Развитие концепции нестеснения в психиатрии (Ф.Пиннель, Д. Конолли, М.И.Балинский, С.Корсаков)

Раздел 1.

Предмет и задачи психиатрии. Понятие о психическом здоровье.

Психиатрия (греч. psyhe – душа, iatrea – лечение) – клиническая дисциплина, занимающаяся изучением распространенности, этиологии, патогенеза, диагностики, терапии, прогноза, экспертизы, реабилитации и профилактики психических и поведенческих расстройств.

Предмет психиатрии - психическое здоровье человека.

Задачи психиатрии:
1. Диагностика психических расстройств.
2. Изучение клиники, этиопатогенеза, течения и исхода психических заболеваний.
3. Изучение эпидемиологии психических расстройств.
4. Исследование воздействия лекарств на патоморфоз психических заболеваний.
5. Разработка методов лечения психической патологии.
6. Разработка способов реабилитации больных с психическими заболеваниями.
7. Разработка методов профилактики психической патологии среди населения.
8. Вопросы организации психиатрической помощи населению.

Психическое здоровье (психическая норма) - понятие неоднозначное в связи с отсутствием его объективных критериев, в психиатрии оно носит договорной характер. Основные подходы к определению психического здоровья:

1) среднестатистические закономерности: норма - то, что характерно для большинства индивидов

2) психическое здоровье - наличие способности человека хорошо адаптироваться к среде (прежде всего социальной) и состояние психического, психологического и социального благополучия.

3) утилитарная точка зрения врача: психическое здоровье - отсутствие болезни, т.е. когда по действующим диагностическим критериям не удается установить диагноз какого-либо расстройства

По мнению Всемирной федерации психического здоровья оно определяется:

1) тем, что чувствует человек по отношению к самому себе

2) тем, что чувствует человек в отношении других людей

3) тем, как человек способен справляться с требованиями повседневной жизни

Поэтому для психически здорового человека характерно:

а) ощущение того, что он способен справиться со значительным большинством трудностей и ситуаций повседневной жизни

б) способность получать удовольствие от повседневной реальности

в) близкое к действительности представление о своих возможностях, готовность принимать собственные недостатки и посмеяться над собой

г) наличие длительных личных взаимоотношений с другими людьми, доставляющих человеку удовлетворение

д) способность принимать и нести ответственность, планировать свое будущее, не испытывая страха перед ним и т.д.

Основные исторические этапы развития психиатрии в России, Беларуси, Западной Европе.

Исторические периоды развития психиатрии в мире и Западной Европе:

А) донаучный период (до 5 в. до н.э.)

- накопление наблюдений в мифах, поэзии

- объяснение психических расстройств с примитивно-теологических позиций

- описание отдельных болезней в виде разрозненных фактов и наблюдений (эпилепсия, депрессия у царя Саула, Навуходоносора)

Б) греко-римский период

- отход от теологической медицины

- душевные болезни рассматриваются как явления естественного порядка

- учение Гиппократа о темпераменте

- первые больницы для душевнобольных в Византии (конец 3 в. н.э.)

В) период Средневековья

- регресс человеческой мысли на стадии донаучного мировоззрения с мистикой, схоластикой

- процессы ведьм, пытки, сжигание на кострах

- бедлам в Ирландии (16-18 вв.)

- первые попытки общественной организации психиатрической помощи; ограждение здоровой части населения от опасных душевнобольных

Г) период Возрождения

- Филипп Пинель (см. вопрос 3)

- Эскироль Жан Этьен: ученик Пинеля, создатель социальной психологии; ввел в психиатрию понятие ремиссий и интермиссий; расширил классификацию психических болезней; разрабатывал вопросы содержания психиатрических больных

- Джон Конолли (см. вопрос 3)

Д) 19-20 вв.

- Эмиль Креппелин (см. вопрос 4)

- Зигмунд Фрейд – австрийский психиатр; создатель теории психоанализа; исследовал клинику истерии; труды: «Толкование сновидений», «Психопатология обыденной жизни».

- Альцгеймер – немецкий психиатр, невролог, нейроморфолог. В 1906 г. описал форму пресенильной деменции, названной его именем. Один из создателей психопатологии психозов.

1939 г. – Гитлером подписан декрет об эвтаназии

1946 г. – Конгресс США принял Национальный закон о психическом здоровье

1948 г. – ВОЗ опубликовала МКБ-1

1961 г. – создание Всемирной психиатрической ассоциации

1962 г. – М.Фуко возглавил антипсихиатрическое движение (психических заболеваний нет; есть люди со своим взглядом на мир)

1963 г. – Карлссон разработал дофаминовую теорию шизофрении

Наиболее значимые терапевтические стратегии:

- маляриотерапия

- инсулинотерапия (1932)

- кардиазоловая судорожная терапия (1934)

- электросудорожная терапия (1938)

- введение в практику хлорпромазина (1952 г., начало психофармакологии)

Этапы развития психиатрии в России:

I. Монастырский (11 век – 1775 г.)

II. Приказной (1776 – 1862) – строительство психиатрических больниц (1776 г. – в Нижнем Новгороде, 1803 г. – Преображенская в Москве, 1832 г. – «больница всех скорбящих» в Петербурге)

III. Земский (1862-1917)

- М.Балинский (вопрос 3)

- С. Корсаков (вопрос 3)

- В. Кандинский (вопрос 4)

- В. Бехтерев (вопрос 4)

Развитие психиатрии в Беларуси:

Более 200 лет назад – 1-ая психиатрическая больница в Печорском монастыре в Могилеве

Конец 19 в. – «дома скорбящих»

1834 г. – психиатрическая клиника на территории городской больницы в Минске

1903 г. – в Новой Вилейке межгубернская окружная больница.

1932 – 1937 г.г. – снятие решеток с окон, ликвидация изоляторов, создание лабораторий, введение инсулинотерапии, судорожной, серо-, маляро-, физиотерапии.

1974 г. – преподавание детской психиатрии в МГМИ.

2005 г. – открытие кафедры детской психиатрии и психотерапии БелМАПО.

1995 г. – закон о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании

2002 г. – окончательный переход на МКБ-10

Развитие концепции нестеснения в психиатрии (Ф.Пиннель, Д. Конолли, М.И.Балинский, С.Корсаков).

Переломным этапом в отношении к психически больным и их содержанию была реформа, проведенная французским психиатром Филиппом Пинелем в 1793 г., в результате которой с психически больных были сняты цепи и стали применяться некоторые методы лечения (кровопускания, насильственные ванны и души). Освобождение больных от цепей положило начало новому этапу в психиатрии — введению системы нестеснения или точнее несвязывания психически больных. Однако, это не значит, что всех больных сразу освободили от всех мер стеснения. На протяжении многих лет (а в некоторых странах и до сих пор) применялись так называемые «смирительные рубашки» (специальные рубахи с очень длинными рукавами, завязывающимися вокруг туловища) и даже небольшие цепи, которыми приковывали больных к скамейке, кровати. В 1775 г. Пинель возглавил кафедру психиатрии, являлся членом французской академии.

Джон Конолли – английский психиатр, в Англии разработал мероприятия по организации психиатрических лечебниц, создав на практике «систему нестеснения». Работы посвящены лечению психиатрических больных без механического стеснения.

С.Корсаковактивно внедрял систему нестеснения в России. Описал болезнь и синдром Корсакова. Создал клиническую школу психиатров, разработал классификацию психиатрических расстройств. Основатель «Журнала невропатологии и психиатрии».

М. Балинский с 1857 г. – заведующий первой в России кафедры психиатрии при медико-хирургической академии в Петербурге. В 1859 г. издал первые в России клинические лекции по психиатрии. Ввел понятия «кристаллизация бреда» и «навязчивые идеи».

Наши рекомендации