Принцип литературно-художественного моделирования в преподавании психологии
Литературно-художественное моделирование – это метод изучения психических явлений и процессов посредством нахождения готовых аналогий в художественных текстах или создания новых с их последующим анализом. Во втором случае речь идет об использовании метафор как средстве моделирования в учебном процессе.
Метафора – это фигура речи, состоящая в употреблении слова, обозначающего некоторый класс объектов (предметов, лиц, явлений, действий или признаков), для обозначения другого, сходного с данным, класса объектов или единичного объекта. Важнейшая особенность метафоры – перенос свойств одного предмета или группы предметов на другой предмет или класс. В метафоре отражается опыт любого человека, в том числе учащегося, связанный с познанием собственного внутреннего мира сквозь призму психологической научной теории – т.е. её понимание учащимся.
. Следовательно, метафоры способствуют более продуктивному педагогическому взаимодействию, т.к. сближают образы мира, имеющиеся у преподавателя и учащихся.
Метод литературно-художественного моделирования базируется главным образом на использовании готовых метафор – художественных образов, изобилующих различными описаниями психологических типов личностей, темпераментов и т.п. Поэтому к художественной литературе, используемой на занятиях по психологии, предъявляется ряд требований:
– она должна быть высокохудожественной (и в зависимости от этого может даже быть неклассической, т.е. современной);
– анализируемое произведение должно быть знакомо всем учащимся;
– можно использовать элементы устного народного творчества (в т.ч. анекдоты) и высказывания, афоризмы знаменитостей.
Функции художественного образа в преподавании психологии:
1) введение в проблему (Чебурашка Крокодилу Гене: «Говорят, у Шапокляк скверный характер. А что это значит?»);
2) моделирование сложных психических и психологических закономерностей, которые теперь начинают восприниматься как реальные жизненные факты (сказка «Голый король» – конформизм);
3) иллюстрация той или иной психической реальности с целью ее лучшего понимания, запоминания (фильм «Игры разума» – шизофрения);
4) составление учебной задачи, создание проблемной ситуации (проанализировать тексты и найти общее в факторах, особенностях формирования личности героев; в переживаниях, мировоззренческих позициях авторов);
5) в качестве диагностической методики («Придумайте альтернативные концовки сказки “Красная шапочка”», «Изложите научную теорию о мышлении в доступной для младшего школьника форме, т.е. в виде сказки»).
Виды наглядности в преподавании психологии: предметная, изобразительная и словесная – и их характеристика
Наглядные методы предполагают использование таких средств обучения, для которых характерен образный язык изложения. Благодаря тому, что словесное описание дополняется зрительными, слуховыми и тактильными образами, обеспечивается лучшее понимание и усвоение учебного материала учащимися. Наглядные методы могут использоваться на лекциях в качестве иллюстраций, на лабораторных и практических занятиях в качестве тестового материала. Применяя различные виды наглядности преподаватель психологии учит студентов конкретизировать теоретические знания, находить общее в единичном, конкретном.
Выделяют 3 вида наглядности: предметная, изобразительная, словесная.
Предметная наглядность – это демонстрация реальных предметов, явлений и процессов (в преподавании психологии использование макетов приборов, проведение демонстрационных экспериментов и психологических опытов). При этом главная задача преподавателя – наглядно продемонстрировать определенные психологические феномены и закономерности, изучаемые в курсе психологии с целью их лучшего понимания и запоминания учащимися.
Изобразительная наглядность – это демонстрация на занятиях изображений предметов, явлений, процессов, а также теоретических знаний о них. Существует три вида изобразительной наглядности: художественная, символическая и текстовая.
Художественная наглядность отражает изображаемый объект или ситуацию во всех деталях. К этому виду наглядности относится демонстрация фотографий, картин, рисунков, фильмов (научно-популярные, демонстрирующие классические психологические исследования, и художественные, иллюстрирующие определенные психологические типы людей и их отношений, ситуации для психологического анализа).
Символическая (схематическая) наглядность – это изображения, отражающие существенные признаки, характеристики, связи предметов или явлений.
Словесная наглядность – это описание образов в речевой форме. Используется, когда применение предметной или изобразительной наглядности по тем или иным причинам невозможно: преподаватель наглядно описывает ситуацию психологического эксперимента, приводит примеры из художественных произведений, характеризующие определенные психологические явления и феномены.