Методика «прогрессивные матрицы» Дж.Равена
Батарея тестов на наглядное мышление по аналогии. Каждая задача состоит из двух частей: основного рисунка (какого-либо геометрического узора) с пробелом в правом нижнем углу и набора из б или 8 фрагментов, находящихся под основным рисунком. Из этих фрагментов требуется выбрать один, который, будучи поставленным на место пробела, точно подходил бы к рисунку в целом. П.м.Р. разделяются на 5 серий, по 12 матриц в каждом. Эта методика предназначается для оценивания наглядно-образного мышления у младшего школьника. Конкретные задания, используемые для проверки уровня развития наглядно-образного мышления, в данной методике взяты из известного теста Равена. Они представляют собой специальным образом подобранную выборку из 10 постепенно усложняющихся матриц Равена. Ребенку предлагается серия из десяти, постепенно усложняющихся задач одинакового типа: на поиск закономерностей в расположении деталей на матрице и подбор 1 из 8 данных ниже рисунков в качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку. Изучив структуру большой матрицы, ребенок должен указать ту из деталей, которая лучше всего подходит к этой матрице, т.е. соответствует ее рисунку или логике расположения его деталей по вертикали и по горизонтали. На выполнение всех десяти заданий ребенку отводится 10 минут. По истечении этого времени эксперимент прекращается и определяется количество правильно решенных матриц, а также общая сумма баллов, набранных ребенком за их решения. Каждая правильно, решенная матрица оценивается в 1 балл.
27. Семантический дифференциал Ч.Осгуда (петренко В.Ф).Семантический дифференциал— метод построения индивидуальных или групповых семантических пространств. Для построения семантического пространства группе испытуемых предлагается оценить некое множество объектов (понятий) по набору биполярных градуированных шкал. При построении таких оценок, по мнению Ч. Осгуда и последующих исследователей, существенную роль играет явление синестезии. Синестезия — это основа метафорических переносов и оценок, позволяющая, например, оценивать голос как мягкий или жёсткий (то есть по биполярной шкале «мягкий-жёсткий»). Оценки понятий по исходным шкалам, как правило, коррелируют друг с другом. С помощью факторного анализа удается выделить главные, базисные шкалы. Оценки по остальным шкалам являются функциями от базисных оценок с точностью до сравнительно небольшой случайной ошибки. Размеры групп испытуемых могут быть:от 1 человека (индивидуальное семантическое пространство) до больших социальных групп или целые нации. Число объектов и пробных шкал возможно в диапазоне от нескольких десятков до сотен. В качестве полюсов для определения биполярных шкал возможно использование не только прилагательных. Кроме того, в исследованиях часто используются монополярные шкалы, с помощью которых объекты оцениваются по выраженности одного свойства; применение факторного анализа для поиска базисных свойств не требует биполярности.
28. Методика ТАТ (тематичекий апперцептивный тест) – адаптация Е.Т.Соколовой- это метод личностной диагностики. Тематический апперцептивный тест (ТАТ) — одна из наиболее популярных и богатых по своим возможностям, но в то же время и одна из наиболее сложных в проведении и обработке психодиагностических методик, используемых в мировой практике. Целью методики являлось исследование движущих сил личности — внутренних конфликтов, драйвов, интересов и мотивов.Тематический апперцептивный тест (ТАТ) представляет собой набор из 31 таблицы с черно-белыми фотографическими изображениями на тонком белом матовом картоне. Одна из таблиц — чистый белый лист. Обследуемому предъявляется в определенном порядке 20 таблиц из этого набора (их выбор определяется полом и возрастом обследуемого). Его задача заключается в составлении сюжетных рассказов на основе изображенной на каждой таблице ситуации. Мюррей считал, что обследуемый будет говорить в созданных рассказах о себе или наделять выдуманных лиц своими знаниями, приписывать им свои чувства и переживания.В рядовых ситуациях сравнительно массового психодиагностического обследования ТАТ, как правило, не оправдывает затраченных усилий. Его рекомендуется применять в случаях, вызывающих сомнения, требующих тонкой дифференциальной диагностики, а также в ситуациях максимальной ответственности, как при отборе кандидатов на руководящие посты, космонавтов, пилотов и т.п. Его рекомендуют использовать на начальных этапах индивидуальной психотерапии, поскольку он позволяет сразу выявить психодинамику, которая в обычной психотерапевтической работе становится видна лишь спустя изрядное время. Особенно полезен ТАТ в психотерапевтическом контексте в случаях, требующих неотложной и краткосрочной терапии (например, депрессии с суицидальным риском).
29. Методика Гудинаф- Харрис «нарисуй человека».
Методика может быть использована как в индивидуальном, так и в групповом исследованииОбщее описание: тест интеллекта предназначен для измерения уровня интеллектуального развития детей и подростков. С целью обновления тестовых норм ученик Ф.Гудинаф Д.Харрис провел новую стандартизацию метода. Обследуемому предлагают изобразить на листе бумаги мужчину, причем просят сделать это как можно лучше. Время рисования не ограничивается. Оценка уровня интеллектуального развития осуществляется на основе того, какие части тела и детали одежды изображает обследуемый, как учтены пропорции, перспектива и т. д. Ф. Гудинаф разработала шкалу, по которой можно оценить 51 элемент рисунка. Имеются нормы для детей от 3 до 13 лет, которые могут быть сопоставлены с умственным возрастом. В варианте, предложенном Д. Харрисом, после завершения рисунка мужчины обследуемому предлагают изобразить женщину, а затем нарисовать свой портрет. Наряду с известным способом оценки рисунка по его элементам предложена более простая обработка результатов тестирования — качественная оценка рисунка в целом путем сопоставления полученного изображения с 12 образцами (по степени сходства с эталоном). Изображение испытуемым самого себя разрабатывалось Д. Харрисом как проективная методика исследования личности.
30. Миннесотский многоаспектный личностный опросник.Тесты интеллекта предназначены для измерения уровня интеллектуального развития человека. Интеллект исследовался в рамках двух основных направлений: тестологического и экспериментально-психологического. Суть тестологического направления заключается в том, что под интеллектом понимается то, что измеряют тесты интеллекта, а именно совокупность познавательных способностей. Неотестологические теории интеллекта признают IQ-концепцию, где за IQ стоят внутренние когнитивные процессы: восприятие, память, мышление и т.д. Тесты интеллекта – тесты, служащие для определения уровня и особенностей интеллектуального развития индивида. Д. Векслер выделил в интеллекте две составляющих, а также две сферы его проявления: вербальный интеллект и интеллект действия, ввел понятие «возрастная норма». Испытуемый получал тестовый балл на основании сопоставления его результатов со средними результатами той возрастной группы, к которой он принадлежал. Коэффициент интеллекта выражался в единицах стандартного отклонения. Главная цель применения теста – тонкая диагностика психических нарушений при различных заболеваниях (психозах, неврозах и пр.), а также определение уровня интеллектуального дефекта у лиц с врожденным интеллектуальным недоразвитием и со старческим слабоумием. Поэтому важнейшее значение при обработке тестовых результатов имеет выделение коэффициента интеллектуального дефекта, который характеризует снижение умственных способностей при старении. Тест Векслера позволяет измерить уровень развития общего, вербального и невербального интеллекта, частных интеллектуальных способностей; выявить потенциал обучаемости; определить уровня сохранности интеллекта. Шкалы Векслера разработаны для трех категорий возрастов. Шкала измерения интеллекта Векслера для детей от 6 лет до 15 лет 11 месяцев. Шкала измерения интеллекта Векслера для дошкольников от 4 до 6,5 лет. Особенности тестов Векслера: во всех тестах Векслера для всех трех диапазонов используются одни и те же типы заданий. Сами задания для дошкольников очень просты. Далее по возрастанию сложности идут задания для различных возрастов. Это позволяет отслеживать изменения одних и тех же видов когнитивных характеристик (характеристики мышления). Тест интеллекта Амтхауэра предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года. Р. Амтхауэр отмечал тесную связь интеллекта с другими компонентами личности, ее волевой и эмоциональной сферами, потребностями и интересами. При отборе тестовых заданий автор руководствовался двумя основными принципами: обеспечением максимально высокой корреляции каждого субтеста с общим результатом и достижением возможно низкой корреляции между отдельными группами заданий. Тест состоит из 9 субтестов, ориентированных на исследование вербального и невербального интеллекта: лексического запаса, общей осведомленности, способности к абстрагированию, способности к обобщению, математических способностей, комбинаторного мышления, пространственного воображения, способности к кратковременному запоминанию наглядно-образной информации. Результаты, полученные с помощью Теста Р. Амтхауэра, позволяют прогнозировать успешность учебной и профессиональной деятельности, требующей специальных интеллектуальных навыков; диагностировать сохранность интеллектуальной сферы. В тест Амтхауэра входят следующие субтесты: на общую осведомленность и информированность в разных областях знаний (не только научных, но и житейских); на классификацию понятий; на установление аналогий; на подведение двух понятий под общую категорию (обобщение); на умение решать простые арифметические задачи; на умение находить числовые закономерности; на умение мысленно оперировать изображениями фигур на плоскости; на умение мысленно оперировать изображениями объемных фигур; на заучивание слов.
.