Операции мыслительной деятельности

К разрешению задачи мышление идет с помощью много­образных операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абст­ракция и обобщение.

Сравнение — мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к класси­фикации.

Анализ — мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов. Таким об­разом, мы отделяем несущественные связи, которые даны в восприятии.

Синтез — обратный анализу процесс, который восстанав­ливает целое, находя существенные связи и отношения.

Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа, т. к. он должен восстановить целое из выделенных анализом частей. В складе мышления некоторых людей наблюдается склонность — у од­них к анализу, у других к синтезу. Бывают умы аналитичес­кие, главная сила которых — в широте синтеза.

Абстракция — это выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Так, рассматривая пред­мет, можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наобо­рот, выделить только форму. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделе­нию нечувственных свойств, выраженных в абстрактных по­нятиях.

Обобщение (или генерализация) — это отбрасывание еди­ничных признаков при сохранении общих, с раскрытием суще­ственных связей. Обобщение может совершиться путем срав­нения, при котором выделяются общие качества. Так соверша­ется обобщение в элементарных формах мышления. В высших формах обобщение совершается через раскрытие отношений, связей и закономерностей.

Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанны­ми сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию. Познание совершается в по­нятиях, суждениях и умозаключениях.

Суждение — является основной формой результата мыс­лительного процесса. Надо сказать, что суждение реального субъекта редко представляет собой интеллектуальный акт в. чистом виде. Чаще оно насыщено эмоциональностью. Также суждение является и волевым актом, так как в нем объект не­что утверждает или опровергает. РАССУЖДЕНИЕ — это ра­бота мысли над суждением.

Рассуждение является обоснованием, если исходя из суж­дения оно вскрывает посылки, которые обусловливают его ис­тинность.

Рассуждение является умозаключением, если исходя из посылок оно раскрывает систему суждений, следующую из них. Таким образом, к операциям мышления относят сравне­ние, анализ, синтез, абстракцию и обобщение. Мышление осу­ществляется в понятиях и представлениях и главной формой протекания мышления является рассуждение как работа над суждением. Дедуктивное рассуждение называется обосновани­ем, индуктивное — умозаключением.

Мышление может происходить на разных уровнях, таких как наглядное мышление и мышление отвлеченное, теорети­ческое. Как уже отмечалось, человек не может мыслить толь- ко в понятиях без представлений, в отрыве от наглядности, но также не может мыслить лишь чувственными образами без понятий. Поэтому эти два уровня мышления взаимосвязаны.

Но возможен случай, в котором отвлеченное теоретическое мышление почти не требуется. Это, в частности, элементар­ные практические задачи. Некоторые люди прекрасно справля­ются со сложными теоретическими задачами, обнаруживая при этом высокий уровень мышления, но оказываются порой бес­помощными, когда нужно найти выход из затруднительной практической ситуации. И наоборот: люди, прекрасно ориенти­рующиеся в очень сложных практических ситуациях, могут оказаться неспособными решить элементарную теоретическую проблему. Для объяснения этого нужно подчеркнуть различия между последовательностью мыслительных операций в одном и другом случае. В непосредственно-действенной ситуации можно сначала уяснить лишь начальный этап решения, обо­значить первоначальные необходимые действия и реализовать их. При этом происходит немедленное изменение ситуации и выявляются попутные изменения, которые до совершения дей­ствия не были предусмотрены. Таким образом действие, вы­полняемое на первых этапах мыслительного процесса, осво­бождает от необходимости предусмотреть, представить и учесть все многообразие изменений ситуаций, которое оно вносит и которое нужно было бы заранее учесть при решении задачи, протекающей не непосредственно в самом ходе действия.

Мышление как процесс — это анализ, синтез и обобщение, посредством которых человек ставит и решает задачу (вычле­няет ее условия и требования, соотносит их друг с другом, вы­являет искомое и т. д.). Личностный аспект мышления состав­ляют прежде всего мотивация и способности человека (т. е. его отношение к решаемой задаче, другим людям и т. д., в чем проявляются и формируются его побуждения к мыслительной деятельности и его умственные способности).

Процессуальный, динамический аспект мышления не тож­дественен операциональному (операционному). Первый шире второго и включает его в свой состав в качестве необходимого компонента. Любая интеллектуальная операция, умственное Действие и т. д. или система таких операций не содержит в себе всех условий своего формирования и применения. Лишь в ходе актуального (протекающего в данное время) мыслитель­ного процесса решения данной конкретной проблемы человек раскрывает необходимые условия образования и функциониро­вания соответствующих умственных действий и операций. Не операции порождают мышление, а процесс мышления порож­дает операции, которые затем в него включаются. Мышление как процесс (искания и открытия существенно нового) являет­ся формирующимся, т. е. изначально полностью не заданным, не затрагивающим, не запрограммированным, и поэтому вся его детерминация объективно выступает как процесс, как не­что образующееся, динамичное, а не заранее и целиком гото­вое. Это значит, что не только интеллектуальные операции, но и мотивация мышления именно формируются в этом процес­се, а не привносятся в него извне уже в законченном виде.

вопрос 33

Наши рекомендации