Механизмы взаимопонимания в процессе общения

Механизмы социальной перцепции -способы, посредством которых люди интер­претируют, понимают и оценивают другого чело­века. Наиболее распространенными являются: эмпатия, аттаракция, каузальная атри­буция, идентификация, социальная реф­лексия.
Эмпатия — постижение эмоционального состояния другого человека, понимание его эмоций, чувств, переживаний.
Аттаракция— особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчи­вого позитивного чувства. Рассматривается в трех аспектах: процесс формирования привле­кательности другого человека; результат дан­ного процесса; качество отношений. Сущест­вует на уровне индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующих­ся взаимной привязанностью их субъектов. Важна и в деловом общении, что проявляется в выражении доброжелательности к клиенту.
Каузальная атрибуция — процесс припи­сывания другому человеку причин его поведения в том случае, когда информация об этих причи­нах отсутствует. Такое приписывание делается по принципу аналогии: либо на основе сход­ства поведения объекта восприятия с поведе­нием какого-либо знакомого лица или известного человека, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в подобной ситуации.
При этом если объекту приписываются негатив­ные черты, то себя человек оценивает, как пра­вило, с положительной стороны.

Характер атрибуций зависит от того, являет­ся ли субъект участником какого-либо события или его наблюдателем.

Г. Келли выделил три типа атрибуции:

- личностный (когда причи­на приписывается лично совершающему посту­пок);

- стимульный (когда причина приписы­вается тому объекту, на который направлено действие) ;

- обстоятельственный (когда при­чина приписывается обстоятельствам). Уста­новлено, что если субъект выступает с позиции наблюдателя, то он чаще использует личност­ную атрибуцию, если с позиции участника — то обстоятельственную.
Идентификация — отождествление себя с другим, один из самых простых способов по­нимания другого человека — уподобление себя ему. В отличие от эмпатии здесь в большей степени происходит интеллектуальное отож­дествление, результаты которого тем успеш­нее, чем более точно наблюдатель определил интеллектуальный уровень того, кого он вос­принимает.
Социальная рефлексия — понимание субъектом своих собственных индивидуальных особенностей и того, как они проявляются во внешнем поведении; осознание того, как он воспринимается другими людьми. Часто люди имеют искаженный образ самого себя. Это касается не только социальных проявле­ний внутреннего состояния, но и даже внеш­него облика.

СОДЕРЖАНИЕ И Э ФФЕКТЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик и субъекта, и объекта восприятия. Экспериментально установлено, Что одни люди чаще обращают внимание на физические черты, другие — на психологические характеристики, которые зависят от предшествующей оценки объектов восприятия. Субъективная характеристика объекта восприя­тия может быть искажена некоторыми социально-психологическими эффектами восприятия:
- эффект первого впечатления (установки),

- эффект ореола,

- эффект первичности и новизны,

- эффект стереотипизации.

Эти искажения носят объективный характер и требуют определенных усилий личности воспринимающего для их преодоления.
По А.А. Бодалеву, эффект установки формирует первое впечатление о незнакомом человеке, которое затем может принимать характер устойчивого. Эксперименты показали, что при первой встрече, как правило, обращают внимание на внешний вид, речь, невербальные реакции.

Эффект ореола — склонность переносит предварительно полученную положительную или отрицательную информацию о человеке на его реальное восприятие.

Эффект первичности и новизны — значимость порядка предъявления информации о человеке; более ранняя информация характеризуется как первичная, более поздняя — как новая. В случае восприятия незнакомого человека срабатывает эффект первичности, при восприятии знакомого человека — эффект но­визны.

Стереотипизация — устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным сокращением при взаимодействии с этим явлением. Термин был введен У. Липпманом в 1922 г., видевшим в этом явлении лишь ложное и неточное пред­ставление, используемое пропагандой. Часто встречается стереотип, связанный с груп­повой принадлежностью человека, например, к какой-либо профессии.
Следствием стереотипизации может быть:
1) упрощение процесса познания другого человека;
2) возникновение предубеждения. Если про­шлый опыт был негативным, то человек, свя­занный с этим опытом, будет при новом вос­приятии вызывать неприязнь.
Зная об эффектах восприятия, человек мо­жет использовать это знания в своих целях, соз­давая у окружающих положительный имидж — воспринимаемый и передаваемый образ личности. Условиями принимаемого имиджа являются: ориентация на социально одобряе­мые формы поведения, соответствующие со­циальному контролю, и ориентация на средний класс по социальной стратификации.

Выделяют три уровня имиджа:

- биологический (пол, возраст, здоровье и т. п.),

- психологический (качества личности, интеллект, эмоциональ­ное состояние и т. д.),

- социальный (слухи, сплетни).

ТОЧНОСТЬ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ
При восприятии человека человеком очень велик элемент субъективизма. Одним из мето­дов проверки межличностной перцепции на точ­ность является личностный тест. Однако его применение с этой целью требует оговорки:
1) не существует тестов для выявления и изме­рения всех характеристик человека;
2) тест нельзя рассматривать как единственный инструмент исследования личности.
Ограниченность тестов проявляется в том, что полученные результаты сравниваются с дан­ными некоего третьего лица, в чем тоже про­сматривается элемент субъективизма.
По мнению В. И. Жукова, подобные огра­ничения вызывает и применение метода экспертных оценок (анализируются мнения людей, хорошо знающих объект восприятия, по­лученные суждения сравниваются с данными субъекта), но здесь есть преимущества: не лими­тируемый выбор параметров межличностного восприятия.
Один из путей решение проблемы точности межличностной перцепции — осмысление совокупности помех, мешающих восприятию человека человеком.

Можно выделить следую­щие факторы, мешающие правильному вос­приятию людей:
1. Неумение различать ситуации по целям и задачам общения; по намерениям и мотивам субъектов; прогнозировать формы поведения, состояние дел, самочувствие людей.
2. Наличие заранее заданных установок, оце­нок, убеждений.
3. Наличие уже сформированных стереотипов.
4. Стремление делать преждевременные за­ключения.
5. Отсутствие желания и привычки прислу­шиваться к мнению других людей.
6. Однажды высказанное суждение не ме­няется, несмотря на то, что накапливается новая информация.


Согласно теории Соловьевой точность вос­приятия можно повысить, анализируя обрат­ную связь, что способствуют более точному прогнозу поведения партнера по общению.

В настоящее время активно развивается идея развития перцептивных способ­ностей человека. Наиболее плодотворной оказалось использование социально-психо­логического тренинга. Л. А. Петровской разработаны сценарии, ориентированные на повышение перцептивной компетенции.
Широко распространенные на уровне житей­ской психологии представления о связи физи­ческих характеристик человека и его психо­логических особенностей получили название иллюзорных корреляций. В основе этих сте­реотипов лежат не только житейские наблюде­ния, но и обрывки распространенных в прошлом психологических концепций (Э. Кречмер, Л. Шелдон — связь типов конституции челове­ка с чертами характера; физиогномика и т. д.). Снять эти иллюзии тяжело даже в ходе тренинга.
Плодотворной оказалась и идея видеотре­нинга, которая позволяет научиться видеть себя со стороны, сопоставив представления о себе с тем, как тебя воспринимают другие.


ПРОБЛЕМА ГРУППЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Проблема группы — это ключевое понятие социальной психологии. Любая совокупность людей, рассматриваемая как общность, обозначается как социальная группа (семья, компания друзей, очередь в магазине, студенческая аудитория и т. п.). Группа может изучаться с позиции любой общности: социальной, производственной, бытовой, экономической, целевой и т. д.
По мнению Е. В. Андриенко, индивиды не принадлежат к группе всей своей личностью, а только теми аспектами, которые связаны с со­циальными ролями, выполняемыми в данной группе.

По Т. Шибутани, социальная группа представляет собой важную форму объединения людей в процессе деятельности и общения. В Российской педагогической энциклопедии указывается, что педагогика рассматривает социальную группу как относительно устойчивую совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями нормами.
Социальную группу в ряде случаев обозна­чают понятием страт. Основы социальной стратификации заложены М. Вебером, который рассматривал социальную структуру общества как многомерную систему. Наиболее . разработанной является функциональная концепция социальной стратификации. Согласно этой теории стратификационная система общества представляет собой дифференциацию социальных ролей и позиций. Она обусловлена разделением труда и социальной диффе­ренциацией различных групп, а также системой ценностей и культурных стандартов, определя­ющих значимость той или иной деятельности и узаконивающих социальное неравенство.
По мнению Т. Парсона, универсальными критериями социальной стратификации яв­ляются:
1) качество (предписывание индивиду опреде­ленной характеристики);
2) исполнение (оценка деятельности и индиви­да в сравнении с деятельностью других лю­дей);
3) обладание материальными ценностями, талантом, культурой.

Используется следующая вертикальная стратификация:
1) высший класс профессионалов;
2) технические специалисты среднего уровня;
3) коммерческий класс;
4) мелкая буржуазия;
5) техники и рабочие, осуществляющие руково­дящие функции;
6) квалифицированные рабочие;
7) неквалифицированные рабочие.

Для социально-психологического подхода характерно следующее: выполнение различ­ных социальных функций, человек является членом многочисленных социальных групп, что определяет объективное место личности в системе социальной деятельности и сказы­вается на формировании ее сознания. Для со­циальной психологии важность группового подхода» состоит в определении степени груп­повых влияний на содержание сознания лич­ности.

Наши рекомендации