Тема 3. Психические эмоционально-волевые процессы и психические состояния, особенности их проявления в сфере права
Лекции – 4 часа
Семинары – 2 часа
Практические занятия – 6 часов
Содержание темы.Психологические теории эмоций, объясняющие непосредственный, импульсивный механизм регуляции поведения человека в условиях правового поля. Сущность, классификация эмоций и чувств. Особенности настроений. Аффект как юридически значимое эмоциональное состояние. Динамика протекания аффекта, его законы. Сущность психических состояний. Общая характеристика стресса. Понятие стресса. Ганс Селье о стрессе как адаптивном синдроме. Стрессоры: психологические и физизиологические. Фазы стресса. Причины и признаки стресса. Симптомы стресса, проявляющиеся на психологическом уровне. Постоянная раздражительность. Потеря интереса к жизни. Постоянное ожидание неудачи. Страх болезни. Гнев и ярость. Трудности с принятием решения. Страх перед будущим. Чувство недоверия. Факторы, влияющие на характер дезадаптивных реакций.
Когнитивная трансакциональная теория стресса. Преодоление проблемных ситуаций как деятельность личности, направленная на поддержание или сохранение равновесия между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям. Взаимодействие личности и среды через когнитивную оценку и копинг (преодоление). Первичная когнитивная оценка и вторичная. Степень восприятия угрозы, свойства стрессора, психологическая конституция индивида как первичная оценка. Вторичная оценка как процесс выбора механизмов и ресурсов преодоления стресса. Функции стратегии преодоления трудностей: регуляция эмоций и управление проблемами, вызывающими дистресс. Регуляция стратегии разрешения трудных ситуаций посредством применения стратегий на основе личностных и средовых стратегий-ресурсов. Стратегии – ресурсы как психологический фон для преодоления стресса и как способствующие выбору стратегии разрешения трудной ситуации. Личностные стратегии-ресурсы: Я-концепция, «локус-контроля», восприятие социальной поддержки, эмпатия, аффилиация, мораль и другие психологические конструкты личности. Психологические особенности профессиональной деятельности следователя в стрессовых ситуациях. Управление стрессом и его профилактика в деятельности следователя. Модель управления стрессом. Методы саморегуляции психического состояния. Психопрофилактическая информационно-просветительская работа. Психологическое консультирование. Психотерапия. Психологическая саморегуляция. Физиотерапия. Коррекция психического состояния с помощью цветового воздействия. Музыкальное воздействие. Воздействие запахов. Фитотерапия. Гипноз. Рефлексотерапия. Психофармакология. Библиотерапия. Психологический тренинг.
Фрустрация и ее правовая оценка.
Понятие воли. Функции воли. Выбор мотивов и целей. Регуляция побуждения к действиям. Организация психических процессов в систему. Мобилизация физических и психических возможностей при достижении поставленных целей. Теории воли. Волевая регуляция человеческого поведения. Структура волевых действий. Виды волевого действия. Характеристика волевых компонентов правонарушений. Развитие воли у следователей. Взгляд юриспруденции на волевые процессы. «Порок воли»: феномен, признаки, правовая оценка, последствия.
Методические указания. Эмоции и чувства являются механизмом непосредственной, импульсивной регуляции поведения. Непосредственно отражая положительную или отрицательную оценку различных явлений, они активизируют или тормозят действия человека.
Эмоции возникают в результате чувственного отражения значимости явлений. В отличие от мышления эмоции являются не понятийным отражением действительности, а отражением непосредственной связи различных сторон действительности с нашими потребностями, интересами, установками. Характеризуются направленностью, уровнем напряженности; выполняют сигнальную, регулятивную функции и функцию энергетической мобилизации.
Критерии классификации могут быть различными: по направленности, по воздействию на человека, по силе и продолжительности. Нам важно выделить эмоциональные реакции - аффект, фрустрацию, стресс и эмоциональные состояния - эмоции, чувства, настроение - уяснить различия и сущность этих явлений. А также, не менее важно обратить внимание на особенности деятельности и поведения человека в состоянии аффекта, при стрессе, фрустрации.
Аффект (от латинского affectus – душевное волнение, страсть) – это кратковременный эмоциональный процесс взрывного характера, стремительно овладевающий человеком, бурно протекающий, характеризующийся значительными изменениями сознания, частичным снижением волевого контроля.
Аффекты – бурные, кратковременные эмоциональные вспышки, которые захватывают всю личность человека. Аффект не предшествует «процессу» поведения, а как бы сдвинут на его конец. Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект.
По словам Г. Селье, стресс есть неспецифический (т.е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней.
Стресс – особая форма эмоционального переживания, возникающая в экстремальной жизненной ситуации, требующей от человека мобилизации нервно-психических сил. Стресс имеет как положительное (мобилизующее), так и отрицательное (деструктивное) значение. Динамика стресса представляет собой три основные стадии: реакция тревоги, стадия сопротивления, стадия истощения. Интересным представляется и уяснение различных видов стресса и их основных характеристик: физиологический, психологический (информационный и эмоциональный). В правовом отношении особый интерес представляют факты, свидетельствующие о том, что в стрессовом состоянии у человека затруднена оценка силы угрожающего фактора и наблюдается тенденция к завышению этой оценки. В рамках профессиональной деятельности сотрудников ОВД важным становится изучение способов управления стрессом, а также методы его профилактики в деятельности следователя. В частности, существенное место отдается методам саморегуляции психического состояния (аутотренинг, метод психофизиологической релаксации и др.)
Фрустрация - это состояние, возникающее вследствие расстройства планов, крушения надежд, неудачи при преодолении трудностей. Фрустрация переживается как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребности. Фрустрация сопровождается целой гаммой отрицательных состояний, способных дезорганизовать сознание и деятельность человека.
Необходимым условием для возникновения фрустрации является сильная мотивированность к достижению цели. В этой связи основными причинами возникновения фрустрации называют разнообразные помехи на пути к достижению цели, унижение, разочарование и др. Особо важными в правовом значении представляются виды поведения в состоянии фрустрации: генерализованная агрессивность, двигательное возбуждение, отступление, стереотипия, регрессия, апатия, поскольку все они вызывают существенную дезорганизацию психической деятельности.
Воля - это регуляционный процесс, связанный с преодолением внешних и внутренних трудностей при достижении цели. Это составной элемент сложных целенаправленных умышленных актов поведения. Она способствует сознательной регуляции деятельности на основе выработанных понятий, норм, оценок. Наличие воли, волевой регуляции поведения в структуре целенаправленной деятельности человека свидетельствуют об умысле на совершение им тех или иных действий, а в случае противоправного их характера – об умышленной вине содеянного. Особенностями воли являются:
- сознательная целеустремленность;
- связь с мышлением;
- связь с движениями.
Выделяют три вида волевых действий. В структуре простых волевых действий выделяют побуждение и исполнение. В структуре сложных и особо сложных - побуждение, планирование и исполнение. Кроме того, в сложных действиях следует вычленить выбор цели, борьбу мотивов, принятие и выполнение решений, итоговую оценку результата. Необходимо также четко уяснить различие между сложными и особо сложными волевыми действиями.
С правовой точки зрения особо важным становится понятие «порок воли». Это условное понятие, которое означает неполноценность волевой регуляции субъектом принимаемых им решений, своего поведения при отстаивании собственных интересов. Определяется «порок воли» по двум группам критериев: психологические и объективные.
Вопросы к семинару:
1. Основные функции эмоций и чувств.
2. Понятие и характеристика стресса.
3. Понятие и характеристика фрустрации.
4. Понятие и характеристика аффекта.
5. Посттравматические стрессовые состояния и расстройства.
6. Учет эмоциональных состояний при оценке субъективной стороны правоотношений.
6. Воля. Структура волевых действий. Характеристика волевых компонентов правонарушений.
Доклад:«Детектор лжи (полиграф): основные принципы его работы, возможности использования в правоохранительной деятельности».