Деловая игра «Оказание давления»
Описание деловой игры
И.И. Иванов – многообещающий молодой менеджер, быстро продвигающийся по службе. Когда он только начинал свою карьеру, его начальником был П.П. Петров – завзятый «трудоголик», чей опыт и знания очень помогли Иванову в то время. Два года спустя ситуация изменилась и Иванов стал начальником Петрова, карьера Петрова после этого застопорилась. В последнее время Иванов и Петров работают в этой же организации и видятся не часто. Недавно Петрову посоветовали выдвинуть свою кандидатуру на вступление в члены клуба профессиональных управленцев, чтобы познакомиться там с людьми, которые могли бы «подтолкнуть» его карьеру в нужном направлении. Клуб был создан для продвижения идей высокого уровня профессионализма в мире бизнеса. Но Петров знает, что Иванов – член этого клуба и председатель отборочной комиссии. Собеседование проводится в помещении клуба. Для этого случая Петров оделся наиболее тщательно, хотя его гардероб не отличался большим выбором. Когда он к назначенному времени приехал в клуб, его попросили подождать в зале для приглашенных. Ожидание заняло 15 минут. Когда секретарь наконец ввел Петрова в роскошно обставленный зал заседаний, тот оказался лицом к лицу с членами отборочной комиссии из 8 человек во главе с Ивановым. Все они были одеты в дорогие официальные костюмы. Петрова посадили в торце длинного стола, за которым расположились члены комиссии. Таким образом, комиссия с Ивановым во главе как бы образовала группу «своих» напротив Петрова, единственного среди них «чужака». Во время последующего собеседования Иванов ни разу не дал понять, что знаком с Петровым, и не пытался обратить внимание комиссии на потенциальную ценность этого человека для клуба. Через несколько дней после собеседования Петров случайно встретил Иванова на работе. Ему было неловко задавать Иванову какие-либо вопросы по поводу результатов собеседования, а Иванов первым об этом не заговаривал.
Постановка задачи
Обсудить методы оказания давления отдельными людьми или группами, желающими продемонстрировать особое значение своей роли или должности. В данном случае задачей является оценка поведения членов отборочной комиссии. Вопросами для обсуждения являются следующие:
1. Как вы думаете, почему Иванов решил организовать собеседование подобным образом?
2. Какие действия мог бы предпринять Петров, чтобы хоть в какой-то степени повлиять на ход собеседования?
3. Как вы думаете, Петрова приняли в члены клуба?
Методические указания
В ходе собеседований, проводимых с различными целями, члены комиссий зачастую демонстрируют серьезность и важность своей деятельности, часто внушая при этом собеседнику даже чувство страха. Например, некоторые комиссии поддерживают статус своей деятельности посредством униформы - судьи в зале суда, академики в мантиях и т.п.
Описание хода деловой игры
Студенты делятся на группы по 5 человек. Каждая группа проводит собеседование, затем письменно отвечает на поставленные вопросы, при этом обсуждая ответы в своей группе. Затем происходит общее обсуждение ситуации. При этом если у студентов существует определенный опыт работы, они могут привести примеры других методов «запугивания», используемых членами отборочных комиссий.
Фонд оценочных средств ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Вопросы к экзамену
1. Что является объектом и предметом психологии?
2. Какое место занимает психология в системе наук?
3. Какими методами пользуется психология?
4. Что такое психика и каковы её функции?
5. Как развивается психика в филогенезе?
6. Какова структура психики человека?
7. Как соотносятся психика и организм?
8. Какая связь существует между психикой и мозгом?
9. Каковы особенности деятельности человека?
10. Что такое ощущения? Какие существуют виды ощущений?
11. Что такое восприятие? Каковы его основные свойства и виды?
12. Какие встречаются нарушения восприятия?
13. Что такое внимание?
14. Виды внимания и их особенности?
15. Что такое память? Основные процессы памяти и их характеристики?
16. Каковы виды и уровни памяти?
17. Что такое забывание?
18. Каковы причины расстройства памяти? Можно ли управлять памятью?
19. Какие существуют виды мышления?
20. Какова структура мыслительного процесса?
21. Каковы индивидуальные различия в мыслительной деятельности?
22. Какие существуют способы активизации мышления?
23. Зачем человеку воображение? Каковы его функции?
24. Какова структура сознания?
25. Как осуществляется взаимодействие сознания и подсознания?
26. Какие состояния сознания присущи человеку? В чем состоит роль сна?
27. Какова роль психических состояний?
28. Зачем нужны эмоции и чувства?
29. Что такое состояние психической напряженности? Их виды и особенности.
30. В чем заключается сущность воли и волевой регуляции поведения?
31. Что такое мотивация и мотивационные образования личности?
32. Почему существуют различные психологические школы личности?
33. Сущность различных психологических школ личности: психоанализа, бихевиоризма?
34. Каково соотношение понятий «индивид» и «личность», «индивидуальность»?
35. В чем состоит процесс социализации личности?
36. Что такое общение? Его роль и средства.
37. Что мешает правильному восприятию других людей?
38. Какие виды групп можно выделить? В особенности влияния на члена группы?
39. Какие динамические процессы протекают в группах?
40. Чем определяются взаимоотношения человека и группы?
41. Что такое лидерство? Взаимодействие лидера и руководителя?
42. Как соотносится общее и индивидуальное в психике людей?
43. Что такое способности? Их роль.
44. Что такое темперамент? Основные типы темперамента, их характеристики.
45. В чем состоит роль темперамента в общении и деятельности?
46. В чем суть когнитивного подхода к пониманию личности?
47. Чем характеризуется гуманистический подход к пониманию личности?
48. Что такое характер и каковы акцентуации характера?