Механизмы взаимопонимания в процессе общения
Механизмы социальной перцепции -способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека. Наиболее распространенными являются: эмпатия, аттаракция, каузальная атрибуция, идентификация, социальная рефлексия.
Эмпатия — постижение эмоционального состояния другого человека, понимание его эмоций, чувств, переживаний.
Аттаракция— особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. Рассматривается в трех аспектах: процесс формирования привлекательности другого человека; результат данного процесса; качество отношений. Существует на уровне индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью их субъектов. Важна и в деловом общении, что проявляется в выражении доброжелательности к клиенту.
Каузальная атрибуция — процесс приписывания другому человеку причин его поведения в том случае, когда информация об этих причинах отсутствует. Такое приписывание делается по принципу аналогии: либо на основе сходства поведения объекта восприятия с поведением какого-либо знакомого лица или известного человека, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в подобной ситуации.
При этом если объекту приписываются негативные черты, то себя человек оценивает, как правило, с положительной стороны.
Характер атрибуций зависит от того, является ли субъект участником какого-либо события или его наблюдателем.
Г. Келли выделил три типа атрибуции:
- личностный (когда причина приписывается лично совершающему поступок);
- стимульный (когда причина приписывается тому объекту, на который направлено действие) ;
- обстоятельственный (когда причина приписывается обстоятельствам). Установлено, что если субъект выступает с позиции наблюдателя, то он чаще использует личностную атрибуцию, если с позиции участника — то обстоятельственную.
Идентификация — отождествление себя с другим, один из самых простых способов понимания другого человека — уподобление себя ему. В отличие от эмпатии здесь в большей степени происходит интеллектуальное отождествление, результаты которого тем успешнее, чем более точно наблюдатель определил интеллектуальный уровень того, кого он воспринимает.
Социальная рефлексия — понимание субъектом своих собственных индивидуальных особенностей и того, как они проявляются во внешнем поведении; осознание того, как он воспринимается другими людьми. Часто люди имеют искаженный образ самого себя. Это касается не только социальных проявлений внутреннего состояния, но и даже внешнего облика.
СОДЕРЖАНИЕ И Э ФФЕКТЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик и субъекта, и объекта восприятия. Экспериментально установлено, Что одни люди чаще обращают внимание на физические черты, другие — на психологические характеристики, которые зависят от предшествующей оценки объектов восприятия. Субъективная характеристика объекта восприятия может быть искажена некоторыми социально-психологическими эффектами восприятия:
- эффект первого впечатления (установки),
- эффект ореола,
- эффект первичности и новизны,
- эффект стереотипизации.
Эти искажения носят объективный характер и требуют определенных усилий личности воспринимающего для их преодоления.
По А.А. Бодалеву, эффект установки формирует первое впечатление о незнакомом человеке, которое затем может принимать характер устойчивого. Эксперименты показали, что при первой встрече, как правило, обращают внимание на внешний вид, речь, невербальные реакции.
Эффект ореола — склонность переносит предварительно полученную положительную или отрицательную информацию о человеке на его реальное восприятие.
Эффект первичности и новизны — значимость порядка предъявления информации о человеке; более ранняя информация характеризуется как первичная, более поздняя — как новая. В случае восприятия незнакомого человека срабатывает эффект первичности, при восприятии знакомого человека — эффект новизны.
Стереотипизация — устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным сокращением при взаимодействии с этим явлением. Термин был введен У. Липпманом в 1922 г., видевшим в этом явлении лишь ложное и неточное представление, используемое пропагандой. Часто встречается стереотип, связанный с групповой принадлежностью человека, например, к какой-либо профессии.
Следствием стереотипизации может быть:
1) упрощение процесса познания другого человека;
2) возникновение предубеждения. Если прошлый опыт был негативным, то человек, связанный с этим опытом, будет при новом восприятии вызывать неприязнь.
Зная об эффектах восприятия, человек может использовать это знания в своих целях, создавая у окружающих положительный имидж — воспринимаемый и передаваемый образ личности. Условиями принимаемого имиджа являются: ориентация на социально одобряемые формы поведения, соответствующие социальному контролю, и ориентация на средний класс по социальной стратификации.
Выделяют три уровня имиджа:
- биологический (пол, возраст, здоровье и т. п.),
- психологический (качества личности, интеллект, эмоциональное состояние и т. д.),
- социальный (слухи, сплетни).
ТОЧНОСТЬ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ
При восприятии человека человеком очень велик элемент субъективизма. Одним из методов проверки межличностной перцепции на точность является личностный тест. Однако его применение с этой целью требует оговорки:
1) не существует тестов для выявления и измерения всех характеристик человека;
2) тест нельзя рассматривать как единственный инструмент исследования личности.
Ограниченность тестов проявляется в том, что полученные результаты сравниваются с данными некоего третьего лица, в чем тоже просматривается элемент субъективизма.
По мнению В. И. Жукова, подобные ограничения вызывает и применение метода экспертных оценок (анализируются мнения людей, хорошо знающих объект восприятия, полученные суждения сравниваются с данными субъекта), но здесь есть преимущества: не лимитируемый выбор параметров межличностного восприятия.
Один из путей решение проблемы точности межличностной перцепции — осмысление совокупности помех, мешающих восприятию человека человеком.
Можно выделить следующие факторы, мешающие правильному восприятию людей:
1. Неумение различать ситуации по целям и задачам общения; по намерениям и мотивам субъектов; прогнозировать формы поведения, состояние дел, самочувствие людей.
2. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений.
3. Наличие уже сформированных стереотипов.
4. Стремление делать преждевременные заключения.
5. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей.
6. Однажды высказанное суждение не меняется, несмотря на то, что накапливается новая информация.
Согласно теории Соловьевой точность восприятия можно повысить, анализируя обратную связь, что способствуют более точному прогнозу поведения партнера по общению.
В настоящее время активно развивается идея развития перцептивных способностей человека. Наиболее плодотворной оказалось использование социально-психологического тренинга. Л. А. Петровской разработаны сценарии, ориентированные на повышение перцептивной компетенции.
Широко распространенные на уровне житейской психологии представления о связи физических характеристик человека и его психологических особенностей получили название иллюзорных корреляций. В основе этих стереотипов лежат не только житейские наблюдения, но и обрывки распространенных в прошлом психологических концепций (Э. Кречмер, Л. Шелдон — связь типов конституции человека с чертами характера; физиогномика и т. д.). Снять эти иллюзии тяжело даже в ходе тренинга.
Плодотворной оказалась и идея видеотренинга, которая позволяет научиться видеть себя со стороны, сопоставив представления о себе с тем, как тебя воспринимают другие.
ПРОБЛЕМА ГРУППЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Проблема группы — это ключевое понятие социальной психологии. Любая совокупность людей, рассматриваемая как общность, обозначается как социальная группа (семья, компания друзей, очередь в магазине, студенческая аудитория и т. п.). Группа может изучаться с позиции любой общности: социальной, производственной, бытовой, экономической, целевой и т. д.
По мнению Е. В. Андриенко, индивиды не принадлежат к группе всей своей личностью, а только теми аспектами, которые связаны с социальными ролями, выполняемыми в данной группе.
По Т. Шибутани, социальная группа представляет собой важную форму объединения людей в процессе деятельности и общения. В Российской педагогической энциклопедии указывается, что педагогика рассматривает социальную группу как относительно устойчивую совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями нормами.
Социальную группу в ряде случаев обозначают понятием страт. Основы социальной стратификации заложены М. Вебером, который рассматривал социальную структуру общества как многомерную систему. Наиболее . разработанной является функциональная концепция социальной стратификации. Согласно этой теории стратификационная система общества представляет собой дифференциацию социальных ролей и позиций. Она обусловлена разделением труда и социальной дифференциацией различных групп, а также системой ценностей и культурных стандартов, определяющих значимость той или иной деятельности и узаконивающих социальное неравенство.
По мнению Т. Парсона, универсальными критериями социальной стратификации являются:
1) качество (предписывание индивиду определенной характеристики);
2) исполнение (оценка деятельности и индивида в сравнении с деятельностью других людей);
3) обладание материальными ценностями, талантом, культурой.
Используется следующая вертикальная стратификация:
1) высший класс профессионалов;
2) технические специалисты среднего уровня;
3) коммерческий класс;
4) мелкая буржуазия;
5) техники и рабочие, осуществляющие руководящие функции;
6) квалифицированные рабочие;
7) неквалифицированные рабочие.
Для социально-психологического подхода характерно следующее: выполнение различных социальных функций, человек является членом многочисленных социальных групп, что определяет объективное место личности в системе социальной деятельности и сказывается на формировании ее сознания. Для социальной психологии важность группового подхода» состоит в определении степени групповых влияний на содержание сознания личности.