Теоретические и методические положения
М.Ю.МАКСИМЕНКО, М.С.КОВЯЗИНА
ПОСОБИЕ
ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ
М.Ю.МАКСИМЕНКО, М.С.КОВЯЗИНА
ПОСОБИЕ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ
Москва • «Теревинф» • 1998
ББК 88
М17
УДК 159.9
Максименко М.Ю., Ковязина М.С.Пособие для практических занятий по нейропсихологической диагностике. — М.: Теревинф, 1998. — 44 с.
Максименко МаринаЮльевна —
научный сотрудник лаборатории нейропсихологии факультета психологии МГУ,, канд. психол. наук.
Ковязина Мария Станиславовна—
научный сотрудник кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ, канд. психол. наук.
Рецензенты:
Цыганок Антонина Андреевна —
председатель Экспертного совета Центра лечебной педагогики, старший научный сотрудник лаборатории нейропсихологии факультета психологии МГУ, канд. психол. наук;
Корсакова Наталья Константиновна —
зав. отделением пато- и нейропсихологии отдела клинической психологии
Научного центра психического здоровья РАМН, доцент кафедры
нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ, канд. психол. наук.
Издание осуществлено при содействии Диаконической службы Евангелическойцеркви Германии в рамках проекта «Развитие лечебной педагогики в России» (№ 970902-EZE)
ISBN 5-88707-007-2
© М. Ю. Максименко, М. С. Ковязина, 1998
© Оформление. Центр лечебной педагогики; ЦТСО «Теревинф», 1998
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Н |
ейропсихология — отрасль психологической науки, «...которая впервые сделала целью научного исследования изучение роли отдельных систем головного мозга в осуществлении психической деятельности» [1] и «...предметом которой является изучение особенностей нарушения психических процессов, состояний и личности в целом при локальных поражениях мозга» [2].
Являясь одной из важнейших практических областей клинической психологии, нейропсихология решает прежде всего диагностические задачи.
Опираясь на представления А. А. Ухтомского, П. К. Анохина, Н. А. Берн-штейна, Л.С.Выготского о высших психических функциях, рассматриваемых как функциональные системы, включающие сложный набор подвижных и иерархически связанных между собой афферентных и эфферентных звеньев, основоположник отечественной нейропсихологии А. Р. Лурия разработал теорию системной динамической локализации высших психических функций (ВПФ). Подойдя к вопросу о мозговой локализации сложных форм психической деятельности человека, А. Р. Лурия переосмыслил понятия «локализация ВПФ», «симптом», «синдром», «фактор» и показал всю сложность того, «...как именно меняется психическая деятельность при различных локальных поражениях мозга и какие именно факторы вносит каждый из аппаратов головного мозга в построение сложных форм психической деятельности» [1].
На положениях теории А. Р.Лурии основывается и метод синдромного анализа нарушений ВПФ. Этот метод является не просто максимальным или стандартным набором проб, а представляет собой динамическое исследование, в котором нейропсихолог выдвигает определенную гипотезу о наличии синдрома и очага поражения, а затем в ходе всего нейропсихологического обследования ее проверяет и при необходимости корректирует. При этом выдвижение гипотезы невозможно без «...тщательной квалификации наблюдаемого симптома...» [1]. «Если психическая деятельность является сложном функциональной системой, в осуществление которой вовлекается целый ком-плекс совместно работающих зон мозговой коры, то поражение каждой из этих зон может привести к распаду всей функциональной системы, и... „симптом" (нарушение или выпадение той или иной функции) еще ничего не говорит о ее локализации» [1]. Для того чтобы наличие симптомапомогло выдвинуть гипотезу, необходим «...детальный психологический анализ структуры возникающего нарушения и выяснение техближайших причин, вследствие которых функциональная система распалась...» [1]. Таким обра-лом, квалификация симптома — это выявление основного фактора, стоящего за наблюдаемым симптомом, позволяющее выдвинуть предположение о возможном очаге поражения головного мозга.
А. Р. Лурией, его учениками и последователями собран огромный фактический материал: описаны нейропсихологические синдромы поражений различных отделов коры головного мозга, медио-базальных отделов, субкортикальных структур мозга.
Применение этих знаний в нейропсихологическом обследовании, а также овладение нейропсихологическим анализом его результатов являются основными задачами будущего нейропсихолога.
Настоящее пособие ставит перед собой цель научить студентов:
1) квалифицировать наблюдаемые феномены и обозначать их соответствующими терминами, отражающими механизм или фактор, связанный с нарушением работы конкретных отделов мозга;
2) дифференцировать основные симптомы в рамках одной психической функции, или сферы (праксис, речь, память и т.д.);
3) соотносить симптомы с возможными очагами поражения головного мозга.
Учебные пособия [3-5] содержат подробный перечень проб и заданий, направленных на исследование конкретных психических процессов. Однако в этих пособиях нет соотнесения симптоматики, проявляющейся при выполнении описанных в них проб и заданий, с соответствующей возможной локализацией патологического процесса. Первый опыт конкретизации и квалификации симптомов нейропсихологического исследования представлен в методике [6], выпущенной под редакцией Э. Г. Симерницкой. В этой методике рассматриваются различные нарушения психических процессов, соответствующие девяти «„территориям" дисфункций» в головном мозге. Это срединные отделы и межполушарные комиссуры, а также лобные, височные, теменные, затылочные отделы коры правого и левого больших полушарий. Хотя интерпретация результатов нейропсихологического обследования строится но только на констатации, но и на квалификации симптомов нарушения функции, тем не менее предложенная оценка некоторых симптомов, на ниш взгляд, ограничена. Так, только один симптом — «неправильно называет буквы, не может читать» — оценивается как алексия и предполагает поражение лишь затылочных отделов левого полушария. А как быть, если ребенок может называть буквы, но не способен читать? Спорным является вопрос и предлагаемой в этом случае локализаций. Алексия наблюдается не только при поражении указанных отделов мозга. Более того, многие описанные в литературе нейропсихологические синдромы теряются при делении головного мозга на девять отделов.
Учитывая все сказанное выше и понимая всю сложность созданияподобных пособий, мы хотели бы отдельно остановиться на некоторых принципиальныхположениях нашего подхода.
■ Первое. Известное на сегодняшний день многообразие нейропсихологи- ческих синдромов нарушений ВПФ, особенно связанных с патологией левого полушария, позволяет отойти от использования в диагностической работе как обобщенных («лобные отделы», «височные отделы», «широкая зрительная сфе ра» и т.п.), так и конкретных («цитоархитектонические поля», «извилины» и т.п.) названий отделов мозга. Предложенная нами типология поражений голов ного мозга соответствует основным нейропсихологическим синдромам, описан ным различными авторами в научной литературе [1, 2, 8-10, 13, 18 и др.].
Для ряда симптомов выделены факторы, отражающие общие представления о работе тех или иных отделов мозга (правополушарных, комиссураль-ных, субкортикальных структур и проч.). Другие симптомы остаются не квалифицированными, так как еще не все сложные формы психической деятельности понятны с точки зрения строения и выделения в них звеньев, которые «...в той или иной степени могут быть отнесены к определенным системам мозга» [1].
■ Второе. Одни авторы более детально анализируют нейропсихологичес кие синдромы, связанные с поражением коры головного мозга, другие, осо бенно в последнее время, исследуют и описывают нейропсихологические синдромы нарушения ВПФ при поражениях субкортикальных структур мозга. Но и первые, и вторые характеризуют зоны мозга как преимущественно име ющие отношение к определенным психическим процессам. Например, «...при поражении медиальных отделов лобных долей мозга наблюдаются два ком плекса симптомов — нарушения сознания и памяти» [10]. Поэтому в данном пособии набор возможных очагов поражения для каждой психической фун кции изменен. Следует отметить, что при выделении таких отделов, как те- менно-височно-затылочные и передние лобные подразумевались третичные системы мозга.
■ Третье. Большая часть психических функций (праксис, гнозис, память и др.) анализируется в пособии по локальному принципу, что соответствует пониманию нейропсихологического синдрома как закономерного сочетания нейропсихологических симптомов, связанных с выпадением определенного фактора (или нескольких факторов). Другая часть — все речевые процессы — анализируется по формам нарушений. Такой анализ речевых функции явля- ется информативным, так как отражает второе понимание нейропсихологи ческого синдрома — как наиболее выраженного расстройства какой-либо функции. Разделение нарушений речевой деятельности по разнымформам удобно, поскольку нарушения речи, по сравнению с другими психическими процессами, наиболее изучены.
Данное пособие призвано помочь студентам дифференцировать симптомы, квалифицировать их и соотносить с очагами поражения мозга при анализе конкретных случаев. Кроме того, пособие может оказаться полезным для систематизации теоретических знаний. Несмотря на то, что таблицы уже заполнены, студент может проделать аналогичную работу самостоятельно в целях самопроверки.
Пособие основано на схеме нейропсихологического исследования А. Р. Лу-рии. Нейропсихологические синдромы представлены для пациентов с доминантным по речи левым полушарием головного мозга.
Пособие состоит из таблиц, в которых слева перечисляются симптомы и диагностические признаки, встречающиеся в ходе нейропсихологического обследования больных с локальными поражениями мозга. Справа указываются возможные очаги поражения мозга для каждой психической функции. Буквы «П» и «Л» соответственно обозначают поражения в правом и левом полушариях мозга, а «ПЛ» — двусторонние поражения. Знак «+» используется для обозначения обязательного присутствия симптома или диагностического признака при данном очаге поражения, знак «+/-» обозначает необязательное их присутствие, пробел — отсутствие. Например, нарушение тонкой афферента-ции движений в праксисе позы пальцев обязательно возникает при поражении нижних теменных отделов коры головного мозга. Такая ситуация обозначается знаком «+». А при поражении медиальных лобных отделов левого полушария конфабуляции в мнестической сфере наблюдаются не всегда. Такая ситуация обозначается знаком «+/-». Отметим, что табличный способ представления материала может помочь его преобразованию в компьютерную форму.
Надеемся, что настоящее пособие поможет будущим специалистам успешно изучить синдромы нарушений ВПФ и проследить их связь с поражениями определенных мозговых структур, способствуя общему повышению уровня подготовки по дисциплине «Основы нейропсихологии».
ТАБЛИЦА 1
ВНИМАНИЕ
Симптомы, диагностические признаки | Отделы мозга | ||||
продолговатый и средний мозг | диэнце-фальные и лимби-ческие | лобные медио-базальные | корковые | ||
передние | задние | ||||
П Л | П Л | П Л | |||
Модально-неспецифические нарушения внимания: 1) Непроизвольный уровень: □ Угнетение, угасание ориентировочного рефлекса | + | + | |||
□ Неугасание ориентировочного рефлекса на часто предъявляемый стимул | + | + | |||
□ Нарушение избирательности (нарушение реакций на раздражители, входящие в систему ориентировочных рефлексов и инстинктов) | + | + | |||
2) Произвольный уровень: d Трудности концентрации внимания | + | + | + + | + + | |
□ Растормаживание ориентировочных реакций («полевое поведение») | + + | + + | |||
□ Возможность компенсации через мотивацию, речевой контроль и организацию деятельности | + | +/- | + + | ||
□ Флуктуация, нестойкость внимания | + | + |
Окончание таблицы 1
Симптомы, диагаостические признаки | Отделы мозга | ||||
продолговатый и средний мозг | диэнце-фальные и лимби-ческие | лобные медио-базальные | корковые | ||
передние | задние | ||||
П Л | П Л | П Л | |||
Модально-специфические нарушения внимания: □Игнорирование одного из двух стимулов одной модальности, предъявляемых билатерально, при сохранном восприятии их по отдельности | + | + |
ТАБЛИЦА 2
ПРАКСИС
Формы, симптомы, диагностические признаки | Отделы мозга | |||||||
передние лобные | задние лобные | базальные лобные | теменные | затылочно-теменные | теменно-височно-затылочные | мозолистое тело | субкортикальные | |
П Л | П Л | П Л | П Л | П Л | П Л | |||
Апраксии (по формам): □ Кинетическая | + + | |||||||
□ Кинестетическая | + + | |||||||
а Пространственная: а) апрактоагнозия б) конструктивная | + + + + | + + | ||||||
□ Регуляторная | + + | |||||||
□ Оральная | + + | + + | + + | |||||
Симптомы, диагностические признаки: □ Ошибки, сбои, отставания при выполнении двигательных проб, проявляющиеся: а) в левой руке б) в правой руке в) в обеих руках | + + + | + + + | + + + | + + + | + + + | + + | ||
□ Импульсивность (эхопраксия) | + + | + + |
Продолжение таблицы 2
Формы, симптомы, диагностические признаки | О т д е л ы м о зг а | |||||||
передние лобные | задние лобные | базальные лобные | теменные | затылочно-теменные | теменно-височно-затылочные | мозолистое тело | субкортикальные | |
п л | П Л | П Л | П Л | П Л | П Л | |||
□ Упрощение условных двигательных реакций до усвоенного стереотипа при его ломке | + + | + + | + | |||||
□ Распад сложных двигательных навыков (письмо, игра на пианино) | + | + | ||||||
□ Нарушение речевой регуляции движений и действий | +/- + | |||||||
□ Адинамия (застывание в позе) | + + | + | ||||||
□ Трудности тонкой дифференциации движений: а) пальцев руки («рука-лопата») б) артикуляционных (при произнесении звуков, близких по артикуляции) | + + + | |||||||
□ Нарушение бытовых пространственно ориентированных движений, действий с предметами (например, одевание) | + + | + + |
Продолжение таблицы 2
Формы, СИМПТОМЫ, диагностические признаки | Отделы мозга | |||||||
передние лобные | задние лобные | базальные лобные | теменные | затылочно-теменные | теменно-височно-затылочные | мозолистое тело | субкортикальные | |
П Л | П Л | П Л | П Л | П Л | П Л | |||
□ Нарушение символических действий и движений: а) мануальных б) оральных | + + + + | + + + + | + + + + | |||||
□ Трудности вхождения в задание (врабатываемость) | + | |||||||
□ Истощаемость | +/- | + | ||||||
□ Игнорирование в двуручных пробах: а) левой руки б) правой руки | + | + | + + | |||||
□ Синкинезии | + | |||||||
□ Стереотипии с насильственным компонентом | + | |||||||
□ Алиированное выполнение реципрокной координации | + + | + + | +/- | |||||
□ Поочередное выполнение реципрокной координации | + + | + |
Окончание таблицы 2
Формы, симптомы, диагностические признаки | Отделы мозга | |||||||
передние лобные | задние лобные | базальные лобные | теменные | затылочно-теменные | теменно-височно-затылочные | мозолистое тело | субкортикальные | |
П Л | п л | П Л | П Л | П Л | п л | |||
□ Трудности воспроизведения различных поз кисти руки в заданной плоскости, которые: а) компенсируются при зрительном контроле б) не компенсируются при зрительном контроле | + + | + + | + + | |||||
□ Пространственные трудности при копировании мануальных поз по наглядно воспринимаемому образу (особенно в ситуации мысленного переворачивания): а) координатные б) сомато-топические в) структурно- топологические | + + | + + + | + + + |
ТАБЛИЦА 3