Методы исследования в психологии. Метод – это способ научного познания какой-либо реальности
Метод – это способ научного познания какой-либо реальности. Научный метод представляет собой совокупность приемов и операций, которые осуществляет исследователь при изучении кого-либо объекта.
I. Классификация методов современной психологии по целям и задачам исследования на разных его этапах.
1. Организационные методы.
- сравнительный метод – сопоставление групп испытуемых с целью найти сходство и различие между ними.
- сравнительно-возрастной метод – сопоставление отдельных особенностей людей с целью выявления динамики изучаемого психического процесса по возрастам.
- лонгитюдный метод – многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении достаточно длительного отрезка времени, измеряемого иногда десятками лет.
- комплексный подход – предполагает участие представителей разных наук: выявляет связи и зависимости между явлениями разного рода (физиологи и психологи, педагоги и др.).
2. Эмпирические методы (от греч. Empeiria – опыт) – методы сбора психологических фактов.
- наблюдение
- самонаблюдение
- экспериментальные методы
- психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, интервью, беседы, социометрический метод)
- анализ процессов и продуктов деятельности
- биографические методы.
3. Методы обработки данных: количественный (статистический) и качественный (описание типичных случаев и исключений, дифференциация материала и пр.).
4. Интерпретационные методы.
- генетический метод (анализ по принципу историзма изучения психических факторов) – интерпретация обработанного материала в характеристиках развития с выделением фаз, стадий и пр. Он устанавливает “вертикальные” генетические связи между уровнями развития.
- структурный метод – устанавливает “горизонтальные” связи между изученными характеристиками личности.
II. Классификация по критерию субъективности - объективности.
Выбор метода исследования зависит, с одной стороны, от методологической ориентации исследователя, а с другой – от задач, которые ставятся в исследовании.
1. Объективные методы. Это методы, результаты, которых не зависят от личности исследователя или зависят в малой степени.
1.1. Внешнее наблюдение – это целенаправленное и систематическое восприятие поведения объекта с целью его последующего анализа и объяснения, может быть сплошным и выборочным. Проводится на основе исследовательской программы, должно быть систематическим и полным.
1.2. Эксперимент (основной метод объяснительной психологии). Эксперимент – это способ получения информации о количественном и качественном изменении поведения объекта в результате воздействия на него контролируемых исследователем факторов.
Эксперимент – основан на манипуляции независимыми переменными (условия), влияющими на зависимую (поведение, состояние и пр.). По характеру экспериментальной ситуации различают лабораторный и естественный (психолого-педагогический) эксперименты. В зависимости от степени вмешательства экспериментатора их делят на: констатирующий, цель которого установить закономерности; формирующий, предполагающий использование закономерностей для достижения целесообразных результатов.
1.3. Тестирование – метод изучения психологических свойств и состояний личности с помощью тестов.
Тест – это стандартизированные задания, требующие ответа, решения или описания. Стандартизированные задания можно обработать методами математической статистики. Результаты можно сравнивать с нормой, между группами испытуемых по возрасту, полу и т.п.
Тестирование используют для:
1) профессиональной ориентации и профессионального отбора;
2) изучения уровня усвоения знаний;
3) оказания психологической помощи;
4) изучения уровня индивидуального развития.
По предназначению выделяют тесты достижений, тесты способностей, интеллекта и пр.
1.4. Метод опроса – получение от испытуемых необходимой информации на заранее подготовленные вопросы.
1.4.1. В зависимости от формы контакта с испытуемым выделяют: беседы, интервью, анкетирование.
1.4.2. В зависимости от носителя информации: 1) экспертный опрос – опрашиваются только эксперты; 2) массовый.
1.4.3. В зависимости от широты охвата: 1) выборочный; 2) сплошной.
1.5. Анализ результатов деятельности – исследование продуктов человеческой деятельности. Позволяет определить индивидуально-психологические особенности субъектов деятельности. Основан на принципе взаимосвязи внутренних психических процессов и внешних - поведения и деятельности. Объектами анализа могут быть сочинения, рисунки, поведение в заданной ситуации и пр.
Разновидности:
- контент-анализ – определение психологических особенностей автора текста по наиболее часто используемым смысловым выражениям.
- графология – определение характера человека по почерку.
Результаты, полученные с помощью объективных методов, обрабатываются с помощью методов математической статистики.
II. Описательные методы – ориентированы на качественный анализ, они в большей степени зависят от личности исследователя (их еще называют субъективными).
Методы самонаблюдения, самоотчета и включенное наблюдение.
Эмпатическое слушание – проникновение во внутренний мир другого человека через активное слушанье и сопереживание человеку в процессе беседы (Роджерс).
Идентификация – познание другого через образное отождествление себя с ним.
Диалогическая беседа – познание другого как равноправного субъекта диалога.
Биографический метод – изучение психологических особенностей человека в процессе анализа истории его жизни.
Интуиция – неосознанное постижение мира другого человека.
Познание по аналогии – внутренний мир другого через сопоставление его переживаний со своими.
Герменевтика – истолкование сложных для понимания текстов, требующих внутреннего постижения их скрытого смысла.
Описательные методы дополняют и обогащают объективные методы.
Методы психологической помощи: групповые, индивидуальные, семейные. Они реализуются в различных направлениях психотерапии и психологической помощи (психологическое консультирование, психологической коррекции, психологической реабилитации).
Межпредметные связи
1. Психология и история
Исторический анализ развития человека и общества, материальной и духовной культуры является источником понимания отношений современного человека к миру, другим людям, ценностям и пр.
Союз психологии и истории может быть внутренним и внешним.
Внешний - предполагает, что каждая область обращается к другой для решения собственных проблем с целью использования ее данных. Так историка может заинтересовать психологическая характеристика людей, живущих в определенную эпоху. Психолог может обратиться к истории, рассматривая психологию людей как исторический факт. Внутренний – когда представителю одной науки необходимо воспользоваться методами и приемами другой. Например, история может воспользоваться психологическим методам, чтобы изучить личность какого-нибудь исторического персонажа. Психология от истории может применить метод исторического анализа.
Более глубокий синтез истории и психологии - создание общей научной теории. Например, теория культурно-исторического развития высших психических функций.
Установлена и доказана определенная зависимость между диктаторскими режимами в разных странах в различные времена и психологическими особенностями людей, живущих в условиях этих режимов.
2. Психология и философия
Обе зародились и начали развиваться почти одновременно, психология вышла из философии. Многие проблемы психологии такие, как личностный смысл, цель жизни, мировоззрение является общими для психологии и философии.
В самой психологии много вопросов, решить которые экспериментально невозможно. Это проблемы сущности и происхождения человеческого сознания, природы высших форм человеческого мышления, влияния личности на общество, методологические проблемы психологии и др.
Многие работы психологов занимают промежуточное значение между психологией и философией. Например, К. Роджерс и В. Франкл – о писке и утрате смысла жизни.
3. Психология и социология
Разрабатывают проблемы общества и личности, социальных групп, межгрупповых отношений, социализации, социальных установок. Заимствуют методы исследования.
Разрабатывают теории на стыке дисциплин: теория социального научения и пр.
4. Психология и педагогика
Имеют много смежных задач и проблем исследования обучения, воспитания.
Задачи: разработка методов и приемов обучения, обеспечение широкого поиска новых путей воспитания и обучения.
Исследование качеств мышления и развития таких способностей, которые позволили бы человеку не отставать от научно-технического прогресса, так как информация быстро устаревает.