Организации как объект психологического исследования
История возникновения и современные исследования психологии организаций.
Психология организации зародилась в Др. мире, ее проблемы прослеживались в трудах Аристотеля. Активное развитие происходило в военном деле (А. македонский). Как наука зародилась в 20 – м веке, в работах Гуго Мюненсберга (его книга: «психология и эффективность производства» 1913). Внедрил понятие психологии в бизнес и промышленность. Одним из первых провел исследования в области безопасности труда.
Первые индустриальные психологи занимались исследованием проблем повышения эффективности производства.
Способы повышения эффективности производства:
1. Совершенствование методов отбора и подготовки работников.
2. Оптимальное проектирование трудовой деятельности.
3. Применение оптимальных стратегий организации труда.
Уолтер Скотт проводил исследования в области рекламы, особенности приема на работу, аттестации кадров, в особенности на должности немецких офицеров.
Ф. Тейлор, Френк и Милам Гилберт занимались анализом рабочего времени и движений работника.
К концу 30 – х годов только в Америке функционировало более 100 индустриальных психологов.
Брюс Мур в 1921г защитил первую докторскую работу по индустриальной психологии при университете Корнеги.
В период 2 мировой войны более 12 миллионов военнослужащих прошли военный тест, который в 1940 разработал Ричардсон.
Большое значение в развитие психологии организаций сыграли Хоторнские исследования.
Современная проблематика помимо профессионального отбора, занимается повышением производительности производства, занимается изучением проявления человеческого фактора в тех или иных ситуациях, возникающих в производственном процессе, исследованием проблем мотивации, лидерства, изучает причины таких явлений как употребление алкоголя на рабочем месте и прогулами, влияние организации на личную жизнь человека и др.
Предмет, цели, задачи курса психологии организаций.
Предмет психологии организации – это особенности проявления психики и поведения людей, а так же психологические закономерности развития и функции различных организаций.
Цель курса: развитие профессионального мышления в области организационной психологии.
Задачи: - освоение терминологического аппарата психологии организации;
- получение знаний в сфере методологии и теории психологии ор-ции;
- понимание психологических процессов в организационной деятельности;
- научиться разрабатывать практические рекомендации по усовершенствованию деятельности организации и уметь использовать их на практике организационного консультирования.
- владение практическими навыками в профессиональном отборе и формировании профессиональной культуры.
Связь психологии организаций с другими отраслями науки.
С общей, социальной, психологией управления и труда, инженерной, возрасной и педагогической психологией.
А так же тесная связь с правом, политологией, социологией, менеджментом и культурологией.
Организации как объект психологического исследования.
Организа́ция - представляет собой «совокупность» людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда и распределения обязанностей. Это могут быть государственные учреждения, общественные объединения, научно-производственные объединения, частные предприятия.
Организации создаются для удовлетворения разнообразных потребностей людей в продукции либо услугах и поэтому имеют самое различное назначение, размеры, строение и другие параметры. Такое разнообразие имеет большое значение при рассмотрении организации как объекта управления. Множество целей и задач, стоящих перед организациями разного класса сложности и разной отраслевой принадлежности приводит к тому, что для управления ими требуются специальные знания и искусство, методы и приемы, обеспечивающие эффективную совместную деятельность работников всех структурных подразделений. Любой вид управленческой деятельности связан с управлением людьми, объединенными в рамках предприятия в отделы, подразделения, службы и т.д. Следовательно, управленческая деятельность — это, прежде всего, управление социальными коллективами людей, которые должны рассматриваться как социально управляемые системы.
Каждая организация имеет конкретную систему управления, которая также является объектом исследования. Исследовать систему управления можно только на основе выбранной научной концепции. Прежде всего, необходимо отметить, что концепция «системы» используется как средство для изучения характеристик объекта управления.
Любая организация – это очень сложная система. Сложные системы – это системы, воспринимающие информацию от внешней среды и определенным образом реагирующая на эту информацию.
Изучая систему управления как объект исследования, необходимо выделять требования, предъявляемые к системам управления, по которым можно судить о степени организованности систем:
• детерминированность элементов системы (действие одного элемента системы (отдела организации, например) сказывается на других элементах системы;
• динамичность системы (способность под воздействием внешней среды и внутренних возмущений оставаться некоторое время неизменном качественном состоянии);
• наличие в системе управляющего параметра (элемента) - например, руководитель организации;
• наличие в системе контролирующего параметра – элемент системы постоянно контролирующий состояние, но не оказывающий управляющего воздействия;
• наличие в системе каналов (по крайней мере, одного) обратной связи.