Периодизация психического развития в различных психологических направлениях
Теории развития личности детей и взрослых еще недостаточно хорошо разработаны. Сегодня практически нет какой-то единственной теории, способной дать четкое представление об этой проблеме. Поэтому для того, чтобы больше узнать о специфике развития личности, нам необходимо ознакомиться с рядом теорий, раскрывающих специфику развития различных аспектов личности. Разные теории во главу рассмотрения ставят различные составляющие личности, считая их наиболее значимыми. Можно выделить несколько типов теорий развития личности:
1. Психоаналитические теории – теории психосексуального и психосоциального развития (Фрейд, Эриксон).
2. Когнитивные теории (Ж.Пиаже – теория интеллектуального развития, теория нравственного развития Лоуренса Колберга).
3. Бихевиористические теории (Классическое обусловливание Джон Уотсон, оперантное обусловливание Б.Скиннера).
4. Гуманистически ориентированные теории (Абрахам Маслоу – иерархия потребностей).
5. Деятельностный подход (А.Н.Леонтьев, Л.С.Выготский, П.П.Блонский, А.В.Петровский).
6. Системный подход к развитию личности.
Л.С.Выготский выделял три группы периодизаций:
Для первой группы характерно построение периодизации на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу.
Ж. Пиаже за критерий берет стадии развития интеллекта.
Для второй группы характерно построение на основе одного, произвольно выбранного автором, внутреннего критерия.
Зигмунд Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией.
Лоуренс Колберг брал за критерий уровень развития морального сознания человека.
Для третьей группы периодизации характерна теория Д.Б.Эльконина и Л.С.Выготского, в основе которой лежат основные факторы: новообразования, ведущая деятельность и социальная ситуация развития.
а) Психоаналитический подход к развитию личности.
Человек, по З.Фрейду, изначально биологическое существо, обладающее инстинктами жизни, а также инстинктами смерти. Энергией жизненных поступков является энергия либидо (от лат. «желать», «хотеть»), которая находит разрядку в сексуальном поведении. Зрелая личность имеет сложную структуру: она состоит из трех инстанций – оно (ид), Я (эго), и Сверх Я (супер-эго). Оно как биологическое начало содержит страсти. Оно требует немедленного и полного удовлетворения. Подчиняется Оно принципу удовольствия – первичному принципу человеческой жизни.
Вторая инстанция Япринимает решения, удовлетворяя желания Оно в той мере, в какой это позволяют реальные обстоятельства. Если Оно является воплощением страстей и влечений, то Я – разума и рассудительности.
Третья инстанция личности, Сверх-Я, становится носителем моральных норм, критиком и цензором. Когда действия Я расходятся с требованиями Сверх-Я, появляется чувство вины. Структура личности, включающая 3 инстанции формируется в онтогенезе постепенно. Рождаясь, ребенок имеет только Оно и живет по принципу удовольствия. Сталкиваясь с ограничениями и запретами, исходящими от окружающих его людей, ребенок развивается как личность – у него появляются Я и Сверх-Я. Таким образом, с одной стороны, человек с самого начала жизни находится в антагонистических отношениях с обществом, общество давит на него, с другой стороны, без этого давления невозможен личностный рост.
Личность, по З.Фрейду – это взаимодействие взаимно побуждающих и сдерживающих сил. Либидозная энергия, которая связана с инстинктом жизни, является также основой развития личности, характера человека. Фрейд говорил, что в процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо, способом удовлетворения инстинкта жизни.
Зигмунд Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Детская сексуальность понимается З.Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, - поглаживания, сосание, освобождение кишечника и т.д.
Фрейд выделяет несколько стадий – стадий психического генеза в течение жизни ребенка.
1). 0-1год - оральная стадия (эрогенная зона - слизистая рта и губ). Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствие пищи - собственный палец или какой-нибудь предмет. На оральной стадии фиксации либидо формируются такие черты личности как: ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым. Люди начинают делиться на оптимистов и пессимистов. Кроме бессознательного «Оно», формируется «Я».
2). 1-3 года - анальная стадия. На этой стадии либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности. Теперь детская сексуальность находит предмет своего удовлетворения в овладении функциями дефикации, выделения. Формируется опрятность, аккуратность, скрытность, агрессивность. Возникает много требований и запретов, в результате чего в личности ребенка начинает формироваться последняя, третья инстанция - «Сверх-Я» как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть.
3). 3-5 лет - фаллическая стадия (высшая стадия детской сексуальности). Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры). Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования «Сверх-Я».
4). 5-12 лет - латентная стадия как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка. Влечения, исходящие из «Оно», хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т.д.
5). 12-18 лет - генитальная стадия соответствует собственно половому развитию ребенка. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению.
Последним двум стадиям Фрейд уделил мало внимания т.к. считал, что основные личностные характеристики закладываются в 5-6 лет