Трудности и противоречия

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3

1 Самоопределение……………………………………………………

2 Личность………………………………………………………………

3 Трудности и противоречия……………..................................................

Вывод…………………………………………………………………………….

Список использованной литературы…………………………………………..

ВВЕДЕНИЕ

Основа ценностного самоопределения личности – это сложная, динамичная, управляемая система взаимообусловленных элементов, которая вбирает в себя различные уровни и формы взаимодействия общественного и индивидуального в личности, определенные формы взаимодействия внутреннего и внешнего, специфические формы осознания личностью окружающего мира, настоящего и будущего, а также сущности своего «Я»

Общественная жизнь людей – это сложный комплекс их отношений, интересов, ценностей, имеющих определенную направленность, в силу чего поведение людей развитого общества приобретает, как правило, упорядоченный, ориентированный характер. А эти ориентации существуют главным образом в ценностной форме. Однако анализ системы ценностей показывает, что они не остаются неизменными, а постоянно развиваются, обогащаются. Данное обстоятельство заставляет постоянно исследовать упомянутый процесс по мере проявления изменений. Именно такие изменения в характере и содержании ценностей происходят ныне в общественном сознании российского общества.

Современный этап развития России сопровождается принципиально новыми процессами в экономической, политической, социальной, духовной и идеологической сферах общественной жизни. На фоне далеко зашедшего процесса распада тоталитарной ментальности, кризиса общественных ценностей, политической нестабильности и противоречивости приоритетов экономических преобразований развертывается весьма хаотическая картина состояния общественного сознания, множественности тенденций и неопределенности перспектив его развития. Причем это касается не только реальных, но даже желаемых, ожидаемых перспектив. Складывающаяся сегодня обстановка в России требует уточнения характера и направленности изменения ценностей общества, классификации системы ценностей групп населения, составляющих реформируемое общество и оказывающих заметное влияние на жизненную позицию его членов.

В современном обществе человек постоянно встает перед необходимостью выбора, «сверх выбора» [7, 112], ориентации в пространстве общественной и собственной жизни. В этом процессе важное место занимает ценностное самоопределение личности как отбор, индивидуальное восприятие ценности субъектом, как личностные предпочтения идеалов, норм, эталонов и других ценностей, построение их иерархии в соответствии с субъективными предпочтениями, включение их в цели и мотивы деятельности.

Самоопределение

Термин «самоопределение» употребляется в литературе в самых различных значениях. Так, говорят о самоопределении личности социальном, жизненном, профессиональном, ценностном, семейном. При этом даже под идентичными терминами зачастую имеется в виду различное содержание.

В самом широком смысле самоопределение – это процесс и результат обретения личностью своей собственной сущности, превращения индивида в индивидуальность, занимающую ясно выраженную жизненную позицию. Суть этого феномена может быть выражена в известном афоризме: «Ищи себя, пока не встретишь».

Методологические основы анализа самоопределения были заложены С.Л. Рубинштейном. Проблема самоопределения рассматривалась им в контексте проблемы детерминации, в свете выдвинутого им принципа – внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия. По существу, это означает, что «…всякая детерминация необходима как детерминация другим, внешним, и как самоопределение…» [3, 359]. В этом контексте самоопределение выступает как самодетерминации, в отличие от внешней детерминации; в понятии самоопределения , таким образом, выражается активная природа «внутренних условий», через которые преломляются внешние воздействия. Самоопределение, понимаемое как самодетерминация, представляет собой, собственно говоря, внутренний механизм социальной детерминации, которая не может действовать иначе, как будучи активно преломленной самим субъектом.

Проблема самоопределения, таким образом, есть узловая проблема взаимодействия личности и общества. В ней, как в фокусе, высвечиваются основные моменты этого взаимодействия: социальная детерминация индивидуального сознания и поведения и активная роль самого субъекта в этой детерминации. На разных уровнях развития личности это взаимодействие обладает своими специфическими характеристиками.

Нередко самоопределение личности связывают с соблюдением норм, принятых в обществе, с ориентированностью на определенные групповые, коллективные и общественные ценности. Однако и неприятие ценностей, базовых для данного общества, позиция бунтаря, нонконформиста, революционера, стремящегося изменить общество, также может стать результатом самоопределения.

В принципе самоопределение личности означает всего лишь выбор жизненной позиции, а она может быть сколь угодно вариативной. Все в конечном счете зависит от того, какую систему ценностей изберет или «наработает» личность, что станет ее «символом веры». Ценности играют ведущую роль в обретении личностью своей жизненной позиции. Иначе говоря, обретение ценности есть обретение личностью самой себя.

Таким образом, самоопределение непосредственно связано с ценностями, с потребностью формирования смысловой системы, в которой центральное место занимает проблема смысла жизни, с ориентацией на будущее. Ценностное самоопределение иногда завершается на каком-то этапе развития личности, но нередко в ходе дальнейшего развития человек приходит к новому ценностному самоопределению (переопределению). Оно задает ориентацию на достижение определенного уровня в системе социальных отношений, требования, предъявляемые к нему, т. е. определяет социальное самоопределение личности.

Социальное самоопределение – это процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком свободы . Смысл социального самоопределения – включение в систему ценностей, которые поднимают жизненную активность субъекта на принципиально иной уровень – уровень жизненного «пути» уже не столько человека-индивида, сколько социальной общности или группы.

Личность

Определение человеком себя в обществе как личности есть определение себя (самоопределение, занятие активной позиции) относительно социокультурных ценностей и тем самым – определение смысла своего существования.

Стремление занять ту или иную социальную позицию представляет собой, собственно, один из механизмов самоопределения. Он выступает как субъект собственного развития, определяющий свою жизненную программу. У него возникает потребность в самосовершенствовании, в построении себя как личности. А расширение границ своих возможностей есть управление собственным развитием, которое можно описать формулой: «самоопределение + самопреодоление» [6, 359].

Кто хочет достигнуть чего-либо значительного, тот должен уметь ограничивать себя, уметь чем-то поступиться. Поэтому самоопределение необходимо связано с установлением внутренних ограничений на собственную деятельность, расширением границ собственных возможностей, направленных на реализацию замыслов, осуществляемых в рамках принятых ограничений.

Таким образом, ключевым фактором, определяющим стратегию жизни человека, является система ценностей личности, ее иерархия, определяющая выбор жизненных целей в данный период времени и на перспективу. Не менее значимыми для самоопределения выступают и ценностные установки, понимаемые как направленное воздействие социальной группы (этноса, класса, партии, государства, религиозной конфессии, семьи, школы и т. п.) на формирование ценностных ориентаций личности. Причем ценностные ориентации и ценностные установки могут иметь различную степень совпадения. Противоречия ценностного самоопределения порождают диспозиционную активность, которая в свой диапазон включает множество форм: от активности-несогласия до бунта, мятежа, революции, гражданской (этнической, религиозной) войны.

Социальная среда воздействует на личность и ее ценностное самоопределение. Личность, в свою очередь, не пассивно воспринимает это воздействие. Здесь речь идет о взаимодействии двух систем: системы ценностных установок той или иной социальной среды и системы ценностных ориентаций личности. На духовный мир человека воздействуют не только внешние условия и факторы, но и внутренние, те ценностные представления, которые уже сформировались к моменту данного воздействия. Как правило , исследователи этой проблемы акцентируют внимание либо на социальных, либо на психологических аспектах этой проблемы. Однако только исследование взаимодействия всех сторон может дать правильное представление о механизмах регулирования ценностного самоопределения личности.

Детерминация самоопределения личности множеством объективных и субъективных факторов происходит на основе сложной отражательной деятельности человеческой психики. При этом внешние воздействия перерабатываются, анализируются и обобщаются, исходя из личного опыта и интересов личности, поэтому реакция и отношение на внешнее воздействие среды всегда избирательна, индивидуальна. Внешняя среда, воздействующая на самоопределение личности, может быть разделена на три уровня – макросреда, мезосреда и микросреда. Под макросредой понимается экономическая, социально-политическая и нравственная обстановка, образ и уровень жизни людей, характер общественных отношений в обществе. Мезосреда – это уклад жизни, окружающий человека. К микросреде относятся семья, коллектив, ближайшее окружение человека. Выделенные уровни социальной среды находятся в диалектическом единстве. Макросреда, мезосреда и микросреда оказывают совокупное воздействие на личность человека, на его ценностные ориентации. К факторам макросреды относятся реально существующий характер общественных отношений, национальная культура, язык, а также доминирующие в обществе представления о долге, о достоинстве и чести. Рассматривая микросреду как совокупный объективный фактор, влияющий на формирование и развитие ценностных ориентаций человека, можно выделить следующие группы объективных условий:

– профессиональные;

– общественно-политические;

– учебно-воспитательные;

– культурно-просветительские;

– семейно-бытовые.

Не все ценностные ориентации социальной среды в одинаковой степени усваиваются и принимаются личностью. Ценностные ориентации личности представляют собой не беспорядочную совокупность различных представлений и оценок, а определенным образом организованную систему, в которой ценности находятся в определенном соотношении, проранжированы по порядку своей значимости. Одни из них имеют первостепенное значение, другие же второстепенное, третьестепенное и т. д. И хотя процесс усвоения личностью ценностей сложен и противоречив, тем не менее, есть основания говорить об определенной его последовательности.

Трудности и противоречия

Каждый человек с момента своего рождения застает общество как уже существующую реальность. Общество начинает оказывать свое влияние на индивида значительно раньше, чем он на жизнь общества. В связи с этим в жизни человека, возможно, выделить два качественно своеобразных периода формирования ценностных ориентаций.

В течение первого периода человек выступает преимущественно в качестве объекта социального воздействия. Активность индивида в этот период сосредоточена в основном на усвоении необходимого минимума знаний и на приобретении некоторых качеств и навыков. Общество заинтересовано в том, чтобы ценностные ориентации индивида были как можно более адекватным воспроизведением иерархии общественных ценностей, а потому процесс развития личности регулируется обществом не только по специальным каналам передачи информации, а через все те пути, которыми он усваивает социальную культуру [4, 80–82]. А.С. Макаренко отмечал: «Вы можете заставить человека трудиться сколько угодно, но если одновременно с этим вы не будете его воспитывать политически и нравственно, если он не будет участвовать в общественной и политической жизни, то этот труд будет просто нейтральным процессом, не дающим положительного результата» [2, 259].

Второй период – период сознательного усвоения ценностей, их интериоризация. Это более длительный, по сравнению с первым, период формирования ценностных ориентаций личности, их коррекция. Приобретая определенный социальный опыт в процессе деятельности, личность также усваивает общественные ценности, но через призму личностного отношения, через свое миропонимание и отношение. Происходит постоянный процесс соотношения общественных ценностей со своими ценностными представлениями и отношениями. Идет процесс самооценки, самопознания, самоопределения. В генетическом плане, таким образом, возникающие ценностные ориентации предшествуют устойчивому ценностно-оценочному отношению.

Но, с другой стороны, совокупность уже сформировавшихся ценностных отношений образует своеобразный эмоционально-волевой барьер, в зависимости от которого фиксируются или не фиксируются новые ценности.

Устойчивую систему ценностных ориентаций можно рассматривать поэтому в известном смысле как программу деятельности, так как она на уровне психики индивида функционирует как совокупность вторичных потребностей, потребности в определенных социальных отношениях, в которых могут быть реализованы его ценности, а поведение его направлено на упрочение такого рода отношения.

Таким образом, ценностные ориентации личности представляют собой, с одной стороны, результат осознания личностью существующей вне ее системы ценностей и превращение их под влиянием целого ряда факторов в систему внутриличностной социальной ориентации, а с другой – отражают структурный иерархический характер окружающей личность системы ценностей. Кроме объективных условий, на ценностное самоопределение личности влияют и субъективные. Под субъективными факторами мы понимаем такие, которые определяются самим субъектом, его внутренним состоянием, миропониманием, личностным отношением ко всему происходящему вокруг. К таким факторам можно отнести психофизиологическое состояние личности и степень ее социальной активности. Психофизиологическое состояние личности включает: волевые качества, природные задатки, характер, темперамент, способности, состояние здоровья, физическое развитие и др.

Ценностное самоопределение личности теснейшим образом связано, выступает в неразрывном единстве с ее психическими процессами. Выполняя регулятивную функцию, эти процессы придают действиям индивида и всей его профессиональной деятельности определенную целостность и направленность. Они обеспечивают адекватное отражение обстановки, ситуации, отбор необходимой информации, постановку целей и задач, предвидение результатов и последствий предпринятых действий, выбор соответствующих цели и задаче средств деятельности

Полноценное самоопределение личности возможно только в том случае, если человек: – осознанно и глубоко верит в свою жизненную цель, верит в свое индивидуально неповторимое предназначение, видит в нем высший смысл жизни и надежду на продолжение собственного «Я», в зависимости от результатов своих помыслов и дел на протяжении всей жизни; – осознает свои способности, интересы, жизненные предпочтения и мотивы поведения и руководствуется ими в различных жизненных ситуациях; ощущает себя частью природы, человеческого сообщества и способен к дружественному взаимодействию с другими людьми, независимо от их индивидуальных или коллективных мировоззренческих, ментальных особенностей; – обладает знаниями, умениями, навыками и творческими способностями, позволяющими ему наиболее полно реализовать себя в конкретной трудовой деятельности и разнообразных общественных отношениях;

– способен к целенаправленным и эффективным волевым усилиям, необходимым для самоопределения на всех этапах жизненного пути.

У слабовольной личности, как правило, нет длительной перспективы, ее направленность неустойчивая, кратковременная, ситуативная. Воля индивида, как и любого человека, характеризуется определенной направленностью, сознательной постановкой целей. Каждое волевое действие начинается с осознания цели и появления стремления к ее достижению. Проявление волевых качеств индивида находится в прямой зависимости от силы и устойчивости его ценностей. Поэтому важнейшим условием ценностного самоопределения индивида является единство ценностей его личности, взаимообусловленность и неразрывность с его волевыми качествами.

Вывод

Таким образом, можно сделать первый вывод: ценностное самоопределение личности – это сложная, динамичная, управляемая система взаимообусловленных элементов, основу которой составляют: общая культура личности, специальные знания, навыки и умения, профессиональная направленность, другие ценности и нормы.

Ценностное самоопределение личности вбирает в себя различные уровни и формы взаимодействия общественного и индивидуального в личности, определенные формы взаимодействия внутреннего и внешнего, специфические формы осознания личностью окружающего мира, настоящего и будущего, а также сущности своего «Я». Это обусловлено тем, что личность – целостная, противоречивая, взаимообусловленная, сложная, динамическая система.

Второй вывод: факторы, оказывающие влияние на ценностное самоопределение личности, имеют определенную структуру, обусловленную многообразием, сложностью, неоднозначностью, спецификой деятельности индивида, и обеспечивают механизм взаимодействия и отношений с окружающей действительностью.

Таким образом, ценностное самоопределение личности обусловлено объективными условиями общественного развития, диалектическим взаимодействием объективных и субъективных факторов, сложной отражательной деятельностью человеческой психики, личным опытом человека и многими другими факторами.

Список использованной литературы:

1. Братусь Б.С., Сидоров П.И. Психология / Клиника и профилактика раннего алкоголизма. М., 1984.

2. Макаренко А.С. О коммунистическом воспитании. – М., 1982.

3. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1993.

4. Сарингулян К.С. Моральное управление и личность. // Моральная регуляция и личность. – М.: Наука, 1992.

5. Философия: Основные проблемы философии. / Под ред. В.И. Кириллова. – М.: Мысль, 2002.

6. Философский энциклопедический словарь / Редколл.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. 2-е изд. М., 1989. С. 359.

7. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М.: Прогресс, 2000.

Наши рекомендации