Методики исследования системы значимых отношений личности .... 314
11 Подростки о родителях (ПоР).......................................................... 314
2. Тест интерперсональных отношений(ТиЛи).............................. 315
Методики исследования интеллекта......................................................... 316
11 Прогрессивные матрицы Рейвена................................................. 316
2. Интеллектуальный тест Кетгелла (ИТК)...................................... 317
Приложение 2
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТЕСТИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ ПО
КУРСУ «КОМПЬЮТЕРНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА,.................... 318
Литература........................................................................................................... 327
ПРЕДИСЛОВИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА
Развивающиеся информационные технологии охватывают многие сферы деятельности человека, в том числе и психологическую диагностику. Возникновение и становление компьютерной психодиагностики как междисциплинарного направления, требующего знаний и умений, как в области информатики, так и в области психологии, является закономерным итогом информационной революции, происходящей в нашем обществе последние 15 лет.
Настоящее учебное пособие, подготовленное старшим научным сотрудником лаборатории клинической психологии Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, к. т. н. К. Р. Червинской - одним из наиболее известных в России специалистов по компьютерным технологиям в психодиагностике, содержит материалы авторского курса «Компьютерная психодиагностика», читаемого студентам психологического факультета Санкт-Петербургского Государственного Университета, а также врачам, психологам, педагогам на учебных циклах, проводимых в лаборатории клинической психологии. Проект издания предпринят с целью повышения эффективности образовательного процесса по специальности «Клиническая психология» на психологическом факультете Университета и продолжает серию публикаций, уже известных в этой области, в частности, такую фундаментальную монографию, как Червинская К. Р., Щелкова О. Ю. Медицинская психодиагностика и инженерия знаний. СПб., 2002. 624 с.
Материал пособия отражает, безусловно, новую для психологической диагностики область исследований, зарождение которой стало возможным благодаря высокому уровню развития информационных технологий и средств массовой коммуникации. В связи с этим и сама психологическая диагностика претерпевает качественные изменения, прежде всего, за счет широкого использования методов и средств, предоставляемых информатикой.
Учебноепособиедаетчеткую картину состояния дел в области компьютерной психодиагностики, освещает традиционный подход к конструированию психодиагностических методик и шкал, основанный на
Компьютерная психодиагностика
технологии анализа данных, психосемантический эксперимент, основанный на использовании субъектной парадигмы анализа данных, вопросы адаптивного, игрового и дистанционного тестирования.
Наиболее подробно рассматривается методология создания компьютерного психодиагностического инструментария на основе технологии инженерии знаний, позволяющей «переносить» знания и опыт психолога по интерпретации результатов тестирования в компьютер для создания автоматизированных психодиагностических заключений. Важно также подчеркнуть, что в пособии содержатся и результаты исследования испытуемых с помощью компьютерных психодиагностических методик, что дает пользователям наглядный пример преимущества данной технологии перед традиционными формами психодиагностики, особенно при проведении массовых психопрофилактических исследований.
В последние годы в связи с развитием электронных коммуникаций, в частности компьютерной сети Интернет, появилось большое количество «доморощенных» тестов. Поэтому актуальным, на наш взгляд, становится вопрос подбора адекватного компьютерного психодиагностического инструментария для различных целей исследования в медицине, психологии и педагогике. Многие теряются в обилии непрофессиональной информации и отсутствии критериев качества компьютерного психодиагностического инструментария. Именно поэтому пособие приобретает большую практическую значимость, поскольку является прекрасным ориентиром в выборе адекватного и надежного психодиагностического инструментария для решения научных и прикладных задач.
Не вызывает сомнений, что пособие будет полезно не только для студентов, аспирантов и преподавателей психологических факультетов, но и для практикующих специалистов (в том числе программистов), интересующихся применением новых информационных технологий в упомянутых выше областях человековедения.
Очевидно, что эта публикация будет особенно востребована в недалеком будущем, поскольку компьютеризация и учебного процесса, и рабочего места психологов и врачей в нашей стране является только вопросом времени.
Доктор медицинских наук, профессор Л. И. Вассерман,
руководитель лаборатории клинической психологии Психоневрологического института
им. В. М. Бехтерева, профессор кафедры медицинской психологии и психофизиологии
Санкт-Петербургского Государственного Университета
ПРЕДИСЛОВИЕ
Быстрый рост компьютерных технологий совершает настоящую информационную революцию во многих сферах деятельности людей. По прогнозам Мюгозоп, к 2012 году более половины всей публикуемой в мире литературы будут составлять книги в электронном виде [Компьютер-пресс, 2000, № 1], и уже сейчас начинается разработка «обложек» таких книг - специальных планшетов. Это лишь один маленький штрих, демонстрирующий информационные тенденции наступившего века - века, в котором компьютерные технологии будут играть значительную роль в жизни людей.
Психологическая диагностика как теоретическая область исследований и как практическая сфера деятельности психологов, связанная с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека, в этом случае не является исключением. Использование компьютерных технологий в психодиагностике, по своему существу требующее проведение явных междисциплинарных работ, постепенно оформилось в самостоятельную область исследований, получившую название компьютерной психодиагностики.
Основными целями компьютерной психодиагностики являются создание психодиагностического инструментария, в том числе компьютерных психодиагностических методик, а также разработка принципиально новых видов экспериментов и методов работы с экспериментально-психологической информацией. Основной задачей компьютерной психодиагностики можно считать обеспечение психологов качественными психодиагностическими инструментами, создаваемыми на базе новых информационных технологий.
Исследования в области компьютерной психодиагностики смело можно отнести к междисциплинарным, находящимся на стыке двух областей: психодиагностики и компьютерных наук (сотршег зсгепсе). Творческая интеграция двух дисциплин привела к появлению нового качества психодиагностических исследований и совершенно иного стиля работы практических психологов.
Компьютерная психодиагностика
В самом общем виде под информацией понимается содержание (смысл) каких-либо данных, а под информационными технологиями -совокупность технологических элементов (устройств, методов), используемых для обработки информации. На сегодняшний момент в психодиагностике активно используются такие информационные технологии, как: анализ данных, инженерия знаний и Интернет-технологии. Каждая из этих технологий лежит в основе конкретных психодиагностических задач, которые и определяют ключевые направления работ в области компьютерной психодиагностики.
1. Конструирование психодиагностических методик в рамках традиционной психометрической парадигмы на основе технологии анализа данных.
2. Конструирование психосемантических методик и исследование испытуемых в рамках психосемантического эксперимента на основе субъектной парадигмы анализа данных.
3. Разработка на основе технологии инженерии знаний компьютерных психодиагностических методик, осуществляющих интерпретацию результатов тестирования испытуемых с помощью «прошитого» в компьютер опыта работы психолога.
4. Создание компьютерных психодиагностических методик, использующих компьютер в качестве организатора стимульного материала, т. е. реализация систем адаптивного, игрового, дистанционного и мультимедийного тестирования.
5. Обучение искусству психодиагностики с помощью компьютера.
В последние годы в практической работе психологов произошли коренные сдвиги. И связано это прежде всего с тем, что значительно увеличился вес использования компьютерного психодиагностического инструментария по сравнению с традиционными тестовыми методиками «карандаша и бумаги». Такое положение дел создает определенные трудности для психологов и ставит перед ними новые задачи. Наибольшую трудность вызывает подбор адекватного, отвечающего целям исследования, компьютерного психодиагностического инструментария. В связи с этим часто задаются вопросы: какие методики и для каких целей лучше всего использовать, какие компьютерные психологические заключения можно получить в результате исследования испытуемых и как компьютерный психодиагностический инструментарий может быть полезен в практической работе психолога.
Знание компьютера, информационных технологий, умение подбирать для решения своих задач качественный инструментарий становится актуальным еще и в связи с развитием электронных коммуникаций, в частности компьютерной сети Интернет, позволяющей «скачивать» лю-
Предисловие
бую информацию, в том числе непрофессиональные психологические тесты. Подбирая инструментарий, прежде всего необходимо четко Представлять, что лежит в основе той или иной компьютерной методики, кто и как ее разрабатывал, каковы принципы разработки, какой эмпирический материал при этом использовался, где компьютерная методика проходила апробацию, каковы концепции интерпретации результатов тестирования и учитывают ли эти концепции особенности различных популяций. Перечисленные выше направления исследований, каждое по-своему, как раз и дают ответы на эти вопросы.
В основе каждого направления исследований в области компьютерной психодиагностики лежит собственный, специфический подход, или парадигма конструирования психодиагностического инструментария. В настоящее время можно говорить о существовании трех основных парадигм конструирования психодиагностических метожк.
Первые две - традиционная психометрическая и психосемантическая - хорошо известны в психологической науке. Традиционная психометрическая парадигма подразумевает конструирование методик в соответствии с классической эмпирико-статистической теорией теста, или психометрикой, представляющей собой технологическую дисциплину, содержащую научное обоснование и описание методов измерения психических свойств [Анастази, 1982; Гайда, Захаров, 1982; Столин, Шмелев, ред., 1984; Мельников, Ямпольский, 1985; Клайн, 1994; Суходольский, 1997]. Психосемантическая парадигма рассматривает индивида как носителя субъективного опыта с собственной системой смыслов, представленного в виде семантического пространства, осями которого являются обобщенные смысловые основания, используемые испытуемым для соотнесения и противопоставления стимулов или объектов. Эта парадигма реализуется в русле экспериментальной психосемантики [Артемьева, 1980,1999; Петренко, 1983,1997; Похиль-ко, 1987; Шмелев, 1983,1996].
Основой для реализации первых двух парадигм конструирования психодиагностических методик является так называемая технология анализа данных. Под анализом данных понимается направление исследований в области компьютерных наук; его суть - разработка приемов, математических методов и моделей, предназначенных для организации сбора, стандартной записи, систематизации и обработки экспериментального материала. Основные методы анализа данных, реализованные на компьютере, широко используются не практике; это факторный анализ, кластерный и дискриминантный анализы, множественный регрессионный анализ, корреляционный анализ, процедура многомерного шкалирования и т. д.
Компьютерная психодиагностика
С появлением разнообразных и достаточно простых для овладения программных средств технология анализа данных оказывается доступной для широкого круга специалистов. Для эффективного использования этой технологии необходимо четко представлять структуру и свойства экспериментально-психологических данных, общий смысл методов, атакже основные показатели для интерпретации получаемых результатов. Рассмотрению этих проблем посвящены первые две главы книги. Конкретные вопросы использования технологии анализа данных в психодиагностике широко освещаются в специальной литературе [Мельников, Ямпольский, 1985; Дюк", 1994; Дюк, 1997; Тарасов, 1999; Наследов, 1999].
Третья парадигма конструирования психодиагностического инструментария предполагает создание компьютерных методик как интеллектуальных систем, формирующих психодиагностическое заключение по результатам исследования конкретного испытуемого в виде связного и непротиворечивого текста, носящего сугубо индивидуализированный характер.
Основой для реализации такой идеи является технология инженерии знаний, под которой понимается направление исследований, зародившееся в области компьютерных наук при разработке интеллектуальных систем и связанное с вопросами извлечения знаний и опыта профессионалов-специалистов, структурирования знаний и «переноса» их в компьютер в виде так называемых баз знаний [Гаврилова, Червинская, 1992; Червинская, Щелкова, 2002]. Инженерия знаний предлагает широкий арсенал методов работы с опытными специалистами-профессионалами для извлечения и структурирования знаний, а также проектирования баз знаний. В психодиагностике эта технология используется для моделирования знаний и опыта психолога по интерпретации результатов тестирования с целью создания психодиагностических баз знаний, на основе которых строится индивидуальное компьютерное заключение. Конструированию психодиагностического инструментария на основе технологии инженерии знаний посвящена третья глава пособия.
Следующий качественный для психодиагностики эффект связан с возможностью создания психодиагностического инструментария, включающего компьютер в качестве необходимого элемента, без которого в принципе невозможно осуществить психодиагностический эксперимент. Речь идет о принципиально новом классе инструментов, где компьютер выступает организатором стимульного материала. Яркими примерами здесь являются процедуры адаптивного тестирования, дистанционного, игрового и мультимедийного тестирования, а
Предисловие
также компьютерные методики, основанные на возможности измерения с помощью компьютера психофизиологических особенностей человека.
К этому же классу психодиагностического инструментария можно отнести те методики, в которых осуществляется специфическое компьютерное представление стимульной информации. Так, Клайн (1994) приводит пример объективного компьютерного теста настойчивости, в котором испытуемый с помощью компьютера должен решать задачу подсчета точек с негативной обратной связью: в случае правильного ответа испытуемый информируется о том, что он осуществил подсчет неверно, и наоборот. Основанием этого теста является тот факт, что настойчивые испытуемые будут продолжать выполнять задание дольше при условии, что им разрешено прекратить работу по собственно-мужеланию.
Более подробно психодиагностические методики с компьютерной организацией стимульного материала рассмотрены в гл. 4.
Следующая глава - глава 5 - посвящена вопросам обучения искусству психодиагностики с помощью компьютера. Создание компьютерных обучающих систем имеет широкую перспективу и богатую практику. В мировой практике существует довольно много обучающих компьютерных программ в области психодиагностики, в основном предназначенныхдляосвоенияразличногородастатистическихпаке-тов и технологии анализа данных. В главе 5 описана система обучения интерпретации результатов MMР1, основанная не только на практическом опыте психолога, но и на некоторых сформулированных в рамках когнитивной психологии эффектах, способствующих успешному запоминанию и усвоению необходимого учебного материала. Она активно используется при обучении студентов психологического факультета Санкт-Петербургского Государственного Университета (СПбГУ), специализирующихся в области медицинской (клинической) психологии, студентов психологического факультета Санкт-Петербургского Государственного Института Психологии и Социальной Работы (СПбГИПиСР),атакже на учебных семинарах, проводимых в лаборатории клинической психологии Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева.
Учебное пособие содержит материалы авторского курса «Компьютерная психодиагностика», читаемого студентам психологического факультета СПбГУ и СПбГИПиСР, а также врачам, психологам, педагогам учебных семинаров, которые проводятся в лаборатории клинической психологии Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. В связи с этим я хотела бы поблагодарить тех студентов и
Компьютерная психодиагностика
слушателей, искренняя заинтересованность и внимательная вдумчивость которых позволяет непрерывно совершенствовать и постоянно оттачивать непростой для психологов материал.
Мне хотелось бы выразить признательность и благодарность за поддержку руководителю лаборатории клинической психологии Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, д. м. н., профессору Л. И. Вассерману, ведущему научному сотруднику института, к. м. н. Б. В. Иовлеву, всем сотрудникам лаборатории, заведующему кафедрой медицинской психологии и психофизиологии психологического факультета Санкт-Петербургского Государственного Университета д. м. н., профессору Г. М. Яковлеву, а также сотрудникам кафедры к. п. н., доценту Р. О. Серебряковой и к. п. н., доценту О. Ю. Щелковой.
Глава 1
ТРАДИЦИОННАЯ ПСИХОМЕТРИЧЕСКАЯ
ПАРАДИГМА КОНСТРУИРОВАНИЯ
ТЕСТОВ И ШКАЛ