Практические опросы к контрольной работе по психологии
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Вопросы к контрольной работе
1. Психология как наука.
2. Основные этапы развития психологии.
3. Предмет, задачи и структура современной психологии.
4. Методы психологии. Классификация методов. Основные методы психологических исследований.
5. Возникновение и развитие психики в филогенезе.
6. Возникновение и развитие сознания человека. Структура, функции сознания.
7. Сознание и бессознательное
8. Самосознание человека. Нарушение сознания.
9. Общее понятие о личности.
10. Современные зарубежные психологические теории личности. Развитие личности.
11. Психологическая структура личности.
12. Личность и ее формирование.
13. Самосознание личности. "Я-концепция".
14. Механизмы психологической защиты.
15. Понятие о строении человеческой деятельности.
16. Понятие и виды общения. Роль общения в психическом развитии человека.
17. Ощущение как психический процесс и его особенности.
18. Понятие и виды общения. Роль общения в психическом развитии человека.
19. Основные свойства и особенности общения.
20. Общая характеристика и физиологические основы восприятия.
21. Виды и свойства восприятия.
22. Общая характеристика памяти.
23. Виды памяти. Закономерности.
24. Процессы памяти. Формирование и развитие памяти.
25. Понятие о мышлении. Операции и виды мышления.
26. Мышление и речь. Функции речи. Виды речи.
27. Общее понятие о воображении.
28. Физиологические основы воображения.
29. Виды, приемы воображения. Функции воображения, его развитие.
30. Понятие о внимании. Свойства и виды внимания.
31. Внимание как функция умственного контроля, по Гальперину П.Я.
32. Понятие об эмоциях. Функции эмоций. Виды и формы эмоций.
33. Основные свойства эмоциональных переживаний.
34. Понятие о воле. Теории воли.
35. Волевая регуляция поведения.
36. Темперамент. Типы темпераментов.
37. Свойства темперамента.
38. Темперамент и личность.
39. Учение о характере. Структура характера.
40. Типология характеров. Акцентуация характера.
41. Общее понятие о способностях.
42. Виды способностей. Формирование способностей.
43. Основные направления развития отечественной психологии.
44. Основные направления развития зарубежной психологии.
45. Предыстория донаучной психологии.
46. Развитие психологии как науки.
47. Феномен бессознательного и психоанализ.
48. Бихевиоризм и проблема объективного проявления психики.
49. Гуманистическая психология (К. Роджерс, Г. Оллорт, А. Маслоу).
50. Гештальтпсихология - и проблема целостного анализа психики.
51. Когнитивная психология.
Третий вопрос
Практические опросы к контрольной работе по психологии.
Задание 1.Выберите наиболее полные и правильные суждения и прокомментируйте Ваш выбор:
- Психология – наука, изучающая основные закономерности поведения человека и животных, как отражающие объективную реальность;
- Психология – наука, занимающаяся изучением переживаний и психических состояний. которые устанавливаются посредством интроспекции;
- Психология - наука изучающая закономерности развития и функционирования психики, как определенной реальности;
- Психология – отрасль естественного знания, занимающаяся исследованием развития и функционирования нервной системы;
Дайте определение предмета научного исследования.Выберите наиболее полные и правильные суждения и прокомментируйте Ваш выбор:
- Предмет психологии – исследование закономерностей функционирования психики как определенной реальности;
- Предмет психологии – исследование поведения человека, реализующее и отражающее закономерности определенной реальности;
- Предмет психологии – изучение переживаний и психических состояний, которые устанавливаются посредством интроспекции;
- Предмет психологии – изучение и описание различных эмоциональных состояний человека, как отражающих закономерности объективной реальности;
Дайте определение объекта научного исследования.Выберите правильное суждение и прокомментируйте Ваш выбор:
- Объект психологического исследования – человек;
- Объект психологического исследования – человек и животные;
- Объект психологического исследования – животные;
Задание 2. С точки зрения психологии человека от животного отличает наличие следующей особенности:
- Психики;
- Речи;
- Сознания;
- Индивидуальности;
Самое существенное свойство психики это:
- Эмоции;
- Индивидуальность;
- Отражение;
- Чувства;
Прокомментируйте следующие суждения:
- На данном этапе развития психология не является наукой, т.к. эта область знания сегодня мало формализована, не имеет фундаментальных законов и имеет очень условную прогностическую функцию;
- Психология должна заниматься тем, что можно реально наблюдать – т.е. поведением.
- При изучении психических явлений следует обращать внимание только на то, что самоанализу – т.е. только на осознаваемое;
- При изучении психических явлений всегда следует обращать внимание на материальные причины, их вызвавшие;
Задание 3. Выберите правильный вариант ответа:
- Бихевиоризм: а) опирался на схему «S-R»; б) превратил психологию в психологию без психики; в) ввел понятие научения; г) заложил идеи программированного обучения; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
- психоанализ: а) опирался на практику лечения неврозов; б) сделал предметом рассмотрения бессознательные явления; в) ввел в психологию метод свободных ассоциаций; г) утверждал, что психическая жизнь человека подчинена дихотомии принципов удовольствия и реальности; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
- Гештальтпсихология: а) сделала предметом психологии образы восприятия; б) определила гештальт как форму, структуру, целостную конфигурацию; в)ввела в психологию идею инсайта; г) определила гештальты как элементы сознания; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
- Гуманистическая психология: а) ориентирована на расцвет всех потенциальных возможностей человека; б) сделала целью воспитания личностный рост; в) отводит главную роль индивидуальному опыту; г) опирается на учение богословов; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
- Психология деятельности: а) сделала предметом исследования поведенческий акт; б) ввела понятие установки в) сделала предметом рассмотрения деятельность как вид появления психической активности; г) занимается проблемами адаптации и социализации; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
Задание 4. Сравните понятия по предложенному образцу:
А) 1- психика, 2- сознание; Б) 1- сознание, 2 – отражение; В) 1-психика, 2- сознание;
Выберите правильный вариант ответа:
- Недостатком метода интервьюирования является: а) структурированность; б) гало-эффект; в) неструктурированность; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
- К ситуативному тестированию относятся: а) анкетирование; б) опросники типа «карандаш-бумага»; проективные тесты; в) имитация реальных условий жизни; г) наблюдение; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
- Надежность личностных опросников это: а) близкие показатели для одного и того же человека; б) измерение тестом именно заявленного параметра; в) обоснование нужного числа опытов для достижения правильного результата; г) определение необходимого числа опытов; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
- Валидность личностных опросников это: а) близкие показатели для одного и того же человека; б) измерение тестом именно заявленного параметра; в) обоснование нужного числа опытов для достижения правильного результата; г) определение необходимого числа опытов; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
Задание5. Выберите правильные варианты ответа:
- Психоаналитик: а) помогает преодолеть легкие психоэмоциональные нарушения с помощью психоанализа; б) занимается диагностикой и коррекцией неуспеваемости в школе; в) ставит медицинские диагнозы; г) может не знать психологической теории; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
- Психиатр: а) помогает преодолеть легкие психоэмоциональные нарушения с помощью психоанализа; б) занимается диагностикой и коррекцией неуспеваемости в школе; в) ставит медицинские диагнозы; г) может не знать психологической теории; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
- Клинический психолог: а) выполняет те же функции, что и психиатр; б) использует групповые формы работы; в) выполняет только психотерапевтические функции; г) может не знать психологической теории; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
Заполните пропуски в утверждениях:
- Древних мыслителей, рассматривавших вопросы души, условно можно разделить на два направления: одухотворявших мироздание - …………… и оживлявших - ……………..
- Во времена античности предметом психологического рассмотрения считали ……….
- Сознание стало предметом психологического рассмотрения в эпоху ……….
- Сегодня наиболее крупные течения психологии рассматривают в качестве ее предмета психику и …………
- В 1879 г. в Лейпциге Вильгельм Вундт открыл первую психологическую лабораторию, которая занималась исследованием простейших структур осознаваемого внутреннего опыта, таким образом было основано направление психологии, получившее название ……….
- В 1881 г. Уильям Джеймс в США начал исследовать различные функциональные состояния психики, которые позволили бы выработать различные формы поведения. Так было основано направление психологии, получившее название ………..
Задание 6. Заполните пропуски в утверждениях:
· Джон Уотсон утверждал, что психология должна рассматривать те явления, которые доступны наблюдению, и предложил отказаться от психики в качестве предмета психологического исследования. Это направление получило название ………..
- Зигмунд Фрейд утверждал, что предметом психологического исследования должно стать выявление неосознаваемых мотивов поведения человека. Таким образом было создано направление, получившее название ……….
- Курт Левин настаивал на неделимости психических явлений, утверждая, что предметом психологического рассмотрения должна стать психическая жизнь человека в комплексе – это направление получило название………….
- Абрахам Маслоу утверждал, что задачей развития личности является реализация творческого потенциала, к которой стремится, по его мнению, каждый человек, но достигают этого состояния, названного им самоактуализацией немногие, так как для этого необходимы определенные условия, это направление психологии было названо …………
- Выготский утверждал, что предметом психологического рассмотрения должна стать деятельность, так как, по его мнению, психику можно наблюдать только в процессе деятельности, эти явления взаимозависимы и невозможны друг без друга. Он принадлежал к направлению психологии, названному ……………..
Задание7. Выберите правильный ответ из предложенных:
- Античные философы, говоря о душе, считали, что она:
- Материальна
- Нематериальна
- Смертна
- Бессмертна
- Какой античный философ, представляя душу, состоящей из атомов, представлял ее в виде трех отделов, расположенных в голове, груди и печени?
· Демокрит
· Пифагор
· Платон
· Аристотель
- Какой античный философ придерживался мнения о бессмертии и переселении
душ?
· Демокрит
· Пифагор
· Платон
· Аристотель
4. Какой античный философ говорил о неделимости души и тела, наделял
душой только «естественные» тела и утверждал, что душа смертна, за
исключением одной ее части – разума?
· Демокрит
· Пифагор
· Платон
· Аристотель
- Какой античный философ делил душу на две части – рациональную и
иррациональную?
· Демокрит
· Пифагор
· Платон
· Аристотель
- Какого религиозного философа можно назвать предтечей психоанализа, но без
психоаналитика, так как он видел источник психологических знаний в самонаблю-
дении?
· Блаженный Августин
· Фома Аквинский
· Леонардо да Винчи
- Какой религиозный философ придерживался мнения о том, что душа нематериальна, неуничтожима, бессмертна, и выделял три ее составляющие: разумную, вегетативную и сенситивную?
· Демокрит
· Блаженный Августин
· Фома Аквинский
· Аристотель
- Какой философ эпохи Нового времени разделил психические и физиологические процессы, видел источником психологических знаний самонаблюдение, а привлечение души в психологию излишним?
· Френсис Бэкон
· Рене Декарт
· Джон Локк
· Готфрид Лейбниц
8. Какой философ эпохи Нового времени видел опыт источником духовной жизни человека, и опыт же, по его мнению, порождал идеи, которые и лежат в основе сознания?
· Френсис Бэкон
· Рене Декарт
· Джон Локк
· Готфрид Лейбниц
9. Какой ученый эпохи Нового времени впервые заявил, что в психике человека есть явления, недоступные самоанализу?
· Френсис Бэкон
· Рене Декарт
· Джон Локк
· Готфрид Лейбниц
Задание 8. Проанализируйте отрывки:(опишите, с чем согласны или нет и почему)
- «…надлежит в отношении каждого существа исследовать, какая у него душа, например, какова она у растения, человека, зверя. Ведь без растительной способности не может существовать ощущающая. Между тем, у растений растительная способность имеется раздельно от ощущающего начала. … Наконец, некоторые живые существа в самом незначительном числе одарены способностью логического мышления и рассудком. Ибо, что касается тех смертных существ, которым свойственно логическое начало, то у них имеются также все остальные способности, а из тех, кто одарен одной из этих способностей, не всякий обладает логической силой, наоборот – у некоторых отсутствует даже воображение, другие же живут только им одним. Что касается теоретического разума, то его надо исследовать особо. Таким образом, ясно, что исследование каждой отдельной способности души является наиболее подобающим рассмотрением души в целом.» Аристотель
- «Всякая душа ведает всем неодушевленным, распространяется же она по всему небу, принимая порой разные образы. Будучи совершенной и окрыленной, она парит в вышине и правит миром, если же она теряет крылья, то носится, пока не натолкнется на что-нибудь твердое – тогда она вселяется туда, получив земное тело… А что зовется живым существом, - все вместе, то есть сопряжение души и тела, получило прозвание смертного… Что касается главнейшего вида нашей души, то ее должно мыслить себе как демона, приставленного к каждому из нас богом; Это тот вид который… обитает на вершине нашего тела и устремляет нас от земли к родному небу как небесное, а не земное порождение.» Платон
- «От чего мы получаем добро, от того же самого мы можем получить и зло, а также средство избежать зла. Так, например, глубокая вода полезна во многих отношениях, но, с другой стороны, она вредна, так как есть опасность утонуть в ней. Вместе с тем найдено средство избегнуть этой опасности, средство обучения плаванию.» Демокрит
- «Мне стало ясно, что только доброе может стать хуже. Если бы это было абсолютное добро или вовсе бы не было добром, то оно не могло бы стать хуже. Абсолютное добро не может стать хуже, а в том, в чем вовсе нет добра, нечему стать хуже. Ухудшение наносит вред; Если бы оно не уменьшало доброго, оно бы вреда не наносило. И так или ухудшение не наносит вреда – чего быть не может, - или – это совершенно ясно – все ухудшающееся лишается доброго. Если оно совсем лишится доброго, оно вообще перестанет быть. Если же останется и не сможет более ухудшиться, то станет лучше, ибо пребудет неухудшающимся. Не чудовищно ли, однако, утверждать, что при полной потере доброго оно станет лучше? Если, следовательно, оно вовсе лишится доброго, то его вообще и не будет; Значит, пока оно существует, оно доброе, и, следовательно, все что есть – есть доброе, а то зло, о происхождении которого я спрашивал, не есть субстанция; Будь оно субстанцией, оно было бы добром, или субстанцией, не подверженной ухудшению вовсе, т.е. великой и доброй. Или же субстанцией, подверженной ухудшению, что было бы невозможно, не будь в ней доброго.» Блаженный Августин.
Задание 9. Проанализируйте отрывки:(опишите, с чем согласны или нет и почему)
- «Под словом мышление я понимаю все то, что совершается в нас осознанно, поскольку мы это понимаем. Таким образом, не только понимать, хотеть, воображать, но также и чувствовать есть то же самое, что мыслить… Если я буду разуметь само чувство или осознание зрения или ходьбы, то, поскольку в этом случае они будут сопряжены с мыслью, коя одна только чувствует или осознает, что она видит или ходит, заключение мое окажется вполне верным… Та сила, посредством которой мы, собственно и познаем вещи, является чисто духовной и отличается от тела в целом не менее, чем кровь от кости или рука от глаза.» Рене Декарт.
- «Все, что ум замечает в себе и что есть непосредственный объект восприятия, мышления или понимания, я называю «идеею»; Способность, вызывающую в нашем уме какую-нибудь идею, я называю «качеством» предмета, в котором эта способность находится. Так, снежный ком способен порождать в нас идеи белого, холодного и круглого. Поэтому силы, вызывающие эти идеи в нас, поскольку они находятся в снежном коме, я называю «качествами», а поскольку они суть ощущения или восприятия в нашем разуме, я называю их «идеями».Если я говорю иногда об идеях, как бы находящихся в самих вещах, я понимаю под ними те качества предметов, которые вызывают в нас идеи.» Джон Локк.
- «Психоанализ относится к психиатрии приблизительно как гистология к анатомии: одна изучает внешние формы органов, другая – их строение из тканей и элементарных частичек. Противоречие между этими двумя видами изучения, одно из которых продолжает другое, просто трудно себе представить. Вы знаете, что сегодня анатомия считается основой научной медицины, но было время, когда вскрывать человеческие трупы для того, чтобы познакомиться с внутренним строением тела, было так же запрещено, как сегодня кажется предосудительным заниматься психоанализом, чтобы узнать о внутреннем механизме душевной жизни. И может быть, в недалеком будущем мы поймем, что глубоко научная психиатрия не возможна без хорошего знания глубоко лежащих, бессознательных процессов в душевной жизни.» З. Фрейд.
Задание 10. Прокомментируйте приведенный отрывок. Что первично в познавательной деятельности человека: ощущение или восприятие?
В ходе повторяющегося всматривания в предмет происходит истолкование увиденного. Оно основывается на вычленении определенных частей и сегментов предмета, на таком сопоставлении этих частей и элементов, которое позволяет увидеть, «что» является главным и определяющим в предмете. В ходе такого сопоставления частей между собой отдельно и в группе, сопоставления их с целым происходит выявление соотношений между ними, усмотрение назначения предмета, раскрытие его существенных свойств. При таком рассмотрении некоторые отдельные стороны или качества предмета делаются для нас «ориентирами», которые позволяют лучше всего понять и поэтому по-настоящему увидеть, что такое находится перед нами. (П.М. Якобсон)
Задание 11. Попробуйте доказательно обосновать, что: (описать доказательство)
- Иллюзии восприятия не могут служить аргументом в пользу непозанаваемости мира;
- Восприятие человека не является зеркальной копией того, что существует вне его;
- Восприятие человека субъективно;
- Образы восприятия одного человека непосредственно недоступны сознанию другого;
- Одного восприятия недостаточно для адекватного отражения действительности;
- Процессы восприятия имеют своей физиологической основой деятельность мозга;
Задание 12. Верны ли следующие утверждения? Ответ обоснуйте письменно.
· Функции рецепторов зависят от уровня развития мозга.
· Адаптация состоит в том, что мы быстро перестаем замечать тиканье часов.
· Физиологический порог ощущений определен генетически.
· Мозг испытывает информационную перегрузку, если он не может осуществить выбор среди большого количества сигналов.
· У каждого биологического вида свое восприятие действительности, создаваемое специфическими ощущениями.
· Интуиция основана на подпороговых ощущениях.