Логопедическое обследование ребенка (после 4 лет)
Основные характеристики | Первичное обследование | Динамика | ||
РАННЕЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ (N, с задержкой) | ||||
Лепет | ||||
Первые cлова | ||||
Фразы | ||||
ПОНИМАНИЕ ОБРАЩЕННОЙ РЕЧИ | ||||
Совершенно не понимает обращенную речь | ||||
Понимание ограниченное (в пределах ситуации) | ||||
Понимание на бытовом уровне | ||||
Выполняет речевые инструкции | ||||
Понимание в полном объеме | ||||
ПАССИВНЫЙ СЛОВАРЬ | ||||
Название предметов реальных и на картинках | ||||
Понимание смыслового значения слова | ||||
Понимание действия предметов | ||||
Понимание простого сюжета | ||||
Понимание лексико-грамматических конструкций | ||||
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ (различение звуков, слогов, слов, звуковых рядов, звуковой анализ слова) | ||||
Нарушен | ||||
Сохранный | ||||
ХАРАКТЕРИСТИКА СОБСТВЕННОЙ РЕЧИ (экспрессивная речь) | ||||
1-й уровень речевого развития | ||||
Полное отсутствие звуковых и словесных средств общения | ||||
Произносит отдельные звуки, звукокомплексы, звукоподражания | ||||
Произносит несколько лепетных и общеупотребительных слов и звукоподражание | ||||
Использование парадигматических средств общения (выразительной мимики, жестов) | ||||
2-й уровень речевого развития | ||||
Пользуется простой фразой | ||||
Аграмматичная, неразвернутая (упрощенная), структурно нарушенная фраза. Активный словарь состоит из существительных, реже встречаются глаголы и прилагательные. Предлоги употребляются редко. Слоговая структура слов нарушена | ||||
3-й уровень речевого развития | ||||
Пользуется развернутой фразой. Недостаточная сформированность грамматических форм языка (ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении). Слоговая структура слов не нарушена. Синтаксические конструкции фраз бедные | ||||
Нормальный уровень речевого развития | ||||
Пользуется развернутой фразой. Грамматический строй речи сформирован достаточно | ||||
ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ | ||||
Проявляет склонность к эхолалии | ||||
Наличие речевых штампов (речь пустая, без содержания, часто не соотносится с выполняемыми действиями, не отражает истинных интеллектуальных возможностей ребенка) | ||||
Вербализм | ||||
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС (резко ограничен, беден, в пределах обихода, достаточный) | ||||
Называние предметов и предметных картинок | ||||
Описание сюжетной картинки | ||||
Составление рассказа по серии сюжетных картинок | ||||
Пересказ текста | ||||
Значение стихов, сказок | ||||
Творческий рассказ | ||||
СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВА (нарушена, N) | ||||
Нарушения | ||||
парафазии (замены) | ||||
элизии (пропуски) | ||||
итерации (повторение) | ||||
контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого) | ||||
персеверации (отсроченное повторение) | ||||
перестановка | ||||
ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ СТОРОНА РЕЧИ | ||||
Степень разборчивости речи | ||||
Речь невнятная, малопонятная для окружающих | ||||
Разборчивость речи несколько снижена, речь смазанная | ||||
Разборчивость речи не нарушена (N) | ||||
Теми речи (N, тахилалия, брадилалия, запинки, заикание) | ||||
Ритм речи (N, растянутый, скандированный, зависит от проявления гиперкинезов) | ||||
ДЫХАНИЕ (свободное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное) | ||||
Дифференциация носового и ротового выдоха | ||||
Наличие нижнедиафрагмального дыхания | ||||
Ротовой выдох | ||||
ГОЛОС | ||||
N (сильный, звонкий) | ||||
Недостаточная сила голоса (слабый, тихий, истощающийся по мере говорения) | ||||
Отклонения тембра голоса (глухой, сдавленный, хриплый, напряженный, прерывистый, дрожащий; гипоназализованный, гиперназализованный, носовая эмиссия) | ||||
Слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций (голос маломодулированный или немодулированный; монотонный) | ||||
СИНХРОННОСТЬ ДЫХАНИЯ, ГОЛОСООБРАЗОВАНИЯ И АРТИКУЛЯЦИИ (нарушена, N) | ||||
СТРОЕНИЕ И ПОДВИЖНОСТЬ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ Неврологический синдром при расстройстве мышц речевого аппарата (спастический парез, ригидность, гиперкинезы, атаксия, апраксия) | ||||
ЛИЦЕВАЯ МУСКУЛАТУРА | ||||
Гипомимия | ||||
Нарушение мышечного тонуса (гипертонус, гипотония, дистония, N) | ||||
Сглаженность носогубных складок | ||||
Оральные синкинезии | ||||
Тремор подбородка | ||||
Асимметрия | ||||
Гиперкинезы | ||||
ГУБЫ (толстые, тонкие) | ||||
Тонус (гипертонус, гипотония, дистопия, N) | ||||
Подвижность (малоподвижные, подвижные) | ||||
Наличие расщелины или послеоперационных рубцов | ||||
ЗУБЫ | ||||
Крупные, мелкие, редкие, частые, наличие лишних зубов, нарушение зубного ряда, наличие стемы, N | ||||
Прикус (передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения, правильный) | ||||
ТВЕРДОЕ НЕБО (готическое, низкое, наличие расщелины или послеоперационных рубцов, N) | ||||
МЯГКОЕ НЁБО (подвижное/неподвижное, длинное\короткое) | ||||
Расщелина или послеоперационные рубцы | ||||
Увуля | ||||
Субмукозная щель | ||||
ЯЗЫК | ||||
Толстый, маленький, широкий, узкий, раздвоенный, укороченная уздечка | ||||
Мышечный тонус (спастичность, гипотония, дистония, N) | ||||
Основные характеристики | Первичное обследование | Динамика | ||
Гиперкинезы, тремор | ||||
Девиация (отклонение) языка (вправо, влево) | ||||
Посинение кончика языка | ||||
Объем артикуляционных движений языка (строго ограничен, неполный) | ||||
Язык не выводится из полости рта | ||||
Произвольное высовывание языка | ||||
Верхний подъем | ||||
Боковые отведения (повороты вправо-влево) | ||||
Пощелкивание | ||||
Облизывание губ | ||||
Снижение амплитуды артикуляционных движений | ||||
Умение держать артикуляционную позу | ||||
Способность к переключению | ||||
ГИПЕРСАЛИВАЦИЯ | ||||
ЖЕВАНИЕ (не жует твердую пищу, затруднено, N) | ||||
ГЛОТАНИЕ (поперхивается, не нарушено) | ||||
ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ: | ||||
с ш р к й п а о с' ж р' г ф б э у з ч л х в т ы з' щ л' м д и ц и | ||||
1. Нарушение звукопронзношення: | ||||
Усреднснность гласных (нарушена лабиализация) | ||||
Недостаток произношения звонких согласных | ||||
Недостаток произношения глухих согласных | ||||
Недостаток произношения мягких согласных | ||||
Недостаток произношения твердых согласных | ||||
Изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи | ||||
Фонетический строй речи сформирован достаточно (в пределах возрастной N) | ||||
II. Нарушение дифференциации звуков (замены, смешения) | ||||
Форма звукового расстройства у ребенка с дизартрией: | ||||
1) просодические расстройства + искажения звуков | ||||
2) просодические расстройства + замены, пропуски звуков, но в целом слоговая структура слова остается без изменений | ||||
3) просодические расстройства + звукопроизносительные расстройства (замены, пропуски, искажения) и негрубые дефекты слоговой структуры слова | ||||
Заключение специалиста
Приложение 3