Теория личностных конструктов Д. Келли
Психология личностных конструктов американского психолога Джоржа Александера Келли (1905–1967) является одним из наиболее оригинальных и плодотворных образов личности. Это яркое выражение когнитивного подхода к личности. Она лучше обоснована и доказана, нежели многие психодинамические системы, в том числе психоаналитическая. Однако ее судьба еще раз подтвердила положение о том, что популярность обретает не все наиболее ценное.
Центральным в теории Келли является понятие личного конструкта. Это понятие несет в себе идею о том, что люди в процессе познания конструируют события, предвосхищая их на основании своего опыта. Конструирование – это интерпретация объективных внешних обстоятельств. Всякий опыт пропускается через цветные очки личных конструктов. В теории Келли индивид, занимая центральное положение, выступает в качестве активного конструктора своего мира. Задача психологии – изучить, как люди конструируют представление о мире и о самих себе.
Келли отверг представление о человеческой личности как о фиксированной сущности, которая обусловливает то, что способен делать индивид, устанавливая границы его возможностей. Он придерживался противоположной позиции: то, что человек делает, определяет то, что он собой являет.
Методологической основой теории личности Келли служит разработанный им так называемый конструктивный альтернативизм, который явился противовесом позитивизму – доминирующей доктрине современной философии науки. Конструктивный альтернативизим – понятие Келли, согласно которому ни одна точка зрения или интерпретация событий не является единственно верной, поскольку никто не может иметь доступа к реальности или истине, не сконструировав их каким-то образом. Новая методология Келли подчеркивает ограниченность естественнонаучного подхода к изучению человека с его духовной, социальной, непредметной природой.
Методология конструктивного альтернативизма родилась в результате объединения двух “...простых идей, а именно, что нам, возможно, удалось бы лучше понять человека, если бы мы смотрели на него в перспективе столетий, а не судили о нем в мерцающем свете мимолетных мгновений; и что каждому человеку присуща своя, личная манера созерцать и обдумывать течение событий, по которому, как обнаруживается, его так быстро несет. Быть может, в этом взаимодействии долговечного и преходящего мы откроем какие-то более обнадеживающие способы, которыми каждый отдельный человек способен перестроить свою жизнь”.
Согласно идее конструктивного альтернативизма, человек получает доступ к реальности посредством ее конструирования, то есть индивидуально своеобразной интерпретации событий. Для этого он использует свои личные конструкты, одни из которых выполняют эту задачу более эффективно, чем другие. Поскольку конструкты индивидуальны, существуют различные интерпретации одного и того же события, и никто не обладает монополией на истину. Все интерпретации могут и должны подвергаться пересмотру. Трезвый подход требует осторожности и непредубежденности при оценке любых точек зрения и теорий, которых придерживаются окружающие. Келли утверждал, что нет такой вещи в мире, относительно которой “не может быть двух мнений”. Даже такие события, как рождение ребенка, смерть, повышение по службе, которые, вроде бы, трактуются всеми людьми однозначно, подчиняются принципу конструктивного альтернативизма. Правда жизни такова, что не всегда рождение ребенка – счастье для родителей, и не всегда смерть человека – трагедия для окружающих. Между событием и его переживанием лежит интерпретация. События не говорят нам, что надо делать, “на них не выгравировано их значение”. Человек сам определяет для себя значимость события. Человек не зависит от события до тех пор, пока оно им не истолковано. С данного момента он становится пленником своей интерпретации случившегося. В этом смысле, по мнению Дж. Келли, человек сам является творцом своей судьбы.
Конструктивный альтернативизм несет в себе уверенный оптимизм и веру в человеческие возможности. Люди способны видоизменять или заменять свои конструкты событий и собственной личности. В этой способности заключена возможность свободы: поведение человека свободно постольку, поскольку его конструкты гибки или достаточно проницаемы для того, чтобы допустить новые способы конструирования событий. “Мы исходим из того, – писал Келли, – что всегда существуют какие-то альтернативные конструкции, из которых человек может что-то выбрать, имея дело с внешним миром. Никто не должен загонять себя в угол; покорно уступать обстоятельствам, или становиться жертвой своей биографии”.
Дж. Келли рассматривал личность как присущий индивидууму уникальный способ осознания жизненного опыта и построения на этой основе своего образа мира. Опыт же – это индивидуальная система конструктов, которую создает человек в ходе своей жизни и которая управляет его поведением.
Центральное место в теории Келли занимает понятие конструкта, являясь таким же универсальным, как и понятия подкрепления или инстинкта в других теориях личности. Введение общего понятия “конструкт” позволило создать достаточно стройную, внутренне непротиворечивую концепцию человека.
Конструкты – способы восприятия и понимания реальности, организации опыта в соответствии с правилом подобия и отличия; то, «чем два или несколько объектов сходны между собой и, следовательно, отличны от третьего объекта».
Конструкты образуют мост между внутренним миром и общественным миром деятельности и взаимодействия с другими. Конструкты представляют собой когнитивные шаблоны, которые человек создает, а затем пытается наложить на мир или подогнать к нему. Они не репрезентация и не символизация событий, а способы управления ими. Конструкты – это способы восприятия и понимания реальности, организации людьми своего опыта в соответствии с правилом подобия и отличия. Конструкт представляет собой основной элемент системы мировосприятия личности. Конструкт – это то, “чем два или несколько объектов сходны между собой и, следовательно, отличны от третьего объекта или нескольких других объектов”. Например, при сравнении трех своих знакомых человек отмечает, что двое из них – общительные, а третий – замкнутый. Так возникает конструкт общительный – замкнутый, который будет затем использоваться этим человеком при оценке других людей.
Келли описывает типичный конструкт на примере агрессивности – доброты. Конструкт имеет два полюса: полюс сходства и полюс контраста. Объекты или события, которые абстрагируются конструктом, – это элементы. Например, когда человек выносит суждение, что Марина и Лидия отличаются мягкостью, а Екатерина агрессивна, то конструктом агрессивность – мягкость абстрагируются три элемента: Марина, Лидия и Екатерина. Операции с конструктом предполагают как минимум три элемента, поскольку требуется оценить, чем два элемента похожи друг на друга и отличаются от третьего.
Обычно явно выражена бывает только часть конструкта, тогда как остальные его части остаются скрытыми. Например, в утверждении: “Марина и Лидия – самые мягкие люди, которых я знаю” проявлен (эмерджентен) только полюс сходства – “мягкость”. Полюс контраста – “агрессивность”, в данном контексте не проявлен, или имплицитен. Иногда не проявленный полюс оказывается неосознанным. К примеру, клиент психотерапевта с истерическими наклонностями и комплексом Поллианны (неисправимого оптимиста) настаивает: “Все люди отличаются необычайной мягкостью!” Вероятно, этот клиент не осознает полюса агрессивности того конструкта, который он использует.
Конструкты имеют много отличий от понятий, которые традиционно рассматриваются как единицы мышления. Выказывание “это – стул” подразумевает также, что “это не стол”. Сообщение о том, что бородатые мужчины мужественные, неявно означало бы, что бритые мужчины женственны. Говоря о том, что Лида и Марина интеллигентны и воспитаны, подразумевают, что кто-то, возможно, Ефросинья, глупа.
Отличия эти следующие. Во-первых, конструкт очень субъективен, то есть отражает личность его создателя. Конструкт является изобретением для дифференциации объектов, при этом человек пользуется своими знаниями и словарным запасом. Во-вторых, конструкт биполярен, одновременно констатируя сходство и различие. Простейшие примеры конструктов: дружеский – враждебный; активный – пассивный; интеллигентный – неинтеллигентный и т.д. В-третьих, конструкт не всегда осознан и не всегда поддается словесному оформлению. Человек может четко делить людей на две категории по своему конструкту, не умея словами объяснить основание этого деления. Иногда он способен определить лишь один из полюсов конструкта, а второй характеризует как “не это”. В-четвертых, конструкт может менять сферу своего приложения. Способность конструкта быть использованным для характеристики новых объектов без существенного изменения своего смысла называется проницаемостью. Чем больше число объектов, по отношению к которым может быть применен данный конструкт, тем больше его проницаемость. Избыточно проницаемым конструктом является дихотомия мужчина – женщина, а избыточно непроницаемым: студенты социологи – студенты психологи.
Благодаря конструктам индивид имеет чувство своей идентичности, понимает мир, но прежде всего умеет прогнозировать события. Поскольку его прогнозы подтверждаются, система конструктов находится в равновесии. Но случается и так, что мир не соответствует конструктам человека. В этом случае он либо модифицирует свои конструкты, либо агрессивными действиями пытается подчинить реальность своим оценкам. Бывает, что человек встречается с фактами, которые лежат за пределами личных конструктов. Например, заторможенная и стыдливая девушка не сформировала у себя конструктов, касающихся сексуального поведения. Поэтому ситуации с сексуальным оттенком вызывают у нее страх. Страх является реакцией на события, которые нельзя прогнозировать при помощи своей системы конструктов. Обогащение этой системы позволяет освободиться от страха и других негативных эмоций.
Теория личных конструктов сформулирована в 12 утверждениях. Первое утверждение – это фундаментальный постулат. Остальные 11 – следствия (королларии) – конкретизируют постулат или уточняют его. Все эти утверждения описывают то, как работает система конструктов при восприятии людьми мира и самих себя.
Фундаментальный постулат психологии личных конструктов – основное положение теории личности Келли, согласно которому деятельность человека психологически направляется
в соответствии с тем, как человек предвосхищает события; личностные процессы направляются конструктами, которые служат средствами предвидения событий.
Смысл этого постулата такой. Психические процессы и деятельность человека нуждаются в точном определении своего направления. Критерием для определения направления служит будущее, поскольку речь идет о “предвосхищении”. Люди стремятся узнать заранее, что “день грядущий им готовит”. Сущность жизни видится “в ее устремленности в будущее, а не в ее увековечении прежних состояний или в ее непрестанном отражении прошлых событий”. Обычно последующий опыт людей служит либо подтверждением, либо опровержением того, как они предвосхищали события.
Человек использует такие конструкты, которые дают возможность предсказывать события, исходя из его интересов и ценностей. Если, например, для сопоставления одних и тех же людей один применит конструкт хитрый – простодушный, а другой – умный – глупый, то для первого более важен прогноз нравственности, а для второго – интеллекта. Естественно ожидать, что поведение по отношению к данным людям будет различаться в соответствии с конструктами.
Следствия, выведенные Келли из своего основного постулата, разъясняют его смысл и расширяют содержание. Они раскрывают строение индивидуальной системы конструктов, характер их функционирования и динамику развития.
Первое следствие – “конструктивное” (об истолковании): человек предвосхищает события, путем истолкования их повторений”. Это значит, что, несмотря на то, что в жизни никакие события не являются тождественными, ожидаются события, подобные тем, которые уже происходили в прошлом. Основной принцип конструирования: воспринимаемое уподобляется одним объектам и отличается от других.
Второе следствие – “об индивидуальности”: люди отличаются друг от друга своим истолко-ванием событий. Люди по-разному интерпретируют события. Маловероятно, что конструк-ционные системы двух людей окажутся схожими даже в части использования одинаковых логических отношений. Этот факт “открывает дверь” для более прогрессивных систем мышления.
Третье следствие – “организация системы конструктов”: каждый человек для предвосхищения событий создает упорядоченную систему отношений между конструктами. Здесь затрагивается проблема строения системы конструктов человека. Конструкты каждого человека взаимосвязаны субординационно. Одни из них имеют много связей с другими, как правило, это наиболее значимые – центральные – конструкты. Другие могут иметь одну-две связи, такие конструкты называются периферическими. Отсутствие или слабость связей этих конструктов с другими объясняется их специфичностью либо новизной. Связи могут меняться с течением времени: ослабевать, перегруппировываться, снова упрочиваться, но уже в иной комбинации. Такая динамика системы конструктов служит основой творческого мировосприятия, позволяя увидеть новые отношения между объектами. Системы личных конструктов людей различаются не только по содержанию и количеству элементов, но и по характеру связей между ними. Установление приоритетов среди конструктов обусловливается не только логикой, но и обязательствами и моральными императивами. Это, замечает Келли, “обычная цена, которую люди платят за то, чтобы избежать внутреннего хаоса”.
Внутри индивидуальной конструкционной системы имеется центральная (ядерная) структура, посредством которой человек приходит к пониманию наиболее фундаментальных особенностей реальности, общества и самого себя. Эта центральная структура с трудом поддается изменениям и выражает основополагающий взгляд человека на жизнь. В свою очередь внутри центральной структуры имеются такие построения, которые позволяют людям прогнозировать и контролировать наиболее важные контакты с людьми и группами. Эти построения составляют центральную (ядерную) роль человека. Келли объясняет формирование центральной роли следующим образом. Маленькая девочка определяет себя как принадлежащую семье. Она конструирует поведение, а также конструкты других членов семьи. Затем она исполняет свою предполагаемую роль задолго до того, как найдет слова, чтобы сказать, “...кем она
в действительности является”. Тем самым наиболее важные особенности центральной роли существуют в виде довербальных конструктов.
Четвертое следствие – “дихотомия”: система конструктов состоит из ограниченного количе-ства дихотомических конструкций. Здесь подчеркивается ключевая особенность конструкта – разделение на черное и белое, не допускающее промежуточных оттенков. Наглядной аналогией может служить разветвление дороги, содержащее только левый и правый повороты.
Пятое следствие – “выбор”: в биполярном конструкте человек выбирает для себя ту альтернативу, которая, как он рассчитывает, способствует расширению и большей определенности его системы. Выбор имеет отношение к действиям человека, а не к событиям, которые происходят после выбора. Люди могут изменить происходящие вокруг них события только после того, как они изменят себя, а значит, и преобразуют свои конструкты.
Шестое следствие – “диапазон”: конструкт применим для предсказания ограниченного набора событий. Ни один конструкт не охватывает все события, с которыми сталкивается человек. Кон-структ имеет фокус применимости – набор объектов, с которыми он работает особенно хорошо. Он также имеет диапазон применимости, в котором он может работать достаточно хорошо.
Седьмое следствие – “опыт”: система конструктов меняется по мере того, как человек последовательно конструирует образы событий. Конструкты можно изменять, раз за разом примеряя к событиям. Но изменение конструктов не происходит автоматически. Менять или не менять свои конструкты – это в конечном счете вопрос личного выбора. Совокупность изменений составляет индивидуальный опыт.
Восьмое следствие – “модуляция”: вариации в системе конструктов ограничены проницаемостью тех конструктов, внутри зоны применимости которых заключены эти вариации. Проницаемость конструкта – это его способность приложения к новым событиям. Чем более проницаем конструкт, тем легче его применить к новым событиям и тем больше человек открыт для новой информации. Но чрезмерно проницаемый конструкт подобен ситу, которое пропускает через себя все, ничего не задерживая. Человек в этом случае мыслит расплывчато, ему трудно составить четкую картину реальности и, следовательно, он будет изъясняться неопределенно. Непроницаемый конструкт охватывает явления, которые составляют его первоначальную основу, и остается закрытым для интерпретации нового опыта. Например, если конструкт “компетентный врач – некомпетентный врач” проницаем для оценки нового доктора, то, общаясь с ним, человек может понять, компетентен он или некомпетентен. Если же этот конструкт совершенно непрони-цаемым, то пациент будет убежден в том, что компетентных врачей больше нет: “разве сейчас врачи? вот раньше были врачи!”. Для этого пациента различие между компетентными и неком-петентными докторами не существенно: все доктора некомпетентны! Все конструкты непро-ницаемы, по определению, для опыта, выходящего за диапазон их применимости. Так, конструкт “компетентный – некомпетентный” не непроницаем (не имеет смысла), если судить о вкусе яблок.
Девятое следствие – “фрагментация”: человек может использовать множество конструкционных подсистем, которые логически взаимно несовместимы. Это следствие отмечает тот факт, что в жизни людей логика обычно играет второстепенную роль. Реакции человека на события не обязательно согласуются между собой или вытекают из других реакций, которые у него были ранее. Этот вид иррациональности, замечает Келли, не обязательно является недостатком. Людей иногда делают великими именно несовместимые фрагменты их конструкционных систем.
Десятое следствие – “общность”: психологические процессы одного человека сходны с психологическими процессами другого в той мере, в какой один опирается на истолкование опыта, сходное с тем, на которое опирается другой. Люди принадлежат к одной культуре главным образом потому, что истолковывают свой опыт одинаково.
Одиннадцатое следствие – “социальность”: один человек может принимать участие в социальном процессе, затрагивающем другого человека, в той мере, в какой он моделирует его процессы истолкования. Это следствие объясняет эмпатию и социальные отношения. Люди истолковывают наблюдаемое поведение других людей и реагируют на них, опираясь на это истолкование. Осмысленное отношение к другим людям нуждается в понимании того, как они конструируют самих себя и свой мир. Отношения, базирующиеся на понимании того, как другие люди воспринимают мир, согласно Келли, составляют основу общественной жизни. Большая часть поведения состоит из взаимных приспособлений. Такое взаимопонимание позволяет эффективно взаимодействовать в обществе. Что случилось бы, если бы автомобилисты разошлись во мнениях относительно значения сигналов светофора?!
Конструкты общности и социальности отражают взгляд Келли на людей как на социальных существ, которые не только реагируют на чужие несчастья, но и способны проявлять глубокие и эмпатические чувства друг к другу.
Используя основные положения своей теории личности, Келли рассмотрел ряд таких психологических проблем, как воля, эмоции, интеллект, мотивы, психологический рост, агрессивность, “Я”, вопросы развития личности, а также практического применения теоретических положений.
Келли рассматривает волю в качестве компонента конструкционного процесса. Нет нужды помещать волю вне этого процесса. Если конструкционный процесс уже начался, он по сути своей активен. Нет необходимости постулировать какой-то отдельный фактор или процесс при объяснении того, с чего начинается предвосхищение событий или что его поддерживает.
Эмоции также включены в конструкционный процесс, участвуя в нем наряду с волей, потребностями и мотивами. Логика, познавательные функции не являются единственным фактором конструирования реальности. Некоторые конструкты функционируют, не доходя до сознания. Следовательно, теория личных конструктов является не только когнитивной теорией, но и эмоциональной. Личные конструкты не только “в голове”, они в такой же мере и “в сердце”. Конструирование реальности имеет место даже тогда, когда отсутствуют вербальные ярлыки. Таким невербальным конструированием заняты младенцы и, предположительно, животные. Потребности, мотивации, эмоции и обучение – все это аспекты конструкционного процесса.
Еще одним компонентом конструкционного процесса является интеллект. Келли скептически отзывался о попытках оценить интеллект в качестве отличительной черты. Тест IQ, на его взгляд, мало пригоден для взрослых и может даже помешать обучению детей. Творческий процесс вызывает изменение в системе конструктов. Он начинается с податливой конструкции и заканчивается фиксированной конструкцией. Податливая конструкция подобна черновому наброску, который может предварять тщательно проработанный чертеж. Творчество возникает из нелепых мыслей. Люди, которые используют фиксированную конструкцию, могут быть продуктивными, но неспособны к творчеству. Творческий человек должен обладать способностью переходить от податливости к фиксированности. Творчество наполняет любое развитие человека, ибо это процесс, посредством которого люди могут освобождать себя от жестких, узких способов конструирования и открывать для себя новые горизонты и формы бытия в мире.
Теория личных конструктов рассматривает человеческую личность как текучую и способную к изменению и росту путем преодоления того, что сконструировано в качестве ее нынешних возможностей. У человека как конструктора своей жизни диапазон конструктов неизменно превышает возможности изменения и роста. Развитие зависит от попыток человека глубже понимать мир через непрерывную разработку системы конструктов. Взаимодействие с внешней средой играет главную роль в личностном росте. Келли, как психолог-гуманист, рассматривает развитие как врожденную тенденцию.
Подобным же образом решает Келли проблему мотивации. Поскольку человек – это активное и думающее существо просто потому, что он живой, то “мотивация” – это излишний конструкт. Келли отклонил механистическую точку зрения на то, что поведение обусловлено исключительно действием внешних событий. Существо мотивации в том, что люди активно истолковывают внеш-ние события и затем используют эти конструкты для прогнозирования событий. Они не стремятся увеличить удовольствие или избежать боли. Они стремятся максимизировать точность своих взглядов.
В теории личных конструктов центральное положение занимает “конструктор событий”, то есть “Я”. В то же время “Я” – это конструкт. Он оказывает контролирующее воздействие, о чем свидетельствуют вариации в поведении и опыте людей. Их поведение имеет мало общего с обстоятельствами и целиком обусловлено тем, как люди себя воспринимают. Но “Я” – это не механизм, который действует в качестве определителя конструкта. Контролирующее действие “Я” – это свидетельство прочности всей конструкции.
Келли определяет агрессивность как активность познания (“активную проработку своего перцептивного поля”). В отличие от психодинамической психологии, Келли не наделяет агрессивность такими негативными значениями, как деструктивность, враждебность или влечение к смерти. Она играет позитивную роль в подходе человека к жизни и существенна для его роста. Человек в одних своих проявлениях более агрессивен, чем в других.
Теория личных конструктов находит широкое применение в психологической практике. На основе идей, развиваемых в этой теории, выросло эффективное направление в психотерапии и психологическом консультировании – когнитивно-поведенческая школа. Оно связывает большинство психологических проблем с ошибочными или неуместными ролевыми конструктами себя и других людей. Например, Келли определяет тревогу как признание того, что события, с которыми сталкивается человек, находятся за пределами зоны применимости его системы конструктов. Это признание приносит с собой ощущение утраты контроля. Страдающий человек – это человек, использующий неполноценные конструкты.
Люди сталкиваются с личностными проблемами, потому что не имеют ясного представления, как они конструируют свои роли или роли значимых окружающих. Скажем, шизофреники имеют трудности в категоризации людей в соответствии с их личностными качествами. Если их просят посмотреть на фотографии людей и отреагировать на них, то они реагируют, не учитывая внутренние качества изображенных людей. Мышление шизофреников основано на использовании ослабленных конструктов, которые плохо управляют прогнозами, поэтому их предсказания не оправдываются. Следствием этого является суровое обращение окружающих. Для того, чтобы избежать осуждения, шизофреники сами ослабляют конструкты и связь между ними, следствием чего является то, что они живут субъективно в очень расплывчатом и бессмысленном мире.
Значит, цель психотерапии состоит в том, чтобы сформировать новые и исправить старые конструкты так, чтобы человек мог более эффективно взаимодействовать со своим окружением. Терапевт изначально заботится о том, чтобы существовала постоянная возможность для изменения системы конструктов клиента, от которой зависит его здоровье. Изменений можно также добиться, если психотерапевт вместе с клиентом раскроют неполноценность конструктов последнего, поймут почему и как эти конструкты не работают. Необходимо, чтобы клиент использовал имеющиеся конструкты для решения проблем, возникших в детстве. Keлли предполагал, что пересмотр этих конструктов будет удачным, если клиент и терапевт используют новое взрослое мышление относительно прошлых событий. Терапевт также помогает клиенту смоделировать новый опыт, смело проверить гипотезы, и критически взвесить то, что клиенту представляется очевидным. Таким образом, терапевт использует все лучшее, что можно найти
в человеческой природе и создает условия для того, чтобы клиент мог проверить свои конструкты.
Идеи и методы Келли успешно применяются менеджерами и консультантами в области управления. Специалисты по маркетингу используют их для оценки взглядов покупателя на торговые марки. Например, репертуарный тест позволяет выявить критерии, при помощи которых покупатели принимают решения относительно той или иной покупки. Консультанты применяют данный тест для того, чтобы помочь людям найти подходящую работу, и чтобы она соответствовала их конструктам относительно работы. Таким образом, теория играет позитивную роль в решении социальных проблем.
Теория личных конструктов сочетает гуманистические принципы с четкой концепцией, допускающей эмпирическую проверку. В то же время теория личности Келли не позволяет вполне объяснить активность человека, а именно тот факт, что он не только воспринимает мир и прогнозирует события, но и действует. Келли больше интересовался тем, как человек понимает реальность, а не тем, как он ее преобразует.
Келли был оригинальным мыслителем, чьи идеи были отдалены от основных теоретических течений в области психологии. Он резко критиковал бихевиоризм и теории обработки информации и явился предшественником когнитивной психологии.