Мероприятия по поддержанию мотивации при выполнении основных организационных целей
1Систематическая проверка срока работы персонала на одной должности и горизонтальное перемещение по службе Горизонтальные перемещения должны быть престижными Перемещения "вниз" по служебной иерархии также должны носить престижный характер.
2 Мероприятия по обогащению содержания труда
3. Структурное планирование организации и применение гибких организационных форм
100 Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ"
Часть I. Глава 3. Мотивация к труду
4 Развитие организационной деятельности, включающее ценность творческого подхода и обучения персонала и руководителей.
5. Развитие стратегии сотрудничества внутри групп с участием руководителей
При выборе описанных в данной работе теорий автор руководствовался фактом .признания их в развитых странах и практической ценностью Другие теории трудовой мотивации остались за рамками данной работы.
Резюме
1. Мотивация в практике управления занимает центральное место Самой трудной из функций управления является мотивирование как руководителей, так и исполнителей Сложность мотивирования связана с действием и проявлением человеческого фактора в организации.
2. Характер взаимоотношений между людьми и отношение исполнителей к своей работе проявляется в форме удовлетворенности или, наоборот, неудовлетворенности трудом.
3. Ситуацию "человек — организация" целесообразно рассматривать как единую систему, звенья которой самым тесным образом взаимодействуют друг с другом. Каждое звено этой системы имеет свою сложную структуру.
4 Правильная мотивация работников со стороны руководства влечет за собой адаптацию работника с организацией, что является залогом успешной деятельности последней.
5. В практических целях руководители всех уровней управления должны иметь представление о возможных путях мотивирования своих подчиненных, а также самих себя Знание теорий трудовой мотивации для руководителей являются необходимыми для применения в практической деятельности
Ключевые слова:
Мотивация — Побуждения, вызывающие актив-
ность и определяющие направленность личности
Подписные индексы по каталогу РОСПЕЧАТИ: 72035, 70855, 71852
В. А. Розанова
Мотив Побуждение к деятельности
Стимулирование — Побуждение к действию с помо-
щью внешних факторов
Удовлетворенность трудом — Положительное эмоциональное
состояние, вызванное реализацией потребности в труде (его содержательной или процессуальной сторонами)
Положительная мотивация — Комплекс положительных побуждений, способствующих стремлению человека к труду.
Отрицательная мотивация — Комплекс отрицательных побуждений, препятствующих стремлениям человека трудиться
Ситуация для анализа
В лаборатории одного из институтов Российской Академии естественных наук сложилась своеобразная обстановка. Заведующий лабораторией — доктор химических наук, дело свое знает, но подчиненных "не любит", он мало ориентирован на них Он не знает, чем они "живут", какие испытывают нужды и потребности, его интересует только научная продукция хорошего качества Шеф общается со своими подчиненными только языком наставлений, они часто слышат от него упреки, многими из сотрудников он не доволен Они это чувствуют, считают себя униженными и не знают, что в дальнейшем делать. Уходить — но трудно найти достойное их знаниям место, т. к. сейчас у нас с работой очень сложно Внутри самой лаборатории есть неформальный лидер, умница, отзывчивый человек, к которому они и тянутся. Между этим лидером и заведующим лабораторией существует явная неприязнь. И шеф вовсе не собирается найти с ним общий язык для пользы дела. Практически по всем вопросам науки сотрудники лаборатории идут к неформальному лидеру
Как вы считаете, может ли заведующий лабораторией мотивировать каждого научного сотрудника и всю лабораторию в целом? Как может реализоваться мотивация подчиненных? Ответьте, пожалуйста, что нужно сделать в этой ситуации, чтобы сохранить
Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ"
Часть I. Глава 3. Мотивация к труду
научный потенциал сотрудников, если, а) вы — неформальный лидер этой группы; б) подчиненный?
Вопросы для усвоения:
1. Что такое мотив и что такое мотивация?
2 Что такое стимулирование?
3 В чем состоит отличие мотивации от стимулирования? 4. Что означает термин "тейлоризм"?
5 Что лежит в основе теории А Маслоу?
6 Какие факторы выделил в своей теории Ф. Херцберг?
7. В чем состоит теория Д. МакГрегора? Почему ее называют
двухфакторной ? 8 В чем заключаются теории Д. МакКлелленда и Д. Аткинсона?
Вопросы для повторения и обсуждения
1 Что такое "мотив" и что такое "мотивация" ?
2 Являются ли синонимами термины "мотив" и "стимул"? Что такое стимулирование?
3. Дайте определение мотивации.
4. Какое отношение имеют мотивы к потребностям? 5 Каковы потребностичеловека?
6. Какие из явлений составляют содержание мотива?
7. Каковы основные положения теории А. Маслоу?
8. Почему теория Д МакГрегора называется двухфакторной?
9. Чем характеризуется "Теория X" Д. МакГрегора? 10 Чем характеризуется "Теория У" Д МакГрегора?
11. Определите сущность теории Ф. Херцберга.
12. Есть ли общее между теориями А Маслоу и теорией Ф Херцберга?
13. Какое значение имеет для управления теория Д. МакКлеланда и Д. Аткинсона?
14. Как возникли теории трудовой мотивации?
15. Можно ли считать концепцию Ф. Тейлора теорией трудовой мотивации?
16. Почему трудно мотивировать людей в процессе труда?
Подписные индексы по каталогу РОСПЕЧАТИ: 72035, 70855, 71852
В. А. Розанова
17. Нужно ли мотивировать руководителей? Каким образом, если это требуется?
18. В чем состоит различие в мотивировании руководителей и исполнителей?
19. Какую роль сыграло понятие мотивации в развитии менеджмента?
20. Опишите ситуацию, в которой необходима мотивация подчиненных.
21. Когда возникает необходимость мотивирования работников? С чем это связано?
Литература
I. Васильев И А., Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация и контроль за действием. - М • Изд. МГУ, 1991
2 Уразаева В. А. (Розанова В А.) Мотивация руководителей в новых условиях хозяйствования Текст лекции. — М АНХ при СМ СССР, 1989
3. Франкл В. Человек в поисках смысла / Пер с англ — М.- Прогресс, 1990
4. Эпштейн С. И Индустриальная социология в США — М Изд-во политической литературы, 1972
5. Производительность труда "белых воротничков" / Пер с англ. — М • Прогресс, 1989.
6. The Encyclopedia of Management. - N Y , 1963 P. 876
7. Herzberg F. Work and the Nature of Man. - N Y , 1967
8. Ford R. W. Motivation troush the Work itself AMA, - N. Y , 1979.
9 Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов / Пер с нем — М Экономика, 1990.
10. McGregor D. The Human .Side of Enterpnse - N. Y., 1960.
II. McGregor D. The Professional Manager - N. Y., 1967
12. McClelland D. C. The Two Faces of Power Journal of International Affairs Vol.24. 1970. P. 30-41
13. MaslowA. Motivational and Personality — N. Y, Harper and Brothers, 1954
14. Дизель Пол М., Уильм МакКинли Раньян / Пер с англ. — М , 1993
15 Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер / Пер с англ — М.:Дело, 1991.
16 Walker J. Human Resource Strategy Mc-Graw-Hill, Jnc, 1992
17. Ковалевски С. Руководитель и подчиненный./Пер. с польск — М : Прогресс, 1973
Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ"
Часть I. Глава 3. Мотивация к труду