Исследование свойств нервной системы у спортсменов
Темперамент и свойства нервной системы определяют динамику психических процессов и в целом спортивной деятельности, что сказывается на ее результативности. В практике работы тренера наиболее удобно использовать внелабораторные методы исследования.
Одно из основных требований исследования свойств нервной системы—совпадение диагноза по двум или нескольким методикам. Другое немаловажное требование—диагнозы испытуемых по каждому свойству должны основываться не только на статистических критериях, но прежде всего на соответствующих физиологических закономерностях.
Нередко наряду с лабораторными методами исследования свойств типа нервной системы используются и внелабораторные — наблюдение за «жизненными проявлениями» свойств нервной системы и опросник. Эти методы не могут быть использованы в качестве основных, а выполняют служебную роль, дополняя диагноз, сделанный на основе экспериментальных испытаний. Они относительно просты и доступны для тренера, врача, руководителя команды.
Цель ‑выявить степень выраженности свойств нервной системы.
Методика 1. Наблюдение за «жизненными проявлениями» свойств нервной системы.
Суть данного метода заключается в том, что тренер (преподаватель) наблюдает за проявлениями данных свойств в разнообразных условиях естественной деятельности своих воспитанников (учебно-тренировочные занятия, соревнования и т. п.) и соответствующим образом оценивает проявления каждого свойства по ряду показателей. Для более подробного анализа целесообразно провести 3-4 наблюдения в различных ситуациях. Степень выраженности каждого свойства удобно оценивать по пятибалльной системе (в 5 баллов оценивается высшая степень проявления данного свойства, в 1 балл — самая низкая). Эти показатели по каждому свойству следующие.
Текст методики
1. Показатели силы нервной системы со стороны возбуждения:
1. Сохраняет бодрость и уверенность в трудных и ответственных обстоятельствах (например, во время экзаменов, контрольных стартов, причем вне зависимости от степени подготовленности к ним).
2. Сохраняет высокую работоспособность в течение многочасовой тренировки.
3. Не отвлекается на действие посторонних раздражителей во время учебно-тренировочных занятий и подготовки к старту.
4. Способен многократно повторять сложное и опасное упражнение.
5. Проявляет настойчивость и целеустремленность в овладении трудновыполнимыми упражнениями.
6. Существенным образом не снижает качества выполнения упражнения, если вначале его была допущена ошибка.
7. На соревнованиях добивается более высоких результатов, чем на тренировках.
8. Не отказывается от изучения особо сложного или вызывающего страх упражнения.
9. Проявляет смелость в разнообразных и непривычных условиях деятельности.
10. Не прекращает спортивной борьбы в случае временной неудачи.
11. Склонен к проявлению перед стартом состояния «боевой готовности».
12. Имеет, как правило, стабильные соревновательные результаты.
13. К концу тренировочного занятия качества выполнения упражнений не снижает.
14. Неудачи воспринимает как стимул к последующим действиям.
15. Активно стремится к участию в соревнованиях с сильным соперником, обычно положительно оценивая свою готовность к ним.
2. Показатели силы нервной системы со стороны торможения:
1. Обладает равномерностью в динамике деятельности и настроении.
2. В ситуации ожидания собран и спокоен.
3. Терпелив и настойчив в многократном выполнении трудных упражнений и заданий.
4. Способен «укрощать» неадекватные или невыполнимые влечения и желания.
5. Не проявляет внешне признаков сильного волнения перед соревнованием или ответственным заданием.
6. Способен быстро сосредоточиться на выполнении предстоящего упражнения или задания.
7. Спокойно, без внешних признаков нетерпения переносит вынужденную задержку начала выполнения упражнения, задания или старта в соревнованиях.
8. Спокоен и сдержан в разнообразных ситуациях (удача, неудача, неинтересная работа и т. п.).
9. Не допускает раздражительности (срывов) в общении с товарищами и тренером перед соревнованиями.
10. Способен к быстрым и интенсивным усилиям в области волевой задержки (например, быстро успокоится по требованию тренера или учителя).
11. Не нарушает обычного режима в дни ответственных соревнований, экзаменов.
12. Способен гасить в сознании посторонние моменты и воспоминания о предыдущей деятельности.
13. Обладает сдержанностью и уравновешенностью в поведении и речи при неожиданном объявлении участия в предстоящем соревновании.
14. Тщательно и неторопливо проводит разминку.
15. Обладает ровной, плавной речью, четкостью мысли и точностью выражений.
3. Показатели подвижности нервных процессов:
1. Способен быстро и легко переходить от одного вида деятельности к другому.
2. Способен быстро и легко выработать и переделать навыки, привычки.
3. Обладает лучшей (более высокой) работоспособностью при выполнении быстрых динамических движений, при смене условий деятельности н заданий.
4. Не склонен долго задерживаться на отработке отдельных компонентов целостного упражнения.
5. В разминке индивидуального характера отдает предпочтение скоростным и скоростно-силовым упражнениям.
6. Без особого интереса выполняет статические упражнения и задания, требующие кропотливой работы по отработке техники.
7. Склонен к заметному внешнему проявлению эмоциональных переживаний (положительных и отрицательных) .
8. Имеет быструю, порой торопливую речь.
9. Быстро сходится с людьми (товарищами по команде, тренером).
10. Быстро привыкает к характеру работы нового тренера.
11. Быстро привыкает к новым условиям деятельности.
12. К выполнению упражнений и заданий приступает сразу, без «раскачки», быстро втягивается в работу.
13. Легко и непринужденно чувствует себя в кругу малознакомых людей.
14. Способен на успешное выполнение упражнения без тщательной предварительной разминки.
15. Отличается богатством и разнообразием мимики, сопровождающей речь.
Бланк для ответов.
в 5 баллов оценивается высшая степень проявления данного свойства,
в 1 балл — самая низкая
1. Сила по возбуждению | 2. Сила по торможению | 3. Подвижность нервных процессов | |||||
1. | 1 2 3 4 5 | 1. | 1 2 3 4 5 | 1. | 1 2 3 4 5 | ||
2. | 1 2 3 4 5 | 2. | 1 2 3 4 5 | 2. | 1 2 3 4 5 | ||
3. | 1 2 3 4 5 | 3. | 1 2 3 4 5 | 3. | 1 2 3 4 5 | ||
4. | 1 2 3 4 5 | 4. | 1 2 3 4 5 | 4. | 1 2 3 4 5 | ||
5. | 1 2 3 4 5 | 5. | 1 2 3 4 5 | 5. | 1 2 3 4 5 | ||
6. | 1 2 3 4 5 | 6. | 1 2 3 4 5 | 6. | 1 2 3 4 5 | ||
7. | 1 2 3 4 5 | 7. | 1 2 3 4 5 | 7. | 1 2 3 4 5 | ||
8. | 1 2 3 4 5 | 8. | 1 2 3 4 5 | 8. | 1 2 3 4 5 | ||
9. | 1 2 3 4 5 | 9. | 1 2 3 4 5 | 9. | 1 2 3 4 5 | ||
10. | 1 2 3 4 5 | 10. | 1 2 3 4 5 | 10. | 1 2 3 4 5 | ||
11. | 1 2 3 4 5 | 11. | 1 2 3 4 5 | 11. | 1 2 3 4 5 | ||
12. | 1 2 3 4 5 | 12. | 1 2 3 4 5 | 12. | 1 2 3 4 5 | ||
13. | 1 2 3 4 5 | 13. | 1 2 3 4 5 | 13. | 1 2 3 4 5 | ||
14. | 1 2 3 4 5 | 14. | 1 2 3 4 5 | 14. | 1 2 3 4 5 | ||
15. | 1 2 3 4 5 | 15. | 1 2 3 4 5 | 15. | 1 2 3 4 5 |
Обработка результатов:
Суждение о степени выраженности каждого свойства производится путем суммирования оценок по всем показателям. Таким образом, максимальная оценка по каждому свойству 75 баллов, минимальная — 15 баллов.
Диагноз:сумма 40 баллов и выше по каждому свойству расценивается как достаточно выраженное проявление данного свойства, т. е. спортсмен отличается силой, уравновешенностью и подвижностью нервных процессов; сумма менее 40 баллов расценивается как слабая выраженность его, т. е. спортсмен отличается слабостью, неуравновешенностью (с преобладанием возбуждения), инертностью нервных процессов. В результате исследования по внешним проявлениям можно сделать вывод о преобладающем типе темперамента наблюдаемого спортсмена.