Социально-философская драма
Каждый из персонажей является воплощением определенной философской концепции, выражающей отношение человека к миру. Но все эти концепции обусловлены социальным фактором, то есть напрямую зависят от того положения, которое персонаж, их носитель, занимал или мечтает занять в обществе.
Васька Пепел | Вор | Мечтает вырваться из порочного круга, стать честным человеком | «Я сказал – брошу воровство!», « …Я одно чувствую: надо жить … иначе! … Надо так жить, чтобы самому себя можно мне было уважать…» |
Клещ | Ремесленник | Мечтает о своем деле, работе, которая обеспечит достойное существование | «Я – рабочий человек… Я с малых лет работаю… Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу… кожу сдеру, а вылезу…» |
Анна | Мечтает от избавления тягот и страданий жизни, о покое | «Кабы… покой бы… не чувствовать бы ничего…»;«Не помню – когда я сыта была… Над каждым куском хлеба тряслась… Всю жизнь мою дрожала… Мучилась…как бы больше другого не съесть… Всю жизнь в отрепьях ходила … всю мою несчастную жизнь» | |
Настя | Проститутка | Мечтает о необыкновенной любви и счастливой безбедной жизни с любящим ее человеком | «Разве … вы можете понимать… любовь? Настоящую любовь? А у меня – была она…настоящая!» |
Барон | Аристократ | Мечтает о такой жизни, которую он вел в прошлом: был всем обеспечен, но при этом ничего не делал | «Богатство… сотни крепостных… лошади… повара…» |
Актер | Бывший артист | Мечтает излечиться от алкоголизма, чтобы вернуться на сцену | «…Вылечусь и…снова буду… Я на пути к возрождению…» |
Сатин | Бывший служащий телеграфа | Считает, что необходимо изменение отношения к человеку, признание личности в каждом человеке. | «Не тронь… не обижай человека!» |
Лука | Странник | Считает, что любой человек нуждается в сочувствии к себе. | «…А разве можно человека эдак бросать? Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит». |
Лука и Сатин: спор о правде
Правда Луки: человек нуждается в жалости, поэтому человеку можно даже солгать, если ложь принесет облегчение | Правда Сатина: человек заслуживает того, чтобы в любых обстоятельствах знать о себе правду, хотя эта правда может быть и жестокой |
«… Куда нам – мертвых жалеть? … Живых – не жалеем…сами себя пожалеть-то не можем…»; «Надо … кому-нибудь и добрым быть…жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам велел… Я те скажу – вовремя человека пожалеть … хорошо бывает!»; «Она, правда-то, не всегда по недугу человека … не всегда правдой душу вылечишь…» | «Человек – вот правда!», «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека.»; «Чело-век! Это – великолепно! Это звучит … гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть … не унижать его жалостью… уважать надо!»; «Человек – выше сытости!»; «Человек рождается для лучшего!» |
Изображая «дно», Горький показывает общество в миниатюре. Все обитатели ночлежки - в прошлом «бывшие». Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ стремятся вырваться на волю со «дна» жизни, но чувствуют свое полное бессилие перед запорами этой тюрьмы, что рождает в героях ощущение безысходности. |
Речь идет не о конкретном человеке, ныне задавленном нуждой, угнетением, а о человеке вообще. Это и является философским взглядом на жизнь. |
Тест
М.Горький «На дне»
Лука (задумчиво, Бубнову). Вот... ты говоришь — правда... Она, правда-то, — не всегда по недугу человеку... не всегда правдой душу вылечишь... Был, примерно, такой случай: знал я одного человека, который в праведную землю верил...
Бубнов. Во что-о?
Лука. В праведную землю. Должна, говорил, быть на свете праведная земля... в той, дескать, земле — особые люди населяют... хорошие люди! друг дружку они уважают, друг дружке — завсяко-просто — помогают... и все у них славно-хорошо! И вот человек все собирался идти... праведную эту землю искать. Был он — бедный, жил — плохо... и, когда приходилось ему так уж трудно, что хоть ложись да помирай, — духа он не терял, а все, бывало, усмехался только да высказывал: «Ничего! потерплю! Еще несколько — пожду... а потом — брошу всю эту жизнь и — уйду в праведную землю...» Одна у него радость была — земля эта...
Пепел. Ну? Пошел?
Бубнов. Куда? Хо-хо!
Лука. И вот в это место — в Сибири дело-то было — прислали ссыльного, ученого... с книгами, с планами он, ученый-то, и со всякими штуками... Человек и говорит ученому: «Покажи ты мне, сделай милость, где лежит праведная земля и как туда дорога?» Сейчас это ученый книги раскрыл, планы разложил... глядел-глядел — нет нигде праведной земли! Все верно, все земли показаны, а праведной — нет!..
Пепел (негромко). Ну? Нету?
Бубнов хохочет.
Наташа. Погоди ты... ну, дедушка?
Лука. Человек — не верит... Должна, говорит, быть... ищи лучше! А то, говорит, книги и планы твои — ни к чему, если праведной земли нет... Ученый — в обиду. Мои, говорит, планы самые верные, а праведной земли вовсе нигде нет. Ну, тут и человек рассердился — как так? Жил-жил, терпел-терпел и все верил — есть! а по планам выходит — нету! Грабеж!.. И говорит он ученому: «Ах ты... сволочь эдакой! Подлец ты, а не ученый...» Да в ухо ему — раз! Да еще!.. (Помолчав.) А после того пошел домой — и удавился!..
Все молчат.
Лука, улыбаясь, смотрит на Пепла и Наташу.
М. Горький, «На дне».
В1.Укажите жанр произведения, из которого взят фрагмент.
В2. Во фрагменте изображено острое столкновение позиций героев. Как называется такое столкновение в произведении?
В3. Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и родом их занятий. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ | РОД ЗАНЯТИЙ |
А) Лука | 1) слесарь |
Б) Бубнов | 2) вор |
В) Пепел | 3) картузник |
4) странник | |
В4.Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой.
ПЕРСОНАЖИ | ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА |
А) Лука | 1) хотел бы иметь бесплатный трактир |
Б) Бубнов | 2) внезапно исчезает из ночлежки |
В) Пепел | 3) умирает от тяжелой болезни |
4) убивает хозяина ночлежки | |
В5.В своей речи Лука рассказывает о герое, который не участвует в действии. Как в литературоведении называется такой персонаж?
В6. Из первой реплики Луки выпишите слово, повтор которого усиливает звучание главной темы фрагмента.
В7.Как называются пояснения автора к тексту пьесы («негромко», «задумчиво, Бубнову»)?
Тест
М.Горький «На дне»
А к т е р . …Зачем вы живете? Зачем?
Б а р о н . Ты! Кин, или гений и беспутство! Не ори!
А к т е р . Врешь! Буду орать!
Н а с т я (поднимая голову со стола, взмахивает руками). Кричи! Пусть слушают!
Б а р о н . Какой смысл, леди?
С а т и н . Оставь их, Барон! К черту!.. Пускай кричат... разбивают себе головы... пускай! Смысл тут есть!.. Не мешай человеку, как говорил старик... Да, это он, старая дрожжа, проквасил нам сожителей...
К л е щ . Поманил их куда-то... а сам — дорогу не сказал...
Б а р о н . Старик — шарлатан...
Н а с т я . Врешь! Ты сам — шарлатан!
Б а р о н . Цыц, леди!
К л е щ . Правды он... не любил, старик-то... Очень против правды восставал... так и надо! Верно — какая тут правда? И без нее — дышать нечем... Вон князь... руку-то раздавил на работе... отпилить напрочь руку-то придется, слышь... вот те и правда!
С а т и н (ударяя кулаком по столу). Молчать! Вы — все — скоты! Дубье... молчать о старике! (Спокойнее.) Ты, Барон, — всех хуже!.. Ты — ничего не понимаешь... и — врешь! Старик — не шарлатан! Что такое — правда? Человек — вот правда! Он это понимал... вы — нет! Вы — тупы, как кирпичи... Я — понимаю старика... да! Он врал... но — это из жалости к вам, черт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему... я — знаю! я — читал!
Красиво, вдохновенно, возбуждающе лгут!.. Есть ложь утешительная, ложь примиряющая... ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего... и обвиняет умирающих с голода... Я — знаю ложь! Кто слаб душой...
и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна... одних она поддерживает, другие — прикрываются ею... А кто — сам себе хозяин... кто независим и не жрет чужого — зачем тому ложь? Ложь — религия рабов и хозяев... Правда —
бог свободного человека!
Б а р о н . Браво! Прекрасно сказано! Я — согласен! Ты говоришь... как порядочный человек!
С а т и н . Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди... говорят, как шулера? Да... я много позабыл, но — еще кое-что знаю!
Старик? Он — умница!.. Он... подействовал на меня, как кислота на старую и
грязную монету... Выпьем, за его здоровье! Наливай...
Настя наливает стакан пива и дает Сатину.
(Усмехаясь.) Старик живет из себя... он на все смотрит своими глазами. Однажды я спросил его: «Дед! зачем живут люди?»... (Стараясь говорить голосом _____и подражая его манерам.) «А — для лучшего люди-то живут, милачок! Вот, скажем, живут столяры и всё — хлам-народ... И вот от них рождается столяр... такой столяр, какого подобного и не видала земля, — всех превысил, и нет ему во столярах равного. Всему он столярному делу свой облик
дает... и сразу дело на двадцать лет вперед двигает... Так же и все другие... слесаря, там... сапожники и прочие рабочие люди... и все крестьяне... и даже господа — для лучшего живут! Всяк думает, что для себя проживает, ан
выходит, что для лучшего! По сту лет... а может, и больше — для лучшего человека живут!»
Настя упорно смотрит в лицо Сатина. Клещ перестает работать над гармонией и тоже слушает. Барон, низко наклонив голову, тихо бьет пальцами по столу. Актер, высунувшись с печи, хочет осторожно слезть на нары.
«Все милачок, все, как есть, для лучшего живут! Потому-то всякого человека и уважать надо... неизвестно ведь нам, кто он такой, зачем родился и чего сделать может... может, он родился-то на счастье нам... для большой нам пользы?.. Особливо же деток надо уважать... ребятишек! Ребятишкам — простор надобен! Деткам-то жить не мешайте... Деток уважьте!» (Смеется тихо.)
М. Горький «На дне»
В1.К какому роду литературы принадлежит произведение, из которого взят отрывок?
В2. Как звали «старика», о котором разговаривают персонажи (его имя заменено в тексте пробелом)?
В3.Как называется разговор двух и более лиц в пьесе?
В4. Сатин в своем монологе противопоставляет ложь и правду. Как называется в литературоведении противопоставление, контраст?
В5. Установите соответствие между тремя персонажами, фигурирующими в отрывке, и их характеристиками (действиями).