Современное состояние проблемы профессионального самоопределения
Анализ работ, посвященных изучению профессионального самоопределения, показывает, что в настоящее время наиболее разработанными могут быть признаны следующие четыре направления.
Первое - изучение психологической готовности к профессиональному самоопределению в подростковом и юношеском возрасте, ос нов профессионального обучения и начального профессионального самоопределения (А.Е. Голомшток, С.С. Гриншпун, Л.Л. Кондратьева, Е.А. Климов, О.А. Конопкин, Н.И. Крылов, Т.В. Кудрявцев, А.К. Осницкий, Б.А. Федоришин, Д.И. Фельдштейн, З.А. Фарапонова, В.В. Чебышева, П.А. Шавир и др.). Это направление признано одним из наиболее разработанных, однако исследования охватывают только один из периодов профессионального самоопределения, не затрагивая дальнейших этапов; между тем, даже правильно выбранная профессия и хорошее профессиональное образование еще не обеспечивают дальнейшего успешного овладения профессией.
Второе направление включает изучение формирования профпри годности и проблему профотбора (В.А. Бодров, К.М. Гуревич, Т.Т. Джамгаров, Л.Г. Дикая, Д.Н. Завалишина, Ю.М. Забродин, В.П. Зинченко, В.М. Мунипов, К.К. Платонов, Ю.К. Стрелков, В.Д. Шадриков, J. Tiffin, E. McCormick и др.). В нашей стране это направление на чало складываться в рамках исследовании и практических разработок по психотехнике в 20-30 годы (С.Г. Геллерштейн, Ф.Р. Дунаевский, И.Н. Шпильрейн и др.).
Главная линия исследований состоит в изучении психологических и психофизиологических предпосылок к разным профессиям, выявлении условий и детерминант формирования профпригодности, разработке методов ее диагностики. Это направление внесло существенный вклад в разработку проблем профессиональных способностей и условий их формирования.
Третье направление - изучение отдельных аспектов личности, формирующихся в процессе профессионального становления, таких как (ценностные ориентации, мотивация, интересы, установки т.д. А.Г. Здравомыслов, И.Г. Кокурина, В.Б. Ольшанский, А.Л. Свенцицкий, В.А. Ядов, P. Herzberg, E. Strong и др.). В этих работах формирование профпригодности и личности разведено и отсутствует динамический аспект формирования личностных особенностей. Полученный чрезвычайно интересный эмпирический материал не интегрирован, носит фрагментарный характер.
И наконец, исследования профессионального развития и профессиональной типологии личности (М.Я. Басов, А.Ф. Лазурский, Е.С. Ро манова, Э.С. Чугунова, H. Becker, J. Curper, E. Ginzberg, C. Guilford, J. Holland, A. Roe, E. Spranger, D. Super, M. Vernon, K. Walker и др.). Решая вопросы типологии личности, ученые двигались двумя путями: от требовании профессии к свойствам личности и наоборот. В соответствии с этим различаются и предложенные модели формирования личности профессионала. Представители этого направления в наибольшей степени подошли к пониманию необходимости целостного подхода к изучению профпригодности и личности, но не всегда могли в достаточной степени реализовать этот принцип при построении исследовании.
Наиболее существенными недостатками типологического подхода (J. Holland. A. Roe и др.) следует признать игнорирование индивидуальных вариантов профессионального становления, признание описываемых типов как единственно возможных. Изучение черт личности проводилось на сложившихся профессионалах, типичных представителях той или иной специальности, то есть внимание сосредотачивалось на результативной стороне, а не на процессе, динамике становления. Основной акцент делался на приспособляемости личности к требованиям профессии, на подравнивании к заданному образцу (яко бы единственно возможному), на подгонку профессионально значимых, черт к идеалу. Это практически снимало вопрос об активности личности в профессиональном самоопределении. Между тем без выражен ной профессиональной мотивации, стремления овладеть операциональной стороной деятельности успешное профессиональное самоопределение становится невозможным.
Сам факт обращения психологов к изучению формирования профессионала во взаимосвязи с развитием его целостной личности знаменует собой важный сдвиг в методологии психологии труда и личности. Дело в том, что традиционный подход к исследованию процесса становления профессионала предполагал рассмотрение человека труда как некой системы, обладающей заранее заданным набором от дельных психических качеств, психофизиологических функций, обеспечивающих нормальное приспособление работника к требованиям специальности. Профессиональная пригодность чаще всего трактовалась как изначально присущее индивиду качество, проявляющееся при вступлении человека в предназначенную ему сферу труда. Тем самым признавалась статичность, ригидность этого свойства, ограниченность возможностей развития способностей, потенций человека в труде. Современным исследователям пока еще не удалось до конца преодолеть главный недостаток этого подхода. Однако включение процесса формирования профессиональной пригодности в более широкий контекст исследований по проблемам личности открывает новые перспективы для разработки вопросов ее формирования в труде.
Тезис о формировании личности в деятельности не подвергается сомнению в отечественной психологии и рассматривается в трудах известных психологов как в общеметодологическом плане, так и применительно к разным стадиям онтогенеза (Л.И. Анциферова, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, В.Э. Чудновский, Е.В. Шорохова и др.).
Человек на своем жизненном пути включается в многообразные виды деятельности (их перечень может меняться в зависимости от исторических условий и индивидуальной судьбы). Содержание каждой сказывается на его личностном развитии, формируя те или иные черты. Особенности овладения деятельностями разного типа, возникающие расхождения между внешними требованиями и внутренними возможностями индивида могут приводить к конфликтам и противоречиям в процессе формирования личности. Их разрешение и является одним из психологических механизмов личностного становления.
Можно выделить ряд причин, определяющих важное значение профессиональной деятельности как фактора, оказывающего существенное формирующее воздействие на личность. Личность - продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества. Профессиональная деятельность как раз и придает развитию личности эту историчность, предлагая совершенно определенные ее виды, орудия труда, способы деятельности, характерные именно для данной эпохи и, следовательно, в определенной степени ограничивает линии раз вития точности.
Поскольку профессиональная деятельность признается ведущей у взрослого человека, его формирование в первую очередь должно определяться содержанием, и специфический особенностями (Л.И. Анцыферова, М.С. Каган и др.). Именно профессиональная деятельность позволяет удовлетворить основную гамму потребностей личности.
При этом нельзя представлять себе формирование личности как процесс пассивного ее изменения под влиянием деятельности. Любая деятельность обладает определенной системой признаков. Одни из них воспринимаются человеком и оказывают на него влияние, к другим он остается невосприимчив. Наиболее важное влияние на этот процесс оказывают "внутренние" условия, через которые осуществляется воздействие внешних на личность (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский и др.), собственная логика их развития, присущая человеку субъектная активность (А.Г. Асмолов, В.А. Петровский, В.Э. Чудновский и др.). Поэтому одна и та же деятельность может оказывать разное воздействие на человека, приводить к формированию неодинаковых черт и типов личности. Разумеется, это не означает, что профессия не оказывает влияния на формирование сходных черт личности. Просто этот процесс индивидуализирован и у разных людей выражен в неодинаковой степени.
Вхождение в профессиональную деятельность означает для личности новую "социальную ситуацию развития" (Л.С. Выготский, Л.И. Божович), которая, как известно, оказывает важное формирующее влияние на человека, существенно изменяет и обогащает его мотивационно-потребностную сферу.
Профессиональная деятельность служит одним из социально ценных способов построения отношений личности с миром, с другими людьми (Л.И. Анцыферова, Э.В. Ильенков и др.). Очень важным моментом является профессиональное общение, которое оказывает значительное влияние на формирование личности.
Сходство условий, режима труда, образа жизни приводит к формированию сходных интересов, ценностей, мировоззрения и других характеристик личности.
В реальной жизни процесс формирования профессиональной при годности и личности неразделим и занимает большую часть жизни индивида, имея свою специфику на разных возрастных этапах.
Проблема возраста и профессии мало разработана в психологии, несмотря на ее актуальность. Наиболее полно она представлена в русле концепций "профессионального развития" (E. Ginzberg, D. Super и др.), которые, в свою очередь, включены в теорию "профессио нального руководства" - руководства выбором профессии. В русле этих теорий рассматриваются концепции, модели, типы и образцы профессиональной жизни, анализируются общие схемы формирования профпригодности и личности. Выделяются сензитивные периоды, в которых возможно достижение наибольшей продуктивности в профессии, прогнозируются возможные ее подъемы и спады. Разные авторы предлагают свои собственные классификации периодов профессионального самоопределения, которые чаще всего опираются на данные о возрастных особенностях развития психики (В.А. Бодров, И.С. Кон, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, Ch. Buhler, E. Ginzberg, D. Super и др.). Эти стадии у разных авторов охватывают период от дошкольного возраста до завершения профессиональной карьеры в глубокой старости.
Выделяют как минимум четыре типа карьер, характеризующихся наличием или отсутствием в них отдельных стадий: стабильный, стандартный, нестабильный и тип с множеством проб (D. Super).
Не все периодизации равноценны, поскольку некоторые построены на внешних, малосущественных признаках. Например, при всей важности возраста им одним не могут определяться характеристики стадий. Так, вопреки утверждению большинства исследователей, о том, что пик трудовой активности и наибольшие достижения приходятся на возраст 30-40 лет, существует огромное количество приме ров переноса этих пиков на более поздний и даже пожилой возраст (в медицинских, артистических, художественных, юридических, писа тельских и других профессиях) и наоборот на юный (в спорте, балете и т.д.) (Б.Г. Ананьев, Ю.В. Укке, Н. Lehman и др.).
Проведенный анализ существующих подходов к проблеме профессионального самоопределения свидетельствует о том, что, несмотря на большой интерес к ней, многие вопросы (как теоретические, так и практические) остаются нерешенными, существующими на уровне деклараций.
Так, недостаточно разработана теоретическая проблема профессионального самоопределения. В следствии этого эмпирические исследования ограничиваются либо определенным возрастом, либо изучением фрагментарных черт личности представителей разных профессий.
Целостный процесс личностного формирования в ходе овладения профессией мало отражен в психологических исследованиях. Пока не удалось изучить этот процесс в единстве важнейших его составляющих - профпригодности и личности.
Эти составляющие искусственно разъединяются и изучаются по отдельности. Вне поля зрения психологов остались проблемы динамики процесса формирования профессионала, его основные детерминанты и закономерности (исключение составляет исследование Е.С. Романовой), индивидуальные пути профессионального и личностного становления в профессиях разного типа. Практически нет исследований процесса профессионального самоопределения на протяжении всей жизни человека с выделением и описанием качественно-своеобразных этапов, например, с применением лонгитюда или метода срезов (та кое исследование было начато Д. Сьюпером, но осталось незавершенным). Между тем роль профессиональной деятельности в формировании личности трудно переоценить.
Многие известные психологи неоднократно отмечали тот факт, что наиболее разработанной остается сфера изучения личности ребенка в онтогенезе от раннего к юношескому возрасту и мало разработаны проблемы психологии развития взрослого человека (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьев, П.М. Якобсон). Решение этих проблем невозможно без углубленного теоретико-эмпирического исследования конкретно-психологических закономерностей и формирующего воздействия ведущей для взрослого человека деятельности, в функции которой выступает деятельность профессиональная.