Теории личности в зарубежной психологии
Слово личность в английском языке происходит от латинского «persona». Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время выступления в древнегреческой драме. В настоящее время понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается всеми общественными науками, в том числе философией, педагогикой, социологией и т. д. В психологии исследование этого вопроса имеете свою историю. Можно выделить три периода развития личности: философско-литературный, клинический и экспериментальный.
1. Первый период исследований начался с работ древних мыслителей и продолжался до начала XIX века. Основные проблемы, которые решались в это время – о нравственной и социальной природе человека. Первые определения личности были достаточно широкими, они включали в себя все, что есть в человеке и что он может назвать своим личным: его биологию, психологию, имущество, поведение, культуру…
2. В началеXIX в. наряду с философами, проблемами психологии личности стали заниматься врачи-психиатры. Они первыми стали вести систематические наблюдения за личностью больного в клинических условиях, изучать теорию его жизни для того, чтобы лучше понять его поведение. Определение личности врачами-психиатрами давались в терминах таких черт, с помощью которых можно описать и нормальную и патологическую личность, но все они были слишком узкими и не могли охватить все стороны личности.
3. Лишь в началеXX в. личность стали изучать психологи, были проведены экспериментальные исследования, введена математико-статистическая обработка данных, началась разработка надежных и валидных тестовых методов исследования нормальной личности.
В современной психологии сосуществуют различные альтернативные теории, описывающие личность как интегративное целое и вместе с тем объясняющие различия между людьми. Для понимания того, что именно тот или иной ученый подразумевает под термином «личность», необходимо проанализировать всю его теорию. Любая теория по своей сути всегда умозрительна и поэтому не может быть «правильной» или «неправильной». Теория - это система взаимосвязанных идей, построений и принципов, имеющая своей целью объяснение определенных наблюдений над реальностью. Теория выдвигает проверяемую гипотезу, затем проводится эмпирическое исследование и сбор эмпирических данных. В свою очередь, эмпирические данные подтверждают, опровергают или перестраивают теорию. Теория также обобщает и организует эмпирические данные таким образом, чтобы дать более последовательное объяснение феноменов, с которыми она имеет дело. Есть много различных методов исследования, которые могут быть использованы при изучении людей, но основными являются: изучение клинических случаев, корреляционный анализ и формальные эксперименты. Теории личности – это тщательно выверенные умозаключения или гипотезы о том, что представляют собой люди, как они себя ведут и почему они поступают именно так, а не иначе.
Ученые, определения личности. | Классификация направлений, базовые понятия |
Зигмунд Фрейд Личность – некое струк-турное образование, кото-рое является динамической конфигурацией процессов, находящихся в нескон-чаемом конфликте. | Психоаналитическая теория личности. Конструкты психической жизни: ид, эго, суперэго. Три уровня в структуре личности: сознание, предсознание, бессознательное (два основных инстинкта: влечение к жизни, влечение к смерти.) Защитные механизмы: вытеснение, проекция, замещение, рационализация, реактивное образование, регрессия, сублимация, отрицание. |
Альфред Адлер Личность – сущность, которую нельзя делить, ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции. | Индивидуальная теория личности. Основные принципы: чувство неполноценности и компенсации, стремление к превосходству, стиль жизни (который формирует типы личности: управляющий, берущий, избегающий, социально-полезный), социальный интерес, творческое «я», порядок рождения, фикционный финализм. |
Карл Густав Юнг Личность (душа) – состоит из 3-х отдельных, но взаимосвязанных дуг с другом структур. | Аналитическая теория личности. Личность (душа) состоит из: эго, личное и коллективное бессознательное (архетипы: персона, самость, тень, анима, анимус). Два типа личностной ориентации: экстраверсия и интроверсия. + Четыре психологические функции: 2-рациональные – мышление, чувство и 2 иррациональные – ощущения, интуиция. =8 различных типов личности. |
Эрик Эриксон Личность – целостное образование, центральное новообразование – Эго, которая стремиться к сохранению своей цельнос-ти и индивидуальности. | Эго – психология. Эго – личностная структура. Согласно эпигенетическому принципу созревания человек проходит восемь стадий развития, каждая из которых сопровождается кризисом. Формирование идентичности, ее структура: соматическая идентичность, личностная идентичность, социальная идентичность. |
Эрих Фромм (1900-1980г.) Личность – динамическое взаимодействие между врожденными потребностями и давлением социальных норм и предписаний. | Гуманистическая теория личности. Экзистенциональные потребности человека: потребность в установлении связей, в преодолении, в корнях, в идентичности, в системе взглядов и преданности. Социальные типы характера: рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий, рыночный, продуктивный. 4 механизма психологической защиты: садизм, мазохизм, конформизм и деструктивизм. |
Гордон Олпорт Личность – « это динами-ческая организация тех психофизиологических систем внутри индивиду-ума, которые определяют характерное для него поведение и мышление». Это не статическая сущность, хотя в ней есть основополагающая струк-тура, которая объединяет и организует различные элементы. | Диспозициональная теория личности. Концепция черт личности: черта – предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Черты могут быть – кардинальные или центральные и вторичные. Проприум – конструкт, объединяющий черты личности и дающий направление жизни человека. Концепция функциональной автономии, ее особенности: широкие границы «Я», способность к теплым, социальным отношениям, Эмоциональная неозабоченность и самопринятие, Способность к самопознанию и чувство юмора, цельная жизненная философия. |
Беррес Фредерик Скиннер Личность – определенные формы поведения, которые приобретаются посредством оперантного научения. | Научающее - бихевиоральная теория личности. Три вида поведения: безусловно-рефлекторное, условно-рефлекторное (респондентное, отвечающее поведение) и оперантное. Главным средством формирования нового поведения выступает подкрепление. Процесс научения. |
Альберт Бандура Личность – результат непрерывного взаимодействия факторов поведенческих, когнитивных и средовых. | Социально – когнитивная теория личности. Модель - триада взаимного детерминизма: Открытое поведение – влияние окружения – личностные факторы. Научение через наблюдение или моделирование. Самоподкрепление, самоэффективность приобретается из 4-х основных источников: вербальное убеждение, эмоциональный подъем, выстраиваемое поведение, косвенный опыт. |
Джордж Келли Личность - организованная систему более или менее важных конструктов | Психология личностных конструктов. Личностный конструкт – это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт. |
Абрахам ХарольдМаслоу Личность – единое, уникальное организованное целое. | Гуманистическое направление. Человеческая мотивация представлена в иерархии потребностей: физиологические, в безопасности и защите, принадлежности и любви, самоуважении и самоактуализации. 2 категории мотивов: дефицитарные и мотивы роста. |
Карл Роджерс | Феноменологическое направление. интерес только к психологической реальности.Тенденция к самоактуализации единственная врожденная потребность, «Поле опыта» - совокупность представлений о мире, на основе которых строится поведение человека. Я-концепция: - часть поле опыта - совокупность представлений человека о себе. Границы я препятствуют проникновению опыта, он искажается, отрицается, рационализируется – механизмы защиты. Условия для развития Я-концепции: обусловленное позитивное внимание или условия ценности, безусловное позитивное внимание |