Психологическое понимание воспитания: социализация и воспитание, особенности воспитания, критерии воспитанности, типы воспитания
Социализация и воспитание. В отличие от социализации, имеющей место при стихийном взаимодействии человека с окружающей средой, воспитание является процессом целенаправленного воздействия на человека, в силу чего и может рассматриваться как механизм управления процессом социализации личности. Следствие этого находит выражение в таких функциях воспитания, как: а) регулирование влияния социума на личность; б) создание условий для оптимальной социализации личности. Воспитание имеет тесную связь с обществом, которое по отношению к системе образования выступает заказчиком на воспроизведение определенного типа личности.
Психологическое понимание процесса воспитания есть не что иное, как процесс перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний план личности, в её убеждения, установки, поведение. С точки зрения современной педагогики, процесс воспитания может осуществляться двумя способами:
1) сообщение и разъяснение общественно значимых целей, идеалов, ценностей, нравственных норм поведения;
2) создание специальных психологических условий, которое предполагает поиск, эмоционально-чувственное проживание и реализацию воспитанниками собственной гражданской и нравственной позиции.
Особенности процесса воспитания:
1) воспитание – это процесс совершенствования личности, который охватывает как физическое, так и духовное её становление и прогрессивное развитие;
2) воспитание является целенаправленным процессом, в основе которого лежат потребности данного конкретного общества и самой личности;
3) вариативность и неопределенность результатов, что обусловлено индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию, а также ситуаций, в которых она действуют.
4) двусторонний характер воспитательного процесса, что находит выражение во взаимодействии воспитателя и воспитанника, результатом чего выступают изменения личности и воспитателя, и воспитанника;
5) воспитание есть не что иное, как многофакторный процесс, поэтому результат его влияния на личность обусловлен: а) генетически наследуемыми свойствами и состоянием здоровья человека; б) социальной средой и обстоятельствами биографии конкретного человека; в) интересами и потребностями самой личности, а также психологическими особенностями восприятия окружающего мира и самого себя как со стороны воспитателя, так и воспитуемого.
6) воспитание – это процесс общения, что привносит в процесс воспитания такие особенности, как: а) обмен информацией между участниками воспитательного процесса, (следствием чего выступает неразрывная связь воспитания с обучением и образованием); б) межличностное взаимодействие и психологическое влияние друг на друга; в) межличностное восприятие и понимание;
7) тесная взаимосвязь воспитания с процессом самовоспитания личности. Без способности к саморазвитию, без стремления к самосовершенствованию человек не может состояться как личность.
Обобщая сказанное, заметим: выделенные особенности воспитания реализуются через личность воспитателя, степенью её значимости в воспитательном процессе. Педагогическая позиция воспитателя должна быть деликатной, незаметной, нужно растить ребенка другом, так как только в атмосфере доброжелательности и любви можно воспитать достойную, уважающую себя и других личность.
Критерии воспитанности.
Критерии оценки воспитанности человека (добро – красота – истина):
1) созидание добра, т.е. поведение, имеющее мотив – благо другого человека (сострадание и уважение человеческой личности);
2) способность к эмоциональному восприятию и созиданию прекрасного т.е. стремление к красоте во всех формах её проявления, а именно: а) эстетическая организация труда; б) привлекательное оформление интерьеров и архитектурной среды; в) стилистике одежды и оформления своей внешности.
3) истина как руководство при оценке поступков людей и своих собственных (чистосердечность и отрицание лжи).
Типы воспитания.
Критерий выделения типов: управление процессом воспитательного воздействия на воспитанника со стороны воспитателя. Согласно этому критерию, выделяют: авторитарное, демократическое, либеральное и попустительское воспитание.
• Авторитарное воспитание – тип воспитания, для которого характерно: а) манипулирование сознанием и поведением личности; б) использование таких методов воспитания, как требование в должном поведении (прямое предъявление нормы такого поведения в конкретных условиях и к конкретным воспитанникам); в) подавление инициативы и самостоятельности воспитанников.
• Демократическое воспитание – это такой тип воспитания, когда есть распределение полномочий между педагогом и воспитанником в отношении проблем его интересов, проведения свободного времени, обучения, присутствует уважение к личности.
Демократическое воспитание имеет место тогда, когда: а) педагог, принимая решения, советуется с воспитанником, давая ему возможность делать самостоятельный выбор; б) используются в основном такие методы, как просьба, рекомендации, советы, реже – приказы; в) личностный рост воспитанника, позитивные изменения в его личности определяют выбор средств воспитательного воздействия в каждом конкретном случае; г) когда воспитанник обладает сильным характером; д) когда необходимо осуществлять руководство сильным, сложившимся творческим коллективом профессионалов.
• Либеральное воспитание характеризуется отсутствием активного участия педагога в управлении процессом обучения и воспитания.
Для такого типа воспитания характерны: а) невмешательство педагога в руководство, когда педагог не проявляет инициативы и самостоятельности, ориентируя воспитанников лишь на выполнение указаний сверху; б) неспособность педагога опираться на самостоятельность и инициативу воспитанников, что ведет к их пассивности, нежеланию работать; в) несистематичность в осуществлении контроля за поведением воспитанников; г) низкая требовательность педагога и его слабая ответственность за результаты воспитания.
• Попустительское воспитание характеризуется равнодушием со стороны педагога в отношении развития, динамики успехов в личностном развитии воспитанников.
Причинами такого отношения может быть: а) очень большая любовь воспитателя к ребенку; б) идея абсолютной свободы ребенка; в) равнодушие к судьбе ребенка. Главный принцип деятельности такого педагога – удовлетворение любых желаний и потребностей детей, при этом не ставится задача перспектив личностного развития ребенка.