Стресс, его виды и механизм развития
Введение
Реформирование российской системы образования обуславливает введение новых систем и технологий обучения. В связи с этим рядом авторов был выявлен высокий уровень школьной тревожности, школьные неврозы. (Дж. Бук, В.В. Гурьева, Л.С. Иванова, Н.Г. Лусканова, И.А. Коробейников и др).[ ][ ][ ] .
В связи с этим, стала особенно актуальной проблема влияния школьного обучения на психоэмоциональное состояние детей. Организация обучения с учётом психического состояния может служить мощным фактором улучшения социальной адаптации и психического развития личности, являться резервом повышения продуктивности обучения.
Данные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ Научного Центра здоровья детей РАМН свидетельствуют о неблагоприятной динамике основных показателей здоровья детей по мере школьного обучения, при этом младший школьный возраст характеризуется самым высоким уровнем школьной тревожности (Н.И. Гуткина; В.П. Петрунек; A.M. Прихожан; В.Э. Чудновский; и др.). [ ][ ][ ] . Как следствие этого -неврозы и другие невротические состояния школьников сказываются на психическом развитии, а также вызывают трудности в овладении учебной деятельностью. Из комплекса факторов риска: природной среды, образа жизни семьи и микросреды образовательного учреждения наиболее управляемым «звеном» является образовательный процесс. Оптимальное психическое состояние на учебных занятиях - комфортность переживаний и эффективность учебной деятельности, свидетельствует о нормальном ходе развития личности. Рациональное распределение учебной нагрузки в течение дня и недели – важный фактор профилактики утомления, перегрузки школьников, оно способствует снижению утомляемости и повышению работоспособности учащихся.
Эмоциональное благополучие младших школьников зависит от успехов и неуспехов в этой деятельности и от взаимоотношений с ее субъектами. Для детей младшего школьного возраста характерен жизнерадостный бодрый тон настроения.. В целом устойчивые, долговременные комфортные состояния дают возможность полноценному личностному развитию.
Существуют исследования отдельных составляющих психического состояния (тревожность, фрустрация, мотивы, умственная работоспособность) в традиционной системе обучения (М.В.Антропова; Л.И.Божович; Е.А. Данилова; О.А. Жильцова; Н.В.Репкина; и др.). [] Но, во-первых, нет исследований психического состояния детей в учебном процессе, не определены параметры и система методов целостного изучения данного явления; во-вторых, не встречается сравнительных исследований психического состояния и особенностей его динамики на учебных занятиях в разных системах обучения.
Цель работы: изучить зависимость психоэмоционального состояния современных детей младшего школьного возраста от характера учебного процесса
Объект исследования: психоэмоциональное состояние младших школьников
Предмет исследования: характер учебного процесса как стрессогенный фактор и влияние учебной нагрузки на психоэмоциональное состояние современных детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: нерациональное распределение учебной нагрузки провоцирует возникновение повышенного уровня тревожности детей младшего школьного возраста
.
1. Методика «Кактус»
2. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса
3. Методика диагностики уровня школьной тревожности Прихожан.
Глава 1. Виды и механизм формирования и развития стресса у младших школьников
Стресс, его виды и механизм развития
В переводе с английского языка слово "стресс" означает "нажим, давление, напряжение". А энциклопедический словарь дает следующее толкование стресса: "Совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (стрессоров)". [8;183]
Согласно определению канадского физиолога Ганса Селье, стресс - это все, что ведет к быстрому старению организма или вызывает болезни; стресс есть неспецифический (т.е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом, как отмечает Г. Селье, не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. [14]
Итак, стресс - это состояния психического напряжения, обусловленные выполнением деятельности в особенно сложных условиях и возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия - стрессоры. [5;37]
Г. Селье разделял стресс на эустресс и дистресс. Эустресс характеризуется положительным влиянием на деятельность человека. При эустрессе происходит активизация познавательных процессов и процессов самосознания, осмысления действительности, памяти. Дистресс ("distress", англ. - горе, нужда, страдание, недомогание, истощение), напротив, производит разрушительные действия в организме человека. Дистресс тоже может повышать адаптационные возможности человека, но все же тормозит его развитие, приводит к истощению сил. [17]
Кроме этого Лазарус выделяет еще два вида стресса: стресс - физиологический, и стресс - психологический. Последний подразделяется на эмоциональный. Они отличаются по особенностям стимула, механизму возникновения и характеру ответной реакции.
Физиологический стресс характеризуется нарушением гомеостаза. Он вызывается непосредственным действием неблагоприятного фактора на организм (например, погружение в ледяную воду, перегрев организма и др.). Восстановление гомеостатичных функций обеспечивается висцеральными и нейрогуморальными механизмами, которые обуславливают стереотипный характер реакций, однозначно обусловленных характером стрессора. Поэтому при физиологическом стрессе реакции стереотипны и предсказуемы.
Анализ психологического стресса требует учета таких факторов, как значимость ситуации для субъекта, интеллектуальные процессы, личностные особенности, поэтому при психологическом стрессе реакции индивидуальны и непредсказуемы. Исследователи отмечают, что стресс, вызванный психологическими причинами, не всегда приводит к стереотипным реакциям.
Стресс эмоциональный проявляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д. При этом различные его формы приводят к изменениям в протекании психических процессов, сдвигам в эмоциональной сфере личности, нарушениям двигательного и речевого поведения.
Эмоциональный стресс (синоним эмоциональное перенапряжение) — напряжение неспецифических адаптационных реакций организма на патогенное воздействие внешней среды, опосредованное чрезвычайными по силе или длительными отрицательными эмоциями. Эмоциональное переживание лежит в основе многих адаптивных физиологических реакций, позволяющих организму за счет мобилизации резервных возможностей преодолевать конфликтные ситуации. [ ]
Для эмоционального стресса характерно сильное эмоциональное переживание, которое вызывается значимой для человека конфликтной ситуацией и в результате сужается круг биологических и социальных потребностей, сопровождающиеся длительными отрицательными эмоциями.
Рассмотрим механизм формирования и развития стресса. В отличие от концепции физиологического стресса стресса, развивающегося на основе изменений гипофизарно-надпочечниковых отношений, в основе эмоционального стресса лежат первичные изменения в области эмоциональной сферы личности. Отрицательные эмоции характеризуются длительным последействием, изменением химической чувствительности нейронов головного мозга к ряду химических веществ нейромедиаторам и нейропептидам. В результате эмоциональное возбуждение приобретает способность к постоянной активации мозговых структур и различных соматовегетативных процессов и при наличии соответствующего слабого звена в организме через него может оказать патогенное влияние, как на функции головного мозга, так и на реализацию отдельных соматических или вегетативных функций. [13]
Схема «Механизм действия стресса на организм человека»
Психогенные воздействия |
Кора головного мозга |
Гипоталамус |
Продолговатый мозг | Гипофиз |
Спинной мозг | Эндокринные железы |
Внутренние органы: Сердце, желудок, легкие, печень, кожа, сосуды и т.д. |
Неблагоприятные факторы (стрессоры) вызывают реакцию стресса, т.е. человек сознательно или подсознательно старается приспособиться к совершенно новой ситуации. Затем наступает выравнивание, или адаптация (в науке употребляется английский термин GAS - General Adaptation Syndrom). Человек либо обретает равновесие в создавшейся ситуации и стресс не дает никаких последствий, либо не адаптируется к ней - это так называемая МАЛ-АДАПТАЦИЯ (плохая адаптация). Как следствие этого могут возникнуть различные психические или физические отклонения.
Сильные или длительные стрессы приводят к истощению, которое может вызвать физические и психические заболевания. Очень часто люди обращаются к врачу с жалобами на физические недомогания, тогда как реальной причиной их состояния является стресс. Стрессы входят в первую десятку причин, вызывающих болезни.
В динамике протекания физиологического стресса исследователи выделяют три основные стадии: тревога, резистентность (сопротивление), истощение.
а) АЛАРМ-стадия (стадия тревоги). Эта стадия называется также «предстартовой готовностью». Ресурсы организма на этой стадии максимально мобилизуются. Ребенок находится в состоянии напряженности и настороженности. Физически и психологически ребенок чувствует себя комфортно, может даже пребывать в приподнятом настроении. Его поведение на этой стадии удивляет окружающих своей неадекватностью по отношению пережитой накануне ситуации. Удивительным образом «проходят» хронические соматические заболевания: гастриты, колиты, язвы желудка, мигрени, аллергии и т.д. Это очень опасное и обманчивое затишье. Это штиль перед бурей.
б) Стадия РЕЗИСТЕНТНОСТИ (стадия сопротивления).
Подъем, который наблюдался на первой фазе, спадает. Наблюдается некоторая усталость. Хотя в целом самочувствие не плохое, но организм уже начинает заявлять о себе. Внутренние ресурсы на этом этапе расходуются более оптимально. Происходит некоторое «врабатывание» в эту ситуацию, психика словно готовится к длительному преодолению трудностей. Энергия расходуется более разумно, приспособляясь к сложившимся обстоятельствам.
в) Стадия ИСТОЩЕНИЯ.
Сил на борьбу больше нет. Защитные механизмы не могут выполнять свою функцию. И физически и психически, ребенок выжат. Энергия исчерпана. Психосоматические заболевания возвращаются с утроенной силой. Пережитое разрушает привычный образ жизни. Снижается аппетит. Возникают проблемы со сном. Часто снятся кошмары - ребенок боится заснуть и увидеть снова этот сон, и этот страх, в свою очередь, порождает бессонницу. Бессонница или прерывистый сон могут также быть обусловлены повышенной тревожностью, невозможностью отвлечься от навязчивых мыслей и расслабиться. Ребенок может стать раздражительным, преувеличенно реагировать на окружающие звуки и события – вздрагивать, вскрикивать начинать плакать, пугаться. Пытаясь себя защитить от новой беды, ребенок становится сверхбдительным, но вместе с этим, ухудшается концентрация внимания, сужается сознание. Могут наблюдаться необоснованные спонтанные вспышки гнева. На этой фазе требуется психологическая помощь. []
Таким образом, в норме стресс – это чрезвычайная реакция мобилизации с целью овладеть угрожающей ситуацией. Стрессовые реакции (на гормональном, энергетическом, эмоциональном уровне) важны для любого биологического вида. Но если экстремальные, чрезвычайные реакции становятся постоянным состоянием, то есть становится хроническим, это негативно сказывается на организме ребенка.
§1.2. Причины возникновения эмоционального стресса у детей
Предполагают, что в качестве причин возникновения эмоционального стресса могут выступать как позитивные, так м негативные события в жизни взрослых и детей (Dоhrenwend B. S.). Однако эту точку зрения разделяют не все. Г. Селье вредностями считал лишь неблагоприятные факторы, приводящие к «дистрессу». В связи с этим систематизируют лишь отрицательные события, как потенциальные стрессоры (экстремальные воздействия). В. Харрис и др. классифицировали психосоциальные воздействия по виду и продолжительности.
Кратковременно действующие стрессоры:
- связанные с неудачами;
- обусловленные перегрузками, чрезмерной скоростью и отвечением;
- вызывающие страх.
Продолжительно действующие стрессоры:
- борьбы;
- опасных ситуаций;
- заключения и изоляции;
- утомления от длительной активности.
Наиболее вредоносными для детей являются неблагоприятные психосоциальные стрессоры:
- Пребывание в круглосуточных яслях, домах ребенка, детских домах, больнице или санатории.
- Изолированность семьи от ближайшего окружения.
- Неправильное воспитание одним родителем, отсутствие или неадекватность родительской заботы, чрезмерное давление родителей.
- Неадекватное или искаженное внутрисемейное общение.
- Воспитание психически больным или неполноценным родителем.
- Межличностные: антагонистические отношения между членами семьи, недостаток душевной теплоты, жестокость, сексуальные злоупотребления.
- Поступление в детский сад, школу, давление требований учебного процесса, трудности освоения знаний, атмосфера отвержения или враждебности со стороны сверстников или старших, конфликтная обстановка.
- Боязнь нападений, издевательств, преследований со стороны других людей.
- Личностные: переживания, связанные с собственными значительными характерологическими отклонениями.
- Миграция, отрыв от родной среды, утрата от социального статуса.
- Национальная, этническая вражда, экономические контрасты, культурные противостояния.
- Глобальные: страх войны, экологических катастроф, переживание природных бедствий (землетрясения, наводнения) и промышленных катастроф (взрывы, пожары). []
Особое влияние на детей оказывает семья, где ребенок может также испытывать стресс. Более всего дети подвержены отрицательным воздействиям в следующих семьях:
- семьи с молодыми родителями, социально изолированные, с бедными межличностными связями;
- родители, которые сами в детстве подвергались насилию, агрессии, оскорблениям;
- родители, испытывающие стресс из-за трудного финансового положения, бедности, плохих жизненных условий;
- незрелые, гиперэмоциональные родители, которые могут испытывать алкогольную или наркотическую зависимость;
- родители с ограниченным интеллектом или имеющие историю психических заболеваний;
- семья, где один из родителей не является биологическим родителем ребенка;
- неполные семьи;
- семьи, где по отношению к ребенку использую неадекватные методы воспитания. [9;97]
Кроме того, стрессорное воздействие на детей могут оказывать и в образовательном учреждении. Это могут быть:
- нерациональный режим жизнедеятельности,
- дефицит свободы движений,
- недостаточность пребывания на свежем воздухе,
- нерациональное питание и плохая его организация,
- неправильная организация сна и отдыха детей,
- авторитарность стиля общения с детьми взрослых при отсутствии к ним внимания и заботы,
- необоснованное ограничение свободы детей,
- интеллектуальные и физические перегрузки,
- неблагоприятные в геомагнитном плане дни и плохие погодные условия, а также другие факторы, связанные с разнообразными проблемами семьи и взаимоотношений со сверстниками. []
Мастен выявил также половые различия восприятия стресса. Так, мальчики больше подвержены стрессам в детстве, а девочки в юности. Мальчики чаще реагируют на стресс деструктивным поведением, а девочки, не имеющие женской ролевой модели для подражания при высоком уровне стресса, испытывают ощущение внутреннего дискомфорта. Этим же исследователем обнаружено, что стресс не затрагивает достижения детей с высоким интеллектом и разрушает достижения детей с низким интеллектом. []
У детей разного возраста преобладающие причины возникновения стресса различны. Это связано с тем, что в разном возрасте у ребенка различные "зоны психической чувствительности", которые наиболее ранимы и подвержены стрессу.
Родителям, обычно, такие тонкости неизвестны. Поэтому, временами, бывает трудно отличить детский стресс от недомоганий, сопровождающих нормальные процессы роста и развития ребенка.
Причины стресса в младшем школьном возрасте, как правило, школа, друзья и неуспехи или конкуренция в учебе. Дети в этом возрасте начинают понимать, что кто-то умнее, кто-то сильнее, а кто-то красивее их, и это является для них серьезной психологической нагрузкой. Издевательства и оскорбления в школе стоят на первом месте в списке причин детского стресса. Однако вы будете удивлены, узнав, что вовсе не всегда наши мальчики и девочки запуганы сверстниками. Главный "возбудитель" стресса у школьников - учителя. Их боится и ненавидит каждый десятый ребенок. Причиной детского стресса в любом возрасте может стать крупное семейное событие, например развод, рождение еще одного ребенка, переезд на другое место жительства и, конечно же, смерть домашнего питомца.
Не стоит забывать и о традиционных детских страхах. Они, по мнению психологов, также могут стать причиной стресса. Речь, прежде всего, идет об инстинктивной боязни ребенка остаться одному. Стремление всегда быть со своей семьей заложено природой в подсознании каждого ребенка. Последствия стресса нередко могут отравить всю их последующую жизнь. []
Кроме исследователи отмечают целый ряд признаков, указывающих на то, что ребенок находится в стрессовом состоянии:
- Подавленное настроение
- Плохой сон. Ребенок с трудом засыпает и очень беспокойно спит.
- Усталость ребенка после нагрузки, которая совсем недавно давалась ему очень легко.
- Малыш становится беспричинно обидчив, часто плачет по ничтожному поводу или, наоборот, становится слишком агрессивным.
- Рассеянность, забывчивость, отсутствие уверенности в себе, своих силах, беспокойная непоседливость также говорят о дискомфортном психологическом состоянии. Ребенок в таком состоянии чаше ищет одобрения и поддержки у взрослых, "жмется" к ним.
- Состояние психологического стресса может проявляться в не наблюдаемом ранее кривлянии и упрямстве, боязни контактов, стремлении к одиночеству. Ребенок перестает участвовать в играх сверстников, в то же время у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.
- Иногда ребенок постоянно жует или сосет что-либо, чего раньше за ним не замечалось. Иногда у него отмечается стойкая потеря аппетита.
- Признаками стрессового состояния ребенка являются так же не имевшие места ранее дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами, ночное и даже дневное недержание мочи.
- Некоторые дети в состоянии длительного стресса начинают терять вес, выглядят истощенными, или, напротив, у них наблюдаются симптомы ожирения.
- Расстройства памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало активность, также говорят о неблагополучии психоэмоционального состояния.
Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам о том, что ребенок находится в стрессовом состоянии, только в том случае, если они ранее не наблюдались. Необходимо также отметить и то, что не все эти признаки могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже тогда, когда появились только некоторые из них. [17]
Наличие вышеуказанных симптомов свидетельствует о появлении психосоматических расстройств, которые отражаются и на самочувствии и на поведении ребенка. Их игнорирование может не только привести к стойким нарушениям в здоровье, но и отразиться на формировании личностных качеств.
§1.3 Психологические особенности младших школьников
По мнению Крутецкого В.А. младшим школьным возрастом считается «возраст детей примерно от 7 до 10 -11 лет, что соответствует годам обучения в начальных классах общеобразовательной школы. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития» [].
Зинченко В.П. и Мещеряков Б.Г. понимали под младшим школьным возрастом «(англ. midchildhood — среднее детство) — возраст 6/7-10-летних детей, обучающихся в I-III (IV) классах современной отечественной начальной школы. В др. странах этот возраст соответствует принятым там системам образования (напр., во Франции 5-летнему элементарному обучению соответствует 6-11-летний возраст).
А Еникеев М.И. младший школьный возраст определяет как « - дети в возрасте 6-10 лет, обучающиеся в начальной школе. Ведущим видом их деятельности становится учение, У ребенка развивается способность корректировать свои текущие действия в соответствии с запланированным результатом, критически оценивать итоги своей деятельности..» []
Из этого следует, что младший школьный возраст совпадает с периодом обучения и в этот период происходит дальнейшее физическое и психофизическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Ребенок психологически готов к школьному обучению, прежде всего, объективно, т. е. обладает необходимым для начала обучения уровнем психического развития.