Развитие концепции нестеснения в психиатрии (Ф.Пиннель, Д. Конолли, М.И.Балинский, С.Корсаков)
Раздел 1.
Предмет и задачи психиатрии. Понятие о психическом здоровье.
Психиатрия (греч. psyhe – душа, iatrea – лечение) – клиническая дисциплина, занимающаяся изучением распространенности, этиологии, патогенеза, диагностики, терапии, прогноза, экспертизы, реабилитации и профилактики психических и поведенческих расстройств.
Предмет психиатрии - психическое здоровье человека.
Задачи психиатрии:
1. Диагностика психических расстройств.
2. Изучение клиники, этиопатогенеза, течения и исхода психических заболеваний.
3. Изучение эпидемиологии психических расстройств.
4. Исследование воздействия лекарств на патоморфоз психических заболеваний.
5. Разработка методов лечения психической патологии.
6. Разработка способов реабилитации больных с психическими заболеваниями.
7. Разработка методов профилактики психической патологии среди населения.
8. Вопросы организации психиатрической помощи населению.
Психическое здоровье (психическая норма) - понятие неоднозначное в связи с отсутствием его объективных критериев, в психиатрии оно носит договорной характер. Основные подходы к определению психического здоровья:
1) среднестатистические закономерности: норма - то, что характерно для большинства индивидов
2) психическое здоровье - наличие способности человека хорошо адаптироваться к среде (прежде всего социальной) и состояние психического, психологического и социального благополучия.
3) утилитарная точка зрения врача: психическое здоровье - отсутствие болезни, т.е. когда по действующим диагностическим критериям не удается установить диагноз какого-либо расстройства
По мнению Всемирной федерации психического здоровья оно определяется:
1) тем, что чувствует человек по отношению к самому себе
2) тем, что чувствует человек в отношении других людей
3) тем, как человек способен справляться с требованиями повседневной жизни
Поэтому для психически здорового человека характерно:
а) ощущение того, что он способен справиться со значительным большинством трудностей и ситуаций повседневной жизни
б) способность получать удовольствие от повседневной реальности
в) близкое к действительности представление о своих возможностях, готовность принимать собственные недостатки и посмеяться над собой
г) наличие длительных личных взаимоотношений с другими людьми, доставляющих человеку удовлетворение
д) способность принимать и нести ответственность, планировать свое будущее, не испытывая страха перед ним и т.д.
Основные исторические этапы развития психиатрии в России, Беларуси, Западной Европе.
Исторические периоды развития психиатрии в мире и Западной Европе:
А) донаучный период (до 5 в. до н.э.)
- накопление наблюдений в мифах, поэзии
- объяснение психических расстройств с примитивно-теологических позиций
- описание отдельных болезней в виде разрозненных фактов и наблюдений (эпилепсия, депрессия у царя Саула, Навуходоносора)
Б) греко-римский период
- отход от теологической медицины
- душевные болезни рассматриваются как явления естественного порядка
- учение Гиппократа о темпераменте
- первые больницы для душевнобольных в Византии (конец 3 в. н.э.)
В) период Средневековья
- регресс человеческой мысли на стадии донаучного мировоззрения с мистикой, схоластикой
- процессы ведьм, пытки, сжигание на кострах
- бедлам в Ирландии (16-18 вв.)
- первые попытки общественной организации психиатрической помощи; ограждение здоровой части населения от опасных душевнобольных
Г) период Возрождения
- Филипп Пинель (см. вопрос 3)
- Эскироль Жан Этьен: ученик Пинеля, создатель социальной психологии; ввел в психиатрию понятие ремиссий и интермиссий; расширил классификацию психических болезней; разрабатывал вопросы содержания психиатрических больных
- Джон Конолли (см. вопрос 3)
Д) 19-20 вв.
- Эмиль Креппелин (см. вопрос 4)
- Зигмунд Фрейд – австрийский психиатр; создатель теории психоанализа; исследовал клинику истерии; труды: «Толкование сновидений», «Психопатология обыденной жизни».
- Альцгеймер – немецкий психиатр, невролог, нейроморфолог. В 1906 г. описал форму пресенильной деменции, названной его именем. Один из создателей психопатологии психозов.
1939 г. – Гитлером подписан декрет об эвтаназии
1946 г. – Конгресс США принял Национальный закон о психическом здоровье
1948 г. – ВОЗ опубликовала МКБ-1
1961 г. – создание Всемирной психиатрической ассоциации
1962 г. – М.Фуко возглавил антипсихиатрическое движение (психических заболеваний нет; есть люди со своим взглядом на мир)
1963 г. – Карлссон разработал дофаминовую теорию шизофрении
Наиболее значимые терапевтические стратегии:
- маляриотерапия
- инсулинотерапия (1932)
- кардиазоловая судорожная терапия (1934)
- электросудорожная терапия (1938)
- введение в практику хлорпромазина (1952 г., начало психофармакологии)
Этапы развития психиатрии в России:
I. Монастырский (11 век – 1775 г.)
II. Приказной (1776 – 1862) – строительство психиатрических больниц (1776 г. – в Нижнем Новгороде, 1803 г. – Преображенская в Москве, 1832 г. – «больница всех скорбящих» в Петербурге)
III. Земский (1862-1917)
- М.Балинский (вопрос 3)
- С. Корсаков (вопрос 3)
- В. Кандинский (вопрос 4)
- В. Бехтерев (вопрос 4)
Развитие психиатрии в Беларуси:
Более 200 лет назад – 1-ая психиатрическая больница в Печорском монастыре в Могилеве
Конец 19 в. – «дома скорбящих»
1834 г. – психиатрическая клиника на территории городской больницы в Минске
1903 г. – в Новой Вилейке межгубернская окружная больница.
1932 – 1937 г.г. – снятие решеток с окон, ликвидация изоляторов, создание лабораторий, введение инсулинотерапии, судорожной, серо-, маляро-, физиотерапии.
1974 г. – преподавание детской психиатрии в МГМИ.
2005 г. – открытие кафедры детской психиатрии и психотерапии БелМАПО.
1995 г. – закон о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании
2002 г. – окончательный переход на МКБ-10
Развитие концепции нестеснения в психиатрии (Ф.Пиннель, Д. Конолли, М.И.Балинский, С.Корсаков).
Переломным этапом в отношении к психически больным и их содержанию была реформа, проведенная французским психиатром Филиппом Пинелем в 1793 г., в результате которой с психически больных были сняты цепи и стали применяться некоторые методы лечения (кровопускания, насильственные ванны и души). Освобождение больных от цепей положило начало новому этапу в психиатрии — введению системы нестеснения или точнее несвязывания психически больных. Однако, это не значит, что всех больных сразу освободили от всех мер стеснения. На протяжении многих лет (а в некоторых странах и до сих пор) применялись так называемые «смирительные рубашки» (специальные рубахи с очень длинными рукавами, завязывающимися вокруг туловища) и даже небольшие цепи, которыми приковывали больных к скамейке, кровати. В 1775 г. Пинель возглавил кафедру психиатрии, являлся членом французской академии.
Джон Конолли – английский психиатр, в Англии разработал мероприятия по организации психиатрических лечебниц, создав на практике «систему нестеснения». Работы посвящены лечению психиатрических больных без механического стеснения.
С.Корсаковактивно внедрял систему нестеснения в России. Описал болезнь и синдром Корсакова. Создал клиническую школу психиатров, разработал классификацию психиатрических расстройств. Основатель «Журнала невропатологии и психиатрии».
М. Балинский с 1857 г. – заведующий первой в России кафедры психиатрии при медико-хирургической академии в Петербурге. В 1859 г. издал первые в России клинические лекции по психиатрии. Ввел понятия «кристаллизация бреда» и «навязчивые идеи».