Темперамент. Основные виды. Учет типов темперамента в юриспруденции
1. Темперамент (от лат. temperamentum — соотношение, смешение частей, соразмерность) — комплекс пепходинампческих свойств индивида, проявляющийся в особенностях его психической активности — интенсивности, скорости и темпе психических реакции, эмоциональном тонусе жизнедеятельности; природно обусловленная склонность индивида к определенному стилю поведения. В нем проявляются чувствительность индивида к внешним воздействиям, эмоциональность его поведения, импульсивность или сдержанность, общительность или замкнутость, легкость или затрудненность социальной адаптации, способность к волевым усилиям.
Психодинамические особенности поведения человека обусловлены особенностями его высшей нервной деятельности. И. 11. Павловым были выявлены три основные свойства нервных процессов — сила, уравновешенность и подвижность. Различные их комбинации образуют четыре типа высшей нервной деятельности, лежащие в основе четырех темпераментов.
Названия темпераментов впервые ввел древнегреческий врач Гиппократ (460-377 гг. до н. э.), который связывал виды темпераментов с преобладанием в организме различных жидкостей: крови (сангвис) — у сангвиников, желтой желчи (холэ) — у холериков, слизи (флегмы) — у флегматиков и черной желчи (мелайна холэ) — у меланхоликов.
2. Совокупность свойств нервной деятельности, интегрирующихся н темпераменте, обусловливает ряд психических особенностей индивида:
♦ скорость и интенсивность психических процессов, психическую активность, мышечно-моторную экспрессивность;
♦ адаптировапность к внешним изменяющимся условиям;
♦ чувствительность, сепзптнвность, восприимчивость, эмоциональную возбудимость, силу эмоций, их устойчивость;
♦ пластичность пли ригидность психической деятельности.
К особенностям темперамента относятся невротизм, тревожность — напряженность, повышенная эмоциональная возбудимость в ситуациях, интерпретируемых индивидом в качестве угрожающих.
Основные виды темперамента
1. Сангвинический темперамент. Сангвиник отличается легкой приспособляемостью к изменяющимся условиям жизни, повышенной контактностью с окружающими людьми, общительностью. Чувства сангвиника легко возникают и быстро сменяются, его стереотипы достаточно подвижны, условные рефлексы быстро закрепляются. В повой обстановке он не чувствует скованности, способен к быстрому переключению внимания и деятельности, эмоционально устойчив.
Людям с сангвиническим темпераментом больше «сего подходит деятельность, которая требует быстрых реакций, значительных усилий, распределенное!!! внимания.
2. Холерический темперамент. Для холерика характерны повышенная эмоциональная реактивность, быстрый темп и резкость в движениях. Повышенная возбудимость холерика при неблагоприятных условиях может стать основой вспыльчивости и даже агрессивности. При соответствующей мотивации холерик способен преодолевать значительные трудности, отдаваясь делу с большой страстью. Для него характерна резкая смена настроен ий.
Наибольшей результативности человек с холерическим темпераментом достигает в деятельности, требующей повышенной реактивности и значительного единовременного напряжения сил.
3. Флегматический темперамент. Реакции флегматика несколько замедленны. Настроение устойчиво. Эмоциональная сфера внешне мало выражена. В сложных жизненных ситуациях флегматик остается достаточно спокойным и выдержанным, он не допускает импульсивных, порывистых движений, так как процессы торможения у него всегда уравновешивают процессы возбуждения. Флегматик достигает наибольших успехов в тех видах деятельности, которые требуют равномерного напряжения сил, усидчивости, устойчивости внимания и большого терпения.
4., Меланхолический темперамент. Меланхолик отличается повышенной ранимостью, склонностью к глубоким переживаниям (иногда даже по незначительным поводам). Его чувства легко возникают, плохо сдерживаются, внешне отчетливо выражены. Сильные внешние воздействия затрудняют его деятельность. Он интровертирован —занят своими переживаниями, замкнут, воздерживается от контактов с незнакомыми людьми, избегает новой обстановки. При определенных условиях жизни у него легко формируется застенчивость, робость, нерешительность и даже трусость.
В благоприятной стабильной обстановке меланхолик может достичь значительных успехов в таких видах деятельности, которые требуют повышенной чувствительности, реактивности, быстрой обучаемости, наблюдательности (табл. 8).
Рассмотренные выше четыре типа темперамента обычно не бывают представлены в «чистом виде». Люди, как правило, обладают смешанными темпераментами, но тот или иной вид темперамента преобладает. В зависимости от условий жизни и деятельности человека отдельные свойства его темперамента могут усиливаться или ослабляться. Темперамент, несмотря на его природную обусловленность, можно отнести к свойствам личности, так как в нем объединяются природные и социально приобретенные качества человека.
Зарубежные психологи делят темпераментные особенности преимущественно на две группы — экстраверсию и интроверсию. Эти понятия, введенные швейцарским психологом К. Г. Ютом, означают преимущественную направленность индивидов на внешний (экстраверт) или внутренний (интроверт) мир.
Экстравертыотличаются преимущественной обращенностью к внешнему миру, повышенной социальной адаптированностыо, они более конформны и суггестивны (подвержены внушению).
Интровертыже наибольшее значение придают явлениям внутреннего мира; они малообщительны, склонны к повышенному самоанализу, испытывают затруднения при вхождении в новую социальную среду, нонконформны и асуггестивны.
Проблемы экстра- и интроверсии занимают центральное место в факторных теориях личности (Р. Кеттел, Г. Айзеик и др.). Г. Айзенк установил, что интроверты имеют более высокий уровень активности коры мозга. Экстраверты компенсируют недостаточность этой активации дополнительными движениями, повышением внимания к внешним сигналам, внося разнообразие в любую монотонную ситуацию. Интроверты и экстраверты имеют различный стиль интеллектуальной деятельности.
Темперамент не является ценностным критерием личности; он не определяет потребностей, интересов, взглядов личности. В одном и том же виде деятельности люди с различными темпераментами могут достичь выдающихся успехов за счет своих компенсаторных возможностей.
Не темперамент, а направленность личности, преобладание у нее высших мотивов над низшими, самоконтроль и самообладание, подавление побуждении низшего уровня для достижения социально значимых целей определяют качество человеческого поведения.
37. Выявление мотивов преступления и анализ их информационного содержания. Информационное содержание способа совершения деяния.
В процессе расследования при установлении мотивов и целей преступного деяния следует исходить из следующих психологических основоположений:
поведение человека реализуется в форме простых и сложных действий, имеющих различную структурную организацию; развернутая осознанная мотивация присуща лишь сложным действиям; только заранее продуманные сложные действия регулируются мотивами – понятийно осознанным обоснованием личностного смысла действия; вербальное выражение мотива, как правило, свернуто; мотивировка (последующее осмысление смысла поведения) может быть не адекватной, а в ряде случаев приобретает личностно-защитный характер;
мотивация – побуждения к конкретному действию – имеет сложную системную организацию (так, убийства нередко совершаются по нескольким смежным побуждениям; к ревности, например, присоединяются хулиганские побуждения). Следует учитывать, что факторы мотивации поведения делятся на ряд категорий. При выяснении вопроса о том, почему у человека возникает определенная поведенческая активность, анализируется базовый поведенческий фактор – потребности индивида. При выяснении вопроса о том, на что направлена поведенческая активность индивида, выявляется цель деяния, а при выяснении вопроса о том, почему избран данный акт поведения, анализируется мотив поведения;
ситуативные действия человека часто стереотипизированы – осуществляются на уровне подсознательной готовности к определенным действиям в определенных ситуациях, что является показателем уровня личностного освоения данного поведенческого акта. В свете современной психологической концепции поведение человека регулируется целостной психической системой личности: в детерминации поведенческого акта участвует вся личность субъекта, а не только его сознание; личность выступает как интеграция сознательной и подсознательной сферы индивида;
поведение человека в экстремальных ситуациях модифицировано и в ряде случаев психически дезорганизовано – цели, мотивы совмещаются с личностными установками, интегрируются в импульсивных реакциях;
мотивационная сфера преступника связана с предпочитаемыми им целями, способами и средствами совершения преступления; мотивы, цели, способы, средства, результат преступления и действия по его фальсификации – показатель индивидуально своеобразного образа поведения преступника.
Информационное содержание способа совершения деяния и поведенческих особенностей преступника
В основе поведения человека лежат навыки, умения и привычки, нейрофизиологической основой которых является динамический стереотип. Эта индивидуализированная стереотипность поведения и дает возможность идентифицировать личность преступника, предвидеть возможный вариант его поведения.
Чем сложнее способ действий, тем проще идентифицировать субъект действий. В способе совершения преступления особенности психомоторики сочетаются с особенностями мышления, памяти, познаниями и жизненным опытом индивида.
Система поведенческих признаков субъекта объективно отражается в предметах обстановки совершения преступления, динамике их изменений; орудиях и средствах совершения преступления, их качественном своеобразии, способах и динамике их использования; обстановке, предшествующей преступлению; обстановке, возникшей после совершения преступления, типичных способах его сокрытия; особенностях отношений между обвиняемым (подозреваемым) и потерпевшим.
Поведение человека неизбежно отражается в окружающей среде в виде комплексного личностно-регуляционного «следа». Этот «след» не менее пригоден для идентификации личности преступника, чем след его пальца. Но в отличие от следа пальца поведенческий след всегда имеется на месте происшествия и несет неизмеримо больший объем криминалистически значимой информации о личности преступника.
Рассмотрение личности преступника как системообразующего фактора преступного деяния требует выявления: личностной детерминации данного преступного деяния; отражательно-познавательных особенностей данной личности; ее общерегуляционных, эмоционально-волевых особенностей; операционально-исполнительных особенностей; устойчивых связей личности преступника с социальной микросредой.
В практике расследования преступлений ориентация на обобщенные способы поведения преступника является одним из основных путей розыска преступника в информационно-дефицитных ситуациях.
Информация о преступном поведении – информация о направленности поведения преступника, значимости для него тех или иных объектов, об их месте в структуре деятельности преступника, о том, что входит и что не входит в зону его актуального сознания.
Систематизирующими факторами расследования преступления являются системные связи, обусловленные объектом расследования. Так, при расследовании убийств выявлению подлежит следующая система вопросов: время и место убийства; кто является жертвой убийства; мотивы убийства; круг лиц, с которыми взаимодействовал потерпевший, кому выгодна его гибель; с кем видели потерпевшего накануне его смерти; особенности образа действий преступника при подготовке, осуществлении и сокрытии преступления; кто совершал убийства аналогичным способом; на ком и в чьем жилище могут оказаться следы данного преступления.
При расследовании грабежей и разбойных нападений следователь выявляет следующие ключевые обстоятельства: когда и где совершено преступление, сколько человек участвовали в преступлении; способ совершения преступления (система действий преступника), характер насильственных действий; похищенное имущество и его стоимость, приметы; обстановка совершения преступления; сведения о лицах, участвовавших в преступлении (описание внешности, особенности поведения, речевых особенностей, особых примет и др.); кто мог узнать о наличии у потерпевшего значительных ценностей; кто мог видеть происшествие и др.
При расследовании краж наиболее существенны следующие вопросы: время и место совершения кражи; способ совершения кражи (взламывание дверей, отпирание, взламывание замков, взламывание окон, проламывание потолка, стен и пола, подкоп или проникновение через подвал, кража через окна и форточки); с какой стороны преступник проник к месту кражи и в каком направлении скрылся; какие действия и в какой последовательности совершал; знание преступником устройства дверных запоров, мест хранения ценных вещей, расположения комнат, времени отсутствия жильцов квартиры; примененные орудия и средства; похищенное имущество, его стоимость, приметы и принадлежность; где может быть реализовано похищенное имущество, кому и куда продано; кто посещал квартиру незадолго до кражи; какие следы оставлены преступниками, количество преступников; наличие негативных обстоятельств – признаков инсценировки кражи.
В ограниченной исходной информации следователь, отыскивает стартовые возможности для развития поиска. Первоначальные следственные и иные действия направляются на выявление и исследование ключевых обстоятельств. Осуществляя сравнительный анализ фактов, выдвигая обоснованные версии и проверяя их, следователь стремится найти ответы на наиболее значимые вопросы. Для этого необходимо:
определить тип и вид проблемно-поисковой ситуации;
осуществить типовое вероятностно-информационное моделирование (выдвижение типовых версий);
выявить основные направления поиска – определить для первоочередного разрешения круг вопросов, объективно обусловленных данным видом преступления; реализовать первоначальные следственные действия и выявить необходимую информацию как базу для последующих действий.
Знание общей схемы преступного поведения и системы ее признаков является ориентировочной основой следственно-познавательного поиска в информационно дефицитных исходных ситуациях.
Между всеми структурными элементами преступного поведения существуют устойчивые закономерные взаимосвязи. Это и позволяет в ходе следственного поиска реконструировать событие преступления.
Для каждого вида преступления существует системный «набор» комплексов действий. Эти комплексы действий связаны со специфическим подключением к ним определенных внешних обстоятельств, средств действия. Каждый преступник имеет свой «почерк» в использовании условий и средств действия, систему индивидуализированных действий и операций, запечатлеваемых в следах преступления.
Существует неразрывная системная связь личностных регуляционных качеств субъекта со следами преступления (см. таблицу ниже).
Структурные элементы поведения преступника | Психические особенности личности преступника | Признаки поведения преступника, проявляющиеся во внешней среде |
Мотивы и цели поведения | Мера общественной опасности субъекта, направленность его личности. Личностные особенности смыслообразования и целеполагания | Особенности результата преступного деяния. Признаки ценностных ориентаций, динамики целеобразования (предварительная обдуманность, подготовленность или спонтанность, импульсивность), признаки ситуативной обусловленности поведения, избирательной направленности его сознания на определенные группы объектов |
Принятие решений и планирование деятельности: ориентировочная основа, транзитивность, нетранзитивность решений. Реализация программы поведения | Индивидуальные особенности психической регуляции поведения, адаптационные особенности личности | Признаки индивидуального стиля деятельности: последовательность действий и промежуточных операций, их системность или асистемность, что из внешних обстоятельств тщательно учитывается, чем пренебрегает преступник, признаки поправочных действий и их особенности |
Типичные образы действия в определенных внешних условиях: способы, приемы, операции как проявления индивидуальных умений и навыков | Операционально-стереотипная сфера индивида: жизненный опыт и профессиональная подготовка, психофизиологические и физические возможности индивида, адаптационные особенности | Признаки уровня общего жизненного и криминального опыта, владение профессиональными приемами и навыками, предпочитаемые орудия действий, динамические особенности действий. Признаки способности к волевым напряжениям, устойчивости целедостижения, эмоциональной устойчивости - неустойчивости, пластичности и ригидности (привязанности к намеченным планам, неспособности изменять их в новых обстоятельствах), адекватности отражения объективной обстановки |
Достижение и оценка результата действия, использование основного и побочных результатов для инициации последующих актов поведения | Личностная оценка совпадения побуждений с достигнутым итогом поведения, устойчивость личностно-ориентировочных установок - готовность действовать в определенном направлении | Признаки отношения преступника к основному достигнутому результату, побочным результатам, особенности использования результатов в дальнейшем целеобразовании |
Билет 8.