Оптимизация психической устойчивости
Как показывает анализ научных данных и практики управленческой деятельности, хорошо справляются со стрессом те руководители, которые обладают достаточным уровнем профессиональной компетентности, высоким интеллектом, волей и эмоциональной стабильностью, а также владеют эффективной технологией саморегуляции, позволяющей им существенно повышать свою способность к преодолению физических и психических нагрузок. Сущность психической устойчивости руководителя и представляется как интегративное психическое образование, включающее интеллектуальные, эмоционально-волевые и личностно-профессиональные качества, уровень развития и гармоничность проявления которых определяет способность руководителя успешно выполнять функции профессиональной деятельности. В наиболее обобщенном плане ее характерные признаки образуют особую организацию существования руководителя как целостной системы, которая обеспечивает максимально эффективное собственное развитие и деятельность.
Экстремальные ситуации, стрессы сопровождают руководителя ежедневно, ежечасно. На полученную визуально или по другим каналам информацию в первую оче-Редь реагирует эмоциональная компонента, включаются процессы гомеостатического реагирования. В дальнейшем эти процессы могут иметь уже и негативные последствия. Человек под воздействием негативных эмо-Ций может принять неверное решение или не принять бго вообще. Но высокий интеллект руководителя, его профессиональная память и стиль поведения позволяют ему °Ценить ситуацию и представить ее не как катастрофу. My необходимо принять решение, и воля, волевые каче-
Психология здоровья
Глава
Овтимизацмяпсшчеш! дстпйчнвости
ства этого профессионала, личности ставят последний штрих в принятии необходимого решения.
Важнейшей предпосылкой для оптимизации психической устойчивости персонала, а следовательно, и профессиональной деятельности, считается активное использование современных эффективных психотехнологий. Причем психотехнологий не только саморегуляции, но и технологий психолого-акмеологического сопровождения всего уклада труда в госструктурах. Отдельные стороны данной проблемы исследовались О.С. Аниси-мовым, А.С. Гусевой, П.А. Корчемным, Л.Г. Лаптевым, В.Г. Михайловским, М.Ф. Секачем, И.Н. Семеновым, А.П. Ситниковым и другими акмеологами. На основе полученных ими данных представляется важным определение концептуальных и процедурных основ психолого-акмеологического обеспечения труда в госструктурах, которое мы рассматриваем в качестве важного условия оптимизации психической устойчивости руководителя иукрепления его здоровья.
Как свидетельствуют данные исследований последних лет, интегративное оформление данной идеи находит отражение в психолого-акмеологическом сопровождении совокупного труда и всех его компонентов. В связи с этим требуется уточнение важных понятий, а именно сущности, содержания и организации психолого-акмеологического сопровождения. Акмеологический характер модели психолого-акмеологического сопровождения заключается в том, что она обеспечивает раскрытие его творческого потенциала не только как руководителя, но и в едином контексте труда обеспечивает ему продуктивную саморегуляцию психической устойчивости и обеспечение здорового образа жизни. Знание модели психолого-акмеологического сопровождения является основой и тем ориентиром, который вносит определенность в оптимизацию психической устойчивости персонала.
Изучение практики деятельности государственных служащих и анализ их функциональных (должностных) обязанностей позволили выделить наиболее характерные стороны их текущей работы. Выявлено, что в процессе управления только 13,5% руководителей системно .._ познают, анализируют и прогнозируют свою деятель-I4D ность и результаты, уделяя внимание поддержанию сво-
его здоровья и психической устойчивости. При этом только каждый второй занимается данной работой сверх установленных должностных обязанностей. Поэтому Модель психолого-акмеологического сопровождения имеет ценность не только как теоретическая разработка, н0 и исключительно актуальна для практики функционирования организаций. Эффективность ее использования в решающей мере зависит от системы акмеологи-ческого обеспечения.
Установлено, что для оптимизации профессиональной деятельности необходима продуктивная система, способная обеспечить системное исследовательско-раз-вивающее воздействие на персонал и их психическую устойчивость. Опыт показывает, что акмеологическое сопровождение в сфере профессиональной деятельности персонала госструктур целесообразно вести по следующим направлениям:
• акмеологическое моделирование профессиональ
ной деятельности, приоритетное место в которой
занимает управленческая деятельность;
• экспертный мониторинг профессионализации
персонала и развитие их творческого потенциала
в процессе труда;
• акмеологический сервис — социально-психологи
ческое, психотехнологическое и педагогическое
обеспечение эффективной профессиональной де
ятельности руководителя;
• актуализация саморегуляции психической устой
чивости в рамках психолого-акмеологического со
провождения;
• организация системной деятельности акмеологи-
ческой службы в конкретной госструктуре.
Для человека важно видеть возможности психолого-акмеологического сопровождения профессиональной Деятельности как для ее оптимизации, так и для обеспечения здорового образа жизни, эффективной саморегуляции психической устойчивости субъектов труда. Исследования показывают, что содержание психолого-акмеологического сопровождения полностью обусловле-Но Целями профессиональной деятельности персонала и интересами конкретного человека. Полученные дан- ,... ные указывают на то, что каждое выделенное направле- I'm
ю-
Глава 8 |
ритмизация психической устойчивости |
ние психолого-акмеологического сопровождения целесообразно наполнить конкретным содержанием.
Акмеологическое моделирование профессиональной деятельности руководителя государственных структур включает:
• анализ целей, задач, объективно необходимых уп
равленческих функций и предпосылок продуктив
ного выполнения всей деятельности руководите
ля в общем контексте труда и с учетом жизненных
интересов конкретного управленца;
• разработка и апробация прогностической и нор
мативной моделей управленческой деятельности
руководителей, а также целостной концепции оп-
t тимизации реальных сторон их труда (всех видов выполняемой деятельности, повседневных отношений, индивидуального развития и совокупных результатов жизнедеятельности);
• подготовка обоснованных предложений по исполь-
: зованию продуктивных алгоритма, технологии и
процедуры осуществления труда во взаимосвязи
всех его сторон, а также выработка критериев, по-
«, казателей оценки уровней его эффективности;
• осуществление системноструктурного анализа
имиджа, менталитета и стиля управленческой де
ятельности руководителей, а также формулирова
ние требований к ним в соответствии с интереса
ми труда и утверждения здорового образа жизни.
Такая принципиальная позиция, основанная на результатах исследования ( М.Ф. Секач, 1999), заключается в том, что при реализации всех этих направлений следует обращать постоянное внимание на укрепление психического ресурса субъектов труда и обеспечение их здорового образа жизни.
Экспертный мониторинг профессионализации руководителей и развитие их творческого потенциала предполагает решение таких вопросов, как:
• разработка исследовательско-диагностических и
экспертных процедур социально-психологическо
го анализа и прогнозирования управленческой
деятельности руководителей, оценка их профес
148 сиональной компетентности и содействие в вЫ"
работке стратегии продуктивного развития собственного творческого потенциала;
• создание и использование инструментария и ме
тодик развития творческого потенциала и качеств
руководителей, необходимых им для эффективной
управленческой деятельности;
• разработка социально-психологических основ под
бора, расстановки кадров, их профессионального
становления и подготовки, а также методики оцен
ки уровня профессиональной компетентности в
соответствии с выработанными критериями и по
казателями;
• выявление общих социально-психологических за
кономерностей развития профессиональной ком
петентности руководителей и учет конкретных
результатов их профессионализации, а также раз
работка научно-практических рекомендаций по
диагностике и экспертизе.
Социально-психологическое, психотехнологическое и педагогическое обеспечение жизнедеятельности руководителей осуществляется по следующим направлениям:
• изучение условий и факторов, влияющих на ре
зультативность управленческой деятельности кон
кретного руководителя госслужбы, которые суще
ственно влияют на социально-психологическую
обстановку в коллективе;
• формирование и развитие акмеологической куль
туры у персонала, потребности у них к творческой
самореализации и способности к осуществлению
оптимальной управленческой деятельности, ком
муникации, поведения;
• подготовка руководителей к творческому исполь
зованию продуктивных технологий в повседнев
ных и нестандартных условиях;
• обеспечение комфортных условий деятельности,
а также восстановление психологического ресур
са руководителей;
• психологическое содействие госслужащим при
решении проблем в психологически сложных си
туациях (конфликты, противоречия в профессио- ,. ._
нальной деятельности, во взаимоотношениях и др.). Ни
кийки! цШшш» |
ISO
Создание организационно-психологических предпосылок для активизации саморегуляционной деятельности персонала:
• теоретическая и методическая подготовка по про-
** ведению саморегуляционной деятельности;
• практическое развитие саморегуляционной куль-
.'* туры;
" • осуществление саморегуляционной деятельности чд в рамках целостной психолого-акмеологической модели;
• мониторинговая диагностика, оценка и коррекция
саморегуляционной деятельности госслужащих в
"1 соответствии с критериями оптимальности; 1 • совершенствование саморегуляционной деятель-\ ности психической устойчивости государственной службы.
Организация системной работы психолого-акмеологической службы в конкретной госструктуре предполагает системно-целостное решение задач профессиональной деятельности, оптимизации всего труда и жизни, которые ориентированы на конкретного служащего и весь персонал. Весь комплекс жизнедеятельностных вопросов решается в соответствии с принятыми моделью, алгоритмом и целостной технологией. В психолого-акме-ологическом сопровождении функционирования организаций одной из центральных задач выступает оптимизация профессиональной деятельности и процесс профессионализации. При этом в круг основных вопросов включаются:
• диагностика и анализ социальных, социально-пси
хологических процессов, общего здоровья и пси
хической устойчивости и прогнозирование их раз
вития;
• выработка оптимальной модели, алгоритма и тех
нологии реализации персоналом управленческих
■,! функций и продуктивной коммуникации в процессе жизнедеятельности;
• разработка механизма оптимизации и гармониза-
} ции целей и задач профессиональной деятельнос
ти с интересами и потребностями людей;
• осуществление психодиагностики, психотерапии
и коррекции психологических характеристик и
поведения персонала для содействия им в овладении оптимальным стилем управления, высокой культурой общения и комфортного психического состояния;
• участие в планировании и отработке программ
профессионализации и содействие госслужащим
в практическом решении социально-психологи
ческих проблем;
• оказание психологической помощи сотрудникам
и подготовка их к самостоятельной саморегуляции
с использованием продуктивных технологий оп
тимизации и эффективной практики.
В целом современный опыт показывает, что осуществление психолого-акмеологического сопровождения профессиональной деятельности позволяет более эффективно решать многоплановые практические задачи, отражающие интересы общества, коллектива и конкретного человека. Его реально сложившаяся основа — социально-психологическое сопровождение труда и жизни человека и группы — эффективно используется в различных сферах и обеспечивает их оптимизацию. Вполне очевидна его интегративная роль и для систематизации профессионализации деятельности.
В его рамках более продуктивно реализуются такие функции, как исследовательско-диагностическая, аналитическая, конструктивно-прогностическая, педагогическая, тренингово-развивающая, саморегулятивная, коррекционная и организационная. Их успешное выполнение выступает одним из ключевых звеньев в достижении госслужащим качественно нового уровня соответствия требованиям профессиональной деятельности.
Результаты проведенного кафедрой акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС (1994 — 2001) исследования свидетельствуют о том, что в рамках оптимизации труда и жизни персонала важно осуществить не только контекстное обеспечение само-Регуляции психической устойчивости, но и использование целенаправленных психотехнологий. Поэтому в арсенал психолого-акмеологического сопровождения неизменно включаются средства самопознания, самоана-^за, самооценивания, самоуправления, саморегуляции, ,_. Самокоррекции, направленные на оптимизацию и повы- 1 и I
Глава 8
потимиззция психической устойчивости
шение психической устойчивости. Компоненты оптимизации следует пополнить и методиками и процедурами, объединенными единой целью, содержанием и организацией. Все они отражены в целевых программах оптимизации, одна из которых, апробированная в процессе психолого-акмеологического сопровождения деятельности, приводится ниже.
Цель программы — научить человека понимать самого себя и привить ему способности системно и продуктивно заниматься саморегуляционной деятельностью. Она призвана решать такие задачи:
1. Развитие интереса к изучению роли человеческо
го фактора, прикладной психологии в условиях
функционирования госструктур.
2. Привитие способности объективно проводить са-
1 мооценку всех компонентов, определяющих осно
ву психической устойчивости, возможностей их
продуктивного саморазвития.
3. Овладение продуктивной саморегуляционной де
ятельностью в реальной социальной среде и сло
жившихся взаимоотношениях.
f
Реализация цели и задач саморегуляционной деятельности в рамках психолого-акмеологического сопровождения в соответствии с разработанной программой включает целостный цикл, содержательно и технологически объединенный.
При психологическом тестировании в период переподготовки персонала в батарее тестов использовался тест диагностики межличностных отношений — ДМО (Л.Н. Собчик, 1990 г.). Результаты психологического тестирования на достаточно большой выборке (более 400 чел.) показали, что адекватно свой психологический ресурс оценивают около 18% руководителей. Более 81% руководителей выявляют заниженную или завышенную самооценку.
Для оптимизации психической устойчивости были разработаны программы и использованы в процессе психолого-акмеологического сопровождения. В частности, были использованы психотехнологии, которые при' водятся ниже. Цель этих занятий — помочь госслу^а-...-п щему разобраться в себе, помочь овладеть продуктив-IUC ной саморегуляционной деятельностью и тем самым У*'
репить свою психическую устойчивость и психическое здоровье.
Тестирование по методике «Диагностика межличностных взаимоотношений» позволяет выявить не только адекватную самооценку психологического ресурса человека, но и ее структурные особенности. Перед каждым слушателем на практическом занятии лежал лист (бланк его личных результатов по самооценке), психограммы «Я — реальное» и «Я — идеальное», его психологического «хочу» и «могу». И несмотря на то, что преподаватель-психолог говорил для всех, каждый оценивал себя, преломляя сказанное через результаты «личного самооценивания», тестирования. Психолог подробно объяснил значение показателей октант, их сочетание и т. п. Слушатели видели результаты своего психологического тестирования, анализировали и уясняли свой психологический потенциал, в то же время преподаватель, зная результаты обследования каждого, обращался ко всем испытуемым. Такая форма работы с людьми, уже состоявшимися руководителями, была наиболее приемлема. Слушатели как бы опосредованно работали с психологическим материалом. Они, при подсказке психолога, уточняли свои психологические возможности и особенности. Как правило, такие занятия заканчивались в полном смысле психокоррекционной беседой каждого слушателя и психолога. Но, что очень важно, казалось бы, внешне недоступные люди приходили к психологу по своей инициативе, чтобы лучше разобраться в своих психологических проблемах.
Для такого вида психологической коррекции можно использовать примерные темы бесед с учетом составляющих психической устойчивости: волевые, эмоциональные, интеллектуальные и личностно-профессиональные.
Саморегуляция волевых качеств личности. Чаще всего говоря о человеке с сильной волей, имеют в виду его способность мобилизовать себя, свои физические и духовные силы на выполнение какой-либо работы и доведение этой работы до конца. Однако есть два пути. Пер-вый путь состоит в борьбе с собой, систематическом пре-°Долении себя, насилии над своей психикой. Однако же-^ие, а порой, бессмысленные требования к самому себе огУт уподобить организм и психику маятнику, очень .__ Ильно отклонившемуся в одну сторону. Подобное поло- luu
Глава
кшмсн! дстаШчиввстм
жение неестественно и непрочно, неизбежно движение в другую сторону, т. е. срыв, который может выражаться и в стрессовых состояниях и в действиях, прямо противоположных поставленным требованиям.
Отрицательные последствия такого подхода заставляют задуматься о втором пути. Он лежит через желание узнать свой организм, свою психику, жить с ними в мире и тем самым использовать их огромные возможности, создавая себе условия для успешного выполнения нужной работы. Для этого были применены конкретные техники и упражнения.
Итак, вы вдруг решили, что не справляетесь с работой по саморегуляции свойств личности. Не торопитесь с выводами. Воля и способности есть у каждого человека, только одни люди научились создавать условия, в которых они бы проявлялись, а другие нет. Приведем простой пример. Любая работа чаще всего связана с умением сконцентрировать внимание, память, мышление. Вы считаете, что не способны на это? Зря, вспомните, вы свободно можете 2 часа с напряжением следить за действиями героев в понравившемся кинофильме или пересказать приятелю содержание интересной книги. В о-боих случаях хорошо сработали и внимание и память. Но ведь речь шла об интересных заданиях?! А это и подсказка к одному из условий, которые облегчат «работу» вашей воли: можно создать такие условия, чтобы нужная деятельность стала интересной.
Очень возможно, что вы решите потренировать свою волю и научиться осознанию применять волевое усилие. Такой подход также планомерен. К.Д. Ушинский сравнивал волю человека с его мускулатурой. Для развития, укрепления и той и другой требуется постоянная практика и тренировки. С одной стороны, продолжительные нагрузки значительно ослабляют волю и мышцы, с другой — чрезвычайные нагрузки могут надорвать и остановить развитие того и другого.
Можно сказать, что одной из главных задач развития у себя волевой регуляции является формирование волевых привычек. Напомним, что в привычке сочетается доведенный до автомата способ действия (что значительно облегчает работу) с потребностью использовать именно этот способ. Например, если у человека выработалась 154 привычка доводить дело до конца, то остановка исполне-
ния Дела на полпути вызовет у него чувство психического дискомфорта. Формирование этих привычек зависит от разумного сочетания определенных условий работы и прежде всего интереса, который поможет облегчить проявление волевых усилий.
Занимаясь специально тренировкой волевых усилий, обязательно учитывайте такие правила: не ставьте себе бессмысленных и даже вредных для здоровья целей (не есть 2 дня или не спать до 3 часов ночи и т. п.), лучше всего тренировать свою волю не специальными, искусственными упражнениями, а постановкой и выполнением конкретных целей в повседневной деятельности, не подвергайте свою волю сразу слишком тяжелым испытаниям. Поставив перед собой цель за неделю избавиться от каких-либо недостатков и одновременно развить желаемые качества, вы наверняка потерпите неудачу. Будьте реалистами в постановке целей. Это проявляется в соответствии поставленных целей вашим возможностям, реальным срокам выполнения, их конкретность и поэтапность. Сначала лучше поставить себе всего 1—2 цели и разбить их на этапы.
Помните о постоянстве тренировок. Исполняя намеченное от случая к случаю, даже добившись какого-либо результата, вы не продвинетесь в выработке волевой привычки. Нагружайте ее ежедневно как мышцу. Успешное выполнение намеченного плана зависит не только от вашей силы воли, но и от четкой программы осуществления цели, наличия запасных вариантов для изменившихся обстоятельств, попытайтесь рассматривать возможные неудачи не как поражение, а как сложный этап в деятельности, опирайтесь в своей работе на положительные эмоции. Хвалите и награждайте себя за маленький успех в выполнении намеченного, не нужно «ломать себя», тренируя волевое усилие, попытайтесь так распределить свои силы и выбрать вид работы, чтобы тренировка происходила на грани приятного.
Упражнения, направленные на повышение эмоциональной стабильности. Данный компонент психической Устойчивости, как показывают исследования, во многом зависит от самооценки — мнения госслужащего о себе самом, которое формируется при сравнении себя с дру-ми людьми. Самооценка может быть адекватной, т. е. оответствующей реальным возможностям и способно- 133
Глава 8
психической устойчивости
стям человека, и неадекватной, т. е. субъективно завышенной или заниженной. Часто бывает так, что при столкновении с многочисленными трудностями, не обладая определенными навыками их преодоления, человек может отказаться от своих жизненных планов, начать считать себя заурядной личностью, резервы и способности которой уже исчерпаны. Самое нежелательное — это закрепление заниженной самооценки. Такая самооценка обычно довольно устойчива: даже внешнюю положительную оценку своих успехов и сами успехи люди начинают считать случайностью, благоприятным стечением обстоятельств, но никак не результатом собственных способностей и усилий. Человек с заниженной самооценкой чаще всего нерешителен, не уверен в своих силах, пребывает в угнетенном психическом состоянии.
При заниженной самооценке. Если вас беспокоит проблема соответствия ваших способностей и возможностей требованиям какой-то деятельности, вспомните, что она рассчитана на средние способности и подходить к ее усвоению нужно с установкой: если могут и другие, могу и я. К тому же можно с уверенностью сказать, что вы реализовали далеко еще не все свои способности.
Думайте о себе с оптимизмом. И подтверждайте на деле хорошее мнение о себе. Постарайтесь поставить перед собой серьезные, но реально достижимые цели, которые требуют усердия и настойчивости. Ставьте себе оценку за качество работы, за соответствие времени выполнения намеченному сроку. Хвалите себя за хорошо сделанное дело, гордитесь собой. Награждайте себя за каждый успешный этап продвижения к цели.
Постарайтесь увидеть и оценить хорошие и сильные стороны вашей личности. Опора на положительные черты и их развитие — главное условие успешности в работе над собой:
1 • составьте отдельный список ваших сильных сто
рон: черт характера, способностей, особенностей
поведения; можно подумать над тем, каким обра-
< зом совершенствовать свои достоинства;
• возможно, ваши друзья или члены семьи помогут вам в составлении такого списка, а вы, в свою очередь, поможете им; поиграете в игру: составьте подробный список достоинств друг друга. Вслух * объясните вашему другу, почему вы включили
каждый из пунктов в список. Лучше начинать такие объяснения словами: «Что мне в тебе нравится, так это...»;
• каждый из нас умеет делать какое-либо дело, хотя бы самое маленькое, немного лучше других. Вспомните, что вы умеете делать лучше всех? Нельзя, конечно, оставлять без внимания свои слабые стороны и недостатки. Но начинать анализ нужно, имея в виду следующее: в процессе самокритики, при анализе ошибок или плохих результатов попытайтесь избавиться от постоянного самобичевания. Причины неудач часто кроются в недостатке усилий, а не в слабых способностях, в неумении правильно организовать работу или выбрать время действий, а не в неисправимом характере. Говоря более общими словами, старайтесь чаще критиковать поведение, а не личностное свойство. При анализе недостатков может быть полезно такое упражнение. Поделив лист бумаги на две части, в левой половине листа запишите свои слабые стороны, в правой —достоинства, которые могут быть противопоставлены этим недостаткам. И постарайтесь в поведении особо уделять внимание тем чертам, которые расположены в правой колонке.
Если в вашей самооценке самым слабым местом является общение с другими людьми и вы думаете, что люди считают вас скучным и неинтересным, попытайтесь развить в себе какую-либо черту или особенность, которая делала бы вас приятным и интересным в общении. Больше читайте как периодическую печать, так и художественную литературу — вы будете готовы показать свое мнение, поддержать разговор на многие темы, рассказать что-то новое и т. д.
Реалистичная самооценка. Неуверенность в себе чаще всего отрицательно влияет и на поведение и на самочувствие человека. Неуверенный в себе человек находится в напряженном состоянии тревоги и беспокойства за результаты своих действий, отказывается от вполне реаль-Ых Целей, низко оценивает свои возможности. Неуверенность в себе связана прежде всего с заниженной са-^°оценкой, поэтому некоторые рекомендации по выра-от?е Реалистичной самооценки мы уже предлагали. Избавление от неуверенности в себе — это одновре- .__ но и формирование противоположной черты — уве- lu/
Глава