Психогенное воздействие экстремальных условий и ситуаций

Стихийные бедствия, катастрофы, аварии, применение в вооруженных военных конфликтах различных видов оружия создают ситуации, при которых возникает угроза жизни и здоровью определенной группы людей, уничтожение материальных ценностей и окружающей среды. Эти воздействия становятся катастрофическими, когда приводят к большим разрушениям, ранениям и смертельным исходам значительного числа населения. Находящиеся в экстремальных условиях люди подвергаются воздействию психотравмирующих обстоятельств, представляющих собой комплекс сверхсильных раздражителей, которые вызывают нарушения психической деятельности в виде так называемых реактивных (психогенных) состояний. Следует подчеркнуть, что психогенное воздействие экстремальных условий складывается не только из прямой, непосредственной угрозы жизни человека, но и из опосредованной угрозы, связанной с ожиданием ее реализации. Сложность возникновения, а также характер психогенных расстройств, их частота, выраженность и динамика зависят от многих факторов:

- характеристики экстремальной ситуации (ее интенсивность, внезапность, продолжительность действия);

- готовность отдельных людей к действию в неблагоприятных условиях, определяемая их личностно-типологическими качествами, профессиональной квалификацией, психологической устойчивостью, волевой и физической закалкой;

- организованности и согласованности действий людей и экстренных служб в экстремальных условиях,

- поддержка людьми окружающих их людей и мужественное преодоление трудностей;

- наличие людей с опытом работы в критических ситуациях.

Стихийные бедствия – катастрофические ситуации, возникающие в результате явлений, действий сил природы, имеющие чрезвычайный характер и приводящие к нарушению повседневного уклада жизни более или менее значительных групп людей, человеческим жертвам, уничтожению материальных ценностей.

К стихийным бедствиям относятся: землетрясения, наводнения, цунами, извержение вулканов, сели, оползни, обвалы, циклоны, сопровождающиеся ураганами и смерчами, массовые и торфяные пожары, снежные заносы и лавины.

Для стихийного бедствия характерно наличие присущих ему поражающих факторов, вредно воздействующих на состояние здоровья человека. Больше всего люди страдают от наводнений (40% от общего урона), ураганов (20%), землетрясений и засух (по 15%). Около 10% общего ущерба приходится на остальные виды стихийных бедствий.

В динамике состояния пострадавших (без тяжелых физических травм), подвергшихся внезапному воздействию тех или иных экстремальных факторов, побывавших в ЧС, выделяют 6-ть основных последовательных стадий.

1. «Стадия витальных реакций». Данная стадия длится длительностью от нескольких секунд до 5 - 15 минут, когда поведение практически полностью подчинено императиву сохранения собственной жизни, с характерными сужением сознания, редукцией моральных норм и ограничений, нарушениями восприятия временных интервалов и силы внешних и внутренних раздражителей. В этот период характерна реализация преимущественно инстинктивных форм поведения, в последующем нередко переходящих в состояние оцепенения.

2. «Стадия острого психоэмоционального шока с явлениями сверхмобилизации». Эта стадия, как правило, развивается вслед за кратковременным состоянием оцепенения, длится до 3 – 5 часов после ЧС и характеризуется общим психическим напряжением, предельной мобилизацией психофизиологических резервов, обострением восприятия и увеличением скорости мыслительных процессов, проявлениями безрассудной смелости (особенно при спасении близких) при одновременном снижении критической оценки ситуации, но сохранении способности к целесообразной деятельности. В эмоциональном состоянии в этот период нередко преобладает чувство отчаяния, сопровождавшееся ощущениями головокружения и головной боли, а также сердцебиением, сухостью во рту, жаждой и затрудненным дыханием. Поведение в этот период подчинено почти исключительно императиву спасения близких с последующей реализацией представлений о морали, профессиональном и служебном долге (включая представителей силовых и властных структур). Несмотря на присутствие рациональных компонентов, именно в этот период наиболее вероятны проявления панических реакций и заражение ими окружающих, что может существенно осложнять проведение спасательных операций. До 30% обследованных, при субъективной оценке ухудшения состояния одновременно отмечали увеличение физических сил и работоспособности в 1,5 – 2 и более раз. Окончание этой стадии может быть как пролонгированным, с постепенным появлением чувства истощения, так и наступать внезапно, мгновенно, когда только что активно действующие люди оказывались в состоянии близком к ступору или обмороку, вне зависимости от ситуации.

3. «Стадия психофизиологической демобилизации». Длительность данной стадии, как правило, до трёх суток после ЧС. В абсолютном большинстве случаев наступление этой стадии происходит в связи с пониманием масштабов трагедии («стресс осознания») и контактами с получившими тяжелые травмы и в связи со знанием о погибших. Наиболее характерными для этого периода являются резкое ухудшение самочувствия и психоэмоционального состояния с преобладанием чувства растерянности (вплоть до состояния своеобразной прострации), отдельных панических реакций (нередко — иррациональной направленности, но реализуемых без какого-либо энергетического потенциала). Так же имеет место понижение моральной нормативности поведения, отказ от какой-либо деятельности и мотивации к ней. Одновременно наблюдаются выраженные депрессивные тенденции, нарушения функций внимания и памяти (как правило, обследованные вообще не могут сколько-нибудь ясно вспомнить, что они делали в это время но, естественно, эти пробелы затем «заполняются»). Из жалоб в этот период ведущими являются тошнота, «тяжесть» в голове, ощущения дискомфорта со стороны желудочно-кишечного тракта, отсутствие аппетита, резкая слабость, замедление и затруднение дыхания, тремор конечностей.

4. «Стадия разрешения». Последующая динамика состояния и самочувствия пострадавших во многом определяется спецификой воздействия экстремальных факторов, полученными поражениями (физическими, психическими, социальными, материальными) и морально-психологической ситуацией после трагических событий. Итак, вслед за «психофизиологической демобилизацией» с достаточным постоянством наблюдается развитие 4-й стадии — «стадии разрешения» (от 3 до 12 суток после ЧС).В этот период, по данным субъективной оценки людей, у них постепенно стабилизировались настроение и самочувствие.

Однако, по результатам объективных данных: тесты (См. тесты в коллективных монографиях «Механизмы психологической защиты личности» и «Психология эмоций и чувств»), т.н. клинические беседы (См. учебное пособие «Основы психологического консультирования»,[1] стр. №№: 16-17; 25-26; 31-32; 38-40; 45-52; 57-67; 84-89), включённое наблюдение (См. Прил. № 1 в монографии «Психология эмоций и чувств»)), у абсолютного большинства людей сохранялись пониженный эмоциональный фон, ограничение контактов с окружающими, гипомимия (маскообразность лица), снижение интонационной окраски речи, замедленность движений, нарушения сна и аппетита, а также различные психосоматические реакции.

К концу этого периода у большинства пострадавших появлялось желание «выговориться», реализуемое избирательно, направленное преимущественно на лиц, не являвшихся очевидцами и участниками трагических событий, и сопровождавшееся некоторой ажитацией. Этот феномен, входящий в систему естественных механизмов психологической защиты («отторжение воспоминаний путём их вербализации»), в ряде случаев приносит пострадавшим существенное облегчение. Одновременно у людей восстанавливались как таковые сны, как правило, вовсе отсутствовавшие в предшествующие периоды, в том числе, – сны тревожного и кошмарного содержания, в различных вариантах трансформировавшие впечатления трагических событий.

На фоне субъективных признаков некоторого улучшения состояния объективно отмечается дальнейшее снижение психофизиологических резервов (по типу гиперактивации), прогрессивно нарастают явления переутомления, существенно уменьшаются показатели физической и умственной работоспособности.

Предоставление возможности «выговориться» (дебрифинг) относится к наиболее важным компонентам профилактики психопатологии и успешности последующей реабилитации. В случаях, когда дебрифинг оказывается по тем или иным причинам отложенным, происходит т.н. консолидация следов памяти. Однако это не снижает самостоятельной значимости методически обоснованного дебрифинга на последующих этапах. Один специалист может квалифицированно провести в день не более 5-6 (максимум - 10) индивидуальных дебрифингов, что определяет расчёт сил и средств психологических служб экстренного реагирования.

Технику (методику) «Дебрифинг» смотрите в начале следующей темы, и применяёте её; также смотрите в коллективной монографии «Механизмы психологической защиты личности» т.н. основные способы, техники и приёмы рилив терапии, согласно Е.А. Полякову, а именно – психологическую коррекционную работу с клиентами посредством метода проблемных тематических вопросов в рамках рилив-терапии, по Е.А. Полякову, на стр. №№ 147- 154, и используйте данную психотехнологию.

5. «Стадия восстановления». Эта стадия характеризуется восстановлением нормального для человека психофизиологического состояния. Стадия начинается, преимущественно, с конца второй недели после воздействия экстремального фактора, таким образом, данная стадия длится, начиная с 12-14 суток с момента ЧС, и до, примерно, месяца после ЧС. Первоначально, наиболее отчётливо эта стадия проявляется в следующих в поведенческих и психических реакциях: активизировалось межличностное общение, начала нормализовываться эмоциональная окраска речи и мимических реакций, появились шутки, вызывающие эмоциональный отклик у окружающих, восстановились «обычные» (характерные для нормального состояния) сновидения у большинства обследованных. В состоянии именно физиологической сферы существенной позитивной динамики и на этой стадии, как правило, не выявляется. Тем не менее, заканчивается т.н. «острый» период, длящийся, в норме, до двух недель, после воздействия экстремальных факторов. Основными формами психических реакций, по их ведущему признаку, у пострадавших, как правило, являются: астенодепрессивные состояния – 56%; психогенный ступор – 23%; общее психомоторное возбуждение – 11%; выраженный негативизм с явлениями аутизации – 4%; бредово-галлюцинаторные реакции – 3%; неадекватность, эйфория – 3%.

6.«Стадия отставленных реакций». В более поздние сроки, приблизительно через месяц у 12% - 22% пострадавших могут быть стойкие нарушения сна, немотивированные страхи, повторяющиеся кошмарные сновидения, состояния навязчивости воспоминаний, бредово-галлюцинаторные состояния и некоторые другие подобные психофизиологические реакции. При этом, признаки астено-невротических реакций в сочетании с психосоматическими нарушениями определяются у 75% пострадавших (поэтому и «стадия отставленных реакций»). Наряду с этим, одновременно у большинства людей нарастает внутренняя и внешняя конфликтогенность, требующая специальных подходов (См. тему № 4 данного курса).

Наконец, т.н. отдалённые последствия, можно выделить в самостоятельную (7-ю) стадию.

Наши рекомендации