Лекция 2. Происхождение и развитие сознания человека
Краткое содержание лекции. Необходимость возникновения сознания в антропогенезе. Роль трудовой деятельности в формировании сознания. Понятие о высших психических функциях в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского.
В этой лекции мы будем говорить о природе психики человека и путях научного решения этой проблемы.
Необходимость возникновения сознания в антропогенезе. Роль трудовой деятельности в формировании сознания.Антропогенез – развитие человека как биологического вида. История развития человека – это качественно новый этап, отличающийся от предшествующего опыта развития животного мира. Человек в отличие от животных изменяет отношения со средой - он воздействует на среду и видоизменяет ее. Основной механизм этого воздействия заключается в изготовлении орудий труда и в развитии материального производства.
Отличительные особенности трудовой деятельности человека: 1) совместный и орудийный характер; 2) совместные действия требуют совместного знания, то есть, знания того, что действия каждого имеют смысл только тогда, когда они связаны с получением общего конечного результата (осознание своих действий и действий других с точки зрения конечного результата называется сознанием); 3) для согласования своих действий с действиями других людей необходимо средство общения. Этим средством является язык. Благодаря языку стало возможным не только общение людей, но сохранение знаний, передача опыта духовной культуры от поколения к поколению.
Таким образом, в ходе исторического развития в процессе труда как специфического вида человеческой деятельности в неразрывной связи с развитием языка сформировалось сознание.
Сознание— высшая, свойственная только человеку форма психического отражения объективной действительности, опосредствованная общественно-трудовой деятельностью и общением людей между собой посредством языка.
Важнейшими психологическими характеристиками сознания являются:
1) включение в сознание совокупности знаний об окружающем мире (в структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания);
2) обеспечение целеполагающей деятельности человека;
3) включение в состав сознания определенного отношения.
Понятие о высших психических функциях в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского.Одним из первых проблему общественно-исторической обусловленности психики человека стал разрабатывать Л.С. Выготский (1896-1934). Он создал культурно-историческую концепцию развития психики человека,ввел в психологию понятие о высших психических функциях (понятийное мышление, логическая память, произвольное внимание и др.) как о специфически человеческих формах психики.
В книге «История развития высших психических функций» дано развёрнутое изложение культурно-исторической теории развития психики. По Выготскому, необходимо различать низшие и высшие психические функции, и соответственно два плана поведения - натуральный, природный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный, общественно-исторический (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики.[1]
Гипотеза, выдвинутая Выготским, предлагала новое решение проблемы соотношения низших (элементарных) и высших психических функций. Главное различие между ними состоит в уровне произвольности, то есть натуральные психические процессы не поддаются регуляции со стороны человека, а высшими психическими функциями люди могут сознательно управлять. Выготский пришёл к выводу о том, что сознательная регуляция связана с опосредованным характером высших психических функций. Между воздействующим стимулом и реакцией человека (как поведенческой, так и мыслительной) возникает дополнительная связь через опосредующее звено - стимул-средство, или знак.
Отличие знаков от орудий, также опосредующих высшие психические функции, культурное поведение, состоит в том, что орудия направлены «вовне», на преобразование действительности, а знаки «вовнутрь», сначала на преобразование других людей, затем — на управление собственным поведением. Слово — средство произвольного направления внимания, абстрагирования свойств и синтеза их в значение (формирования понятий), произвольного контроля собственных психических операций.
Высшие психические функции, они формируются в ходе социальных взаимодействий, иными словами, высшие психические функции имеют социальную природу.
Остановимся на основных положениях культурно-исторической теории психики человека, или как ее иногда называют, теории общественно-исторического происхождения высших психических функций.
Первые два положения тории Л.С. Выгостского являются общефилософскими предпосылками теории.
Положение первое о том, что на протяжении существования животного мира среда действовала на животное и видоизменяла его; животное приспосабливалось к среде, и это обусловило биологическую эволюцию животного мира. С появлением человека начался процесс противоположного смысла – человек стал воздействовать на природу и видоизменять ее.
Положение второе о том, что механизм этого изменения через использование орудий труда.
Из первых двух положений вытекает третье положение о том, что способность человека к овладению природой не прошла бесследно для человека: он научился овладевать собственной психикой. Человек мог заставить себя запомнить материал, обратить внимание на какой-то предмет, организовать свою умственную деятельность. По мнению Выготского, эти изменения в психике человека выступают одновременно и как следствие измененных отношений с природой и как фактор, который обеспечивает эти изменения. Если жизнедеятельность человека не сводится к приспособлению, а к изменению, то его действия должны иметь произвольный характер, подчиняться заранее спланированным целям и задачам.
Из этого следует четвертое положение о том, что подобно тому, как человек овладевает природой с помощью орудий, так он овладевает собственным поведением тоже с помощью орудий, только орудий особых, психологических.
Что такое «психологические орудия»? Краткий ответ Выготского звучит так: это знаки. Примером могут служить использование разных средств запоминания. Исторические материалы показывают использование у разных народов таких средств для запоминания как: зарубки на дереве разных форм и сочетаний; узелковая знаковая система, когда на веревке завязывалась система узлов и таким образом «записывалась» информация.
Знак в этом случае выступает как средство запоминания и воспроизведения и как психологическое орудие, с помощью которого человек овладевает процессами собственной памяти.
Пятое положение теории Выготского о том, откуда берутся знаки. Выготский говорит, что первоначально, в фило- и онтогенезе психологические орудия выступают во внешней, материальной форме и используются в общении как средства воздействия на другого человека. Со временем человек начинает обращать их на себя, на свою собственную психику. Индивидуальные отношения превращаются в индивидуальные акты самоуправления. При этом психологические орудия из внешней формы переходят во внутреннюю, т.е., становятся умственными операциями.
Приведем пример развития произвольного внимания. Взрослый указательным жестом направляет внимание ребенка. Затем ребенок «берет» этот жест и направляет внимание взрослого. Затем сам направляет свое внимание при помощи этого жеста. Таким образом, в процессе общения произошло рождение средства - знака, и превращение его из внешней формы во внутреннюю, т.е., его интериоризация.
Высшие психические функции социальны по своему происхождению, опосредованы по строению и произвольны по свойствам. Всякая психическая функция в культурном развитии человека возникает в процессе взаимодействия людей друг с другом, взрослого и ребенка, и существует первоначально не в индивидуальном сознании ребенка, а между ребенком и взрослым и только потом переходит во внутренний мир ребенка, становится его собственной функцией.
Закон развития высших психических функций.Л.С.Выготский формулирует закон развития высших психических функций: всякая психическая функция в культурном развитии человека выходит на сцену дважды, в двух планах, сперва – социальном, потом – психологическом; сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем – внутри ребенка как категория интрапсихическая.
В этой формулировке содержится два важных положения:
1. Высшие психические функции человека с самого начала социальны по своему происхождению и по содержанию.
2. Идея интериоризации (о процессе перехода социальных, внешних знаковых функций во внутренние, психические функции). Сначала взрослый воздействует на ребенка с помощью психологических средств (знаков, орудий), побуждая его к действию. Затем ребенок перенимает эти средства от взрослого и воздействует с их помощью на взрослого. Только потом ребенок использует эти средства для самого себя.
Такова история указательного жеста, развития речи, способов рационального запоминания, правил логического мышления способов поведения. Таким образом, овладевая каким-то новым действием, ребенок сначала выполняет его вместе с взрослым и с его помощью, а потом самостоятельно.
Разница между тем, что ребенок может вместе с взрослым (при его показе, руководстве, указаниях) и тем, что доступно ему самому в самостоятельной деятельности, образует зону его ближайшего развития. Это понятие имеет огромное значение для диагностики уровня развития ребенка. При выявлении этого уровня нельзя ограничиваться определением того, что ребенок может в данный момент. Необходимо выяснить, что находится в зоне его ближайшего развития, т.е., то, что он может вместе с взрослым, потому что, то, что он делает сегодня с помощью взрослого, завтра он будет делать сам. Важно знать, когда и в чем эта помощь взрослого необходима ребенку, и не упустить момент, когда ребенку дать возможность действовать самому. Для каждой психической функции существуют сенситивные периоды в развитии человека.