульный и церебральный (мозговой).

Психические свойства личности - student2.ru

Рисунок 11. Типы темперамента по К. Сиго (А – дыхательный, Б – пищеварительный, В – мускульный, Г – церебральный).

Преобладание какой-либо одной системы над остальными приводит к специфической реакции индивида на определенные изменения окружающей среды, благодаря чему каждому из типов телосложения соответствуют определенные особенности темперамента.

Взгляды К. Сиго оказали существенное влияние на формирование современных конституциональных теорий (напр., Э. Кречмер).

В основе учения И. П. Павлова о темпераменте лежит такое понятие, как «сила нервной системы». При этом И. П. Павлов различал силу возбуждения и силу торможения, считая их двумя независимыми свойствами нервной системы.

Сила возбуждения отражает работоспособность нервной клетки и проявляется в функциональной выносливости, т.е. в способности нервной системы выдерживать длительное (или кратковременное, но сильное), возбуждение, не переходя при этом в противоположное состояние торможения.

Сила торможения понимается как работоспособность нервной системы при реализации торможения и проявляется в способности к образованию различных тормозных условных реакций, таких, как угасание и дифференцировка.

Уравновешенность нервных процессов – сбалансированность (равновесие) процессов возбуждения и торможения.

Подвижность нервных процессов проявляется в быстроте перехода одного нервного процесса в другой. Противоположностью подвижности является инертность нервных процессов.

Выделенные И. П. Павловым свойства нервных процессов могут образовывать определенные комбинации, которые определяют так называемый тип нервной системы, или тип высшей нервной деятельности. Этот тип складывается из характерной для индивида совокупности основных свойств нервной системы: силы, уравновешенности и подвижности, соотношения процессов возбуждения и торможения (см. рис. 12).

Типы нервной системы
Сильный
Слабый
Уравновешенный
Неуравновешенный
Меланхолик
Подвижный
Инертный
Холерик
Сангвиник
Флегматик

Рисунок 12. Типы Высшей нервной деятельности по И. П. Павлову.

Темперамент имеет два компонента – активность и эмоциональность. Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты или, наоборот, медлительности и инертности. Эмоциональность характеризует протекание эмоциональных процессов, определяя знак (положительный или отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, гнев и др.).

Характер(от греч. charakter – печать, чеканка) – совокупность индивидуальных психологических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения.

Характер – совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы его эмоционального реагирования.

Характер всегда проявляется:

· в деятельности;

· в отношении человека к окружающей его действительности и людям.

Характер является прижизненным образованием и может трансформироваться в течение всей жизни.

В формировании характера важную роль играют:

· образ жизни;

· общественные условия;

· конкретные жизненные обстоятельства.

Под чертами характерапонимают психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных обстоятельствах. В современной психологии существуют различные подходы к классификациям черт характера.

I. Классификация, связанная с психическими процессами.

· Волевые черты (настойчивость, самообладание, самостоятельность, активность, организованность и др.);

· Эмоциональные черты (порывистость, впечатлительность, горячность, инертность, безразличие, отзывчивость и др.);

· Интеллектуальные черты (сообразительность, находчивость, любознательность и др.).

II. Классификация в соответствии с направленностью личности.

· Отношение личности к людям (честность, правдивость, справедливость, общительность, вежливость, чуткость, отзывчивость и др.).

· Отношение личности к деятельности (потребностей в достижении успеха). Черты характера, связанные с отношением к деятельности, находят свое выражение и в устойчивых интересах человека.

· Отношение личности к окружающему миру может проявляться или в наличии определенных убеждений, или в беспринципности. Эта категория черт характеризует жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Отношение личности к себе.

· Привязанности и интересы человека, связанные с его досугом.

Характер является прижизненным образованием, следовательно, он формируется после рождения человека.

Сензитивным периодом для становления характера считают возраст от 2 – 3 до 9 – 10 лет.

Важным для становления характера ребенка являются: стиль общения взрослых дуг с другом, способ обращения взрослых с самим ребенком.

Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества – эгоистичность, черствость, безразличие к людям.

Свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде – трудолюбиие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, - складываются в раннем и дошкольном детстве и формируются в играх детей и доступных им видах домашнего труда.

В характере ребенка сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительное подкрепление).

В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а в ранней юности формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности. К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся.

Характер формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. Формирование желательных черты характера и корректировка нежелательных черт человек может осуществить в процессе самовоспитания. Самовоспитание характера предполагает способность человека критически оценить сильные и слабые черты характера, наметить цель работы над собой. Способность к изменению характера заложена в каждом человеке. Успех изменений будет зависеть лишь от самого человека. Здесь уместно вспомнить старую английскую пословицу: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу».

Мотивационная сфера личности, или направленность –иерархическая структура мотивов, присущих индивиду.

Мотив– осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий поступков личности.

Попытки классифицировать мотивы делались неоднократно и с разных позиций.

1. Классификация по А. К. Марковой: мотивы внешние; мотивы внутренние.

2. Классификация по Л. И. Божович: мотивы личностные; мотивы общественные.

3. Классификация по Е. П. Ильину: мотивы общения, мотивы игры, мотивы учения, мотивы профессиональной деятельности, мотивы спортивной деятельности, мотивы общественной деятельности и др.

4. Классификация по И. А. Васильевой и М. Ш. Магомед-Эминовой:

· обобщенные устойчивые мотивы, которые выражаются в индивидуально-личностных особенностях (мотив стремления к успеху, мотив избегания неудачи, причем авторы указывают, что успех и неудача выступают как абстрактные цели, одна со знаком «+», другая со знаком «-»);

· конкретные устойчивые мотивы, которым свойственна систематически воспроизводимая активность (например, при профессиональной деятельности: работа учителя на уроке, занятия наукой);

· общие неустойчивые мотивы, у которых имеется обобщенное предметное содержание, без дифференциации и иерархии;

· конкретные неустойчивые мотивы, которым свойственна узкая временная перспектива при наличии конкретной (временной) цели.

Мотивационная сфера личности– вся, имеющаяся у данного человека совокупность мотивационных образований: диспозиций (мотивов), потребностей и целей, аттитюдов, поведенческих паттернов, интересов.

С точки зрения развитости мотивационную сферу характеризуют по широте, гибкости и иерархиризированности.

Под широтой мотивационной сферы понимают качественное разнообразие мотивационных факторов.

Гибкость характеризуется разнообразием средств, которыми может быть удовлетворена одна и та же потребность.

Иерархиризированность мотивационной сферы – это отражение в сознании человека значимости той или иной потребности, мотивационной установки, в соответствии с чем одни имеют доминирующее значение при формировании мотива, а другие подчиненное, вторичное; одни используются чаще, другие – реже.

Понятие «направленность личности» ввел С. Л. Рубинштейн как характеристику основных интересов, потребностей, склонностей, устремлений человека.

Под направленностью личностипонимают совокупность устойчивых мотивов относительно независимых от текущей ситуации и ориентирующих деятельность личности.

Направленность личности (по В. С. Мерлин) может проявляться в отношении: к другим, к обществу, к самому себе.

Д. И. Фельдштейн и И. Д. Егорычева выделяют следующие типы личностной направленности:

· гуманистическая направленность характеризуется положительным отношением личности к себе и к обществу;

· эгоистическая направленность характеризуется положительным отношением к себе и отрицательным – к обществу;

· депрессивная направленность характеризуется тем, что для человека он сам не представляет никакой ценности, а его отношение к обществу можно охарактеризовать как терпимое;

· суицидальная направленность наблюдается в тех случаях, когда ни общество, ни личность для самой себя не представляют никакой ценности.

Способности– индивидуально-психологические особенности личности, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения.

Характеристика способностей:

1) это индивидуальные особенности, т.е. то, что отличает одного человека от другого;

2) это психологические особенности (напр., длинные пальцы, высокий рост – не способности);

3) это не всякие индивидуально-психологические особенности, а лишь те, которые соответствуют требованиям определенной деятельности.

Способности – прижизненные, а не врожденные образования. Природные предпосылки развития способностей – задатки –врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, анализаторов, которые обусловливают природные индивидуальные различия между людьми.

Уровни развития способностей:

- собственно способности;

- одаренность;

- талант;

- гениальность.

Виды способностей:

- учебные и творческие;

- общие умственные и специальные.

Способности формируются и развиваются в той деятельности, в которой находят себе применение. Для того чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять следующим условиям:

1) деятельность должна вызывать сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие;

2) деятельность по возможности должна быть творческой;

3) важно организовать деятельность ребенка так, чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его личные возможности, уже достигнутый им уровень выполнения деятельности.

Содержание лекционных занятий.

Наши рекомендации