Тема 22. Рисуночные методики в психологической диагностике
Широкая категория методик, включающая достаточно много форм относительно свободного самовыражения. Используются как терапевтические, так и как собственно диагностические.
Первые попытки психологического анализа рисунка относятся к 1-й четверти XX века. 1913 г. Э.Торндайк – классификация рисунков, их качественная оценка. 1921 г. – К.Барт – количественная шкала оценки мужской фигуры (дети с 3-х до 14 лет). Ф.Гудинаф – тест «Нарисуй человека» как интеллектуальный. Далее – особое внимание психоаналитической интерпретации рисунка человеческой фигуры (Карен Маховер) – 1949. К.Кох – «Дерево», Дж. Бук – «ДДЧ». Коппиц – РЧФ (рисунок человеческой фигуры).
Оценка рисунка – художественно-эстетическая и собственно психологическая. Для нас важнее – вторая.
Психологические функции рисунка. 1. Функция опосредования субъективных эмоциональных переживаний. 2. Передача информации. В рисунке зафиксирован процесс отражения человеком окружающего мира и его внутреннего состояния, отражает уровень образного развития, графической культуры, а также служит средством проникновения в сущность явлений, духовное освоение природы, воплощение философских, этических и эстетических идей. Результат адресован не к логическим, а к образным, невербальным структурам психики. Смысл графических изображений весьма сложен, т.к. в них слиты воедино и образы, и отношение человека к миру, и личный опыт переживания субъекта.
Классификация рисуночных методик (по Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой).
1. Свободные.
Максимум личностных проявлений – в спонтанных рисунках. «Свободный», «Спонтанный», «Мое настроение», «Самоощущение на данный момент», «Рисунок с закрытыми глазами».
2. Тематические.
Тематические инструкции – задания, имеющие выраженную структуру или идею.
2.1. Традиционные – известные, популярные, апробированные тесты.
2.1.1. «Личностные» – диагностирующие индивидуальные особенности – «Человек», «Автопортрет» (Р.Бернс), «Дерево», «ДДЧ», «РНЖ», «Картина мира», «Рисунок человека из геометрических фигур» (Э. Махони).
2.1.2. «Семейные» – диагностирующее особенности внутрисемейных отношений – «Рисунок семьи» (В.Вульф), «Кинетический Рисунок Семьи» (Р.Бернс, Кауфман), «Семья в образах животных».
2.2. Нетрадиционные – не являются собственно тестами, применяются в ходе коррекционной работы для актуализации различных состояний.
2.2.1. «Символические» - символика процесса «В кого бы меня заколдовал …», «Мой маскарадный костюм», «Каким видят меня другие».
2.2.2. «Моделирующие» - моделирование ситуации прошлого или будущего.
«Я через 5 лет», «Карта сказочной страны», «Жизненные ценности».
Список литературы
Основная
1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб., 2001.
2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб., 2004.
3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 2000.
4. Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. СПб., 2002.
Практикумы
1. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. – Самара, 2003.
2. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2000.
3. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. – СПб., 2001.
4. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев, 1994.
5. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. – СПб., 2001.
6. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. СПб, 2002.
7. Практикум по психодиагностике. Дифференциальная психометрика. / Под ред. В.В.Столина, А.Г. Шмелева. М.,1984.
8. Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы / Под ред. А.А.Бодалева и др. М.,1988.
9. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции / Под ред. А.И.Зелиненко и др. М., 1990.
10. Практикум по психодиагностике. Прикладная психодиагностика / Под ред. И.М.Карлинской и др. М.,1992.
11. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. – СПб., 2001.
12. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. – СПб.: Питер, 2001.
13. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. Вып. 1-3. М.,1990.
14. Собчик Л.Н. Стандартизованный многофакторный метод исследования личности. СМИЛ. СПб., 2004
Дополнительная
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб, 2001.
2. Батаршев А.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога. М., 2003.
3. Беломестнова Н.В. Клиническая диагностика интеллекта. – СПб., 2003.
4. Берулава Г.А. Методологические основы деятельности практического психолога. – М., 2003.
5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М., 2002.
6. Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. Киев, 1997.
7. Бурлачук Л.Ф. О дилетантстве в психологической диагностике // Вопросы психологии, 1993. - №5.
8. Глуханюк Н.С., Белова Д.Е. Психодиагностика. М., Екатеринбург, 2005
9. Гуревич К.М., Раевский А.М. Личность как объект психологической диагностики // Психологический журнал, 2001. - №5- С.29-37.
10. Гуревич К.М. Проблемы развития работ по психологической диагностике в школе // Психологическая наука и образование, 1997. – №1.- С.5-10.
11. Гуревич К.М. Проблемы дифференциальной психологии. М., 1998.
12. Гуткина Н.И. Инструментальный метод в детской практической психологии // Вопросы психологии, 2003. - №1- С.17-26.
13. Гулидов И.Н., Шатун А.Н. Методика конструирования тестов. М., 2003
14. Дружинин В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. – М., СПб., 2001.
15. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб., 1999.
16. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2000.
17. Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. СП6.,1994.
18. Кабанов М.М., Личко Е.А., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л.,1983.
19. Коссов Б.Б. Личность: теория, диагностика и развитие. М., 2000.
20. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. Л., 1984.
21. Лаак Я. Тер. Психодиагностика: Проблемы содержания и методов. М., Воронеж, 1996.
22. Лупандин В.И. Математические методы в психологии. – Екатеринбург, 2002.
23. Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения. СПб, 2001.
24. Мельников В.Д., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.,1985.
25. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: теория и практика. М., 2001.
26. Носс И.Н. Психодиагностика. Тест, психометрия, эксперимент. – М., 1999.
27. Носс И.Н. Введение в технологию психодиагностики. – М., 2003.
28. Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В. Психологический анализ рисунка и текста.- СПб.: Речь, 2005
29. Проективная психология. – М., 2000.
30. Психодиагностика. Методология и методы / Под ред. Л.Н.Собчик.- М., 1990.
31. Психологическая диагностика /Под ред. К.М.Гуревича, Е.М. Борисовой. М.,2000.
32. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под. ред. М.К.Акимовой, К.М.Гуревича. – СПб.: Питер, 2005
33. Психология XXI века: пророчества и прогнозы. Круглый стол // Вопросы психологии, 2000.- №1,2.
34. Психология и этика: опыт построения дискуссии – Самара, 1999.
35. Рогозин Д.М. Когнитивный анализ опросного инструмента. М., 2002.
36. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. – СПб., 2001.
37. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. – СПб., 2003.
38. Сыромятников И.В. Психодиагностика. М.; Екатеринбург, 2005.
39. Тихомиров О.К., Гурьева Л.П. Опыт анализа психологических последствий компьютеризации психодиагностической деятельности // Психологический журнал, 1989. – Т10 - №2 – С. 33-45.
40. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – СПб., 2001.
41. Худик В.А. Диагностика детского развития: методы исследования. Киев, 1992.
42. Шмелев А.Г. Психодиагностика и новые информационные технологии // Компьютеры и познание. М.,1990.
43. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. СПб., 2002.
44. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. - Ростов-на –Дону, 1996.