Тема 2.5. Психолого-педагогическое обследование детей дошкольного возраста
Задание № 1.Составление пакета диагностических методик
Задачи изучения темы:учиться составлять пакет диагностических методик, направленных на изучение особенностей познавательной, эмоционально-личностной сферы, сформированности типичных видов деятельности детей дошкольного возраста.
Методические указания:пакет диагностических методик предъявляется для проверки до проведения лабораторного занятия № 1 (тема 2.5., раздел 2)
Содержание:студенты готовят пакет диагностических методик по следующим направлениям:
1. диагностика познавательной сферы (восприятия, внимания, памяти, мышления, экспрессивной и импрессивной речи);
2. диагностика сформированности детских видов деятельности (игровой, изобразительной, конструктивной, счетной);
3. диагностика эмоционально-личностной сферы.
Методические указания:
Каждая карточка с методикой должна содержать следующее:
1. Название методики;
2. Цель (что диагностирует);
3. Процедура проведения, инструкция для испытуемого;
4. Анализ (интерпретация) результатов;
5. Стимульный материал (карточки для предъявления испытуемому).
Для каждого психического процесса (психического состояния) должно быть несколько вариантов заданий и несколько вариантов одного задания (ориентированных на детей разного возраста).
При составлении картотеки по 3 направлению можно включить следующие методики:
1. «Изучение половозрастной идентификации» (Н.Л. Белопольской, 1999)
2. Методика «Нарисуй себя» (А.М. Прихожан, З. Василяускайте) // Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. М., 2003. С.216-218 (приводится после изучения изобразительной деятельности только в том случае, если уровень ее сформированности высокий)
3. Методики изучения эмоций (показать на пиктограммах основные эмоции; назвать основные эмоции; дорисовать пиктограммы, чтобы получилась какая-либо эмоция; узнавание (показать) эмоций по реальным фотографиям; называние эмоций по фотографиям) // Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Методический альбом. М., 2002. С.7-9)
4. Методика «Кинотеатр» // Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. С-Пб., 2005. С.94 (проводится в случае положительных результатов изучения эмоций).
5. Тест Розенцвейга, детский вариант // Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. С-Пб., 2005. С.182 (если у ребенка достаточно высокий уровень развития экспрессивной речи).
6. Сказки Дюсса // Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. С-Пб., 2005. С.157 (в случае высокого уровня развития импрессивной речи).
Литература:
1.Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. С-Пб., 2005.
2. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. М., 2003.
3. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста / Под ред. Н.В. Серебряковой. С-Пб., 2005.
4. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей: Пособие для ПМПК. М., 2003.
5. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие: с приложением альбома «Наглядный материал для обследования детей» / Под ред. Е.А. Стребелевой. М., 2005.
6. Стимульный материал для диагностического обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста / Под ред. Н.В. Серебряковой. С-Пб., 2005.
7. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Методический альбом. М., 2002.
Тема 2.6. Дифференциальная диагностика отдельных нарушений развития
Задание № 1. Анализ обучающего эксперимента
Задачи изучения темы: знакомиться с дифференциально-диагностическими критериями, лежащими в основе оценки состояния мышления, состояния речи и состояния обучаемости
Методические указания: выполненное задание обсуждается на семинарском занятии (тема 2.6., раздел 2).
Содержание: студенты анализируют обучающий эксперимент, разработанный А.Я. Ивановой с использованием методики Кооса, выделяют дифференциально-диагностические критерии, лежащие в основе оценки состояния мышления, состояния речи и состояния обучаемости, уровни и категории нарушения.
Литература:
Кисова В.В., Конева И.А. Практикум по специальной психологии. С-Пб., 2006. С. 179-188.
Тема 2.7. Планирование на основе проведенного обследования коррекционно-педагогической и коррекционно-психологической работы с детьми
Задание № 1. Составление картотек
Задачи изучения темы: познакомиться с содержанием психокоррекционных технологий, ориентированных на детей с психическим недоразвитием, с задержкой психического развития, с поврежденным психическим развитием, с церебральным параличом, учиться составлять картотеки, направленные на коррекцию познавательной, эмоционально-личностной сферы, межличностных отношений со сверстниками и взрослыми детей обозначенных категорий
Методические указания: выполненное задание обсуждается на семинарском занятии (тема 2.7., раздел 2).
Содержание: студенты составляют 4 картотеки в соответствии с обозначенными категориями нарушений развития; каждая картотека включает задания, направленные на коррекцию познавательной, эмоционально-личностной сферы, межличностных отношений со сверстниками и взрослыми
Литература:
Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. С-Пб., 2003.