Методики исследования системы значимых отношений личности .... 314

11 Подростки о родителях (ПоР).......................................................... 314

2. Тест интерперсональных отношений(ТиЛи).............................. 315

Методики исследования интеллекта......................................................... 316

11 Прогрессивные матрицы Рейвена................................................. 316

2. Интеллектуальный тест Кетгелла (ИТК)...................................... 317

Приложение 2

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТЕСТИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ ПО

КУРСУ «КОМПЬЮТЕРНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА,.................... 318

Литература........................................................................................................... 327

ПРЕДИСЛОВИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА

Развивающиеся информационные технологии охватывают многие сферы деятельности человека, в том числе и психологическую диагно­стику. Возникновение и становление компьютерной психодиагности­ки как междисциплинарного направления, требующего знаний и уме­ний, как в области информатики, так и в области психологии, является закономерным итогом информационной революции, происходящей в нашем обществе последние 15 лет.

Настоящее учебное пособие, подготовленное старшим научным сотрудником лаборатории клинической психологии Психоневрологи­ческого института им. В. М. Бехтерева, к. т. н. К. Р. Червинской - од­ним из наиболее известных в России специалистов по компьютерным технологиям в психодиагностике, содержит материалы авторского кур­са «Компьютерная психодиагностика», читаемого студентам психоло­гического факультета Санкт-Петербургского Государственного Универ­ситета, а также врачам, психологам, педагогам на учебных циклах, проводимых в лаборатории клинической психологии. Проект издания предпринят с целью повышения эффективности образовательного процесса по специальности «Клиническая психология» на психологи­ческом факультете Университета и продолжает серию публикаций, уже известных в этой области, в частности, такую фундаментальную мо­нографию, как Червинская К. Р., Щелкова О. Ю. Медицинская пси­ходиагностика и инженерия знаний. СПб., 2002. 624 с.

Материал пособия отражает, безусловно, новую для психологичес­кой диагностики область исследований, зарождение которой стало возможным благодаря высокому уровню развития информационных технологий и средств массовой коммуникации. В связи с этим и сама психологическая диагностика претерпевает качественные изменения, прежде всего, за счет широкого использования методов и средств, пре­доставляемых информатикой.

Учебноепособиедаетчеткую картину состояния дел в области ком­пьютерной психодиагностики, освещает традиционный подход к кон­струированию психодиагностических методик и шкал, основанный на

Компьютерная психодиагностика

технологии анализа данных, психосемантический эксперимент, осно­ванный на использовании субъектной парадигмы анализа данных, во­просы адаптивного, игрового и дистанционного тестирования.

Наиболее подробно рассматривается методология создания компь­ютерного психодиагностического инструментария на основе техноло­гии инженерии знаний, позволяющей «переносить» знания и опыт пси­холога по интерпретации результатов тестирования в компьютер для создания автоматизированных психодиагностических заключений. Важно также подчеркнуть, что в пособии содержатся и результаты исследования испытуемых с помощью компьютерных психодиагно­стических методик, что дает пользователям наглядный пример преиму­щества данной технологии перед традиционными формами психоди­агностики, особенно при проведении массовых психопрофилактиче­ских исследований.

В последние годы в связи с развитием электронных коммуникаций, в частности компьютерной сети Интернет, появилось большое коли­чество «доморощенных» тестов. Поэтому актуальным, на наш взгляд, становится вопрос подбора адекватного компьютерного психодиагно­стического инструментария для различных целей исследования в медицине, психологии и педагогике. Многие теряются в обилии не­профессиональной информации и отсутствии критериев качества ком­пьютерного психодиагностического инструментария. Именно поэто­му пособие приобретает большую практическую значимость, поскольку является прекрасным ориентиром в выборе адекватного и надежного психодиагностического инструментария для решения научных и при­кладных задач.

Не вызывает сомнений, что пособие будет полезно не только для студентов, аспирантов и преподавателей психологических факульте­тов, но и для практикующих специалистов (в том числе программис­тов), интересующихся применением новых информационных техно­логий в упомянутых выше областях человековедения.

Очевидно, что эта публикация будет особенно востребована в неда­леком будущем, поскольку компьютеризация и учебного процесса, и рабочего места психологов и врачей в нашей стране является только вопросом времени.

Доктор медицинских наук, профессор Л. И. Вассерман,

руководитель лаборатории клинической психологии Психоневрологического института

им. В. М. Бехтерева, профессор кафедры медицинской психологии и психофизиологии

Санкт-Петербургского Государственного Университета

ПРЕДИСЛОВИЕ

Быстрый рост компьютерных технологий совершает настоящую информационную революцию во многих сферах деятельности людей. По прогнозам Мюгозоп, к 2012 году более половины всей публикуемой в мире литературы будут составлять книги в электронном виде [Ком­пьютер-пресс, 2000, № 1], и уже сейчас начинается разработка «обло­жек» таких книг - специальных планшетов. Это лишь один малень­кий штрих, демонстрирующий информационные тенденции наступившего века - века, в котором компьютерные технологии будут играть значительную роль в жизни людей.

Психологическая диагностика как теоретическая область исследо­ваний и как практическая сфера деятельности психологов, связанная с разработкой и использованием разнообразных методов распознава­ния индивидуальных психологических особенностей человека, в этом случае не является исключением. Использование компьютерных тех­нологий в психодиагностике, по своему существу требующее проведе­ние явных междисциплинарных работ, постепенно оформилось в самостоятельную область исследований, получившую название ком­пьютерной психодиагностики.

Основными целями компьютерной психодиагностики являются создание психодиагностического инструментария, в том числе компь­ютерных психодиагностических методик, а также разработка принци­пиально новых видов экспериментов и методов работы с экспери­ментально-психологической информацией. Основной задачей компьютерной психодиагностики можно считать обеспечение психо­логов качественными психодиагностическими инструментами, созда­ваемыми на базе новых информационных технологий.

Исследования в области компьютерной психодиагностики смело можно отнести к междисциплинарным, находящимся на стыке двух областей: психодиагностики и компьютерных наук (сотршег зсгепсе). Творческая интеграция двух дисциплин привела к появлению нового качества психодиагностических исследований и совершенно иного стиля работы практических психологов.

Компьютерная психодиагностика

В самом общем виде под информацией понимается содержание (смысл) каких-либо данных, а под информационными технологиями -совокупность технологических элементов (устройств, методов), ис­пользуемых для обработки информации. На сегодняшний момент в психодиагностике активно используются такие информационные тех­нологии, как: анализ данных, инженерия знаний и Интернет-техно­логии. Каждая из этих технологий лежит в основе конкретных психо­диагностических задач, которые и определяют ключевые направления работ в области компьютерной психодиагностики.

1. Конструирование психодиагностических методик в рамках тра­диционной психометрической парадигмы на основе технологии ана­лиза данных.

2. Конструирование психосемантических методик и исследование испытуемых в рамках психосемантического эксперимента на основе субъектной парадигмы анализа данных.

3. Разработка на основе технологии инженерии знаний компьютер­ных психодиагностических методик, осуществляющих интерпретацию результатов тестирования испытуемых с помощью «прошитого» в ком­пьютер опыта работы психолога.

4. Создание компьютерных психодиагностических методик, исполь­зующих компьютер в качестве организатора стимульного материала, т. е. реализация систем адаптивного, игрового, дистанционного и муль­тимедийного тестирования.

5. Обучение искусству психодиагностики с помощью компьютера.

В последние годы в практической работе психологов произошли коренные сдвиги. И связано это прежде всего с тем, что значительно увеличился вес использования компьютерного психодиагностическо­го инструментария по сравнению с традиционными тестовыми мето­диками «карандаша и бумаги». Такое положение дел создает опреде­ленные трудности для психологов и ставит перед ними новые задачи. Наибольшую трудность вызывает подбор адекватного, отвечающего целям исследования, компьютерного психодиагностического инстру­ментария. В связи с этим часто задаются вопросы: какие методики и для каких целей лучше всего использовать, какие компьютерные пси­хологические заключения можно получить в результате исследования испытуемых и как компьютерный психодиагностический инструмен­тарий может быть полезен в практической работе психолога.

Знание компьютера, информационных технологий, умение подби­рать для решения своих задач качественный инструментарий становится актуальным еще и в связи с развитием электронных коммуникаций, в частности компьютерной сети Интернет, позволяющей «скачивать» лю-

Предисловие

бую информацию, в том числе непрофессиональные психологические тесты. Подбирая инструментарий, прежде всего необходимо четко Пред­ставлять, что лежит в основе той или иной компьютерной методики, кто и как ее разрабатывал, каковы принципы разработки, какой эмпири­ческий материал при этом использовался, где компьютерная методика проходила апробацию, каковы концепции интерпретации результатов тестирования и учитывают ли эти концепции особенности различных популяций. Перечисленные выше направления исследований, каждое по-своему, как раз и дают ответы на эти вопросы.

В основе каждого направления исследований в области компьютер­ной психодиагностики лежит собственный, специфический подход, или парадигма конструирования психодиагностического инструмен­тария. В настоящее время можно говорить о существовании трех ос­новных парадигм конструирования психодиагностических метожк.

Первые две - традиционная психометрическая и психосемантичес­кая - хорошо известны в психологической науке. Традиционная пси­хометрическая парадигма подразумевает конструирование методик в соответствии с классической эмпирико-статистической теорией тес­та, или психометрикой, представляющей собой технологическую дис­циплину, содержащую научное обоснование и описание методов из­мерения психических свойств [Анастази, 1982; Гайда, Захаров, 1982; Столин, Шмелев, ред., 1984; Мельников, Ямпольский, 1985; Клайн, 1994; Суходольский, 1997]. Психосемантическая парадигма рассмат­ривает индивида как носителя субъективного опыта с собственной си­стемой смыслов, представленного в виде семантического пространства, осями которого являются обобщенные смысловые основания, исполь­зуемые испытуемым для соотнесения и противопоставления стимулов или объектов. Эта парадигма реализуется в русле экспериментальной психосемантики [Артемьева, 1980,1999; Петренко, 1983,1997; Похиль-ко, 1987; Шмелев, 1983,1996].

Основой для реализации первых двух парадигм конструирования психодиагностических методик является так называемая технология анализа данных. Под анализом данных понимается направление ис­следований в области компьютерных наук; его суть - разработка при­емов, математических методов и моделей, предназначенных для орга­низации сбора, стандартной записи, систематизации и обработки экспериментального материала. Основные методы анализа данных, реализованные на компьютере, широко используются не практике; это факторный анализ, кластерный и дискриминантный анализы, мно­жественный регрессионный анализ, корреляционный анализ, про­цедура многомерного шкалирования и т. д.

Компьютерная психодиагностика

С появлением разнообразных и достаточно простых для овладения программных средств технология анализа данных оказывается доступ­ной для широкого круга специалистов. Для эффективного использо­вания этой технологии необходимо четко представлять структуру и свойства экспериментально-психологических данных, общий смысл методов, атакже основные показатели для интерпретации получаемых результатов. Рассмотрению этих проблем посвящены первые две гла­вы книги. Конкретные вопросы использования технологии анализа данных в психодиагностике широко освещаются в специальной лите­ратуре [Мельников, Ямпольский, 1985; Дюк", 1994; Дюк, 1997; Тара­сов, 1999; Наследов, 1999].

Третья парадигма конструирования психодиагностического инст­рументария предполагает создание компьютерных методик как интел­лектуальных систем, формирующих психодиагностическое заключе­ние по результатам исследования конкретного испытуемого в виде связного и непротиворечивого текста, носящего сугубо индивидуали­зированный характер.

Основой для реализации такой идеи является технология инжене­рии знаний, под которой понимается направление исследований, заро­дившееся в области компьютерных наук при разработке интеллекту­альных систем и связанное с вопросами извлечения знаний и опыта профессионалов-специалистов, структурирования знаний и «перено­са» их в компьютер в виде так называемых баз знаний [Гаврилова, Червинская, 1992; Червинская, Щелкова, 2002]. Инженерия знаний предлагает широкий арсенал методов работы с опытными специалис­тами-профессионалами для извлечения и структурирования знаний, а также проектирования баз знаний. В психодиагностике эта техноло­гия используется для моделирования знаний и опыта психолога по интерпретации результатов тестирования с целью создания психоди­агностических баз знаний, на основе которых строится индивидуаль­ное компьютерное заключение. Конструированию психодиагностиче­ского инструментария на основе технологии инженерии знаний посвящена третья глава пособия.

Следующий качественный для психодиагностики эффект связан с возможностью создания психодиагностического инструментария, включающего компьютер в качестве необходимого элемента, без ко­торого в принципе невозможно осуществить психодиагностический эксперимент. Речь идет о принципиально новом классе инструментов, где компьютер выступает организатором стимульного материала. Яр­кими примерами здесь являются процедуры адаптивного тестирова­ния, дистанционного, игрового и мультимедийного тестирования, а

Предисловие

также компьютерные методики, основанные на возможности измере­ния с помощью компьютера психофизиологических особенностей че­ловека.

К этому же классу психодиагностического инструментария можно отнести те методики, в которых осуществляется специфическое ком­пьютерное представление стимульной информации. Так, Клайн (1994) приводит пример объективного компьютерного теста настойчивости, в котором испытуемый с помощью компьютера должен решать задачу подсчета точек с негативной обратной связью: в случае правильного ответа испытуемый информируется о том, что он осуществил подсчет неверно, и наоборот. Основанием этого теста является тот факт, что настойчивые испытуемые будут продолжать выполнять задание доль­ше при условии, что им разрешено прекратить работу по собственно-мужеланию.

Более подробно психодиагностические методики с компьютерной организацией стимульного материала рассмотрены в гл. 4.

Следующая глава - глава 5 - посвящена вопросам обучения ис­кусству психодиагностики с помощью компьютера. Создание компь­ютерных обучающих систем имеет широкую перспективу и богатую практику. В мировой практике существует довольно много обучающих компьютерных программ в области психодиагностики, в основном предназначенныхдляосвоенияразличногородастатистическихпаке-тов и технологии анализа данных. В главе 5 описана система обучения интерпретации результатов MMР1, основанная не только на практи­ческом опыте психолога, но и на некоторых сформулированных в рам­ках когнитивной психологии эффектах, способствующих успешному запоминанию и усвоению необходимого учебного материала. Она ак­тивно используется при обучении студентов психологического факуль­тета Санкт-Петербургского Государственного Университета (СПбГУ), специализирующихся в области медицинской (клинической) психо­логии, студентов психологического факультета Санкт-Петербургско­го Государственного Института Психологии и Социальной Работы (СПбГИПиСР),атакже на учебных семинарах, проводимых в лабора­тории клинической психологии Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева.

Учебное пособие содержит материалы авторского курса «Компью­терная психодиагностика», читаемого студентам психологического факультета СПбГУ и СПбГИПиСР, а также врачам, психологам, педа­гогам учебных семинаров, которые проводятся в лаборатории клини­ческой психологии Психоневрологического института им. В. М. Бех­терева. В связи с этим я хотела бы поблагодарить тех студентов и

Компьютерная психодиагностика

слушателей, искренняя заинтересованность и внимательная вдумчи­вость которых позволяет непрерывно совершенствовать и постоянно оттачивать непростой для психологов материал.

Мне хотелось бы выразить признательность и благодарность за под­держку руководителю лаборатории клинической психологии Психо­неврологического института им. В. М. Бехтерева, д. м. н., профессору Л. И. Вассерману, ведущему научному сотруднику института, к. м. н. Б. В. Иовлеву, всем сотрудникам лаборатории, заведующему кафедрой медицинской психологии и психофизиологии психологического фа­культета Санкт-Петербургского Государственного Университета д. м. н., профессору Г. М. Яковлеву, а также сотрудникам кафедры к. п. н., до­центу Р. О. Серебряковой и к. п. н., доценту О. Ю. Щелковой.

Глава 1

ТРАДИЦИОННАЯ ПСИХОМЕТРИЧЕСКАЯ

ПАРАДИГМА КОНСТРУИРОВАНИЯ

ТЕСТОВ И ШКАЛ

Наши рекомендации