Имажинативные свойства
Индивидуальные различия в характеристиках воображения и факторы, влияющие на динамику имажинативных свойств, изучены мало. Можно говорить лишь в общем плане о крайних проявлениях скудости, ограниченности, бледности образов воображения, с одной стороны, и яркости, плодотворности, оригинальности этих образов - с другой. В психологии творчества изучение творческого мышления объединяется с анализом приемов творческого (продуктивного) воображения. Получены некоторые данные, свидетельствующие о возможности целенаправленного формирования этих свойств и приемов.
Еще шире, чем творческое воображение, включено в трудовую деятельность воссоздающее воображение. Любое трудовое действие имеет цель, которая чаще всего выступает в форме образа конечного продукта, результата трудовых действий. Обычно этот конечный результат определяется заранее чертежом, технологической картой, словесной инструкцией. Есть профессии, основным содержанием которых является оперирование образами воссоздающего воображения, например разметчик, закройщик, диспетчер.
Диспетчер аэропорта на основе поступающей к нему по различным каналам информации о положении и движении воздушных судов строит в своем воображении пространственно-временной зрительный образ воздушной ситуации. Образ этот трехмерный, динамический, включающий не только сиюминутное положение управляемых объектов, но и экстраполяцию их относительного пространственного положения через короткий отрезок времени (3-10 мин). На основе этого образа воздушной ситуации принимаются решения и отдаются распоряжения, обеспечивающие безопасность воздушного движения. В оптимальном режиме, когда движение воздушных судов происходит в соответствии с графиком, решения принимаются по стандартному алгоритму, предусмотренному инструкцией. Однако воздушная ситуация всегда в той или иной мере своеобразна. Поэтому воссоздающее воображение и способность к зрительно-пространственной эстраполяции образа являются профессионально значимыми свойствами для диспетчера аэропорта.
Исследование факторов, влияющих на развитие профессионального воображения, взаимодействия образов воображения и образов памяти, изучение взаимосвязи образов разных модальностей - одна из насущных задач психологии труда.
Мыслительные свойства
Мышление, включенное в трудовую деятельность, исследовалось Б.М. Тепловым и было названо им практическим. Б.М. Теплов отметил ряд особенностей практического мышления: 1) оно непосредственно вплетено в практическую деятельность, результаты решения тут же подвергаются проверке; 2) создается план операции, который относится не к символам и знакам, а к реальным объектам или процессам; 3) почти всегда имеется жесткий лимит времени, создающий невозможность выдвижения множества гипотез.
В дальнейшем, продолжая изучение мышления в труде, В.Н. Пушкин предложил для него термин «оперативное» (от лат. opera - труд), т.е. мышление, непосредственно вплетенное в трудовую деятельность человека, притом деятельность, состоящую из операций и протекающую быстро: «все эти оттенки понятия «оперативный», в той или иной степени относятся к оперативному мышлению». Включение оперативного мышления вызывается проблемной ситуацией, под которой понимается конфликт между условиями и требованиями задачи. В результате решения задачи возникает новая, не применявшаяся ранее в аналогичных случаях схема действия, которая и приводит к устранению возникшего рассогласования. Этот процесс решения задач и может быть назван оперативным мышлением.
В.Н. Пушкин отмечает сходство оперативного мышления с творческим. И хотя мышление, вплетенное в трудовую деятельность, воссоздает по определенной программе некоторый известный уже продукт труда, это не означает, по мнению В.Н. Пушкина, принципиальной разницы механизмов. Даже планирование, осуществляемое по заданной программе, сохраняет свой интеллектуальный характер в силу того, что условия меняются изо дня в день, большая ответственность препятствует возникновению автоматизмов, а в некоторых случаях оперативное мышление приводит к совершенно новым результатам, т.е. является продуктивным.
В деятельности диспетчера, которую изучал В.Н. Пушкин, и, по-видимому, в других видах деятельности (в разной степени) оперативное мышление выполняет следующие функции: 1) планирование - мыслительная . деятельность по созданию плана функционирования управляемого объекта на определенный отрезок времени: 2) контроль и регулирование - специальная деятельность по выполнению выработанного плана, требующая отражения динамических характеристик управляемого объекта и соотнесения их с программой; 3) решение задач по устранению резких отклонений от нормы в управляемых процессах, когда сказывается большое влияние эмоционального состояния диспетчера и высокого темпа; 4) диагностика - при возникновении неисправностей и аварийных ситуаций.
С.Н. Архангельский, который изучал планирование передовыми рабочими своего труда пришел к выводу, что это планирование может выступать в трех формах:
1. Ориентировочное планирование. Необходимость в нем возникает тогда, когда приходится решать новые производственные задачи. Приступая к их выполнению, рабочий стремится осознать цель, критически оценить возможности ее достижения при помощи тех или иных средств. На основе ориентировочного планирования избирается направление, по которому может разворачиваться производственная деятельность;
2. Организационное планирование, в процессе которого рабочий обдумывает все условия и определяет организационные мероприятия, направленные на улучшение условий труда и повышение его производительности. Критически осмысливая возможность применения тех или иных способов организации труда, передовики стремятся его рационализировать;
3. Планирование исполнения, т.е. мысленное представление необходимой для выполнения работы системы действий, приемов, операций.
Каждый из этих этапов планирования требует значительных волевых усилий, умения сравнивать, анализировать, делать умозаключения, предвидеть. С.Н. Архангельский показывает, что планирование всегда базируется на мысленном предвидении, представлении пространственной, временной и логической последовательности выполнения трудовых действий и операций, связанных с использованием техники, инструментов, материалов, которые в совокупности определяют ход процесса производства.
Волевые свойства
В советской психологии воля определяется как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
В трудовой деятельности роль воли, волевых свойств личности очень велика, так как в процессе труда часто возникают самые различные трудности: «сопротивление материала» (в широком смысле слова), непредвиденные изменения производственной ситуации, утомление, монотония. Без преодоления этих внешних и внутренних трудностей деятельность не может быть успешной.
Вместе с тем значение тех или иных волевых свойств, таких как целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, инициативность и самостоятельность, выдержка и самообладание, неравнозначно для разных профессий. Значение того или иного волевого свойства определяется характером труда, особенностями профессиональной среды, специфическими трудностями.
А.Ц. Пуни показал своеобразие и динамику структуры воли в различных видах спорта. Развитые им теоретические положения имеют более общее значение и могут быть распространены на трудовую деятельность. Пуни предлагает рассматривать совокупность волевых качеств (свойств) как подвижную, динамическую систему, звенья которой могут по-разному соотноситься, связываться между собой, образуя определенную структуру. Ведущая роль того или иного волевого свойства определяется прежде всего типичными, относительно устойчивыми объективными условиями деятельности. Стабильность или подвижность структуры волевых свойств зависит от степени устойчивости условий деятельности. В изменчивых условиях в качестве ведущего волевого свойства может выступать то одно, то другое свойство, изменяется и взаимодействие этих свойств.
Исходя из характеристики воли, сформулированной И.М. Сеченовым, который называл волю деятельной стороной разума и морального чувства, А.Ц. Пуни считает, что в каждом волевом проявлении личности содержатся интеллектуальные (гностические) компоненты, ибо воля - деятельная сторона разума; эмоциональные (мотивационные), ибо воля - деятельная сторона моральных чувств; операционные компоненты (умения), ибо проявления воли связаны с преодолением препятствий различной степени трудности.
Проявления воли, так же как и процесс ее развития, у каждого человека имеют свои особенности. Они обусловлены неповторимостью пройденного жизненного пути, вытекают из индивидуального своеобразия личности и связаны с ее направленностью, моральными принципами, индивидуально-типологическими особенностями, стилем деятельности, с уже сложившейся структурой волевых свойств. «Развитие воли и заключается в том, чтобы, ориентируясь на индивидуальное своеобразие личности, еще более отшлифовать сильные признаки волевых качеств и, по возможности, довести до их уровня отстающие, а в целом достигнуть устойчивого проявления волевых качеств при встрече с многообразными препятствиями».
Фундаментом волевой подготовки А.Ц. Пуни считает, в соответствии с приведенным выше определением, создание интеллектуальных основ воли (самостоятельности, критичности, гибкости ума), моральных основ воли (нравственное воспитание) и формирование умений преодолевать препятствия.
М.Н. Ильиной была выявлена тенденция зависимости выносливости от степени подвижности процесса возбуждения (у лиц с инертностью возбуждения она больше). Но главным образом влияние типологических особенностей сказывается на соотношении компонентов выносливости: волевой компонент выносливости больше у лиц с сильной нервной системой, сама же выносливость может быть одинаковой у лиц с сильной и слабой нервной системой. Этот факт подтверждает положение Б.М. Теплова, что нет хороших и плохих свойств нервной системы и что каждый тип приспосабливается к внешним условиям по-своему, за счет тех преимуществ, которыми он обладает.
Из более обобщенных личностных характеристик на выносливость, по данным Ильиной, оказывают влияние общительность и самооценка (выносливость больше у экстравертов и у лиц с низкой самооценкой). Волевой компонент выносливости в большей степени выражен у лиц с высокой экстравертированностью, высоким нейротизмом и низкой самооценкой.
Интересные результаты получены М.Н. Ильиной при изучении влияния мотивации «а выносливость к статическим усилиям. Ее данные свидетельствуют о том, что при наличии соревновательного мотива выносливость значительно увеличивается, притом если соревнование командное, то выносливость увеличивается в большей степени, чем при соревновании «каждый за себя». В условиях экспериментальных соревнований лица со слабой нервной системой не уступали в выносливости лицам с большой и средней силой нервной системы. Прирост выносливости у представителей слабого типа наблюдался в большей степени за счет увеличения волевого компонента.
При выполнении различных по характеру и интенсивности действий соотношение между компонентами выносливости.