Сказать, что означает символ - все равно, что объяснить, каким воздействием на человека обладает та или иная песня. Ведь каждый воспринимает одну и ту же песню по- своему
Д. Браун
Знаково-символическая (семиотическая) функция — в психологии — способность человека создавать и использовать знаковые системы — символы (знаково-символические средства), представляющие или замещающие реальные объекты, и оперировать ими как соответственными реальными объектами.
Под знаковой функцией в психологии понимается сложное, системное, многоуровневое образование, позволяющее человеку моделировать и преобразовывать во внутреннем плане сознания объективный мир. Проще говоря, овладение разными видами и уровнями знаково-символической деятельности позволяет человеку пользоваться знаками естественных и научных языков; ориентироваться в символах разных наук, религии, искусства; выражать определённые смыслы на языках танца, графики, скульптуры; обучаться ремёслам и наукам; планировать свою деятельность, действовать в уме, видеть проблемы, формулировать гипотезы, экспериментировать, придумывать новое и т.д. По функциям используемых средств выделяется знаковая деятельность (функция обозначения) и символическая деятельность (функция изображения).Начало исследования семиотического развития в онтогенезе положено Ж.Пиаже, который понимал под ним способность представлять отсутствующий объект или событие посредством обозначающих символов или знаков, отличных от того, что они обозначают.Семиотическая функция, согласно Пиаже создает для своей деятельности три рода средств: индексы, символы и знаки. Переход от индексов к символам и знакам и есть переход к появлению этой функции. Семиотическая функция, по Пиаже, проявляется в разных видах деятельности — имитации, символической игре, умственном образе, представлении и речи.
Если детский психолог использует выражение символическая игра, мы понимает, что он указывает на игру, в которой присутствует символическая ситуация. Но если в разговоре с непосвященным, вы употребите это выражение, то заметите недоумение во взгляде собеседника. Это понятно. Прилагательное символический мы добавляем тогда, когда непосредственно сам предмет реально не представлен, фактически отсутствует, а есть только намек, упоминание, замещение, метафора. Например, выражение символический шаг мы употребляем тогда, когда непосредственно самой ходьбы попросту и нет.
Здесь символическая игра еще совсем и не игра, а только намек на игру, нам кажется, что ребенок играет, но за этим прячется другая деятельность. Взрослые склонны назвать это игрой, так как им кажется, что процесс тренировки, учебы работы выглядит по-другому. На самом же деле в этот момент ребенок повторяет, комбинирует, исследует, он тренируется, учится и движется в направлении своего развития.
Одна из первых таких попыток была предпринята Wing L., Gould J., Yeates S.R., и Вriely l.M. (18). По мнению этих авторов, на ранних этапах развития ребенка можно выделить три вида игры:
Hесимволическая (non-symbolik) -игра, включающая повторяющиеся манипуляции с предметами.
Стереотипная (stereotyped) - символическая игра, характеризующаяся стереотипами, т.е. повторяющимися действиями с недостатком новых идей.
Символическая (symbolic) - игра, включающая действия, которые условно создают впечатление, что отсутствующая вещь присутствует или что произошло какое-то событие. Например, когда ребенок ест понарошку, используя при этом жесты и т.д. К этой группе они также относят функциональные действия, такие как причесывание волос куклы при помощи кукольной расчески.
Ungerer J.A., Sigman М. (16) создали кодовую систему для записи игровых паттернов, основываясь на наблюдении за игрой нормально развивающихся детей. Их кодовая схема включала следующие четыре категории:
Простая манипуляция (simple manipu-lation): облизывание, размахивание, хлопание, ощупывание или бросание игрушек и предметов.
Комбинационная игра (relational рlау) включает последовательное комбинирование и выстраивание предметов в ряд или друг на друга, а также использование какого-либо предмета как емкости для другого предмета.
Функциональная игра (functional рlау), в процессе которой ребенок осуществляет различные действия с игровыми предметами (например, с игрушечной расческой, ложкой, чашкой и т.д.). При этом учитываются функциональные свойства этих объектов. Авторы выделяют несколько типов игровых действий, характеризующих функциональную игру ребенка: действия, направленные на себя (например, причесывание своих собственных волос игрушечной расческой); действия, направленные на куклу (например, причесывание волос куклы); действия, направленные на другого человека (например, причесывание волос мамы); действия, направленные на предметы (например, размещение чашки на блюдце).
Символическая игра (symbolic рlау), включающая: замену(substitution рlау) -использование предметов-заместителей (например, использование банана как телефонной трубки); agent рlау - использование куклы как независимо действующего лица, т.е. наделение куклы качествами живого человека (например, поддерживание бутылки в руке у куклы, как если бы она могла пить самостоятельно); воображаемую игру (imaginary рlау) - создание в воображении предметов и людей, не существующих в непосредственном окружении (например, разговор по телефону).
В 1987 году Ваrоn-Соhеn S. (7) ввел понятие "pretend рlау" как эквивалент symbolic рlау (символической игры). Он также выделил четыре вида игры:
сенсомоторная (sensorimotor) игра, при которой предметы используются безотносительно их функций (например, бросание игрушечного зверька).
упорядочивание (ordering) - размещение нескольких предметов безотносительно их значения (например, складывание зверей в кучу).
функциональная (Functional) игра, в которой ребенок использует предметы по подражанию, опираясь на их обычную функцию.
символическая (рretend) игра, в которой ребенок использует предметы-заместители (например, использует пульт от телевизора в качестве телефонной трубки), или приписывает значимые качества объекту, который в действительности их не имеет (например, приписывает продуктам теплоту), наделяет одушевленными качествами игрушки или говорит об отсутствующих предметах так, как если бы они реально существовали.
Lewis V., Воucher J. (12) использовали понятия манипулятивная (manipulativ), функциональная (functional) и символическая (symbolic) игра, которые соответствовали сенсомоторной (sensorimotor), функциональной (functional) и символической (pretend) игре по Ваrоп-Соher S. Кроме того, Lewis и Воucher добавили две новые категории: nо рlау, для того чтобы показать отсутствие игры, и intermediate рlау (переходная игра) для записи примеров игры, которые находятся между категориями функциональной (functional) и символической (symbolic) игры.
Наиболее полная классификация типов игры была предложена Sherratt D. и Peter М. (13), которые выделили следующие формы игры в младенческом, раннем и дошкольном возрасте:
Cенсомоторная игра - Эта форма игры направлена на исследование различных свойств предметов окружающего мира с использованием каких-либо действий над ними: ощупывания, облизывания, обнюхивания, постукивания. Сенсомоторная игра вовлекает ребенка только в одно действие в течение определенного промежутка времени (катание, верчение, кручение, сосание, бросание и т.д.). Сенсомоторная игра преобладает в течение первых шести-восьми месяцев жизни и проявляется одновременно с ранним взаимодействием, когда ребенок взаимодействует в паре с одним взрослым человеком в течение определенного периода времени.
Комбинационная игра - исследование взаимосвязи между свойствами различных объектов. В комбинационной игре игрушки используются безотносительно их прямого назначения. Игрушки могут быть помещены в ряд, друг на друга, внутри друг друга и т.д. Этот тип игры появляется в возрасте от шести до девяти месяцев, когда у ребенка развились стратегии для исследования окружающего мира, и он начинает понимать, что объекты обладают определенными качествами. В этом возрасте ребенок также начинает сознавать свои собственные действия и действия других людей. Имитация и подражание - копирование ребенком поведения других людей или использование им предметов без осознания, почему он это делает. Эта игра может быть рассмотрена как социально ориентированный вариант комбинационной игры.
Функциональная игра - использование объектов в соответствии с их значением. Ребенок может взять игрушечную ложку или чашку и сделать вид, что он ест или пьет, Функциональная игра преобладает на втором году жизни. Игровые предметы в этом возрасте используются согласно их функциям. Ребенок сознает, что другие люди обращают внимание на окружающие объекты, и подражает предметно-ориентированному поведению других людей. Такой вид игры свидетельствует об умении подражать, а подражание - очень сложная задача для детей с аутизмом.
Символическая игра - использование одних предметов с целью изобразить другие. Ребенок обычно использует символическую игру примерно с возраста восемнадцати месяцев. Выделяются три базовые формы символической игры (11): предметная замена (ребенок может вообразить, что брусок - это машина); приписывание несуществующих качеств (ребенок может представить, что плюшевый медвежонок - живой); воображаемые объекты как реально существующие (например, ребенок воображает, что под кроватью прячется серый волк).
Социодраматическая игра - сознательное изображение социальных действий с участием двух и более людей. В процессе социодраматической игры дети изображают простой сюжет, основанный на ежедневных ситуациях, например, понарошку готовят еду для гостя.
Тематическая символическая игра (themed fantasy рlау) представляет собой высший уровень сюжетно-ролевой игры. Она является показателем сформированности у ребенка высшего уровня креативного символизма и носит характер спонтанности и взаимодействия.
Чувственный образ возникает в результате получения через органы чувств (мимику, жесты, телосложение, слышит тембр голоса, интонации, следит за выражением лица, чувствует некую энергетику, исходящую от человека).
Рациональный образ - это образ мышления человека, который возникает в результате мышления (размышлений, рассуждений, выводов, причинно-следственных связей, ценностей, пристрастий, интересов, страхов и т.д.). Такую информацию получает в вербальном виде, а также в виде наблюдений за реакциями, поступками человека.
В отечественной психологии начало постановки проблемы роли знака в психогенезе и развития семиотической функции связывается с именем Л.С. Выготского. Он рассматривал появление у ребенка способности использовать знаки как «центральный и основной момент в построении всякой психической функции». Л.С. Выготский и А.Р. Лурия писали об особенностях психического развития человека: подобно тому, как в процессе исторического развития человек изменяет не свои естественные органы, а орудия, так и в процессе своего психического развития он совершенствует работу своего интеллекта главным образом за счет развития «вспомогательных средств мышления и поведения». Начиная с этих работ, в психологической литературе проводится мысль, что овладение новыми средствами переводит ребенка на более высокий уровень интеллектуального развития, которое через них и осуществляется. В качестве психологических орудий деятельности Л.С.Выготский называл язык, различные формы нумерации, алгебраическую символику, произведения искусства, письмо, схемы, диаграммы, чертежи, карты, мнемотехнические средства и различные условные знаки.Он писал: «Логическим следствием из признания первостепенной важности употребления знаков в истории развития всех высших психических функций является вовлечение в систему психологических понятий тех внешних символических форм деятельности (речь, чтение, письмо, счет, рисование), которые обычно рассматривались как нечто постороннее и добавочное по отношению к внутренним психическим процессам и которые с новой точки зрения входят в систему высших психических функций наравне с другими психическими процессами.
Мы склонны рассматривать их, прежде всего, как своеобразные формы поведения, слагающиеся в истории социо-культурного развития ребенка и образующие внешнюю линию в развитии символической деятельности наряду с внутренней линией, представленной культурным развитием таких функций, как практический интеллект, восприятие, память и т.д.. Концепция культурно-исторической детерминации психики, опосредствования изначально натуральных психических функций знаков и превращения их благодаря этому в осознанные и произвольные определила как общее направление исследования проблемы формирования семиотической функции, роли знаков в психическом развитии, так и направление исследования конкретных вопросов, касающихся развития речи.
11. Интериоризация и экстериоризация как механизмы развития и обучения . Здесь важны переходы от внешнего к внутреннему и от внутреннего к внешнему . Например , переходы от внешнего предметного действия к предметному и операциональному значениям , к образам , мыслям . Эта последовательность достаточно хорошо изучена . Менее изучены переходы от мысли к образу , где нужен максимум умственного усилия , от мысли к действию , где нужны эмоциональная ( и нравственная ) оценка и волевое усилие . Перечисленное находится в сфере исполнительной и познавательной деятельности . Механизмы интериоризации и экстериоризации имеются в аффективно - эмоциональной и личностной сфере , где наблюдаются переходы от содействия к сочувствию , сопереживанию , порождению новых жизненных смыслов и замыслов , а от них – к самостоятельным , свободным и ответственным действиям – поступкам . Наличие указанных механизмов и переходов позволяет рассматривать развитие как образование цепи превращенных ( и извращенных ) форм поведения , деятельности и сознания .
12. Неравномерность ( гетерохронность ) развития и формирования психических действий . Например , по данным П . И . Зинченко , действие и понимание , дающие эффект непроизвольного запоминания , опережают по своей эффективности произвольное запоминание , выступая средством последнего . При всей полезности подчеркивания неравномерности развития , выделения его этапов , необходимо представлять себе , так сказать , весь «фронт» развития , т . е . не столько изолированные уровни развития исполнительных когнитивных , эмоционально - оценочных , личностных компонентов поведения и деятельности , сколько их чередование , выравнивание , затем вновь конкуренцию в темпах становления . Указанная неравномерность сильно затрудняет установление нормы развития и диагностику его уровня .