Незаконченные предложения
Цель: учить осознавать свои эмоции и распознавать эмоциональные реакции других людей; диагностировать эмоциональное самочувствие детей; выявить причины отрицательных эмоций.
Форма игры: групповая.
Ход игры: Взрослый предлагает детям закончить следующие предложения:
Когда ребенок плачет, мама чувствует...
Когда дети играют, они чувствуют...
Когда человек говорит неправду, он чувствует...
Когда ребенок болеет, мама чувствует...
Когда человек остается один, он чувствует...
ЧТО С ТОБОЙ?
Цель: помочь детям понять и научиться адекватно выражать негативные эмоций (обиду, раздражение, злость); развивать умение снимать эмоциональное напряжение; диагностировать эмоциональное самочувствие детей; выявить причины отрицательных эмоций.
Ход игры: Взрослый читает стихотворение «Что с тобой?»
Что с тобой?
Ты надутый весь такой,
Словно шарик надувной.
У тебя сердитый вид,
Он о многом говорит:
Тебя кто-то обижал?
Тебе кто-то угрожал?
Ты не получил конфет?
Или настроенья нет?
Что с тобой?
Что с тобой?
Ты как шарик надувной!
ТЕМПЕРАМЕНТ
Цель: в игровой ситуации познакомить детей с типами темперамента; помочь увидеть своеобразие окружающих людей; понять и принять качества своего темперамента; учить адекватно взаимодействовать с другими, учитывая их особенности и принимая такими, какие они есть.
Ход игры:Взрослый читает начало сказки «Альпинисты»:
— Жили-были четыре смешных маленьких человечка. И имена у них тоже были смешные. Звали их: Хол, Сан, Мед, Флег.
Детям предлагается рассмотреть изображения Хода, Сана, Мела, Флега и простым карандашом написать под каждым портретом качества характера, которые, по их мнению, свойственны человечку.
Взрослый продолжает:
— Все они были хорошие, добрые, вместе играли, умели дружить. Но если принимались за какое-нибудь трудное дело, то вели себя по-разному.
Однажды они отправились в путешествие. Пока их дорога проходила через красивый луг, покрытый цветами, они дружно шли все вместе, держась за руки.
Но вот дорогу им преградила высокая гора. И это препятствие показало, какие они разные:
Мел сказал тихим голосом:
«Я на гору не пойду,
Вдруг с горы я упаду?»
А Сан бодро заявил:
«Я вершины не боюсь,
До нее я доберусь!»
Флег задумался и сказал:
«Что мне делать — я не знаю,
Гору вижу и зеваю...»
Но тут вперед вырвался бесстрашный Хол и громко затараторил:
«Вам меня не удержать!
Буду гору покорять!
Ой! Бегом! Вперед! Скорей!
Обгоню я всех друзей!»
— Давайте придумаем, что произошло с друзьями дальше.
Дети предлагают свои варианты окончания сказки, затем коллективно выбирают наиболее удачный финал.
Взрослый просит детей еще раз просмотреть записи под портретами и если нужно, изменить их или дополнить.
Примечание:При возникновении затруднений можно прочитать или написать на доске следующие прилагательные: осторожный, смелый, задумчивый, спокойный, грустный, решительный, энергичный, добрый, умный, медлительный, веселый, нерешительный, торопливый, бодрый и т. п.
По окончании выполнения задания взрослый рассказывает детям о положительных чертах каждого персонажа.
Во время рассказа некоторые дети постараются вновь изменить записи под портретами. Взрослый делит детей на команды, состоящие из четырех участников, и предлагает каждой команде распределить роли и разыграть сценку по сюжету сказки. Затем просит поменяться ролями (следит за тем, чтобы нерешительным детям достались роли Сана и Хола) и еще раз «разыграть спектакль».
ЧЕТЫРЕ ХАРАКТЕРА
Цель: развивать умение детей определять свои личностные черты и свойства характера других людей; получить диагностическую информацию о самопредставлении, потребностях, ценностях и значимых переживаниях детей.
Ход игры: Взрослый читает первую часть сказки «Цветочные характеры»:
— Жил-был Садовник. Он очень любил цветы. Выращивал их, ухаживал за ними.
Все цветы радовали Садовника своей красотой, запахом, но у каждого цветка был свой характер.
Красавица Роза, желая показать свою неприступность, больно ранила шипами Садовника, когда он пропалывал вокруг нее сорняки.
Общительный Колокольчик развлекал Садовника веселой беседой, а Вьюнок удивлял его своей смелостью и настойчивостью — он всегда стремился вверх и совершенно не боялся высоты.
Другие цветы тоже отличались характером. Но характеры, оказывается, могут меняться, и один из цветков изменил свой характер.
Как же это произошло?
Красивая, но неприступная Роза стала замечать, что ее красота никому не видна. Ее не срывали для букетов, которыми украшали праздники, не сажали на клумбах.
— Почему так происходит? — спросила она Садовника.
— Ты очень гордишься своей красотой и больно ранишь своими шипами всех, кто к тебе прикасается, а это не слишком приятно. Я — Садовник и люблю цветы с любыми характерами, но остальные не будут любить тебя только за красоту.
Роза прислушалась к словам Садовника и постаралась сделать свои шипы не такими острыми.
А если кто-то наклонялся к ней, чтобы насладиться ароматом лепестков, она вежливо и с улыбкой предупреждала: «Осторожнее, у меня на стебле выросли колючки, я тоже от них страдаю, не пораньтесь, пожалуйста».
Такие изменения в характере Розы не прошли незамеченными. Ее приветливость всем пришлась по душе, красота восхищала, аромат поднимал настроение, а на шипы почти никто не обращал внимания.
РАЗГОВОР ЦВЕТОВ
Цель: развивать умение детей определять свои личностные черты и свойства характера других людей; получить диагностическую информацию о самопредставлении, потребностях, ценностях и значимых переживаниях детей.
Ход игры: Взрослый говорит: «Давайте представим, что цветы, растущие у Садовника на клумбе, беседуют между собой, например, о том, что скоро начнется сильный дождь. Я распределю роли, а вы постарайтесь хорошо их сыграть — подумайте о том, что будет говорить ваш герой, с какими интонациями, выражением лица, жестами».
Примечание: Роли распределяются с учетом личностных качеств детей: застенчивому ребенку предлагается роль хвастливого мака; ребенку с завышенной самооценкой, с проявлениями агрессии — роль скромной незабудки; нерешительному — роль смелого вьюнка и т. п.
В ГОСТЯХ У ВОЛШЕБНИКА
Цель: развивать умение детей определять свои личностные черты и свойства характера других людей; получить диагностическую информацию о самопредставлении, потребностях, ценностях и значимых переживаниях детей.
Ход игры:
1.Дается инструкция:
«Представьте, что вы попали в гости к волшебнику, и он захотел сделать вам приятное — подарить те качества, которые вы попросите. Но каждому из вас можно выбрать только пять черт характера. Возьмите любой из цветных карандашей и раскрасьте квадратики рядом с теми качествами, которые вам кажутся самыми необходимыми».
2. Затем взрослый предлагает детям представить, что их мамы (учителя) тоже побывали у волшебника. Им тоже было предложено выбрать подарок, но не для себя, а для своих детей (учеников). Дается инструкция:
«Подумайте, какие качества выберут для вас ваши мамы (учителя), и раскрасьте цветным карандашом кружочки, расположенные рядом со словами. Но имейте в виду, что мамы (учителя) не знают о том, какие качества выбрали вы, и помните о том, что волшебник может подарить только пять черт характера.
Примечание:«Практичные» дети постараются дополнить собственный список выбранных черт, дайте им дополнительные разъяснения.
Я МОГУ
Цель:помочь детям расширить представление осебе, укрепить уверенность в своих возможностях; учить осознавать и выражать свои мысли и желания; получить дополнительную информацию о потребностях и значимых переживаниях детей.
Ход игры:Взрослый предлагает детям сесть в круг и, поочередно продолжая фразу «Я могу...», говорить что-то хорошее о себе. Если ребенок затрудняется с ответом, остальные дети должны прийти на помощь и подсказать продолжение фразы.