Общие и специфические особенности изобразительной деятельности детей с разным уровнем умственной недостаточности
Анализ полученных результатов производился нами с учетом
выделенных критериев. Обобщая экспериментальные данные можно сделать следующие выводы:
1. По организации изобразительной деятельности испытуемых нами выделены 6 уровней сформированности процесса рисования: от хаотичности действий ребенка и дезорганизо-ванности деятельности в целом до полной и самостоятельной
организации ребенком процесса рисуночной деятельности (см. таблицу 7).
Таблица 7
Суммарные результаты по уровню сформированности изобразительной деятельности у испытуемых (%)
На нулевом уровне, который характерен в основном для умственно отсталых детей и лишь для 4% детей с ЗПР, отмечается отсутствие интереса к орудиям деятельности, процессу и результатам рисования. Дети не понимают или отказываются от заданий, не понимают условий их выполнения, не могут использовать предметы - орудия
по назначению. Предметный рисунок у таких детей отсутствует.
Низкий уровень сформированности рисуночной деятельности отмечался у умственно отсталых детей (22%) и у некоторых дошкольников с ЗПР (18%). Нужно отме
тить, что низкий и нулевой уровень в популяции нормально развивающихся детей не отмечается.
1.3. Недостаточный уровень сформированности рисуночной деятельности характерен в основном для детей с ЗПР (34%) и только для небольшой части умственно отсталых детей (16%), и для малого количества их нормально развивающихся сверстников (6%).
1.4. На удовлетворительном уровне сформированности изобразительной деятельности находятся 32 % детей с ЗПР и 28 % нормально развивающихся детей. Среди умственно отсталых детей данный уровень не встречается.
1.5. Хороший уровень типичен для нормально развивающихся детей (42 %), и отмечается у небольшой части детей с ЗПР (12 %).
1.6. Высокий уровень характерен только для нормально развивающихся детей (24 %). Изобразительная деятельность детей, находящихся на этом уровне, отличается целостностью, самостоятельностью, произвольностью. Изображения этих детей являются сюжетными, динамичными, многокрасочными и выразительными. Дети не нуждаются в помощи взрослого в процессе выполнения заданий, их речевые высказывания конкретизируют и вместе с тем дополняют замысел изображения. Дети стремятся в рисунке отобразить свой жизненный и социальный опыт, пытаются обыгрывать изображения, владеют техническими навыками его создания. Статистический анализ полученных результатов позволил выделить статистически достоверные критерии, которые могут использоваться в основе построения диагностических и коррекционно - развивающих методик.
Такими критериями являются следующие оценочные показатели: «принятие или отказ от задания», «сформированность технической стороны рисования», «завершенность предметных изображений», «наличие или отсутствие искаженных фигур», «использование цвета», «мышечный контроль», «речевое сопровождение».
По уровню сформированности графических образов и графических действий нами определены 7 уровней сформированности графических образов: от каракулей до диффренцированной схемы:
• каракули;
• головоноги;
• фрагментарные изображения;
• переход к недифференцированной схеме;
• недифференцированная схема;
• переход к дифференцированной схеме;
• дифференцированная схема.
Таблица 8 Уровнисформированности графических образов и
графических действий у испытуемых (%)
Как показывают данные, приведенные в таблице 8, уровень сформированности графического образа у всех обследуемых дошкольников весьма разный. Так, у большинства умственно отсталых детей отмечается низкий уровень сформированности графического образа. Многие из них воспроизводили каракули (18%), головоногов (24%) или фрагментарные рисунки (14%), и только у части детей изображения можно оценить как переход к недифференцированной схеме (28%). В то же время для большинства их нормально развивающихся сверстников характерен высокий уровень - переход к дифференцированной схеме 52%, дифференцированная схема (14%). Что же касается детей с ЗПР, то в их рисунках встречается как низкий уровень сформированности графических образов - головоноги (6%), так и высокий — переход к дифференцированной схеме (16%), дифференцированная схема (10%). Эти данные свидетельствуют, с одной стороны, о значительной зависимости умственного развития детей с ЗПР от условий воспитания и обучения, а с другой - о потенциальных возможностях познавательного развития детейэтойкатегории к коррекционному воздействию.
При анализеотражения социальных представлений детей
средствами изобразительной деятельности нами выделены 6уровней: ототсутствия в рисунке субъекта изображения до сходстваизо-
браженного персонажа и реального субъекта, в изображении которого отражается эмоциональное состояние изображенного персонажа.
Социальные представления испытуемых наиболее полно отразились в рисунке на тему «Моя семья». Но и рисование автопортрета и портрета друга предоставило дополнительную информацию об уровне сформированности у ребенка самопринятия, понимания ценности межличностных отношений, адекватности представлений ребенка о себе и о близких людях.
Таблица 9
Уровни отражения социальных отношений в рисунках испытуемых (%)
№ | Уровни | У/О | ЗПР | Норма |
Нулевой | ||||
2. | Низкий | |||
3. | Недостаточный | |||
4. | Удовлетворительный | |||
5. | Хороший | |||
6. | Высокий |
Отражение социальных явлений оказалось для дошкольников самым сложным заданием. Но если нормально развивающиеся дети смогли изобразить свою семью в 80 % рисунков, то дети с разным уровнем интеллектуальной недостаточности испытывали серьезные затруднения при изображении людей и их взаимоотношений. При этом нормально развивающиеся дошкольники охотно дополняли изображения речевыми высказываниями, они могли не только прокомментировать нарисованное, но и обосновать свой замысел, лишь приступая к рисованию на заданную тему. У части детей созданные ими изображения являлись отражением их личного социального опыта, представленного в том или ином событии - семья на даче у бабушки, свадьба, день рождения. При создании подобных изображений помощь со стороны взрослого была минимальной или не требовалась.
Лишь половина дошкольников с ЗПР смогли выполнить задание на тему «Рисунок семьи». При этом большая часть детей «забыли» нарисовать себя, многие из них пропустили того или иного члена семьи. В детских рисунках совершенно не были представлены эмоциональные состояния людей. Поэтому можно констатировать, что социальные отношения, представленные в их рисунках, носили фрагментарный характер и характеризовались бедностью и неразвернутостью.