И актуализаторов (по э. шострому)
Манипуляторы | Актуализаторы |
ЛОЖЬ (фальшь, мошенничество). Манипулятор использует приемы, методы, маневры. Он ломает комедию и разыгрывает роли, долженствующие произвести впечатление. Выражаемые им чувства выбираются в зависимости от обстоятельств. | ЧЕСТНОСТЬ (прозрачность, искрен-ность, застенчивость). Актуализатор способен к честному проявлению своих чувств, какими бы они ни были. Ему присущи чистосер-дечность, выразительность, он по- настоящему бывает самим собой. |
НЕОСОЗНАННОСТЬ (апатия, скука). Манипулятор не осознает действитель-ного значения жизни. Он видит и слышит лишь то, что хочет видеть и слышать. | ОСОЗНАНИЕ (охотник, жизненапол-ненность, интерес). Актуализатор хорошо видит и слышит себя и других людей. Он восприимчив к искусству, музыке и другим проявлениям жизни. |
КОНТРОЛЬ (закрытость, нарочитость). Для манипулятора жизнь подобна шахматной доске. Он кажется спокойным, однако держит себя под постоянным контролем и других тоже, скрывая от них свои мотивы. | СВОБОДА (спонтанность, откры-тость). Актуализатор спонтанен. Он способен к свободному выражению присущих ему возможностей. Он хозяин своей жизни – субъект, а не объект. |
ЦИНИЗМ (безверие). Манипулятор не доверяет себе и другим, он испытывает глубокое недоверие к человеческой природе как таковой. Он полагает, что в отношениях между людьми существуют только две возможности: управлять или быть управляемым. | ДОВЕРИЕ (вера, убежденность). Актуализатор обладает глубокой верой в себя и других, в возможность установить связь с жизнью и справиться с трудностями здесь и сейчас. |
Э. Шостром выделил восемь манипулятивных типов.
1.Диктатор. Он безусловно преувеличивает свою силу, доминирует, приказывает, цитирует авторитетов – короче делает все, чтобы управлять своими жертвами. Разновидности: настоятельница, начальник, босс, младшие боги.
2.Тряпка.Обычно жертва диктатора и его прямая противоположность. Тряпка развивает большое мастерство во взаимодействии с диктатором. Он преувеличивает свою чувствительность, используя характерные приемы: забывать, не слушать, пассивно молчать. Разновидности: мнительный, глупый, хамелеон, конформист, смущающийся, отступающий.
3.Калькулятор.Преувеличивает необходимость всех и вся контролировать. Он обманывает, увиливает, лжет, старается, с одной стороны, перехитрить, с другой – перепроверить других. Разновидности: делец, аферист, игрок в покер, делатель рекламы, шантажист.
4.Прилипала.Полярная противоположность калькулятору. Изо всех сил преувеличивает свою зависимость. Это личность, которая жаждет быть предметом забот. Позволяет и исподволь заставляет других делать за него всю работу. Разновидности: паразит, нытик, вечный ребенок, ипохондрик, иждивенец, беспомощный, человек с девизом “Жизнь не удалась и поэтому….”.
5.Хулиган. Он преувеличивает свою агрессивность, жестокость, недоброжелательность. Управляет с помощью угроз разного рода. Разновидности: оскорбитель, ненавистник, гангстер, угрожающий, женская вариация хулигана – сварливая баба (“пила”).
6.Славный парень. Преувеличивает свою заботливость, любовь, внимательность. Он убивает добротой. В некотором смысле столкновение с ним труднее, чем с хулиганом. Вы не сможете бороться со славным парнем. Удивительно, но в любом конфликте хулигана со славным парнем первый проигрывает. Разновидности: угодливый, доброжелательный, моралист, человек организации.
7.Судья. Преувеличивает свою критичность. Он никому не верит, полон обвинений, негодования, с трудом прощает. Разновидности: собиратель улик, позорящий, оценщик, мститель, заставляющий признать вину.
8.Защитник. Противоположность судье. Он чрезмерно подчеркивает свою поддержку и снисходительность к ошибке, он портит других, сочувствуя сверх всякой меры, отказываясь позволить тем, кого защищает, встать на собственные ноги и вырасти самостоятельно. Вместо того, чтобы заняться собственными делами, он заботится о нуждах других. Разновидности: наседка с цыплятами, утешитель, покровитель, мученик, помощник, самоотверженный.
Можно выделить четыре основныеманипулятивные системы [112].
1.Активный манипуляторпытается управлять другими с помощью активных методов. Он избегает демонстрировать свою слабость в отношениях, принимая роль полного сил. Обычно привлекает к этому свое общественное положение (родитель, старший брат, учитель, начальник). Он играет “попирающего” и достигает удовлетворения, обретая контроль над другими людьми, но зависим в своем удовлетворении от чувства их бессилия. Он применяет технику учреждения прав и обязанностей, табелей рангов и т.д., дергая людьми как марионетками.
2.Пассивный манипуляторявляет собой противоположность активному. Он решает, что поскольку он не может контролировать жизнь, то откажется от усилий и позволит распоряжаться собой активному манипулятору. Он прикидывается беспомощным и глупым и разыгрывает из себя “попираемого”. В то же время пассивный манипулятор выигрывает посредством поражения. Позволяя активному манипулятору думать и работать на него, он в определенном смысле побеждает “попирающего” своей вялостью и пассивностью.
3.Соревнующийся манипулятор рассматривает жизнь как состояние, требующее постоянной бдительности, поскольку здесь можно или выиграть, или проиграть, третьего не дано. Для него жизнь – это битва, где все остальные люди – это соперники или враги, реальные или потенциальные. Он колеблется между методами “попирающего” и “попираемого”, и поэтому может рассматриваться как нечто среднее между пассивным и активным манипулятором.
4.Четвертая (основная) форма манипулятивной системы – это система безразличной манипуляции. Манипулятор играет роль безразличного, ни на что не надеясь и пытаясь ускользнуть, устраниться от контакта с партнером. Его ключевая фраза: “Мне наплевать”. Он относится к другому человеку как к неживой кукле. Его методы также то пассивны, то активны, иногда он играет “Скуку”, иногда “Сварливую пилу”, “Мученика” или “Беспомощного”. Его секрет, безусловно, в том, что ему вовсе не наплевать, иначе бы он не продолжал свои манипуляции. Подобные отношения нередко существуют мужьями и женами. Примером тому служит игра в “угрозу развода”, когда манипулятор надеется подчинить себе партнера, а вовсе не разойтись с ним. Поскольку манипулятор ведет себя с другим как с неодушевленным предметом, такое безразличное отношение исподволь взращивает качество неодушевленности в нем самом. Вот почему называют его отношение к окружающим самоуничтожающим.
Анализ манипуляций показывает, что при всех различиях они имеют много общего, что позволяет выстроить довольно надежную защиту от них.Осуществить ее можно, опираясь на нижепредставленную схему (См. рис. 4):
Рис. 4. Защита от манипуляций
Не показывайте слабостей |
Осознайте, что Вами манипулируют |
Пассивная защита | Активная защита |
Расставьте точки над i | Контрманипуляция |
Не показывайте слабостей. В основе манипуляции всегда лежит использование слабостей собеседника. Все аферы – от мелких до самых крупных – строятся, как правило, на использовании жадности людей, желании быстро разбогатеть. Желание легкого барыша так сильно, что парализует самую элементарную осторожность. Еще одна человеческая слабость – любопытство, в частности – желание узнать свое будущее, судьбу. Эту слабость уже много веков успешно эксплуатируют гадалки, провидцы. Другая человеческая слабость – жажда острых ощущений, реализуется в азартных играх, Этой слабости подвержен, в основном, сильный пол. Желание произвести впечатление, покрасоваться также используется манипуляторами.
Осознайте, что Вами манипулируют. Признаком манипуляции является чувство неудобства: Вам не хочется что- то делать, говорить, а приходится – иначе неудобно. Вы будете “плохо выглядеть”. Достаточно сказать себе: “Стоп, манипуляция!” или что- то в этом роде, но обязательно содержащее слово “манипуляция”. Именно оно действует отрезвляюще – вы осознаете, что это игра с вами, нарушение вашей независимости, насилие над вашей личностью
Опыт показывает, что в большинстве случаев манипулятор отступает уже перед пассивной защитой. Ибо самое опасное в манипуляции – ее стремительность, неожиданность, когда у вас нет времени сообразить, как выйти из положения. Повторение просьбы, во-первых, дает вам время для ответа; во- вторых, выявляет истинный интерес манипулятора и сбивает заготовленное им распределение ролей.
Предпочтительнее активная защита.Главное в этом – психологический настрой: не следует стесняться говорить то, что думаете. Манипулятор обычно эксплуатирует наше желание выглядеть хорошо, поэтому не бойтесь показаться плохим: “Боюсь, ты сильно преувеличиваешь мои достоинства” (щедрость, возможности, способности) – эти слова снимают с Вас всякие обязательства и открывают неограниченный простор для импровизаций.
Смысл контрманипуляции – сделать вид, что не понимаешь, что тобой пытаются манипулировать, начать встречную игру и завершить ее внезапным вопросом, показывающим манипулятору ваше психологическое превосходство. Например, манипулятор говорит: “А слабо тебе?…” и предлагает что- то опасное или преступное. Ответ: “А ты сам можешь это сделать? Сделай”.
Иногда, чувствуя, что нами манипулируют, можно и поддаться манипулятору. Это целесообразно, когда ущерб от манипуляции меньший, чем от ухудшения отношений с манипулятором, или когда видишь, как другими действиями можно компенсировать свой проигрыш от манипуляции.
Современные конфликтологи и психологи признают принципиально возможным обучение конструктивному поведению в конфликтах и их разрешению. С точки зрения Н.В. Гришиной, необходимость такого обучения “определяется невозможностью полагаться на естественный прогресс в области навыков человеческого поведения в конфликтах и целесообразностью сознательного управления процессами усвоения конструктивных стратегий взаимодействия в конфликтах” [22, с. 452].
Насильственные формы поведения также являются научаемыми: они в значительной мере формируются под влиянием агрессивности социальных институтов. Это следует учитывать, организуя процесс социализации подрастающего поколения. Программы обучения конструктивному поведению могут внедряться в практику работы с детьми любого возраста.
Опираясь на идеи субъектно-деятельностного подхода, В.А. Лабунская проанализировала личность как субъекта деструктивного поведения, разрушения взаимоотношений и трудностей взаимодействия [68, 106]. С её точки зрения, направленность, интенсивность и качество преобразовательной активности субъекта выступают в качестве критериев, позволяющих отнести человека к субъекту затрудненного общения. Направленность преобразовательной активности против себя и других приводит к обезличиванию и психологическому унижению партнёра. Сопровождает этот процесс фрустрация социальных потребностей партнера, разрыв эмоционально значимых связей с ним, создание внутриличностного когнитивно-эмоционального напряжения, искажение понимания себя и другого, отказ от рефлексии по поводу своей представленности в других, смещение отношений, установок, ценностных ориентаций в направлении обесценивания себя и другого вплоть до полного подавления личности партнёра.
В.А. Горянина представила анализ стиля взаимодействия (устойчивая личностная характеристика, соответствующая групповым стандартам общения, детерминирующая способ взаимной связи или контакта участвующих в общении субъектов) по шкале продуктивность – непродуктивность [19]. Она выделила пять основных критериев продуктивности стиля межличностного взаимодействия:
1) характер активности в позиции партнеров (в продуктивном – вместе с партнером, т.е. активная позиция обоих партнеров как соучастников деятельности; в непродуктивном – над партнером, т.е. активная позиция ведущего партнера и дополняющая ее пассивная позиция подчинения ведомого);
2) характер выдвигаемых целей (в продуктивном – партнеры совместно разрабатывают как близкие, так и дальние цели; в непродуктивном – доминирующий партнер выдвигает только близкие цели, не обсуждая их с партнером);
3) характер ответственности (в продуктивном за результаты деятельности ответственны все участники взаимодействия; в непродуктивном – вся ответственность отнесена к доминирующему партнеру);
4) характер отношений, возникающих между партнерами (в продуктивном – доброжелательность и доверие; в непродуктивном – агрессия, обида, раздражение);
5) характер функционирования механизма идентификации – обособления (идентификация и обособление в продуктивном стиле; крайние формы идентификации и отчуждения – в непродуктивном).
В.А. Горянина предложила классификацию типичных стратегий контакта. Непродуктивными выступили подавляющая и избегательная стратегии контакта (подробно они описаны в главе 4).
Взаимодействие в его истинном значении возможно лишь в том случае, если между партнерами возникает общее “поле” деятельности, где каждый в меру своих сил, стремится к удовлетворению индивидуальных потребностей и в то же время ко всеобщему удовлетворению. Совместное пространство взаимодействия возникает в том случае, если партнеры “притягивают” к себе друг друга и чувствуют желание присоединиться. В результате их личные пространства объединяются. При этом ощущается состояние единства с другими. Такую стратегию контакта можно назвать партнерской или соучастной. В ней несколько типичных моделей:
- побуждающая модель построена на удивлении и восхищении, заинтересованности предстоящей деятельностью;
- поощряющая – строится на использовании различных форм поддержки, когда один из партнеров, в силу своего возраста или профессии занимающий позицию “выше другого”, тем не менее старается подтянуть его до себя; разделить с ним ответственность, помогает пережить совместный успех как его собственный;
- понимающая – требует внимания к потребностям и представлениям партнера, понимания смысла не только его поведения, но и скрытых за ним намерений; здесь необходимо прислушиваться и приглядываться, следить за ответной реакцией: замечает какую информацию – вербальную или невербальную – сообщает партнер, настроен ли он на тональность взаимодействия, улавливает ли смысл происходящего;
- принимающая – строится на идее о том, что в любом действии человека есть позитивный, иногда подсознательный смысл; неконструктивен лишь способ достижения цели – его и надо корректировать, учитывая общие точки восприятия, избегая навязывания своего мнения, своего видения ситуации, объяснений происходящего;
- поддерживающая модель требует особого терпения к ошибкам и негативным проявлениям партнера, строится на позитивных перспективах и вере в то, что у каждого человека есть ресурсы для позитивного изменения.
Согласно проведенным исследованиям [19], самой распространенной стратегией контакта является подавление (76,9%), перерождающейся из поколения в поколение через механизм идентификации. В разнообразных формах ярко представлена и модель отвержения (71,8%). Эти стратегии являются и источником, и проявлением отчуждения во взаимоотношениях, которые, наряду с эмоционально насыщенными негативными социальными установками, становятся основной причиной непродуктивности стиля взаимодействия. Подавляющая и избегательная стратегии контакта, дополняя друг друга, затрудняют возникновение совместного пространства взаимодействия, вызывают негативные переживания, неприязнь, недоверие. Неуверенность, разочарование, взаимные негативные оценки, отчуждение, конфликты во взаимоотношениях. Эти стратегии сопряжены с депривацией потребности в признании, негативным отношением личности к себе и другим.
Разрабатывая теорию конструктивного поведения в конфликте, обращаются к анализу действий и навыков, а также качества общения. Можно сказать, что проблема конструктивного поведения в конфликтном взаимодействии решается через конструкт продуктивное общение. Судя по феноменологии, его синонимами следует считать понятия эффективное и конструктивное общение.
Феномен общения имеет три стороны: коммуникативную (процесс передачи информации, обмен между людьми различными представлениями, идеями, мыслями, чувствами, настроениями), интерактивную (процесс взаимного влияния людей друг на друга, способствующий планированию общей деятельности, выработке форм и норм совместных действий) и перцептивную (процесс восприятия, понимания и оценки одним человеком другого) [6]. Это важно учитывать в ходе анализа поведения другого человека.
Продуктивное общение характеризуется плодотворными межличностными контактами, способствующими установлению и продлению отношений взаимного доверия, раскрытию личностных потенциалов и достижению эффективных результатов совместной деятельности.
Понимая значимость продуктивного общения, многие психологи находятся в поисках путей и средств гармонизации этого аспекта жизни человека. Активно разрабатываются диалогическое и фасилитирующее общение как его эффективные варианты. В основе эффективного общения лежат навыки активного слушания, считающиеся базовыми для техники понимания. Особое внимание уделяют рефлексивному и эмпатическому слушанию.
Для обучения навыкам продуктивного общения практики обращаются к разным техникам и приемам. Одной из действенных считают технику “Я - высказывания”.
“Я – высказывание” передает другому человеку Ваше отношение к определенному предмету, без обвинений и без требований, чтобы другой человек изменил свою позицию, не превращая другого человека в оппонента. “Я – высказывание” может быть полезным в любой ситуации, когда человек рассержен, раздражен, в плохом настроении или недоволен чем-то, когда он хочет передать что- то другому, но не желает негативного восприятия и контратаки. Общая схема такова: событие – Ваша реакция – предпочитаемый Вами исход.
Событие.Нужно объективно описывать события, приведшие к проблеме, не использовать эмоционально окрашенные выражения. Речь идет о беспристрастном описании происшедшего, а не о Вашем или еще чьем-то истолковании событий.
Ваша реакция. Люди не всегда осознают, какое воздействие их поступки оказывают на Вас, если Вы об этом им не скажете. Они могут не знать, что в их действиях обидело Вас. В таких случаях полезно донести до собеседника, что происходит с Вами, не преувеличивая и не преуменьшая реальную ситуацию.
Предпочитаемый исход. Когда Вы говорите другим, что они должны сделать что-то, наблюдается сопротивление. Если люди не чувствуют свободы выбора, возможно сопротивление Вашим предположениям только потому, что для них очень важно чувство автономии, поэтому, говоря об исходе, старайтесь оставлять как можно больше вариантов открытыми.
Пример “Я – высказывания”:
Событие Когда Вы поднимаете на меня голос
Реакция Я чувствую себя униженным
Исход Мне хотелось бы иметь возможность обсуждать спорные
вопросы в нормальной обстановке
Одной из главных причин непродуктивных конфликтов является неумение субъекта определить собственные ресурсы: используя ресурс, не соответствующий ситуации, он его уменьшает, вместо того, чтобы увеличивать. Если решение задачи превосходит его личные возможности, он оказывается в ситуации предела своих психических и даже физиологических ресурсов. Поэтому психологи говорят о необходимости формирования социальной, коммуникативной и эмоциональной компетентности (А.П. Корнилов, 1995; Ю. Мель, 1995; Л.А. Петровская, 1996; Е.Л. Яковлева, 1997).
Л.А. Петровская указывает, что оказание помощи в развитии коммуникативной компетентности (компетентности в общении) – одно из перспективных направлений в становлении психологической практики [95, 97]. Компетентность в общении предполагает развитие адекватной ориентации человека в себе самом – собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задаче.