Общие и специфические особенности изобразительной деятельности детей с разным уровнем умственной недостаточности

Анализ полученных результатов производился нами с учетом

выделенных критериев. Обобщая экспериментальные данные мож­но сделать следующие выводы:

1. По организации изобразительной деятельности испытуе­мых нами выделены 6 уровней сформированности процесса рисования: от хаотичности действий ребенка и дезорганизо-ванности деятельности в целом до полной и самостоятельной

организации ребенком процесса рисуночной деятельности (см. таблицу 7).

Таблица 7

Суммарные результаты по уровню сформированности изобра­зительной деятельности у испытуемых (%)

Общие и специфические особенности изобразительной деятельности детей с разным уровнем умственной недостаточности - student2.ru  

На нулевом уровне, который характерен в основном для умственно отсталых детей и лишь для 4% детей с ЗПР, отмечается отсутствие интереса к орудиям деятельности, процессу и результатам рисования. Дети не понимают или отказываются от заданий, не понимают условий их выполнения, не могут использовать предметы - орудия

по назначению. Предметный рисунок у таких детей от­сутствует.

Низкий уровень сформированности рисуночной дея­тельности отмечался у умственно отсталых детей (22%) и у некоторых дошкольников с ЗПР (18%). Нужно отме­

тить, что низкий и нулевой уровень в популяции нор­мально развивающихся детей не отмечается.

1.3. Недостаточный уровень сформированности рисуночной деятельности характерен в основном для детей с ЗПР (34%) и только для небольшой части умственно отста­лых детей (16%), и для малого количества их нормально развивающихся сверстников (6%).

1.4. На удовлетворительном уровне сформированности изо­бразительной деятельности находятся 32 % детей с ЗПР и 28 % нормально развивающихся детей. Среди умст­венно отсталых детей данный уровень не встречается.

1.5. Хороший уровень типичен для нормально развиваю­щихся детей (42 %), и отмечается у небольшой части де­тей с ЗПР (12 %).

1.6. Высокий уровень характерен только для нормально раз­вивающихся детей (24 %). Изобразительная деятель­ность детей, находящихся на этом уровне, отличается целостностью, самостоятельностью, произвольностью. Изображения этих детей являются сюжетными, дина­мичными, многокрасочными и выразительными. Дети не нуждаются в помощи взрослого в процессе выполнения заданий, их речевые высказывания конкретизируют и вместе с тем дополняют замысел изображения. Дети стремятся в рисунке отобразить свой жизненный и соци­альный опыт, пытаются обыгрывать изображения, вла­деют техническими навыками его создания. Статистический анализ полученных результатов позволил выделить статистически достоверные критерии, которые могут ис­пользоваться в основе построения диагностических и коррекционно - развивающих методик.

Такими критериями являются следующие оценочные показа­тели: «принятие или отказ от задания», «сформированность техни­ческой стороны рисования», «завершенность предметных изображе­ний», «наличие или отсутствие искаженных фигур», «использование цвета», «мышечный контроль», «речевое сопровождение».

По уровню сформированности графических образов и гра­фических действий нами определены 7 уровней сформированности графических образов: от каракулей до диффренцированной схемы:

• каракули;

• головоноги;

• фрагментарные изображения;

• переход к недифференцированной схеме;

• недифференцированная схема;

• переход к дифференцированной схеме;

• дифференцированная схема.

Таблица 8 Уровнисформированности графических образов и

графических действий у испытуемых (%)

Общие и специфические особенности изобразительной деятельности детей с разным уровнем умственной недостаточности - student2.ru

Как показывают данные, приведенные в таблице 8, уровень сформированности графического образа у всех обследуемых дошко­льников весьма разный. Так, у большинства умственно отсталых детей отмечается низкий уровень сформированности графического образа. Многие из них воспроизводили каракули (18%), головоногов (24%) или фрагментарные рисунки (14%), и только у части детей изображения можно оценить как переход к недифференцированной схеме (28%). В то же время для большинства их нормально разви­вающихся сверстников характерен высокий уровень - переход к дифференцированной схеме 52%, дифференцированная схема (14%). Что же касается детей с ЗПР, то в их рисунках встречается как низ­кий уровень сформированности графических образов - головоноги (6%), так и высокий — переход к дифференцированной схеме (16%), дифференцированная схема (10%). Эти данные свидетельствуют, с одной стороны, о значительной зависимости умственного развития детей с ЗПР от условий воспитания и обучения, а с другой - о по­тенциальных возможностях познавательного развития детейэтойкатегории к коррекционному воздействию.

При анализеотражения социальных представлений детей

средствами изобразительной деятельности нами выделены 6уров­ней: ототсутствия в рисунке субъекта изображения до сходстваизо-

браженного персонажа и реального субъекта, в изображении которо­го отражается эмоциональное состояние изображенного персонажа.

Социальные представления испытуемых наиболее полно отра­зились в рисунке на тему «Моя семья». Но и рисование автопортрета и портрета друга предоставило дополнительную информацию об уровне сформированности у ребенка самопринятия, понимания цен­ности межличностных отношений, адекватности представлений ре­бенка о себе и о близких людях.

Таблица 9

Уровни отражения социальных отношений в рисунках испытуемых (%)

№   Уровни   У/О   ЗПР   Норма  
  Нулевой        
2.   Низкий        
3.   Недостаточный        
4.   Удовлетворительный        
5.   Хороший        
6.   Высокий        

Отражение социальных явлений оказалось для дошкольников самым сложным заданием. Но если нормально развивающиеся дети смогли изобразить свою семью в 80 % рисунков, то дети с разным уровнем интеллектуальной недостаточности испытывали серьезные затруднения при изображении людей и их взаимоотношений. При этом нормально развивающиеся дошкольники охотно дополняли изображения речевыми высказываниями, они могли не только про­комментировать нарисованное, но и обосновать свой замысел, лишь приступая к рисованию на заданную тему. У части детей созданные ими изображения являлись отражением их личного социального опыта, представленного в том или ином событии - семья на даче у бабушки, свадьба, день рождения. При создании подобных изобра­жений помощь со стороны взрослого была минимальной или не тре­бовалась.

Лишь половина дошкольников с ЗПР смогли выполнить зада­ние на тему «Рисунок семьи». При этом большая часть детей «забы­ли» нарисовать себя, многие из них пропустили того или иного чле­на семьи. В детских рисунках совершенно не были представлены эмоциональные состояния людей. Поэтому можно констатировать, что социальные отношения, представленные в их рисунках, носили фрагментарный характер и характеризовались бедностью и нераз­вернутостью.


Наши рекомендации