Имажинативные свойства

Индивидуальные различия в характеристиках воображения и факторы, влияющие на динамику имажинативных свойств, изучены мало. Можно говорить лишь в общем плане о край­них проявлениях скудости, ограниченности, бледности образов воображения, с одной стороны, и яркости, плодотворности, ори­гинальности этих образов - с другой. В психологии творчества изучение творческого мышления объединяется с анализом при­емов творческого (продуктивного) воображения. Получены некоторые данные, свидетельствующие о возможности целена­правленного формирования этих свойств и приемов.

Еще шире, чем творческое воображение, включено в трудо­вую деятельность воссоздающее воображение. Любое трудовое действие имеет цель, которая чаще всего выступает в форме образа конечного продукта, результата трудовых действий. Обычно этот конечный результат определяется заранее черте­жом, технологической картой, словесной инструкцией. Есть про­фессии, основным содержанием которых является оперирование образами воссоздающего воображения, например разметчик, закройщик, диспетчер.

Диспетчер аэропорта на основе поступающей к нему по раз­личным каналам информации о положении и движении воздуш­ных судов строит в своем воображении пространственно-времен­ной зрительный образ воздушной ситуации. Образ этот трех­мерный, динамический, включающий не только сиюминутное положение управляемых объектов, но и экстраполяцию их от­носительного пространственного положения через короткий отрезок времени (3-10 мин). На основе этого образа воздуш­ной ситуации принимаются решения и отдаются распоряжения, обеспечивающие безопасность воздушного движения. В опти­мальном режиме, когда движение воздушных судов происходит в соответствии с графиком, решения принимаются по стандарт­ному алгоритму, предусмотренному инструкцией. Однако воз­душная ситуация всегда в той или иной мере своеобразна. Поэтому воссоздающее воображение и способность к зрительно-пространственной эстраполяции образа являются профессио­нально значимыми свойствами для диспетчера аэропорта.

Исследование факторов, влияющих на развитие профессио­нального воображения, взаимодействия образов воображения и образов памяти, изучение взаимосвязи образов разных мо­дальностей - одна из насущных задач психологии труда.

Мыслительные свойства

Мышление, включенное в трудовую деятельность, исследова­лось Б.М. Тепловым и было названо им практическим. Б.М. Теплов отметил ряд особенностей практического мышления: 1) оно непосредственно вплетено в практическую деятельность, результаты решения тут же подвергаются проверке; 2) создает­ся план операции, который относится не к символам и знакам, а к реальным объектам или процессам; 3) почти всегда имеется жесткий лимит времени, создающий невозможность выдви­жения множества гипотез.

В дальнейшем, продолжая изучение мышления в труде, В.Н. Пушкин предложил для него термин «оперативное» (от лат. opera - труд), т.е. мышление, непосредственно вплетенное в трудовую деятельность человека, притом деятельность, со­стоящую из операций и протекающую быстро: «все эти оттенки понятия «оперативный», в той или иной степени относятся к оперативному мышлению». Включение опера­тивного мышления вызывается проблемной ситуацией, под ко­торой понимается конфликт между условиями и требованиями задачи. В результате решения задачи возникает новая, не при­менявшаяся ранее в аналогичных случаях схема действия, которая и приводит к устранению возникшего рассогласования. Этот процесс решения задач и может быть назван оператив­ным мышлением.

В.Н. Пушкин отмечает сходство оперативного мышления с творческим. И хотя мышление, вплетенное в трудовую дея­тельность, воссоздает по определенной программе некоторый известный уже продукт труда, это не означает, по мнению В.Н. Пуш­кина, принципиальной разницы механизмов. Даже планирова­ние, осуществляемое по заданной программе, сохраняет свой интеллектуальный характер в силу того, что условия меняются изо дня в день, большая ответственность препятствует возник­новению автоматизмов, а в некоторых случаях оперативное мышление приводит к совершенно новым результатам, т.е. яв­ляется продуктивным.

В деятельности диспетчера, которую изучал В.Н. Пушкин, и, по-видимому, в других видах деятельности (в разной степе­ни) оперативное мышление выполняет следующие функции: 1) планирование - мыслительная . деятельность по созданию плана функционирования управляемого объекта на определен­ный отрезок времени: 2) контроль и регулирование - специаль­ная деятельность по выполнению выработанного плана, тре­бующая отражения динамических характеристик управляемого объекта и соотнесения их с программой; 3) решение задач по устранению резких отклонений от нормы в управляемых про­цессах, когда сказывается большое влияние эмоционального состояния диспетчера и высокого темпа; 4) диагностика - при возникновении неисправностей и аварийных ситуаций.

С.Н. Архангельский, который изучал плани­рование передовыми рабочими своего труда пришел к выво­ду, что это планирование может выступать в трех формах:

1. Ориентировочное планирование. Необходимость в нем воз­никает тогда, когда приходится решать новые производствен­ные задачи. Приступая к их выполнению, рабочий стремится осознать цель, критически оценить возможности ее достижения при помощи тех или иных средств. На основе ориентировочного планирования избирается направление, по которому может раз­ворачиваться производственная деятельность;

2. Организационное планирование, в процессе которого ра­бочий обдумывает все условия и определяет организационные мероприятия, направленные на улучшение условий труда и по­вышение его производительности. Критически осмысливая воз­можность применения тех или иных способов организации труда, передовики стремятся его рационализировать;

3. Планирование исполнения, т.е. мысленное представление необходимой для выполнения работы системы действий, прие­мов, операций.

Каждый из этих этапов планирования требует значительных волевых усилий, умения сравнивать, анализировать, делать умо­заключения, предвидеть. С.Н. Архангельский показывает, что планирование всегда базируется на мысленном предвидении, представлении пространственной, временной и логической по­следовательности выполнения трудовых действий и операций, связанных с использованием техники, инструментов, материа­лов, которые в совокупности определяют ход процесса произ­водства.

Волевые свойства

В советской психологии воля определяется как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние труд­ности при совершении целенаправленных действий и поступков.

В трудовой деятельности роль воли, волевых свойств лич­ности очень велика, так как в процессе труда часто возникают самые различные трудности: «сопротивление материала» (в ши­роком смысле слова), непредвиденные изменения производ­ственной ситуации, утомление, монотония. Без преодоления этих внешних и внутренних трудностей деятельность не может быть успешной.

Вместе с тем значение тех или иных волевых свойств, таких как целеустремленность, настойчивость и упорство, решитель­ность и смелость, инициативность и самостоятельность, выдерж­ка и самообладание, неравнозначно для разных профессий. Зна­чение того или иного волевого свойства определяется характером труда, особенностями профессиональной среды, специфиче­скими трудностями.

А.Ц. Пуни показал своеобразие и дина­мику структуры воли в различных видах спорта. Развитые им теоретические положения имеют более общее значение и могут быть распространены на трудовую деятельность. Пуни предла­гает рассматривать совокупность волевых качеств (свойств) как подвижную, динамическую систему, звенья которой могут по-разному соотноситься, связываться между собой, образуя определенную структуру. Ведущая роль того или иного волево­го свойства определяется прежде всего типичными, относитель­но устойчивыми объективными условиями деятельности. Ста­бильность или подвижность структуры волевых свойств зависит от степени устойчивости условий деятельности. В изменчивых условиях в качестве ведущего волевого свойства может высту­пать то одно, то другое свойство, изменяется и взаимодействие этих свойств.

Исходя из характеристики воли, сформулированной И.М. Се­ченовым, который называл волю деятельной стороной разума и морального чувства, А.Ц. Пуни считает, что в каждом воле­вом проявлении личности содержатся интеллектуальные (гно­стические) компоненты, ибо воля - деятельная сторона разума; эмоциональные (мотивационные), ибо воля - деятельная сторо­на моральных чувств; операционные компоненты (умения), ибо проявления воли связаны с преодолением препятствий различ­ной степени трудности.

Проявления воли, так же как и процесс ее развития, у каж­дого человека имеют свои особенности. Они обусловлены непов­торимостью пройденного жизненного пути, вытекают из индиви­дуального своеобразия личности и связаны с ее направлен­ностью, моральными принципами, индивидуально-типологиче­скими особенностями, стилем деятельности, с уже сложившейся структурой волевых свойств. «Развитие воли и заключается в том, чтобы, ориентируясь на индивидуальное своеобразие личности, еще более отшлифовать сильные признаки волевых качеств и, по возможности, довести до их уровня отстающие, а в целом достигнуть устойчивого проявления волевых качеств при встрече с многообразными препятствиями».

Фундаментом волевой подготовки А.Ц. Пуни считает, в соот­ветствии с приведенным выше определением, создание интел­лектуальных основ воли (самостоятельности, критичности, гиб­кости ума), моральных основ воли (нравственное воспитание) и формирование умений преодолевать препятствия.

М.Н. Ильиной была выявлена тенденция зависимости вынос­ливости от степени подвижности процесса возбуждения (у лиц с инертностью возбуждения она больше). Но главным образом влияние типологических особенностей сказывается на соотно­шении компонентов выносливости: волевой компонент выносли­вости больше у лиц с сильной нервной системой, сама же вынос­ливость может быть одинаковой у лиц с сильной и слабой нерв­ной системой. Этот факт подтверждает положение Б.М. Тепло­ва, что нет хороших и плохих свойств нервной системы и что каждый тип приспосабливается к внешним условиям по-своему, за счет тех преимуществ, которыми он обладает.

Из более обобщенных личностных характеристик на вынос­ливость, по данным Ильиной, оказывают влияние общитель­ность и самооценка (выносливость больше у экстравертов и у лиц с низкой самооценкой). Волевой компонент выносливости в большей степени выражен у лиц с высокой экстравертирован­ностью, высоким нейротизмом и низкой самооценкой.

Интересные результаты получены М.Н. Ильиной при изуче­нии влияния мотивации «а выносливость к статическим усилиям. Ее данные свидетельствуют о том, что при наличии соревнова­тельного мотива выносливость значительно увеличивается, при­том если соревнование командное, то выносливость увеличива­ется в большей степени, чем при соревновании «каждый за себя». В условиях экспериментальных соревнований лица со слабой нервной системой не уступали в выносливости лицам с большой и средней силой нервной системы. Прирост выносливости у представителей слабого типа наблюдался в большей степени за счет увеличения волевого компонента.

При выполнении различных по характеру и интенсивности действий соотношение между компонентами выносливости.

Наши рекомендации