Тема 1.4. Потребностно – мотивационная сфера

План семинара:

1. Основные потребности личности (пирамида А. Маслоу).

2. Полимотивированность профессиональной деятельности медицинского работника.

3. Соотношение ценностей и личностного смысла профессиональной деятельности.

Основные понятия:

Потребность, мотив, мотивация, ценности, личностный смысл, установка, интерес, профессиональная деятельность.

Отработка психологических методик:

1.решение ситуационных задач

2. Работа с ложными убеждениями в парах

Самостоятельная работа:

1. Анализ собственных убеждений

Литература:

1. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001. ‑ С. 333-353.

2. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. -4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - Кн. 1: Общие основы психологии. - С. 273-311.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер Ком, 1998. – С. 381-414.

4. Столяренко Л.Д. Основы психологии, 9-е изд. Учебное пособие. (Серия «Высшее образование».) - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – С. 198-200.

Семинар 5

Тема 1.5. Личность

План семинарского занятия:

1. Человек, индивид, личность, индивидуальность, субъект, универсум.

2. Теории личности (З. Фрейд, А. Адлер, К.Г. Юнг, Э. Фромм, К. Левин, Дж. Келли, Г. Олпорт, К. Роджерс, А. Маслоу, В. Франкл).

3. Психологическая структура личности (С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов).

4. Акцентуации характера.

5. Психологические характеристики (свойства) темперамента.

6. Понятие характера. Характер и темперамент.

7. Структура характера.

8. Акцентуации характера.

9. Развитие характера.

Основные понятия: личность, индивид, индивидуальность, мотив, мотивировка, потребность, направленность личности, установка, значение и личностный смысл, интерес, идеал, ценностные ориентации, убеждение, социализация, уровень притязаний, самооценка, самоактуализация. темперамент, тип ВНД, сензитивность, ригидность, активность, реактивность, экстраверсия, интроверсия, холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик, характер, динамический стереотип, поступок, акцентуации характера.

Психологические методики:

1. Определение темперамента (Тест Айзенка, А. Белова). Составление саморекомендаций на основании полученных данных по развитию собственной личности.

2. Тест самоактуализации личности.

3. Изучение самооценки личности.

4. Несуществующее животное.

Темы рефератов:

1. Условия и факторы нормального и аномального развития личности.

2. Проблема устойчивости личности.

3. Новейшие теории личности.

Самостоятельная работа:

Анализ собственной личности, составление плана личностного роста

Литература:

1. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 2000.

2. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990. С. 8-25, 49-87.

3. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М., 1997

4. Мадди С. Теории личности. Сравнительный анализ. С.-Пб., 2002.

5. Маслоу А. Самоактуализация //Психология личности. Тексты. М., 1982. С. 108-117.

6. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. М., 1991. Вып. 1. С. 11-62, 71-109.

7. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. М., 1992. Вып. 2. С. 3-27.

8. ФрейджерР., Фрейдмен Д. Личность. Теории, эксперименты, упражнения. С.-Пб.- М.,2001.

9. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. С. 10-18, 54-68.

10. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.-3-е изд. – СПб.: Питер, 2004.-607с.

11. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991. С. 54-76, 97-99, 111-128.

Семинар 6

Тема 1.5. Формирование и развитие личности.

План семинарского занятия:

1. Общее представление об индивидных свойствах человека (Б.Г. Ананьев). Понятие о темпераменте. Теории темперамента (Гиппократ, И. Кант, П.Ф. Лесгафт, Э. Кречмер, В. Шелдон, И.П. Павлов, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын).

2. Понятие «развитие», «возраст» (психологический, биологический, социальный), «возрастные кризы».

3. Принципы развития человека.

4. Этапы психического развития. Теория развития личности Э.Эриксона.

5. Особенности ухода за пациентами разного возраста.

Основные понятия: тип ВНД, развитие, возраст, психическое развитие.

Психологические методики:

1. Изучение экстраверсии, интроверсии, нейротизма, психотизма (личностный опросник Г.Ю. Айзенка).

2. Самооценка черт характера (Н.М. Пейсахов).

3. Тест: «Определение коммуникативных и организаторских способностей».

Темы рефератов:

1. Место характера в общей структуре личности.

2. Формирование характера.

3. Личность и темперамент.

4. Способность, одаренность и талант: взаимосвязь и различия в этих явлениях.

5. Развитие способностей у человека.

Самостоятельная работа:

Изучение литературы по вопросу работы с пациентами разного возраста.

Литература:

1. Немов Р.С. Психология. Т. 1. С. 315-331, 332-340, 341-357.

2. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990. С. 174-205, 212-234.

3. Кон И.С. Введение в сексологию. М., 1989. С. 42-61.

4. Психология индивидуальных различий /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 1982.

5. Анастази А. Дифференциальная психология. С. 8-15 (к 1 вопросу)

6. Равич-Щербо И.В. Исследование природы индивидуальных различий методом близнецов. С. 101-121 (ко 2 вопросу).

7. Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах ВНД человека и методика их определения. С. 24-32 (ко 2 вопросу).

8. Теплов Б.М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии. С. 32-36.

9. Небылицын В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии. С. 39-52 (к 1 вопросу).

10. Небылицын В.Д. Темперамент. С. 158-159 (ко 2 вопросу).

11. Кречмер Э. Строение тела и характер. С. 219-247. (ко 2 вопросу).

12. Шелдон У. Анализ конституционных различий по биологическим данным. С. 252-261.

Наши рекомендации