Специальные способности и профессиональная пригодность к спортивной деятельности
.
Способности — это возможность достижения высокого уровня мастерства в том или ином деле. Различают общие и специальные способности. Общие способности необходимы для широкого круга занятий. К общим способностям относятся такие качества, как трудолюбие, внимательность, сообразительность, целеустремленность. Эти качества важны во всех профессиях и видах деятельности. Специальные способности — это качества, обеспечивающие успех в узком круге видов деятельности. К таким, например, относится зрительная память, понимание людей, хорошо развитая чувствительность рук.
Успешная работа по любой профессии и специальности возможна только при сочетании общих и специальных способностей.
Способности проявляются только в деятельности, причем в той, с которой связаны, т. е. деятельность не может успешно осуществляться без наличия этих способностей. Так, нельзя, например, говорить, что у человека нет музыкальных способностей, если он никогда не пробовал играть ни на одном музыкальном инструменте или петь. Значит, чтобы выявить свои способности, надо действовать.
Способности человека не являются врожденными. Ребенок рождается не с готовыми способностями, а с задатками, т. е. с определенными физиологическими особенностями строения мозга, органов чувств и движения. Они-то и выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Однако задатки многозначны и поэтому никогда не предопределяют прямо развитие конкретных способностей. На основании одних и тех же задатков могут возникнуть различные способности в зависимости от требований деятельности, которой занимается человек. Проявляясь в конкретной деятельности, способности в ней же развиваются и формируются. Вспомните известное изречение: нельзя научиться плавать, стоя на берегу реки. Систематические занятия учащегося, например, электротехникой могут развить его технические способности, в результате он будет быстрее и лучше других разбираться в чертежах и схемах, сложных приборах и машинах. Упорные тренировки могут развить, казалось бы, на первый взгляд слабые способности спортсмена. Показательна в этом отношении биография Елены Мухиной, чемпионки СССР и мира по спортивной гимнастике. В детстве тренер считал ее неперспективной и даже отчислил из секции.
Каждому человеку свойственны определенные способности. По тому, насколько они соответствуют требованиям, предъявляемым конкретной профессией к человеку, обычно и судят о его профессиональной пригодности.
О непригодности человека к определенному труду можно говорить в том случае, если у него имеются отклонения в состоянии здоровья, которые будут усугубляться в процессе этой деятельности или мешать ее выполнению. Поэтому для того, чтобы не совершить ошибки при выборе профессии, всем, кто стоит на пороге самоопределения, необходимо предварительно проконсультироваться с врачом.
Противопоказания могут быть не только медицинские. Существует широкий спектр специальностей и профессий, для которых важно иметь специальные способности, причем отсутствие их невозможно компенсировать. К таким профессиям относятся музыкальные, художественные, литературно-сценические и целый ряд других.
Высший уровень профессиональной пригодности (в том случае, когда речь идет о правильном выборе профессии) подразумевает наличие у человека явных признаков определенных качеств, необходимых для избираемой деятельности. Тогда говорят о призвании.
Часто случается так, что у выбирающего ту или иную профессию нет явных противопоказаний к ней, но нет и качеств, уровень развития которых свидетельствовал бы о призвании. Такой человек может выбрать эту профессию, и не исключено, что сможет в дальнейшем успешно трудиться. Правда, успех будет зависеть от активности в овладении профессией и дальнейшей трудовой деятельности.
Бывает и так, что человек обладает ярко выраженными качествами, которые соответствуют требованиям целой группы профессий. Какую из них выбрать, подскажут интересы и склонности (о том, что это такое и как их определять, вы узнаете дальше).
В том случае, если у человека нет необходимых для избираемой деятельности способностей, он может пойти по одному из двух путей: либо отказаться от своего выбора и переключиться на что-либо другое, близкое, либо вспомнить о замечательном свойстве психики человека — компенсации.
Компенсация способностей — это возмещение недостающих или плохо развитых качеств за счет более ярко выраженных личных качеств. Например, медлительность во многих случаях можно компенсировать предусмотрительностью и тщательностью; плохую память — систематичным ведением записей, использованием картотеки и т. д.
Профессиональная пригодность — формируемое качество и во многом находится в руках самого человека. Из литературных источников известны примеры того, как люди преодолевали свои недостатки. Так, физически слабый, малорослый А. В. Суворов смог стать выдающимся полководцем, а страдающий заиканием Цицерон — знаменитым оратором. Поэтому важно заниматься самовоспитанием.
Изменчивость профпригодности обусловливается изменчивостью не только качеств человека, но и самой деятельностью, научно-техническим прогрессом. Например, изменяются орудия труда, соответственно изменяются и требования профессии к человеку.
Каждому выбирающему профессию важно попробовать себя в разнообразных видах деятельности и научиться выявлять и развивать свои способности. Как это сделать, будет рассказано дальше.