Тема. Структура, фазы и стадии развития конфликта

Содержание занятия:

1. Структура конфликта.

2. Динамика конфликта.

3. Разрешение конфликта.

4. Типология конфликта.

5. Предмет и объект конфликтологии, методы исследования конфликта.

Цель занятия:познание теоретических основ специфики конфликта и его развития.

Практические навыки:приобретение базовых навыков в процессе изменения конфликта

Продолжительность занятия:4 час.

Вопросы для обсуждения

1.Какие группы (блоки) понятий раскрывают предмет конфликтологии?

2. Какие понятия раскрывают структуру конфликта?

3. Опишите понятийную схему динамики конфликта, его основные стадии.

4. Проанализируйте понятийную модель разрешения конфликта, укажи­те два возможных способа регулирования конфликта.

5. Укажите основные виды типологий конфликта: по масштабам, времен­ным параметрам, направленности, результатам и др.

6. Каковы основные свойства конфликтного взаимодействия?

7. Покажите сходство и различие понятий «объект конфликтологии» и «предмет конфликтологии».

8. Покажите взаимосвязь между объектом, предметом и методом конфликтологии.

9. Охарактеризуйте основные принципы исследования конфликта: 7) детерминизм, 2) системность, 3) развитие.

10. Объясните многообразие методов, применяемых конфликтологи­ей. В чем заключается проблема выбора оптимальных методов исследования?

11. Охарактеризуйте основные методы конфликтологического исследова­ния: 7) структурно-функциональный, 2) процессуально-динамический,
3) типологизацию, 4) прогностический, 5) разрешительный.

12. Покажите особенности разрешительного метода исследования конфликта и стратегии регулирования конфликта, вырабатываемые на
его основе.

13. Сравните понятия «методологическая эйфория» и «методологический
нигилизм».

15. Чем отличаются объективные и личностные элементы конфликта?

16. Назовите и охарактеризуйте объективные элементы конфликта.

17. Дайте характеристику основным и неосновным участникам конфликта.

18. Что означает понятие «ранг оппонента»?

19. Охарактеризуйте роль в конфликте группы поддержки, инициаторов, организаторов, пособников и посредников? Приведите примеры.

20. Что такое «среда конфликта»? Какие бывают виды среды конфликта? В чем состоит различие микросреды конфликта от его макросреды?

21. Назовите основные личностные элементы конфликта.

22. Каковы основные психологические доминанты поведения личности? Что такое ценностные ориентации, цели, мотивы, интересы, потребности личности? В чем состоит их внутренняя взаимосвязь?

23. Дайте характеристику основным чертам характера и типам личности. Сравните экстраверта и интроверта.

Задание 1.В предложенной ситуации выделите и проанализируйте следующие элементы и факторы конфликта:

•конфликтную ситуацию

•объект конфликта

•предмет конфликта

•участников конфликта

•ранг оппонентов

•среду конфликта

•переход конфликта из сферы деловых отношений в личност­ную сферу

•личностные элементы конфликта.

Ситуация. Шло совещание у начальника IT -компании. Подводились итоги трудового соревнования за год среди департаментов IT -компании. По всем показателям на первое место претендовала департамент интеллектуальных знаний IT -компании. Возражения были только у главного специалиста департамента продаж, сообщившего, что проведенные им на днях анализы в департамент интеллектуальных знаний выявили занижение качества программ, причиной которого может быть либо халатное отношение к работе, либо нарушение трудовой дисциплины. В связи с этим он считает, что присваивать департаменту интеллектуальных знаний первое место пока рано.

Выступление специалиста с департамента продаж вызвало негодование у специалиста департамента интеллектуальных знаний. «Как вам не стыд­но, использовать служебное положение для сведения личных счетов». А комиссии пояснила: «специалист с отдела продаж попросил написать программу для его брата бесплатно, специалист департамента интеллектуальных знаний отказался, но предложил вне рабочее время помочь его брату. Но он сказал, что брат не может со мной встречаться, так как у него нет времени» Он, как видите, запомнил этот случай. У нас всегда подходят с большой ответственностью к написаниям программ, и я лично всегда проверяю».

Задание 2.В одном из отделений лечебного учреждения установились сложные отношения между персоналом противоположных смен, что стало проявляться в постоянных жалобах врачей (неформальных лидеров) противоположных смен заведующей отделением. В этих жалобах акцентировалось внимание на постоянной задержке врачей, работающих в первую смену на своих рабочих местах, что нарушало режим проветривания помещения перед началом работы второй смены.

Проанализируйте описанную ситуацию на предмет выявления конфликтных ситуаций, сложившихся в данном социальном взаимодействии и предложите варианты их устранения. На каком этапе развития находится данный конфликт?

Задание 3. За сотрудником А в организации слыла репутация человека, который любит перекладывать свою работу на других. Однажды на рабочем столе сотрудника Б случайно оказался документ, который по поручению начальника отдела должен был исполнить сотрудник А. Между сотрудниками А и Б разгорелся конфликт. По какому механизму возник конфликт? Выделите инцидент, объект, конфликтные ситуации и поводы.

Задание 4. На любом предприятии есть участки, на которые работники по разным причинам идут без особого желания.

Однажды начальница отдела, в котором работала сотрудница А (коллектив в организации был полностью женский), вернувшись с планерки, сообщила ей тоном, не терпящим возражений, что она должна будет замещать заболевшую работницу в соседнем подраз­делении. Сотрудница А в той же манере отказалась, мотивируя тем, что режим работы на этой должности с 10 до 19 часов, а ей нужно до 18 часов забирать ребенка из детского сада, о чем ее начальница хорошо знала.

Начальница отдела доложила об отказе руководителю органи­зации. Сотрудницу А по селектору вызвали «на ковер», и она ре­шительно направилась защищаться и отстаивать свои интересы. Не войдя в кабинет, она увидела глаза человека, совершенно не собиравшегося на нее нападать. После доброжелательного привет­ствия руководительница обратилась к сотруднице А со следующи­ми словами: «Я понимаю, что у тебя уважительная причина. Но ты лучше других знаешь тот участок, на котором работала раньше яновому человеку сразу освоиться будет нелегко. Я считаю, что ты там справишься лучше других, а часы работы можешь перенести по-своемуусмотрению.» Сотруднице А не оставалось ничего другого, как согласиться.

Дайте конфликтологический анализ приведенной истории.

Задание 5. Служащий одной американской фирмы совершил ошибку, которая принесла фирме убыток в 5 миллионов долларов. Когда его вызвал к себе управляющий, ему было ясно, для чего: конечно, чтобы сообщить о его увольнении. Но управляющий сообщил служащему о принятом решении повысить ему заработную плату. Служащий от неожиданности потерял дар речи. Он никак не мог понять смысл услышанного. Тогда управляющий пояснил: «На­деюсь, что впредь вы не будете делать подобных оплошностей. На ошибках учатся. Будем считать, что ваша учеба обошлась фирме в 5 млн. долларов. Мы не можем позволить себе выбрасывать за ворота работников, на обучение которых потратили такую сумму».

Дайте конфликтологический анализ приведенной истории.

Задание 6. Однажды Генри Форд, проходя по своему заводу, увидел, что несколько рабочих устроились на перекур прямо под табличкой «Курить запрещено». Первая мысль: надо их нака­зать — оштрафовать, уволить. Но Форд поступил иначе. Он подошел к рабочим: «Здравствуйте, я Генри Форд, директор.»

Обменявшись со всеми рукопожатиями (и при этом узнав их име­на), Форд сказал пару добрых слов о работе их цеха, а затем вытащил из кармана пачку сигарет: «Попробуйте мои — они получше.»

После того как рабочие взяли его сигареты, он добродушно за­метил: «Вот только зря вы здесь курите: видите табличку? Давай­те отойдем туда, — и указал на место курения. — Прошу вас, курить всегда только там. Здесь курить опасно, можете вызвать пожар, кото­рый всем нам дорого обойдется.»

Дайте конфликтологический анализ приведенной истории.

Задание 7.Между заместителем руководителя среднего уровня и линейным руководителем осложнились отношения в связи с тем, что из-за неудовлетворительных коммуникаций на соответствующем уровне управления в организации возникла предпосылка срыва важного мероприятия.

Заместитель руководителя, в обязанности которого входит определение графика и осуществление контроля за проведением подобных мероприятий, в беседе с линейным руководителем за несколько дней до указанного мероприятия выясняет, что сроки его проведения линейным руководителем не установлены. В ходе этой же беседы линейный руководитель предлагает сроки проведения мероприятия, а заместитель высказывает ему свое недовольство в не совсем корректной форме.

Линейный руководитель в инициативной беседе с руководителем среднего уровня (своим непосредственным начальником), признав в общем свой просчет в сложившейся ситуации, обратил внимание и на то, что эта ситуация стала следствием того, что заместитель акцентировал внимание на приближающихся сроках проведения указанных мероприятий на очередном совещании.

Руководитель среднего уровня рекомендовал своему подчинен­ному более внимательно следить за графиками проведения подобных мероприятий и более тесно контактировать по этим вопрос с соответствующими должностными лицами. На очередном совещании руководитель среднего уровня в форме безликой критики акцентировал внимание на сложившейся ситуации.

Проанализируйте действия всех участников сложившейся ситуации. Является ли она конфликтом? Выявите в ней конфликтные cситуации. Спрогнозируйте отношения между участниками ситуации после совещания. Уместна ли была критика на совещании?

Задание 8.Проведите конфликтологический анализ следующей ситуации:

Начальник принял на работу сотрудника в одно из подразделений, не согласовав этот вопрос с руководителем данного подразделения и без соответствующей проверки его профессиональной подготовки. Вскоре обнаружилось, что вновь принятый сотрудник не способен выполнять обязанности по должности. Руководитель подразделения в служебной записке докладывает о профессиональной непригодности новичка и в категоричной форме требует его увольнения. Между начальником и руководителем подразделения возник конфликт.

Задание 9. Проанализируйте предложенную ситуацию с точки зрения динамики конфликта. Какие периоды и этапы развития конф­ликта Вы можете в ней выделить?

Этот случай произошел на кафедре одного вуза, куда по рас­пределению после окончания того же института была принята молодой специалист Лялина. Она быстро освоилась с должностью ассистента и почувствовала себя вполне уверенно, тем более что благодаря своему общительному характеру была знакома чуть ли не со всем институтом. Только с заведующим кафедрой Умновым установить хорошие отношения Лялина не смогла. Он явно не одобрял постоянные отлучки Лялиной, бесконечные разговоры на посторонние темы, которые она затевала с сотрудниками ка­федры, ее нерабочее настроение. Поняв, что хорошего отноше­ния Умнова ей не добиться, Лялина резко изменила свое поведе­ние. Если раньше она хорошо ли, плохо ли, но выполняла распо­ряжения заведующего кафедрой, то теперь ограничила объем своей работы тем минимумом, который был необходим, чтобы продер­жаться на кафедре, проявив при этом недюжинную изобретатель­ность и неплохое знание трудового законодательства. Пользуясь привилегиями молодого специалиста, она отказывалась руководить практикой студентов, требовала пересмотра учебных планов, ссы­лаясь на положение о высшей школе, которое позволяло ассис­тенту не читать лекций, отказалась от преподавания и вела лабораторные и практические занятия.

Одним словом, Лялина откровенно провоцировала Умнова на конфликты, и он шел на них, считая ниже своего достоинства не принять вызов, тем более, что другого выхода из создавшегося по­ложения и не видел.

Решительность и «смелость» Лялиной снискали ей популяр­ность среди молодых специалистов даже за пределами кафедры, не говоря уже о том, что другие ассистенты явно ориентировались на Лялину. Расстановка сил складывалась не в пользу заведующего кафедрой.

После некоторых размышлений Умнов резко изменил страте­гию поведения. На очередном заседании кафедры после требова­ния Лялиной снять с нее часть учебной нагрузки Умнов, к удивле­нию все сотрудников, не только не выразил возмущение, но охот­но пошел ей на встречу, сказав лишь, что поскольку эти часы все равно нужно отработать, то он возьмет на себя часть нагрузки Лялиной, а оставшиеся часы придется распределить между осталь­ными сотрудниками кафедры.Когда в следующий раз одной из ассистенток кафедры пришлось ехать вместо Лялиной в командировку, удивление сотрудников сме­нилось возмущением. Умнова обвиняли в слабохарактерности, чрез­мерной терпимости, но вместе с тем, недовольство высказывалось и в адрес Лялиной. Ассистентки, которые теперь читали за нее лек­ции и вели дополнительные практические занятия сменили симпа­тию на явную недоброжелательность. Лялина растерялась, такого поворота событий она не ожидала. Все ее капризы и претензии тот­час же удовлетворялись. О ней стали говорить, что она пользуется мягкостью и терпимостью Умнова, чтобы добиться особого поло­жения на кафедре.

Былые почитатели Лялиной отвернулись от нее. Она растеряла свою популярность и приобрела врагов. Поскольку Лялина привык­ла быть в центре внимания и вызывать восхищение окружающих, атмосфера недоброжелательности, сложившаяся вокруг нее на ка­федре, стала казаться невыносимой. Она начала вести себя занос­чиво и грубо, чем еще больше восстановила против себя коллектив.

Через некоторое время Лялина вынуждена была подать заявле­ние об увольнении. Умнов решил выдержать характер до конца и стал уговаривать Лялину остаться, ссыпаясь на то, что не имеет пра­ва уволить молодого специалиста до истечения трехлетнего срока работы. Тогда Лялина обратилась к декану и добилась разрешения на увольнение. После ее ухода кафедра вздохнула с облегчением и меж­ду сотрудниками и заведующим восстановились прежние отношения.

Наши рекомендации