А. Родовая идентичность

Понятие родовой идентичности в основном включает в себя телесные аспекты представления о себе и о своем поле. Очень рано, до 5-летнего возраста, ребенок знает, что он мальчик или девочка, и проявляет свойственные своему полу предпочтения в выборе иг­рушек, одежды и т. д., ибо это интимное представление есть резуль­тат знакомства с телом определенного пола и ранних эффектов социализации Нет единого мнения по вопросу о том, предшествует ли становление родовой идентичности отождествлению с родите­лями своего пола. По Доуван, представление о поле предшествует идентификации с родителями и они являются не единственным источником родовой идентичности. Влияние других взрослых и особенно детей может стать определяющим в присвоении телесных параметров Я. В конце концов, каковы бы ни были процессы, с помощью которых происходит интериоризация этих представле­ний, родовая идентичность является примитивной формой приня­тия телесного образа мальчика или девочки, который развивается и закрепляется очень рано.

Но в отрочестве, как мы это уже отмечали в IV главе, проблема родовой идентичности вновь оживляется, приобретая нормативный характер, которого она не имела в детстве. Наступление половой зрелости делает тело откровенно сексуальным для себя и окружаю­щих и требует построения телесного образа Я. Эти проблемы впи­саны в отрочестве в рамки принудительной системы соответствия нормам адекватного полового поведения, задаваемым обществом в целом, но особенно жестко — группой сверстников.

Социальное влияние на представление о родовой идентичности различно для разных полов. Принятие своей родовой идентичности представляется более трудным у мальчиков (Rosenbaum, 1979, Douvan, 1979): осознание половой принадлежности страдает амби­валентностью, сопровождается большим количеством гомосек­суальных контактов, а также транссексуальных влечений. Этот факт объясняется по-разному. Беттельгейм (Bettelheim, 1971) утверждает, что если менструации являются четким знаком дости­жения женского статуса, то мальчики не располагают столь ясным показателем, что ведет к амбивалентности родовой идентичности. Теоретики процесса идентификации исходят из того, что начальные привязанности фиксируются на женском образе, поэтому у маль­чиков сохраняются следы женской идентификации, осложняющие констатацию родовой идентичности. Это объяснение утверждает мысль о специфичности социального давления на мальчиков и девочек. Мужская идентичность четко определена посредством однозначных критериев, любое нарушение которых вызывает риск быть отвергнутым, в то время как у девочек выбор родовой иден­тичности разворачивается в более широком ролевом диапазоне. Но при этом у девочек образ тела в отрочестве испытывает гораздо большее социальное давление — в такой степени, что это представление распространяется на всю Я-концепцию, как мы это уже отмечали в III главе.

Б. Половые роли

Половая роль — это представление о себе как о существе мужского или женского пола, но на этот раз в терминах поведения и установок, проявляющихся в социальных ситуациях. Речь идет о реальности, которая разворачивается в основном на социальной сцене и соотносится с мужскими или женскими моделями поведе­ния, свойственными данным ситуациям. Эта часть Я-концепции тесно связана с культурными нормами, задающими надлежащее поведение в повседневной жизни, исходя из наиболее общих и значимых аспектов поведения — вкусов и предпочтений. Посколь­ку для формирования половых ролей необходимо распознавание предписанных социальных норм, эти половые роли хорошо разли­чимы: так, общепринятым является ожидание, что девочкам нравятся младенцы и маленькие животные, а мальчики интересу­ются спортом и т. п.

Согласно Доуван (Douvan, 1979), освоение половой роли представляет собой основную задачу отрочества в течение коротко­го периода между пубертатом и началом взрослости. Ибо если в детстве окружающие могут смириться с некоторыми отклонениями в поведении ребенка от предписанных половых ролей, то в отро­честве выбор должен быть более четким и необходимость избежать отклонений — более очевидной. В пубертате социальное давление взрослых и особенно группы сверстников требует занять ясную и социально одобряемую половую роль во всем наборе свойственных ей поведенческих характеристик. Выйдя за границы такой роли, подросток может вызвать беспокойство, если не панику, у родите­лей и других взрослых, он рискует быть отвергнутым сверстниками и потерять возможность гетеросексуальных контактов; под угрозой оказывается принятие его сверстниками и должный статус в группе, ибо успех ребенка в подростковом сообществе сильно зависит от его соответствия критериям половых ролей (Coleman, 1961). Неудивительно, что в подростковых группах половые роли сильно акцентированы, иногда до пародии, особенно с точки зре­ния взрослого.

Доуван (Douvan, 1979) считает, что освоение половой роли является более сложным для девочки, чем для мальчика. Для объяснения специфики этих трудностей она обращается к различи­ям в мужской и женской социализации. У мальчиков задолго до школы можно наблюдать перелом в процессе социализации, когда они должны отказаться от зависимости и пассивности, характер­ных для предыдущего возраста, чтобы достичь независимости и стать способными к самоутверждению в социальной жизни с другими детьми. У девочки этот перелом происходит в отрочестве. В детстве девочка находилась под двойным влиянием: первое усугубляло ее зависимость дома, второе поощряло индивидуализм и стремление к соревнованию в школе, но в отрочестве «девочка открывает, что должна отказаться от этого или скрыть свое стремление к индивидуальному успеху, если она хочет быть оцене­на как женщина ... от нее ждут, что она откажется от идей самореализации или что она уменьшит свои амбиции во имя основ­ных целей: стать женой и матерью» (Douvan, 1979, р. 90). Проблема женской самореализации является одной из узловых тем дифференциальной психологии и занимает первое место в ра­ботах, порожденных всплеском интереса к «женскому вопросу». Множество схожих эмпирических результатов позволяют пред­положить, что социальное давление в период отрочества вызывает у девочки пересмотр планов самореализации; «отказ от индиви­дуального успеха в пользу женственности и снижение мотивации к профессиональной самореализации» (Claes, Salame, 1981). «До наступления отрочества девочки могут воображать, что они об­ладают теми же способностями, что и мальчики, и что они могут выбрать тот образ жизни, который им подходит. Но однажды в отрочестве ситуация проясняется: они открывают, что лучше не замахиваться слишком высоко, что соревнование агрессивно и неженственно и что отклонение от заданных стандартов угрожает гетеросексуальным отношениям» (Bardewick, Douvan, 1971, p. 152).

Наши рекомендации