Глава 2. технологическое оснащение курса «основы общей психологии»
Ощущение
Схемы. Хотя в учебниках ощущение определяется как «простейший психический процесс», при дальнейшем его описании обнаруживается сложность и многоплановость феномена как психической реальности. Особенно полно данная тенденция проявляется при проведении классификации и описании закономерностей ощущений. Так, согласно классификации отличаются следующие виды ощущений: 1) экстероцептивные; 2) интероцептивные; 3) проприоцептивные; 4) зрительные; 5) слуховые; 6) обонятельные; 7) осязательные; 8) вкусовые; 9) тактильные; 10) температурные; 11) вибрационные; 12) равновесия и ускорения; 13) болевые; 14) субсенсорные.
Допускается существование других видов ощущений, например, ощущение пространства у слепых людей, «кожное зрение» и т.д. Рядоположенный список ощущений непосредственно не отражает природы (критериев) классификации и функций различных видов ощущений.
Надо связать воедино основные компоненты классификации: критерии, виды и функции ощущений. Чтобы более доступно и наглядно представить классификацию ощущений, можно использовать следующую схему (многократно проверенную в нашем опыте). Схема хотя и насыщенная, но логически обосновывает принцип классификации (см. табл. 2 и 3.).
Таблица 2.
Виды ощущений
Экстероцептивные | Проприоцептивые | Интероцептивные |
Зрительные Слуховые Обонятельные Осязательные (тактильные и температурные) Вкусовые Вибрационные Кинестетические Равновесия и ускорения Болевые | От мышц и связок конечностей, мышц спины и шеи, температурные живота и груди, горла, сердца, печени | От внутренних органов (желудок, кишечник, мочевой пузырь, почки и т.д.) |
Таблица 3.
Классификация ощущений
Критерии классификации | Виды ощущений и их сущность | Функции ощущений |
1. Расположение рецепторов: | ||
а) на поверхности тела | экстероцептивные отражают свойства предметов | Регуляция познавательной деятельности и поведения |
б) во внутренних органах | интероцептивные отражают состояние гомеостаза | Регуляция внутренней среды (химизм крови, голод, жажда) |
в) в мышцах и связках | проприоцептивные дают информацию о положении мышц и движении тела | Основа движений и их регуляция, «настраивание мышц» |
г) внешне-внутренние | температурные, болевые, вкусовые, вибрационные, равновесия и ускорения | Обеспечивают разные формы активности состояния человека |
2. Контакт с раздражителем: | ||
а) дистантные | слуховые, зрительные, обонятельные | Обеспечивают разные формы активности состояния человека |
б) контактные | вкусовые, осязательные (температурные, тактильные) | Обеспечивают разные формы активности состояния человека |
3. Степень осознания | ||
субсенсорные, сенсорные | Регуляция состояний человека | |
4. Стадии филогенеза: | t0 время | ti |
вкусовые, обонятельные, осязательные, слуховые, зрительные |
Опыты. При изложении общих закономерностей ощущения, в частности - продолжительности зрительных ощущений как инерции, проявляющейся в так называемом последействии, полезно провести простой опыт, наглядно демонстрирующий не только сущность парадоксального явления, но и большую практическую значимость ощущений для человека: использования данной закономерности в кино и телевидении. В этом смысле показателен опыт «Птица в клетке».
Технически задача решается так: на противоположных сторонах плотной бумаги или фанерки размером 15х20 см помещаются разные рисунки (птичка и клетка или пчела и цветок и т. д.). Фанерку насаживают на ось небольшой ручной дрели.
Увеличивая скорость вращения оси, можно добиться совмещения двух образов в единый. Опыт убедительно раскрывает роль психологии в создании кинематографа (фи-феномен).
Рис. 4. Опыт «Птичка в клетке»
Восприятие
Схемы
Целостное представление феномена «восприятие» и его свойств возможно при помощи следующей схемы.
Таблица 4
Восприятие и его свойства | ||||||
Восприятие – познавательный психический процесс, в результате которого происходит отражение в сознании человека предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств | ||||||
Предметность | Целостность | |||||
Выражается в отношении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру | Восприятие есть всегда целостный образ предмета | |||||
Структурность | Константность | |||||
Восприятие не является простой суммой ощущений, мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру | Благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине | |||||
Осмысленность | Избирательность | |||||
Восприятие у человека тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета | Проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другим | |||||
Апперцепция | ||||||
Зависимость восприятия от прошлого опыта, запаса знаний и общей направленности личности | ||||||
Опыты
Для более наглядного раскрытия отдельных свойств восприятия, в частности, - апперцепции, избирательности и структурности, - можно продемонстрировать следующие опыты.
Опыт «Двойной шарик»
Покатайте, закрыв глаза, шарик (лучше металлический) перекрещенными указательным и средним пальцами, как показано на рис. 5. Будет казаться, что под пальцами у вас два шарика. Возникновение такой иллюзии объясняется тем, что наружные поверхности двух соседних пальцев, как в нашем случае, практически никогда не касаются одновременно одной поверхности, и поэтому ощущения, идущие от них, не обобщаются, а в данном случае они коснулись шарика и возник образ двух шариков. Это явление апперцепции - зависимости восприятия от опыта, багажа знаний человека - обеспечивает не только избирательность восприятия, но и приводит к иллюзиям.
Рис. 5. Иллюзия Аристотеля (двойной шарик)
Опыт «Двойное изображение»
Рисунок 6 имеет двойное изображение: полуотвернувшаяся молодая женщина и тут же старуха с большим носом и подбородком, спрятанным в воротник. Если в центре увидят ухо, рисунок воспринимается как молодая женщина, если глаз - как старуха.
Воспринимая, мы обычно выделяем один пли несколько объектов, а все остальные становятся фоном. В нашем осмысливании фигуры и фона проявляется еще одно качество восприятия - его избирательность. Испытуемым предлагается ответить на вопрос: «Что изображено на этом рисунке?» Затем можно с этим же вопросом обратиться ко всей аудитории и пронести рисунок (лучше всего на большом листе) по рядам. После этого надо попросить поочередно поднять руки тех, кто увидел на рисунке только девушку, только старуху или обеих одновременно. Как правило, все студенты разделяются соответственно на три группы.
Рис. 6. Двойное изображение (девушка–старуха)
Однако, самое удивительное в этой ситуации – затруднение зрителей, частично воспринявших рисунок, увидеть второе изображение даже при помощи посторонних. Групповое обсуждение итогов восприятия усиливает эффект демонстрации.
Опыт «Структурность восприятия»
Иллюзии восприятия могут возникнуть и как результат такой его закономерности как структурность. Испытуемым показывают рис. 7 и предлагают ответить на вопрос: «Какой отрезок длиннее?».
Рис.7. Структурность восприятия (влияние окружения на восприятие объекта)
Обычно называют два разных по длине отрезка, хотя они равны между собой. Парадокс восприятия объясняется влиянием отдельных элементов-стрелок («ласточкин хвост») ограничивающих или расширяющих положение отрезков.
Память
Схемы
Память выполняет функцию «сцепления» других психологических процессов, что предполагает удержание каждого психического акта для связи с последующими. Без способности к такому «сцеплению» невозможно психическое развитие: человек, по выражению И.М. Сеченова, оставался бы вечно в положении новорожденного [42]. Для иллюстрации данного положения можно воспользоваться схемой, предложенной М.В. Гамезо [15].
Рис.8. Взаимосвязь памяти с когнитивными процессами
Закономерности процесса забывания можно отразить с помощью графика кривой Г. Эббингауза.
Рис. 9. Кривая забывания по Г. Эббингаузу
Опыты
Опыт «Зависимость объема памяти от понимания материала»
Весьма поучителен в плане осознания эффективности психологических рекомендаций в совершенствовании учебной деятельности школьников и студентов простой опыт в теме «Память». Выдвинув положения о влиянии активной мыслительной деятельности (понимание материала, установление логических связей, сравнения и т. д.) на объем и прочность запоминания, можно провести простой опыт: написать на доске ряд цифр в такой последовательности: 1, 4, 9, 1, 6, 2, 5, 3, 6, 4, 9, 6, 4, 8, 1, 1, 0, 0, 1, 2, 1, 1, 4, 4 - и попросить студентов после первого предъявления воспроизвести весь ряд цифр, не глядя на доску. Задача, как правило, оказывается невыполнимой. После этого лектор, не глядя на доску, быстро и безошибочно называет все цифры. Теперь надо объяснить причину «хорошего» запоминания как следствие опоры на скрытую логическую закономерность, имеющую место в данном ряду цифр, которая получается из ряда квадратов чисел от «1» до «12». (После опыта целесообразно назвать основные приемы работы по запоминанию учебного материала, раскрыть роль конспектирования лекций н первоисточников для запоминания).
Опыт «Эффект края»
Показателен опыт по иллюстрации такого широко распространенного явления, как причины забывания под влиянием пограничных раздражителей («эффект края»). Суть опыта сводится к следующему: студенту предлагается запомнить 5 простых слов (например, ночь, лес, небо, дом, мир) и затем сразу же воспроизвести их. Как правило, студент легко справляется с заданием. Затем опыт усложняется за счет введения краевого раздражителя, например, в виде трудного арифметического примера. В этом случае также дается 5 простых слов (например, лом, пень, сом, луг, гора) и после них - пример для устного решения (скажем, 91 - 37). После решения примера студент должен воспроизвести предложенные слова.
Студент или не выполняет задание или выполняет его с большими трудностями.
При анализе опыта можно назвать наиболее часто встречающиеся в школьной практике случаи отрицательного проявления «эффекта края» (насыщенность материала большим числом наглядных пособий и эффектных примеров; аморфный, без четкого плана рассказ учителя, конфликтные ситуации в общении учителя и учащихся на уроке, преждевременные предупреждения в ходе данного урока о сложных контрольных работах на следующем уроке и т. д.).
В заключение следует дать рекомендации по уменьшению «эффекта края» через научно обоснованное составление расписания уроков, четкий план изложения материала с записями «опорных пунктов» на доске и в тетрадях, систему упражнений по закреплению «логических доз», положительный психологический настрой на деятельность; педагогический такт и т. д.
Мышление
Схемы
Мышление – одна из узловых и сложных тем в разделе «Познавательные процессы». В рамках учебника нет возможности дать материал по всем аспектам темы. В этой связи весьма полезно с помощью схем восполнить пробел, в особенности по таким вопросам , как виды мышления и мыслительные операции.
Обычно выделяют виды мышления по форме, и реже по другим основаниям: характеру решаемых задач, степени развернутости и.д. [11]. Наиболее полное представление о видах мышления дает схема «Классификация видов мышления по различным основаниям».
Рис. 10. Классификация видов мышления
Аналогичное положение складывается и с представлением материала о мыслительных операциях, которое воспроизводится с помощью схемы, предложенной М.В. Гамезо [15], несколько модифицированной нами.
Рис. 11. Мыслительные операции
Опыты
Опыт «Связь опыта человека и мышления» («Бусы и молоток»)
Опыт человека иногда не только помогает, но может стать и помехой в решении задач. Предлагается задание: из снизки бус достать одну бусинку, но не разрывать нити.
Рис. 12. Опыт «Бусы и молоток»
Для этого можно воспользоваться только молотком.
Лишь некоторые догадываются освободить бусинку от снизки, разбив ее молотком. Многие же будут искать другие способы, т. к. в их опыте не было еще такого и отойти от известного человеку нелегко.
Опыт «Стереотипность и гибкость мышления»
Вариант 1. Проведите через четыре точки три прямые линии, не отрывая карандаша от бумаги, так, чтобы карандаш возвратился в исходную точку.
На рис. 13 показаны исходные условия решения, на рис 14 – правильное решение.
Рис. 13. Стереотипность мышления
Рис. 14. Решение задачи на стереотипность мышления
Вариант 2. На небольшом листе картона квадратной формы (это можно сделать и на классной доске) есть пять небольших окружностей (рис. 15).
Рис. 15. Опыт «Понимание условий задачи»
Задание: с закрытыми глазами из пяти попыток попасть хотя бы в один из кружков, чтобы считать задание успешно выполненным.
Решение: как правило, большинство, используя все пять попыток, прицельно «бьют» в каждую из пяти окружностей (стандартное мышление).
Другое решение: все пять попыток направлены в один из кругов. Это не противоречит условию задачи и повышает вероятность попадания в 5 раз. Такое решение свидетельствует об умении работать с сюжетом задачи, взглянуть на нее необычно (творческий подход).
Вариант 3. Посмотрите на два примера и скажите, в каком из них допущена ошибка в условии:
3 · 5 + 2 = 17
3 · 5 + 2 = 21
Решение: во втором примере 5 + 2 надо взять в скобки.
Воображение
Схема
Таблица 5.
Общее и отличное между мышлением и воображением
Процессы | Общее | Отличия | |
Мышление | Возникают в проблемной ситуации | Опережающее отражение происходит на основе понятий, позволяет обобщать и опосредовать познание окружающего мира | |
Мотивируются потребностью в определенности жизненных условий | |||
Функционируют на основе опережающего отражения | |||
Воображение | В основе опережающего отражения лежат яркие представления |
Опыты
Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания, оно связано со всей психической жизнью человека. В отличие от других психических процессов воображение играет значительную регуляторную роль как в биологических, так и в душевных явлениях, что отмечал еще З. Фрейд с позиций роли воображения как механизма психологической защиты. С этим связан некий ореол «таинственности и загадочности» воображения, провоцирующий воспринимать воображение с позиций «чуда». Для подтверждения естественнонаучной природы процесса можно использовать следующий опыт.
Опыт «Связь психики и тела человека»
Испытуемому дается задание: закрыв глаза, держать на вытянутой руке груз на нитке, ярко представив себе, что вращает этот груз по часовой стрелке или против нее (см. рис. 16).
Через некоторое время груз действительно начинает вращаться, в чем может убедиться испытуемый, открыв глаза. Это возможно благодаря появлению нервных импульсов, обеспечивающих движение, как только возникает представление о нем.
Рис. 16. Идеомоторный акт
Это так называемые идеомоторные акты, т. е. переход представления о движении мышц в реальное движение. Идеомоторные акты являются непроизвольными, неосознаваемыми и имеют слабо выраженные пространственные характеристики.
Но экстрасенсы способны воспринимать эти едва уловимые движения. Этим и объясняется их способность «читать мысли» других людей.
Внимание
Схемы
Для иллюстрации сущности внимания как психической деятельности, направленной и сосредоточенной на объекте, имеющем личностную значимость для субъекта, весьма эффективна «воронка» Ч. Шеррингтона. Она наиболее зримо отражает основные функции внимания: селективность и устойчивость.
Рис. 17. «Воронка» Ч. Шеррингтона
Стимулы, действующие на субъекта | Стимулы, выбранные субъектом в соответствии с его опытом |
Виды внимания и их сравнительные характеристики целесообразно представить с помощью таблицы (по М.В. Гамезо [15, c.115]).
Таблица 6.
Виды внимания и их сравнительные характеристики | |||
Виды внимания | Условия возникновения | Основные характеристики | Механизмы |
Непроизвольное | Действие сильного, контрастного или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя | Непроизвольность, легкость возникновения и переключения | Ориентировочный рефлекс или доминанта, характеризующая более или менее устойчивый интерес личности |
Произвольное | Постановка (принятие) задачи | Направленность в соответствии с задачей. Требует волевых усилий, утомляет | Ведущая роль 2-й сигнальной системы |
Послепроизволь- Ное | Вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес | Сохраняется целенаправленность, снимается напряжение | Доминанта, характеризующая возникший в процессе данной деятельности интерес |
Опыты
Опыт «Колебание внимания»
Приглашают одного испытуемого и к его уху подносят часы на расстоянии, позволяющем услышать звуки работающего механизма. Дают установку: экспериментатор будет отодвигать часы, при ослаблении их биения необходимо поднять руку вверх (см. рис. 18)
Рис. 18. Колебания внимания
Экспериментатор держит часы на одном и том же расстоянии от испытуемого.
Если он их не видит, то они ему кажутся то приближающимися, то удаляющимися в силу того, что он то более, то менее четко слышит их биение. Поднятием руки испытуемый будет сигнализировать об удалении часов.
Эти колебания сенсорной (чувственной) ясности связаны с утомлением и адаптацией органов чувств.
Опыт «Распределяемость и переключаемость внимания»
Испытуемому предлагается черно - красная таблица. На черно-белом рисунке, соответственно, вместо красных «белые» числа (см. рис. 19). Сначала (1-я серия) он должен показать на таблице черные числа (на рисунке даны жирным шрифтом) от 1 до 25 в возрастающем порядке.
Потом (2-я серия) испытуемый должен показать красные числа (на рисунке даны обычным шрифтом) в убывающем порядке (от 24 до 1). И, наконец, задание усложняется (3-я серия): предлагается показывать попеременно черные числа в возрастающем порядке, а красные в убывающем (1-24, 2-23 и т. д.).
Отмечается время, затраченное на каждую серию. Здесь многое зависит от индивидуальности, но проявляется важная особенность внимания - оказывается, суммарное время первых двух серий будет меньше, чем время, затраченное на третью серию.
Это связано с распределением и переключением внимания при одновременном выполнение двух разных заданий.
Рис. 19. «Черно-красная» таблица