Психические познавательные процессы. Непроизвольное(пассивное, непреднамеренное) воображение— это создание новых образов



КОММЕНТАРИИ

Непроизвольное(пассивное, непреднамеренное) воображение— это создание новых образов без каких-либо внешних побудителей. Оно заключается в воз­никновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представ­ления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении со­знательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Наибо­лее ярко оно выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно, сменяются, соединяются и изменяются сами но себе, принимая иногда самые фантастические формы.

Произвольное(активное, преднамеренное) воображение— создание но­вых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднаме­ренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности.

Мечта— это образ желаемого будущего. Особенностью мечты является построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда и не могут осуществиться.

Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются следующи­ми особенностями:

1) ярким, живым, конкретным характером; сознание человека в этот момент наполнено также многими деталями и частностями, которые оно рисует, опираясь на прошлый опыт;

2) слабой выраженностью конкретных путей к осуществлению мечты, когда воображение не останавливается на частностях, а рисует образы в самых общих чертах );

3) эмоциональной насыщенностью образа, его привлекательностью для меч­тающей личности;

4) стремлением соединить мечты с чувством уверенности в ее осуществимо -сти, со страстным стремлением к претворению ее в действительность.

Творческое воображение— это создание новых образов в процессе твор­ческой деятельности человека (в искусстве, науке и т. п.). Писатели, худож­ники, скульпторы, композиторы, стремясь отобразить жизнь достовернее, вме­сте с тем не просто фотографически ее копируют, а создают художественные образы, в которых она правдиво отражается в наиболее ярких и обобщенных чертах. В этих образах отражаются личность писателя, художника, его миро­воззрение, результаты его личного осмысления жизни, особенности присуще­го ему художественного стиля.

Воссоздающее (репродуктивное) воображение — это воображение на осно­ве прочитанного или услышанного. Оно имеет место в тех случаях, когда человек поодному описанию должен представить себе предмет, который никогда раньше не видел. Например, он никогда небывал на море, но прочтя описание его в книге, может представить море в более или менее ярких и полных образах.



Глава четвертая

4.22. ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ

Психические познавательные процессы. Непроизвольное(пассивное, непреднамеренное) воображение— это создание новых образов - student2.ru

Психические познавательные процессы



КОММЕНТАРИИ

Мышление— это психический познавательный процесс отражения суще­ственных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

Мышление — орудие высшей ориентировки человека в окружаю­щем мире и в самом себе.

И. П. Павлов

Процесс мышления характеризуется следующими особенностями:

1. Мышление всегда имеет опосредованный характер. Устанавливая связи и отношения между предметами и явлениями объективного мира, человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но и обязательно на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти.

2. Мышление опирается па имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества. В процессе мышления человек пользуется уже сло­жившимися на основе предшествующей практики знаниями общих поло­жений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окру­жающего мира.

3. Мышление исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему. Отра­жая связи и отношения между явлениями, мы всегда отражаем эти связи в отвлеченном и обобщенном виде как имеющие общее значение для всех сходных явлений данного класса, а не только для определенного, конкрет­но наблюдаемого явления.

4. Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме. Мышление и речь всегда находятся в неразрывном един­стве. Благодаря тому что мышление протекает в словах, облегчаются про­цессы абстракции и обобщения, так как слова по своей природе являются совершенно особыми раздражителями, сигнализирующими о действитель­ности в самой обобщенной форме.

5. Мышление человека органически связано с практической деятельностью. В своем содержании оно опирается на общественную практику человека. Это отнюдь не простое созерцание внешнего мира, а такое его отражение, которое отвечает задачам, возникающим перед человеком в процессе раз­личных видов деятельности, направленных на переустройство окружаю­щего мира.



Глава четвертая

4.23. СОДЕРЖАНИЕ МЫШЛЕНИЯ

Психические познавательные процессы. Непроизвольное(пассивное, непреднамеренное) воображение— это создание новых образов - student2.ru

Психические познавательные процессы



КОММЕНТАРИИ

Выделяют определенные операции мышления.

Анализ— это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.

Синтез— это мыслительная операция, позволяющая в едином аналити-ко-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.

Сравнение— это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов И явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении таким образом общности или различия между ними.

Абстрагирование— это мыслительная операция, основанная на отвлече­нии от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.

Обобщение— это объединение многих предметов или явлений но какому-то общему признаку.

Конкретизация— это движение мысли от общего к частному.

Различают конкретные формы мышления.

Понятие— это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.

Суждение— основная форма мышления, в процессе которой утверждают­ся или отражаются связи между предметами и явлениями действительности.

Умозаключение— это выделение из одного или нескольких суждений нового суждения. Различают умозаключение индуктивное, дедуктивное, по аналогии.

Аналогиейназывается такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследо­вания всех условий.

Выделяют определенные виды мышления.

Наглядно-действенноемышление — это мышление, непосредственно включенное в деятельность.

Образноемышление — это мышление, осуществляющееся на основе об­разов, представлений того, что человек воспринимал раньше.

Отвлеченноемышление — это мышление, совершающееся на основе от­влеченных понятий, которые образно не представляются.

И наконец, различают определенные способы мышления.

Индукция— это способ мышления, при котором умозаключение идет от единичных фактов к общему выводу.

Дедукция — это способ мышления, осуществляющегося в порядке, обрат­ном индукции.



Глава четвертая

4.24. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЫШЛЕНИЯ

Психические познавательные процессы. Непроизвольное(пассивное, непреднамеренное) воображение— это создание новых образов - student2.ru

Психические познавательные процессы



КОММЕНТАРИИ

С физиологической точки зренияпроцесс мышления представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга. В осуществлении процессов мышления принимает участие вся кора головного мозга.

Для процесса мышления прежде всего имеют значение те сложные времен­ные связи, которые образуются между мозговыми концами анализаторов. Поскольку деятельность отдельных участков коры всегда детерминируется внешними раздражениями, постольку образующиеся при одновременном их возбуждении нервные связи отражают действительные зависимости между явлениями и предметами объективного мира.

Мышление... ничего другого не представляет, как ассоциации, спер­ва самые элементарные, стоящие в связи с внешними предметами, а потом цепи ассоциаций. Значит, каждая маленькая, первая ассо­циация — это есть момент рождения мысли.

И. П. Павлов

Эти закономерно вызываемые внешними раздражителями связи (ассоци­ации) и составляют физиологическую основу процесса мышления.

При этом мышление обеспечивается системами функционально объеди­ненных нейронов головного мозга, которые отвечают за конкретные мысли­тельные операции и имеют свои характеристики, т. с. коды.

Нейронные коды отражают определенную частоту импульсивной активно­сти нейронов, участвующих в решении конкретных умственных задач. Сами же нейроны могут в зависимости от решаемых мыслительных задач перестра­ивать свою деятельность, выступая конкретными коррелятами определенных мыслительных операций человека.

При принятии решений в ходе мышления образуются определенные функ­циональные системы, которые обеспечивают разные уровни принятия решения и наличие вызванных для них потенциалов — определенных реакций разных зон коры головного мозга на конкретное внешнее событие, которые сопоста­вимы с реальным психологическим процессом переработки информации.

Деятельность функциональных систем психики, наличие конкретных уровней принятия решения и проявление определенных вызванных потенци­алов в целом выступают психофизиологическими механизмами мыслитель­ной деятельности.



Глава четвертая

4-25. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ, ВЫДЕЛЕННЫЕ ПО РАЗНЫМ ОСНОВАМ

Психические познавательные процессы. Непроизвольное(пассивное, непреднамеренное) воображение— это создание новых образов - student2.ru

Психические познавательные процессы



КОММЕНТАРИИ

Теоретическое мышление— мышление на основе теоретических рассужде­ний и умозаключений.

Практическое мышление— мышление на основе суждений и умозаклю­чений, основанных на решении практических задач.

Дискурсивное мышление— мышление, опосредованное логикой рассуж­дений, а не восприятия.

Всякий раз, когда чего-нибудь очень хочется сделать, остановись и подумай: хорошо ли то, чего тебе хочется.

Л. Н. Толстой

Интуитивное мышление— мышление на основе непосредственных чув­ственных восприятии и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира.

Я верю в интуицию и вдохновение. Воображение важнее знания, ибо знание ограничено, воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником эволюции.

А. Эйнштейн

Репродуктивное (воспроизводящее) мышление— мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.

Продуктивное (творческое) мышление— мышление на основе творче­ского воображения.

О смелой мысли водомет, О водомет неистощимый! Какой закон непостижимый Тебя стремит, тебя метет?

Ф. Тютчев



Глава четвертая

4.26. СВОЕОБРАЗИЕ ТВОРЧЕСКОГО

МЫШЛЕНИЯ И ПРЕПЯТСТВИЯ

В ЕГО ПРОЯВЛЕНИИ

Психические познавательные процессы. Непроизвольное(пассивное, непреднамеренное) воображение— это создание новых образов - student2.ru

Психические познавательные процессы



КОММЕНТАРИИ

Творческое мышление отличается оригинальностью, гибкостью, образностью. Что же мешает человеку быть творческой личностью и проявлять интеллект? Современные психологические исследования свидетельствуют, что при­чиной тому не только и не столько отсутствие развитых творческих способно­стей, как считалось раньше, но и препятствия иного рода, например:

1. Склонность к конформизму, выражающаяся в доминирующем над твор­чеством стремлении быть похожим на других людей, не отличаться от них в своих суждениях и поведении.

2. Боязнь выглядеть «белой вороной», казаться глупым или смешным в сво­их умозаключениях.

Обе указанные тенденции могут возникнуть у ребенка в раннем детстве, если первые его попытки самостоятельного мышления, первые суждения творческого характера не находят поддержки у окружающих взрослых людей, вызывают у них смех или осуждение, сопровождаются наказанием или навязыванием ребенку со стороны взрослого в качестве единственно правильных наиболее распространенных общепринятых мнений.

3. Боязнь показаться слишком экстравагантным, даже агрессивным, в сво­ем неприятии и критике мнений других. В условиях нашей культуры до­вольно распространено следующее мнение: критиковать человека — зна­чит, проявлять к нему неуважение.

4. Боязнь возмездия со стороны человека, чью позицию мы критикуем. Под­вергая кого-либо критике, мы обычно вызываем с его стороны ответную реакцию. Последняя нередко выступает в качестве препятствия на пути к развитию собственного творческого мышления.

5. Завышенная оценка значимости своих собственных идей. Иногда то, что мы сами придумали или создали, нравится нам больше, чем мысли, выска­зываемые другими людьми, причем настолько, что у нас возникает желание свое никому не показывать, ни с кем им не делиться и оставить при себе.

6. Высокоразвитая тревожность. Человек, обладающий этим качеством, обычно страдает повышенной неуверенностью в себе, испытывает боязнь открыто высказывать свои идеи.

Есть два конкурирующих между собой способа мышления: критический и творческий. Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Творческое мышление связано с открытием прин­ципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оценкой чужих мыслей. Человек, у которого более выражена критическая тен­денция, уделяет основное внимание критике, хотя сам бы мог творить, и непло­хо. Напротив, тот человек, у которого конструктивное, творческое мышление до­минирует над критическим, часто оказывается не способен видеть недостатки в собственных суждениях и оценках; чтобы этого избежать, с детства необходи­мо формировать и развивать как критическое, так и творческое мышление.



Глава четвертая

4.27. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ

Психические познавательные процессы. Непроизвольное(пассивное, непреднамеренное) воображение— это создание новых образов - student2.ru

Психические познавательные процессы



КОММЕНТАРИИ

Речьюназывается процесс практического применения человеком языка в це­лях общения с другими людьми.

В отличие от речи языкесть средство общения людей друг с другом.

Речь имеет свои свойства.

Содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действи­тельности.

Понятность речи достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или вы­делением слов с помощью логического ударения (т. е. интонационным рисун­ком).

Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью. По своей выразительности речь может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной.

Действенность речи заключается в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

Речь выполняет определенные функции.

Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, а, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяют возможности общения.

Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к действию.

Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие толь­ко им названия.

Функция сообщения состоит в обмене мыслями между людьми посред­ством слов, фраз.

Существуют определенные виды речи.

Устная речь — это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух — с другой.

Монологическая речь — это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли.

Диалогическая речь — это разговор, в котором участвуют не менее двух со­беседников.

Письменная речь — это речь посредством письменных знаков.

Внутренняя речь — это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека.



Глава четвертая

4.28. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЧИ

Психические познавательные процессы. Непроизвольное(пассивное, непреднамеренное) воображение— это создание новых образов - student2.ru

Периферические системы обеспечения речи

<§> Энергетическая <^ Генераторная ^ Резонаторная

Психические познавательные процессы



КОММЕНТАРИИ

К периферическим системам обеспечения речиотносятся:

^> энергетическая система дыхательных органов, необходимая для возникно­вения звука, — легкие и главная дыхательная мышца — диафрагма;

Ф генераторная система — звуковые вибраторы (голосовые связки гортани), при колебании которых образуются звуковые волны;

® резонаторная система — носоглотка, череп, гортань и грудная клетка.

Вторая сигнальная система.Согласно И. П. Павлову, у людей существует две сигнальные системы раздражителей: первая сигнальная система — непос­редственное воздействие внутренней и внешней среды на различные рецепторы (эта система есть и у животных) и вторая сигнальная система, состоящая только из слов. Причем лишь незначительная часть слов обозначает сенсорные воз­действия на человека. Работа второй сигнальной системы заключается преж­де всего в анализе и синтезе обобщенных речевых сигналов.

Мозговые центры речи.Специальными исследованиями установлено, что способность человека к анализу и синтезу речи связана с:

^ левым полушарием головного мозга;

<@> слухоречевой зоной коры больших полушарий — задней частью височной

извилины, так называемым центром Всрникс; ^ так называемой зоной Брока, расположенной в нижних отделах третьей

лобной извилины.

Кроме того, речь обеспечивается функционированием определенных фи­зиологических механизмов.

Синтагматические и парадигматические механизмы речи.Синтагмати­ческие механизмы отражают динамическую организацию речевого высказы­вания и ее физиологические характеристики при работе коры головного моз­га. Парадигматические отражают связь задних отделов левого полушария с кодами речи (фонематическим, артикуляционным, семантическим и т. д.).

Механизмы восприятия речи.Переход к осмыслению речевого сообще­ния возможен лишь после того, как речевой сигнал преобразован. Анализиру­ется он на основе детекторного кодирования, фонематической интерпретации головным мозгом полученной информации. Это означает, что нейроны чув­ствительны к разным звуковым сигналам и действуют на основе построения определенной модели опознания слов.

Механизмы организации речевого ответа.У взрослого человека воспри­ятие и произношение опосредуются внутренними физиологическими кодами, обеспечивающими фонологический, артикуляторный, зрительный и семан­тический анализ слов. При этом все перечисленные выше коды и операции, осуществляемые на их основе, имеют свою мозговую локализацию.



Глава четвертая

Речь в то же время — сложнейшая система условных рефлексов. Ее основу составляет вторая сигнальная система, условными раздражителями которой являются слова в их звуковой (устной) или зрительной (письменной) форме. Звуки и начертания слов, будучи вначале для отдельного человека нейтраль­ными раздражителями, становятся условными речевыми раздражителями в процессе повторного сочетания их с первосигнальным раздражителем, вызы­вающим восприятия и ощущения предметов и их свойств.

В результате они приобретают смысловое значение, становятся сигнала­ми непосредственных раздражителей, с которыми сочетались. Образовавши­еся при этом временные нервные связи в дальнейшем укрепляются путем по­стоянных речевых подкреплений, делаются прочными и приобретают двусто­ронний характер: вид предмета немедленно вызывает реакцию его называния, и наоборот, слышимое или видимое слово сейчас же вызывает представление обозначаемого этим словом предмета.

Глава пятая

Наши рекомендации