Психологические особенности групповых форм работы

Люди меняются независимо от того, получают они психологическую помощь или нет. Невозможно избежать перемен ни в работе, ни в личной жизни, ни в обществе в целом. Слишком интенсивные изменения лишают людей корней, устойчивости. Адаптационные изменения представляют собой более или менее сознательные изменения, через которые проходит личность в ответ на изменение ситуации. У человека имеются две потребности: первая – в росте и изменении, вторая – в уверенности и стабильности. Для того чтобы начались перемены, необходимо, чтобы стабилизирующие силы ослабли, а факторы, требующие обновления, усилились. Во время работы с мотивацией клиента происходит попытка сбалансировать эти силы, пересмотреть свое прежнее поведение, реакции и систему ценностей. В дальнейшем происходит переориентация как на эмоциональном, так и на интеллектуальном уровне, выработка нового типа поведения. Понимание не приводит автоматически к изменениям, меняются представления и эмоции. Понимание необходимо переработать: расширить, углубить и активно осваивать новые формы поведения. Кроме того, недостаточное внимание уделяется периоду стабилизации, когда закрепляются изменения, происшедшие в результате переосмысления целей, ценностей, привычных ролей и форм поведения. Поэтому необходимо дать человеку возможность практического освоения нового опыта [22]. Для достижения этой цели наилучшим образом подходят групповые формы работы. Это достаточно длительный процесс, для проведения которого в полном объеме соответствуют условия специализированного центра социальной адаптации. Но реально задачу психологического сопровождения решают служба занятости и учебные центры: это либо клубные формы работы, либо психологическое сопровождение процесса профессионального переобучения (включение в учебные программы соответствующего учебного модуля). Во многих случаях переход от понимания к действию упрощается при перемене обстановки и встречах с новыми людьми, у которых нет таких ожиданий по отношению к данному человеку, которые были у прежнего окружения. В этих условиях человек не так сильно ограничен своей ролью и может экспериментировать с новыми вариантами поведения. Ситуация профессионального переобучения с этой точки зрения является оптимальной, дающей возможность освоить новые роли и способы поведения без того риска, с которым такой эксперимент сопряжен в реальности. Включение групповых занятий по психологическому сопровождению в учебную программу также способствует восприятию их обучающимися не как помощи (соответственно, и себя как человека, нуждающегося в помощи), а как освоения новых навыков наряду с профессиональными. Все это дает возможность соблюсти такие важнейшие принципы групповой работы, как безопасность, отсутствие конкуренции и возможность накопления положительного опыта. Психологическое сопровождение обучения направлено на формирование навыков саморегуляции и управления своим поведением на всех уровнях: когнитивном (сознательном, мировоззренческом), коммуникативном (поведенческом) – и саморегуляции эмоционального состояния [25]. Работа на когнитивном уровне, на уровне осознания и изменения парадигмы мышления, активизации личности начинается еще до обучения, в период индивидуальных консультаций, и решение о переобучении является одним из результатов выработки новой стратегии поведения. Коммуникативные, поведенческие навыки, повышение компетентности в общении, освоение новых ролей и рисунков поведения, навыки саморегуляции и самопрограммирования могут быть выработаны в ходе занятий по психологическому сопровождению переобучения. Учитывая, что время занятий ограничено учебной программой, следует максимально сочетать теоретический материал с отработкой навыков при выполнении упражнений. Могут быть использованы различные методы и психологические техники, позволяющие получить представление об основных механизмах взаимодействия и управления поведением. Очень важным моментом в поддержании оптимального психического и физического состояния являются занятия по саморегуляции эмоционального состояния. Овладение этими навыками позволяет человеку проявить все знания, умения и опыт, в том числе в общении и управлении своим поведением. Подсаморегуляцией обычно понимают аутогенную тренировку и производные от нее методы. Но это только один из аспектов саморегуляции. Для повышения адаптивности необходимо развитие навыков саморегуляции на всех уровнях: физическом (телесном), эмоциональном,

поведенческом,

ментальном.

Помимо антистрессовых мероприятий, саморегуляция включает:

формирование парадигмы мышления;

развитие навыков позитивного мышления;

формирование навыков эффективного поведения;

повышение коммуникативной компетентности;

развитие уверенности;

выработку ассертивного поведения;

обучение технологии трудоустройства и т. д.

Для активизации личности, успешной адаптации безработного необходимо обучение эффективному воздействию на все уровни регуляции. При этом очень важно, чтобы это было не гетеровоздействие, усиливающее зависимость от окружающих людей и обстоятельств, а собственный процесс. Используемые техники должны быть направлены не изолировано на один из уровней регуляции, а, как правило, на два: физический и эмоциональный, ментальный и поведенческий и т. д. Этой задаче отвечает учебная программа по активизации личности и повышению уровня адаптивности, включающая в себя как теоретический материал (знание основных механизмов поведения и управления им), так и освоение практических навыков саморегуляции и самопрограммирования на всех уровнях. Программа разработана и апробирована отделом психологических исследований Поволжского межрегионального учебного центра и используется в психологическом сопровождении профессионального переобучения. Учебная программа психологического сопровождения обучения безработных включает в себя четыре основных модуля: развитие коммуникативных способностей, правильного восприятия и понимания людей, решения проблем и разрешения конфликтов; активизация личности на рынке труда; система навыков высокоэффективного поведения; активизация и использование внутренних резервов личности путем саморегуляции и самопрограммирования. Темы активизации личности на рынке труда, технологии трудоустройства, делового общения, развития коммуникативных навыков достаточно разработаны в специальной литературе. Методы и формы этой работы хорошо знакомы специалистам и не нуждаются в детальной расшифровке. Также нет нужды останавливаться на таких широко известных методах саморегуляции, как релаксация и аутотренинг. Менее известны экспресс-методы саморегуляции, простые в применении и не требующие специальных условий и времени, и принципы самопрограммирования, которые нацелены на самовоздействие. Они являются основой для самостоятельного составления программ в различных ситуациях, требуют участия специалиста-консультанта в гораздо меньшей степени, чем традиционные методы. В целом клубные формы работы и система психологического сопровождения процесса обучения способствуют формированию активной жизненной позиции личности и оптимизации продуктивности поисковой составляющей трудоустройства. Проведение групповых и индивидуальных занятий пополняет знания по вопросам адаптации к новым рыночным отношениям, технологии поиска работы, самопрограммирования на достижение поставленной цели, формирует новые алгоритмы поведения.

Наши рекомендации