Следственно-оперативная психология как раздел юридической психологии
Психологические аспекты следственной деятельности. Профессию следователя относят к числу «критических». Для нее характерно наличие экстремальных ситуаций, вызывающих психологические стрессы и требующих постоянного эмоционального напряжения. При расследовании преступлений следователь сталкивается с человеческими пороками, проявлениями аморализма, равнодушия, цинизма, антиобщественным поведением, которые не могут его как личность оставить равнодушным. Их переживание сопровождается психологическими затратами. Помимо этого, следователи вынуждены постоянно находиться в ситуации морального выбора, они должны принимать решения и нести за эти решения служебную и моральную ответственность. Поэтому их работа сопряжена с моральными затратами.
Юридическая психология помогает практикам достичь так называемой профессиональной идентичности – осознания себя профессионалами, владеющими всем арсеналом средств и методов раскрытия преступления, включая различные психологические приемы и техники, которые делают «рабочее» общение эффективным и в то же время экологичным (гуманным). Состояние профессиональной идентичности порождает чувство гордости и уверенность в том, что ответственность была правильно понята и реализована.
Следственно-оперативная психология занимается и проблемами профессиональной деформации следователей. Любая профессия, если ею заниматься долго и любить ее, вызывает в личности определенные изменения: например, педагоги любят учить даже вне рамок урока; актеры настолько привыкают играть на сцене, что пытаются играть и в реальной жизни, разрушая ее; бизнесмены, каждый день «делая деньги» и используя людей, часто страдают от своего собственного недоверия и отчасти презрения к непрагматическим, «неденежным» мотивам людей. К явлениям профессиональной деформации следователей относят подозрительность, «правовой нигилизм» (игнорирование закона); стремление к переоценке своего профессионального опыта.
Специалисты в области следственно-оперативной психологии разрабатывают рекомендации для следователей по технологии проведения допроса, очной ставки, осмотра места происшествия, обыска, предъявления для опознания, следственного эксперимента на основе данных психологических исследований и анализа успешного опыта. Спецификой такого рода рекомендаций является то, что в них психологические моменты практически нераздельно слиты с технологическими, организационными и этическими. В свою очередь, в составлении психологических рекомендаций «принимают участие» разные отрасли психологии. Например, общая психология помогает следователям решать познавательные и интеллектуальные задачи, практическая психология вооружает приемами эффективной и экологичной коммуникации, теоретическая – объяснять, моделировать и прогнозировать поведение людей.
Следователи вынуждены постоянно работать в конфликтной среде, в процессе их деятельности неизбежны внутренние и внешние конфликты. Источниками внутренних конфликтов могут быть: борьба мотивов (выполнение профессионального долга и ненависть (симпатия) к преступнику); недостаток или избыток информации; столкновение требований различных социальных ролей (подчиненный – профессионал). Внешние конфликты чаще всего возникают в процессе работы следователя с потерпевшими, подозреваемыми, обвиняемыми, свидетелями. Источниками внешних конфликтов могут быть:
• различия партнеров по общению в целях взаимодействия. Например, обвиняемый видит в следователе исключительно «личного противника», а не человека, который стремится прежде всего установить истину и сотворить справедливость: найти не только уличающие, но и оправдывающие доказательства;
• различия в позициях: обвиняемый, один раз обозначив свою позицию, продолжает ее придерживаться и в дальнейшем, не обращая внимания на изменившиеся обстоятельства;
• смысловые барьеры – когда партнеры по общению не понимают друг друга;
• ролевая противоположность – объективно заданная ситуация противостояния следователя обвиняемому. (Шиханцев Г. Г. Указ. соч. С. 165–168)
Допрос является одним из самых сложных следственных действий.
Именно в ходе допроса от следователя требуется хорошее знание психологии людей и умение объяснять и прогнозировать их поведение, а также планировать свое собственное. Особенно велика роль психологической компетентности на стадии установления психологического контакта следователя с допрашиваемым.
Существуют различные тактики допроса – в зависимости от того, кого должен допросить следователь: свидетеля, потерпевшего, подозреваемого или обвиняемого. Например, при допросе потерпевшего и свидетеля большое значение придается свободному рассказу допрашиваемых, опираясь на который, следователь может в дальнейшем составить объективную картину событий и происшествий. В этой ситуации главное – не сбить допрашиваемых с последовательного изложения известных им обстоятельств, не испугать их, не навязать им свою волю. Следователь должен обязательно установить с ними психологический контакт, помочь припомнить все возможные имеющие отношение к делу детали, факты, оценки, высказывания, используя различные приемы: вызывая нужные ассоциации; используя принцип наглядности и контраста.
В ходе допроса обвиняемого определенные трудности у следователей вызывает установление с ним психологического контакта и, в случае необходимости, изобличение его во лжи. Поэтому остановимся на некоторых моментах работы следователя по допросу обвиняемого.
Вначале следователь готовится к допросу: изучает материалы дела (информацию о личности обвиняемого, данные, свидетельствующие о его виновности); разрабатывает версии, которые подлежат проверке в ходе допроса; составляет подробный план допроса; иногда с помощью психолога изучает личность обвиняемого. Психолог может помочь следователю подобрать эффективные приемы установления психологического контакта с обвиняемым. Например, если в ходе предварительной беседы обвиняемый делает резкие движения, часто меняет позу, то это может свидетельствовать о его легкой возбудимости, склонности к раздражительности, эмоциональным вспышкам. Учитывая это, следователь должен выбрать спокойный, ровный тон, продемонстрировать эмоциональную уравновешенность, что снимет напряженность у допрашиваемого.
В план допроса следователь включает перечень вопросов, которые обычно применяются в следственной практике: основные вопросы (например, «Что вам известно о следующем факте?»); дополняющие; уточняющие; напоминающие; контрольные; изобличающие (См.: Усманов У. А. Тактика допроса. Справочник. М., 2001. С.29).
Существуют определенные правила, соблюдая которые следователь может установить доверительные отношения с допрашиваемым. Например, не рекомендуется проявлять открытое недоверие и необъективное отношение к допрашиваемому и к его показаниям, выказывать высокомерие, допускать панибратство и совершать действия, которые могут быть истолкованы как одобрение поведения или поступков обвиняемого.
Помимо этого, установлению психологического контакта способствует то, что следователь самым подробным и тщательным образом доверительно разъясняет обвиняемому его процессуальные права, установленные законом. Для оказания воздействия на обвиняемого следователю рекомендуется использовать собственные позитивные личностные качества и эмоционально вовлекать его во взаимодействие в ходе допроса (См.: Васильев А. Н. Тактика отдельных следственных действий. М., 1981. С.23).
Вопросы для самопроверки.
1. Что изучает юридическая психология?
2. Каковы основные направления деятельности специалистов в области юридической психологии?
3 Какие методы исследования используются в юридической психологии?
4 Что входит в понятие «социализация личности» Я.
5. Какие основные концепции правовой социализации вы знаете?
6. Каковы этапы и стадии социализации нравственного поведения по Л.Коль-бергу?
7. Чем занимается криминальная психология?
8. Что такое девиантное поведение?
9. Что является источником дефектов (нарушений) правовой социализации?
10. Какие точки зрения на истоки преступного поведения вам известны?
11. Какие психологические предпосылки преступного поведения вы можете назвать?
12. Какие мотивы преступного поведения вам известны?
13. Каковы цели, мотивы деятельности и механизмы сплочения преступных групп?
14. Чем вызваны психологические и моральные затраты в работе следователей?
15. Что такое профессиональная деформация и какие явления профессиональной деформации характерны для следователей?
16. Каковы источники внутренних и внешних конфликтов в работе следователей?
17. Какие приемы в ходе допроса используют следователи для установления психологического контакта с допрашиваемым?