Раздел 2. Социальная психология
Тесты:
Тест:
1. К способам воздействия большой социальной группы на человека относятся (указать три правильных ответа)
а) заражение
б) альтруизм
в) внушение
г) подражание
2. Перцептивная сторона общения состоит:
а) в обмене информацией между партнерами по общению
б) организации взаимодействия между общающимися индивидами
в) в познании понимании людьми друг друга
г) в планировании общей деятельности
3. Особенностями поведения человека в толпе, по мнению авторов теории «психологии масс», является
а) повышение интеллектуальных возможностей
б) утрата личной ответственности
в) повышение личной ответственности
г) повышение самоконтроля
4. Индивидуальный вклад в совместную деятельность при увеличении числа участников
а) остается неизменным
б) пропорционально увеличивается
в) резко возрастает
г) пропорционально уменьшается
5. Интерактивная сторона общения состоит в:
а) в восприятии и познании партнера по общению
б) в обмене информации между партнерами по общению
в) в установлении контакта между людьми
г) организации взаимодействия между общающимися индивидами
6. Сущность метода социометрии сводится к выявлению
а) социальных качеств членов группы
б) ценностных ориентацией членов группы
в) системы симпатий – антипатий
г) системы внешних связей группы
7. Социометрия – это метод, позволяющий изучать…… членов группы, а также ……., которое занимает каждый член в группе.
8. К вербальным средствам общения относится
а) жесты
б) речь
в) мимика
г) система «контакта глаз»
9. Схемы формирования первого впечатления о человеке включают следующие факторы:
1) фактор привлекательности; 2) превосходства; 3) положительного отношения к партнеру; 4) фактор образования;
а) 1,2,4,
б) 1,2,3,
в) 2,3,4,
г) 4,1,3,
10.Лидер – это тот, кто лучше других
а) относится к остальным членам группы;
б) осознает критерии общности группы;
в) знает историю группы;
г) выполняет общегрупповые нормы;
11. Психологические особенности людей различных народов и культур изучает:
а) политическая психология;
б) социальная психология;
в) этнопсихология;
г) сравнительная психология;
12. Развитие социальных качеств индивида в ходе социализации и воспитания лежит в основе:
а) развития личности;
б) психокоррекции;
в) психодиагностики;
г) обучения;
13. Влияние индивидуально-психологических особенностей участников конфликта на его возникновение, развитие и завершение относятся к причинам конфликтов:
а) личностным;
б) организационно-управленческим;
в) объективным;
г) социально-психологическим;
14. Агрессивные действия индивида, направленные на самого себя, - это:
а) фрустрация;
б) интроспекция;
в) сужение сознания;
г) аутоагрессия;
15. Коммуникативный барьер – это …….. на пути адекватной передачи информации между партнерами, информация при этом ….. или…. изначальный смысл.
16. К причинам возникновения барьера непонимания относят:
1) фонетический барьер; 2) семантический барьер; 3) социальный барьер; 4) логический барьер; 5) психологический барьер; 6) когнитивный барьер;
а) 1,2,3,6
б) 1,3,5,6,
в) 2,4,5,6,
г) 1,2,4,6
17. Когнитивный барьер в общении возникает вследствие:
а) допущенных речевых ошибок;
б) различного уровня знаний собеседников о предмете общения;
в) наличие негативных чувств к собеседнику;
г) различного личностного смысла для общающихся;
18. В основе всех типовых схем формирования первого впечатления о человеке лежит:
а) отношение;
б) внутреннее побуждение;
в) реакция;
г) социальный стереотип;
19. Социальный стереотип – это устойчивый (ое) …… о каких либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.
20. Поведение человека – это…. на эмоциональный настрой окружающих его людей.
21. Психологическая защита возможна там, где есть …. субъектов.
22. Психологическая защита возникает в ответ на ……. или угрозу этого ….. психологических границ того или иного субъекта, могущего привести к нанесению ущерба его целостности или индивидуальной обособленности.
23. Психологическая защита – это употребление субъектом ….. устранения или ослабления ущерба, грозящего ему со стороны субъекта.
24.Сплочение – это формирование особого типа связей, которые позволяют формальную структуру, задаваемую извне превратить в:
а) группу встреч;
б) психологическую общность;
в) общение;
г) корпорацию;
25. Социометрическая структура малой группы – это совокупность ….. позиций членов группы в системе межгрупповых межличностных предпочтений.
26. Социометрическая структура группы имеет следующие четыре характеристики: 1) статус; 2) взаимность; 3) конформизм; 4) фасилитация; 5) устойчивые межгрупповые предпочтения; 6) система отвержений;
а) 1,3,4,6,
б) 1,2,3,4,
в) 1,2,5,6,
г) 2,4,5,6,
27.Социальная власть – это система взаиморасположений членов группы от их способностей оказывать …… в группе.
28. Социальная власть в группе реализуется через … и……
29. В межличностном конфликте всегда присутствует ….., которое нарушает нормальные взаимоотношения и наносит ….. сторонам.
30. Основным препятствием разумного выхода из конфликтной ситуации является:
а) эмоциональная сторона конфликта;
б) рациональная сторона конфликта;
в) прагматизм;
г) нарушение правил общения;
31. Для межличностного конфликта характерен особый вид взаимодействия – это …… взаимодействие.
32. К факторам сплочения в малой группе относятся следующие пять показателей: 1) эмоциональная привлекательность членов группы; 2) конформизм; 3) сходство членов группы между собой; 4) мотивация сотрудничества; 5) мотивация антогонизма; 6) общие цели; 7) удовлетворенность каждого члена группы групповой деятельностью;
а) 1,2,3,4,6
б) 1,2,3,5,6,
в) 1,3,4,6,7
г) 1,4,5,6,7
33. К базовым понятиям национального самосознания в этнопсихологии относят (указать 2 правильных ответа):
а) патриотизм;
б) альтруизм;
в) национализм;
г) архетип;
34. Психологическое свойство воспринимать и оценивать жизненные явления только сквозь призму традиций и ценностей собственной этнической группы, выступающей в качестве эталона, называется:
а) эгоцентризм;
б) фасилитация;
в) патриотизм;
г) этноцентризм;
35. Групповой фаворитизм – это механизм межгруппового восприятия, заключающийся в тенденции …. собственной группе и ее членам при сравнении с другими сопоставимыми с ней группами.
36. Культурная дистанция – это степень … или … между культурами.
37. Процесс, при котором этническая группа и ее члены теряют свою культуру, но не устанавливают тесных контактов с другой культурой, называется:
а) интеграция;
б) маргинализация;
в) конфронтация;
г) коммуникация;
38. Индивидуализм – это позиция человека, при которой он принимает решения и действует в соответствии с …. целями, предпочитая их целям ……
39. Коллективизм – это приоритет интересов группы над …. интересами.
40.Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности называется:
а) социализация;
б) аккультурация;
в) адаптация;
г) конформизм;
41.Форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнера с целью достижения своих скрытых намерений управлять и использовать называется:
а) императив;
б) манипуляция;
в) коммуникация;
г) диалог;
42.Определите признаки манипулятивного воздействия и выберете пять основных: 1) явно; 2) скрыто; 3) взаимно; 4) обман; 5) контроль; 6) эксплуатация; 7) игра на слабостях;
а) 1,2,4,5,6
б) 2,3,5,6,7,
в) 2,4,5,6,7,
г) 1,2,3,5,7,
43.Внутригрупповая внушаемость – это бесконфликтное внутреннее и внешнее ….. индивида с группой, являющееся следствием воздействия группы на личность и неосознаваемое им.
44.Добровольное подчинение суждения или действия индивида мнению группы, которое противоречит его собственному мнению, называется:
а) конформность;
б) влияние;
в) манипуляция;
г) внушение;
45. Осознание расхождения в мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении, это:
а) внушение;
б) подражание;
в) фасилитация;
г) конформность;
46. Бесструктурное скопление людей на короткий период, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания, называется:
а) толпой;
б) массой;
в) аудиторией;
г) группой;
47. Основателем «теории инстинктов социального поведения» является:
а) Г. Фестингер;
б) У МакДауголл;
в) З. Фрейд;
г) Э. Росс;
48. Особая форма восприятия одного человека другим, основанная наформировании устойчивого эмоционально-положительного чувства к нему называется:
а) атрибуцией;
б) эмпатией;
в) аттракцией;
г) идентификацией;
49. Механизм социальной перцепции, заключающийся в сопереживании и эмоциональном отклике другому человеку, называется:
а) идентификацией;
б) эмпатией;
в) рефлексией;
г) аттракцией;
50. Избирательное реагирование члена группы на воздействие группы и принятие мнений, соответствующих групповым целям - это:
а) ценностно-ориентационное единство;
б) эмоциональная идентификация;
в) коллективистическое самоопределение личности;
г) сходство функционально-ролевых ожиданий;
51. Группа, объединенная только внутренними целями, не выходящая за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп, называется:
а) корпорацией;
б) ассоциацией;
в) кооперацией;
г) диффузной группой;
52. Особое качество группы, высший уровень ее развития обозначается термином:
а) кооперацией;
б) коллектив;
в) корпорацией;
г) ассоциацией;
53. Процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу, называется:
а) руководством;
б) доминированием;
в) управлением;
г) лидерством;
54. Композиция группы раскрывается посредством характеристик, отражающих:
а) профессиональную, социальную принадлежность членов группы;
б) взаимоотношения членов микрогрупп;
в) иерархию статусов;
г) направленность коммуникаций;
55. Осуществляемый групповой выбор из ряда альтернатив в условиях взаимного обмена информацией при решении общей для всех членов группы задачи называется:
а) групповой идентификацией;
б) групповой дискуссией;
в) групповым самоопределением;
г) групповым принятием решения;
56. Увеличение сплоченности группы приводит, как правило, к:
а) стремлению членов группы уменьшить свой личный вклад в совместную деятельность;
б) желание ослабить влияние группы и перейти в другую;
в) уменьшению влияния группы на ее членов;
г) усилению влияния группы на ее членов;
57. Референтный тип социальной власти в группе:
а) основан на отношениях симпатии и эмоционального предпочтения лидера;
б) базируется на превосходстве лидера;
в) реализуется через принуждение;
г) основан на вознаграждении лидером других членов группы.
58. Императивное общение предполагает
а) равноправное субъект-субъектное общение
б) скрытное воздействие на партнера с целью достижения свои намерений
в) официальное распространение информации
г) авторитарную форму воздействия с партнером.
Задания:
Задание 1.
Определить различие между характеристикой инструментального и эмоционального лидерства.
Задание 2.
Установить соответствие между стратегией и мотивом межличностного взаимодействия.
Мотив взаимодействия Стратегия отношений.
1. Мотив максимизации общего выигрыша. | А. Индивидуализация, отчуждение, уход. |
2. Мотив максимизации собственного выигрыша. | Б. Кооперация, созидание, сотрудничество. |
3. Мотив максимизации относительного выигрыша. | В. Равенство, компромисс, неполное достижение цели ради условного равенства. |
4. Мотив максимизации выигрыша другого. | Г. Конкуренция, соревновательность, борьба. |
5. Мотив минимизации выигрыша другого. | Д. Альтруизм, поддержка, опека, уступчивость. |
6. Мотив минимизации различий в выигрыше. | Е. Агрессия, враждебность, борьба, разрушение. |
Задание 3.
Определить соответствие между категориями взаимодействия и поведенческими проявлениями человека в общении (указать стрелками по аналогии с первой строкой).
Категория анализа взаимодействия. | Поведенческие проявления. |
1. Область позитивных эмоций | А. Несогласие, создание напряженности, демонстрация антогинеза. |
2. Область решения проблем. | Б. Предложение, указание, мнение, ориентация на других. |
3. Область постановки проблем. | В. Солидарность, снятие напряжения, согласие. |
4. Область негативных эмоций. | Г. Просьба об информации, просьба высказать мнение, указание. |
Задание 4.
Укажите к какому виду психологичнской защиты могут быть отнесены следующие защитные действия:
1. Ушел, хлопнув дверью;
2. «Я с тобой не хочу говорить»;
3. «Да он просто хулиган»;