Исследование свойств нервной системы у спортсменов

Темперамент и свойства нервной системы определяют динамику психических процессов и в целом спортивной деятельности, что сказывается на ее результативности. В практике работы тренера наиболее удобно использовать внелабораторные методы исследования.

Одно из основных требований исследования свойств нервной системы—совпадение диагноза по двум или нескольким методикам. Другое немаловажное требо­вание—диагнозы испытуемых по каждому свойству должны основываться не только на статистических критериях, но прежде всего на соответствующих физи­ологических закономерностях.

Нередко наряду с лабораторными методами иссле­дования свойств типа нервной системы используются и внелабораторные — наблюдение за «жизненными проявлениями» свойств нервной системы и опросник. Эти методы не могут быть использованы в качестве основных, а выполняют служебную роль, дополняя диагноз, сделанный на основе экспериментальных испытаний. Они относительно просты и доступны для тренера, врача, руководителя команды.

Цель ‑выявить степень выраженности свойств нервной системы.

Методика 1. Наблюдение за «жизненными проявлениями» свойств нервной системы.

Суть данного метода заключается в том, что тренер (преподаватель) наблюдает за проявлениями данных свойств в разнообразных условиях естественной деятельности своих воспитанников (учебно-тренировочные занятия, соревнования и т. п.) и соответствующим образом оценивает проявления каждого свойства по ряду показателей. Для более подробного анализа целесообразно провести 3-4 наблюдения в различных ситуациях. Степень выраженности каждого свойства удобно оценивать по пятибалльной системе (в 5 баллов оценивается высшая степень проявления данного свойства, в 1 балл — самая низкая). Эти показатели по каждому свойству следующие.

Текст методики

1. Показатели силы нервной системы со стороны возбуждения:

1. Сохраняет бодрость и уверенность в трудных и ответственных обстоятельствах (например, во время экзаменов, контрольных стартов, причем вне зависимости от степени подготовленности к ним).

2. Сохраняет высокую работоспособность в течение многочасовой тренировки.

3. Не отвлекается на действие посторонних раздражителей во время учебно-тренировочных занятий и подготовки к старту.

4. Способен многократно повторять сложное и опасное упражнение.

5. Проявляет настойчивость и целеустремленность в овладении трудновыполнимыми упражнениями.

6. Существенным образом не снижает качества выполнения упражнения, если вначале его была допуще­на ошибка.

7. На соревнованиях добивается более высоких результатов, чем на тренировках.

8. Не отказывается от изучения особо сложного или вызывающего страх упражнения.

9. Проявляет смелость в разнообразных и непри­вычных условиях деятельности.

10. Не прекращает спортивной борьбы в случае временной неудачи.

11. Склонен к проявлению перед стартом состояния «боевой готовности».

12. Имеет, как правило, стабильные соревновательные результаты.

13. К концу тренировочного занятия качества выполнения упражнений не снижает.

14. Неудачи воспринимает как стимул к последующим действиям.

15. Активно стремится к участию в соревнованиях с сильным соперником, обычно положительно оценивая свою готовность к ним.

2. Показатели силы нервной системы со стороны торможения:

1. Обладает равномерностью в динамике деятель­ности и настроении.

2. В ситуации ожидания собран и спокоен.

3. Терпелив и настойчив в многократном выполне­нии трудных упражнений и заданий.

4. Способен «укрощать» неадекватные или невы­полнимые влечения и желания.

5. Не проявляет внешне признаков сильного вол­нения перед соревнованием или ответственным за­данием.

6. Способен быстро сосредоточиться на выполнении предстоящего упражнения или задания.

7. Спокойно, без внешних признаков нетерпения пе­реносит вынужденную задержку начала выполнения упражнения, задания или старта в соревнованиях.

8. Спокоен и сдержан в разнообразных ситуациях (удача, неудача, неинтересная работа и т. п.).

9. Не допускает раздражительности (срывов) в об­щении с товарищами и тренером перед соревновани­ями.

10. Способен к быстрым и интенсивным усилиям в области волевой задержки (например, быстро успоко­ится по требованию тренера или учителя).

11. Не нарушает обычного режима в дни ответст­венных соревнований, экзаменов.

12. Способен гасить в сознании посторонние момен­ты и воспоминания о предыдущей деятельности.

13. Обладает сдержанностью и уравновешенностью в поведении и речи при неожиданном объявлении учас­тия в предстоящем соревновании.

14. Тщательно и неторопливо проводит разминку.

15. Обладает ровной, плавной речью, четкостью мысли и точностью выражений.

3. Показатели подвижности нервных процессов:

1. Способен быстро и легко переходить от одного вида деятельности к другому.

2. Способен быстро и легко выработать и переделать навыки, привычки.

3. Обладает лучшей (более высокой) работоспособ­ностью при выполнении быстрых динамических движений, при смене условий деятельности н заданий.

4. Не склонен долго задерживаться на отработке отдельных компонентов целостного упражнения.

5. В разминке индивидуального характера отдает предпочтение скоростным и скоростно-силовым упраж­нениям.

6. Без особого интереса выполняет статические упражнения и задания, требующие кропотливой работы по отработке техники.

7. Склонен к заметному внешнему проявлению эмо­циональных переживаний (положительных и отрицательных) .

8. Имеет быструю, порой торопливую речь.

9. Быстро сходится с людьми (товарищами по команде, тренером).

10. Быстро привыкает к характеру работы нового тренера.

11. Быстро привыкает к новым условиям деятель­ности.

12. К выполнению упражнений и заданий приступа­ет сразу, без «раскачки», быстро втягивается в работу.

13. Легко и непринужденно чувствует себя в кругу малознакомых людей.

14. Способен на успешное выполнение упражнения без тщательной предварительной разминки.

15. Отличается богатством и разнообразием мимики, сопровождающей речь.

Бланк для ответов.

в 5 баллов оценивается высшая степень проявления данного свойства,

в 1 балл — самая низкая

1. Сила по возбуждению   2. Сила по торможению   3. Подвижность нервных процессов
1. 1 2 3 4 5   1. 1 2 3 4 5   1. 1 2 3 4 5
2. 1 2 3 4 5   2. 1 2 3 4 5   2. 1 2 3 4 5
3. 1 2 3 4 5   3. 1 2 3 4 5   3. 1 2 3 4 5
4. 1 2 3 4 5   4. 1 2 3 4 5   4. 1 2 3 4 5
5. 1 2 3 4 5   5. 1 2 3 4 5   5. 1 2 3 4 5
6. 1 2 3 4 5   6. 1 2 3 4 5   6. 1 2 3 4 5
7. 1 2 3 4 5   7. 1 2 3 4 5   7. 1 2 3 4 5
8. 1 2 3 4 5   8. 1 2 3 4 5   8. 1 2 3 4 5
9. 1 2 3 4 5   9. 1 2 3 4 5   9. 1 2 3 4 5
10. 1 2 3 4 5   10. 1 2 3 4 5   10. 1 2 3 4 5
11. 1 2 3 4 5   11. 1 2 3 4 5   11. 1 2 3 4 5
12. 1 2 3 4 5   12. 1 2 3 4 5   12. 1 2 3 4 5
13. 1 2 3 4 5   13. 1 2 3 4 5   13. 1 2 3 4 5
14. 1 2 3 4 5   14. 1 2 3 4 5   14. 1 2 3 4 5
15. 1 2 3 4 5   15. 1 2 3 4 5   15. 1 2 3 4 5

Обработка результатов:

Суждение о степени выраженности каждого свойства производится путем суммирования оценок по всем показателям. Таким образом, максимальная оценка по каждому свойству 75 баллов, минимальная — 15 баллов.

Диагноз:сумма 40 баллов и выше по каждому свойству расценивается как достаточно выраженное проявление данного свойства, т. е. спортсмен отлича­ется силой, уравновешенностью и подвижностью нервных процессов; сумма менее 40 баллов расценивается как слабая выраженность его, т. е. спортсмен отлича­ется слабостью, неуравновешенностью (с преобладанием возбуждения), инертностью нервных процессов. В результате исследования по внешним проявлениям можно сделать вывод о преобладающем типе темперамента наблюдаемого спортсмена.

Наши рекомендации