Шкала эмоциональных состояний
1 - сильное отрицательное: сильное неудовольствие, ярость, отчаяние, ужас;
2 - слабое отрицательное: слабое неудовольствие, гнев, огорчение, обида, тревога, страх;
3 - нейтральное: спокойствие, уверенность;
4 - слабое положительное: слабое удовольствие, удовлетворенность;
5 - сильное положительное: сильное удовольствие, радость, восторг.
Стимульный материал должен быть подобран таким образом, чтобы каждый его фрагмент вызывал у испытуемого эмоцию, приблизительно соответствующую одному из пунктов приведенной выше шкалы. Интенсивность переживаемой испытуемым эмоции при оценке стимульного материала также может быть оценена в баллах, в данном задании от 1 до 5, причем чем сильнее эмоция, тем выше балл.
Лабораторное занятие состоит из двух частей: в 1-м опыте испытуемый оценивает интенсивность возникающих у него эмоций, а во 2-м опыте - частоту возникновения эмоций.
Аппаратура и стимульный материал. Магнитофон, кинопроектор, 5 магнитозаписей фрагментов музыкальных произведений (или киносюжетов) комедийного, трагедийного и нейтрального содержания (весь материал должен быть предварительно прошкалирован). Длительность всех фрагментов музыкальных произведений (или киносюжетов) одинакова. Это особенно важно для 2-го опыта.
К занятию должны быть заранее заготовлены формы для протокольных записей в количестве, соответствующем числу предъявляемых музыкальных произведений (или киносюжетов) - в нашем случае будет 5 протоколов. При этом каждый протокол должен состоять из двух частей соответственно двум частям занятия (форма 26): I - для оценки интенсивности эмоций и II - для оценки частоты появления эмоций.
ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ Форма 26
Основная эмоция | Градация основной эмоции | I.Оценка интенсивности | II. Оценка частоты эмоций | ||||||
для градаций основной эмоции | для основной эмоции суммарно | для градации основной эмоции | для основной эмоции суммарно | ||||||
Интерес | Внимательный Концентрированный Собранный | ||||||||
Радость | Наслаждающийся Счастливый Радостный | ||||||||
Удивление | Удивленный Изумленный Пораженный | ||||||||
Горе | Унылый Печальный Сломленный | ||||||||
Отвращение | Чувствующий неприязнь Чувствующий отвращение Чувствующий омерзение | ||||||||
Презрение | Презрительный Пренебрегающий Надменный | ||||||||
Страх | Пугающий Страшный Сеющий панику | ||||||||
Стыд | Застенчивый Робкий Стыдливый | ||||||||
Вина | Сожалеющий Виноватый Раскаивающийся |
Порядок работы. Занятие групповое. Стимульный материал предъявляет преподаватель (или его помощник) всей группе студентов одновременно предъявление осуществляется в случайном порядке. Каждый студент оценивает возникающие у него эмоции сам и сам ведет протокольные записи. Приступая к каждому из опытов, экспериментатор знакомит всю группу с инструкцией.
Инструкция испытуемым для 1-го опыта: «Вам будут предъявлены 5 музыкальных произведений (киносюжетов). Ваша задача состоит в том, чтобы в процессе их прослушивания (просмотра) оценивать интенсивность возникающих у вас эмоций в соответствии со списком шкалы Изарда. В протоколе вы должны ставить знак плюс под той цифрой графы "Оценка интенсивности", которая, на ваш взгляд, более всего соответствует интенсивности возникающих у вас эмоций. При этом учитывайте, что большее число означает и более интенсивную эмоцию».
Инструкция для 2-го опыта: «Вам будут предъявлены 5 музыкальных произведений (или киносюжетов). Ваша задача состоит в том, чтобы в процессе их прослушивания (или просмотра) отмечать все случаи возникновения у вас эмоций в соответствии со списком шкалы Изарда. В предложенном протоколе вы должны ставить знак плюс в графе "Оценка частоты" всякий раз, как только вы решите, что у вас возникает эмоция, указанная в списке».
Обработка результатов соответственно двум опытам задания состоит из двух частей.
I. Оценка интенсивности эмоций:
1. Подсчитать суммарный балл интенсивности каждой основной эмоции; он складывается из оценок интенсивности трех градаций.
2. Построить гистограммы для каждого музыкального произведения (или фильма). Для этого на оси абсцисс записать названия основных эмоций, а по оси ординат отложить значения ее интенсивности.
3. Поскольку стимульный материал был заранее прошкалирован экспертами, т. е. разделен на пять групп, то можно по этим пяти точкам построить также график зависимости интенсивности каждой основной эмоции от степени убывания отрицательной и нарастания положительной эмоции.
4. Подсчитать суммарную интенсивность всех 10 основных эмоций для каждого предъявленного стимула (это даст численное выражение вашей общей эмоциональности).
5. Построить график зависимости общей эмоциональности от степени убывания отрицательной и нарастания положительной эмоции; на оси абсцисс в этом случае надо отложить значение шкалы Зинченко, а на оси ординат - численное выражение общей эмоциональности.
II. Оценка частоты встречаемости эмоций:
1. Подсчитать суммарную частоту каждой основной эмоции, обобщив первичные данные для ее градаций.
2. Построить гистограммы для каждого музыкального произведения (киносюжета). Для этого на оси абсцисс записать названия основных эмоций а по оси ординат отложить суммарные частоты ее встречаемости в каждом стимульном фрагменте.
3. Построить графики зависимости частоты встречаемости каждой эмоции от степени убывания отрицательной и нарастания положительной эмоции, т. е. по 5 точкам шкалы Зинченко.
4. Подсчитать суммарную частоту проявления всех 10 основных эмоций для каждого предъявленного стимула (это, как и в 1-м опыте, даст численное выражение вашей общей эмоциональности).
5. Построить график зависимости общей эмоциональности от степени убывания отрицательной и нарастания положительной эмоции.
Прианализе результатов следует указать доминирующую, т. е. наиболее выраженную, эмоцию для каждого стимула. Определить, при каком значении интенсивности стимулов эмоциональность, т. е. суммарная интенсивность всех основных эмоций, максимальна и минимальна.
Контрольные вопросы
1. Что такое шкала дифференциальных эмоций?
2. В чем преимущества и недостатки метода самооценки эмоционального состояния?
3. Каковы два способа оценки дифференциальных эмоций?
Занятие 8.3 ИЗУЧЕНИЕ ВЕГЕТАТИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭМОЦИЙ (МЕТОДИКА ИЗМЕРЕНИЯ ЧАСТОТЫ ПУЛЬСА ПО ДАННЫМ ЭКГ И КОЖНО-ГАЛЬВАНИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ)
Вводные замечания. В данном задании привлекается внимание к характеристикам эмоций, называемым объективными. Достоинство указанного метода в том, что регистрируемые параметры практически не подвержены сознательному контролю со стороны обследуемого, благодаря чему получаемые данные весьма достоверны. Кроме того, сама процедура регистрации позволяет непосредственно в ходе опыта применять ЭВМ. Использование мощных математических процедур многократно усиливает возможности этого метода.
В данном эксперименте испытуемый должен угадывать момент появления информативных стимулов после появления предупредительного сигнала. Неправильное угадывание наказывается ударом электрического тока, что создает для испытуемого ситуацию эмоциональной напряженности. Сила электрического воздействия (в данном случае - подкрепления) и вероятность появления стимула переменны. Регулируя вероятность появления стимула, мы изменяем для испытуемого степень прагматической неопределенности. Изменяя величину электрокожного воздействия на испытуемого, мы регулируем уровень его эмоциональной напряженности. Параллельно процедуре угадывания испытуемым момента появления информативного стимула у него производят регистрацию показателей вегетативных проявлений эмоций, а именно частоту пульса и степень выраженности кожно-гальванической реакции (КГР).
Аппаратура и стимульный материал. Звуковой генератор (или аудиометр) и наушники для предъявления звуковых стимулов, лампа для подачи предупредительного сигнала, электростимулятор для подачи стимулов подкрепления. В качестве усилительной и регистрирующей аппаратуры могут служить любой усилитель биопотенциалов в комплекте с самописцем кардиограф или электроэнцефалограф (их можно использовать для записи ЭКГ, КГР и для отметки раздражения).
Заранее необходимо заготовить бланки для ведения протокола (формы 27а и 276). В этих бланках должны быть указаны четыре программы подачи стимулов соответственно вероятности их появления: 0,25; 0,50; 0,75 и 1,0. Всего потребуется шесть протоколов: по одному на каждую интенсивность подкрепления (значения ее см. ниже) плюс один протокол для фоновых замеров. Число световых стимулов не должно быть больше 40-50, чтобы не затягивать эксперимента.
ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ*
(запись ответов ведет один из экспериментаторов)
Оценка словесных ответов Форма 27а
Величина подкрепления...
Программа подачи стимулов | Ответ испытуемого | Вероятность правильного ответа | |
Вероят-ность основного (звукового) стимула | Последовательность предупредительного и основного стимулов | ||
2,5 | Свет...................................... | ||
Свет...................................... | |||
Свет + звук........................... | |||
Свет...................................... | |||
Свет + звук.......................… | |||
… | … | ||
Свет...................................... | |||
1,0 | И т. д. (последовательность указана |
_____________________
*Для фоновых замеров, а также для остальных величин подкрепления запись производится в аналогичной форме.
Оценка «вегетативного ответа»Форма 276
Программа | Пульс | Кожно-гальваническая реакция(КГР) | ||||
Интенсивность подкрепления (значения индивидуального порога) | Вероятность появления стимула | Частота, число ударов в 1 мин | Диспер-сия R-зубцов, мм | Суммар- ная площадь КГР, мм2 | Сумма амплитуд, мм | Диспер-сия амплитуд |
1,0 | 0,25 | |||||
0,50 | ||||||
0,75 | ||||||
1,0 | ||||||
… | ||||||
3,0 | 0,25 | |||||
И т.д. |
Порядок работы. Для работы студенты группируются по три человека: один - испытуемый, второй - экспериментатор, подающий стимулы и ведущий записи ответов испытуемого в протоколе, третий - экспериментатор, следящий за записью ЭКГ и КГР на ленте прибора.
До проведения основного эксперимента требуется произвести несколько предварительных замеров: во-первых, определить индивидуальный порог чувствительности испытуемого к подкреплению - силе электрического тока и, во-вторых, записать фоновые (т. е. характерные для обычного состояния испытуемого) показатели пульса и кожно-гальванической реакции.
I. Определение индивидуального порога. Поскольку значение порога, измеренное в вольтах, для каждого испытуемого свое (например, для одного: 15,0; 22,5; 30,0; 37,5; 45,0 В, а для другого: 10; 15; 20; 25; 30 В, то требуется уравнять испытуемых перед угрозой воздействия электрическим током. Тем самым они будут поставлены в равные условия эксперимента, что совершенно необходимо ввиду того, что в опыте важна именно субъективная оценка испытуемым силы подкрепления. Поэтому величина электрического воздействия при неправильных ответах должна быть определена в значениях индивидуального порога, например в нашем задании 1,0; 1,5; 2,0; 2,5; 3,0.
Процедура определения индивидуального порога состоит в следующем. Ручку регулировки напряжения на электростимуляторе экспериментатор ставит в положение 0. На предплечье испытуемого прикрепляют электроды для подачи раздражения. Затем ручкой регулировки экспериментатор постепенно наращивает напряжение тока до тех пор, пока испытуемый явно не почувствует появление электрического раздражения. После этого напряжение сбрасывают до нуля и затем вновь повышают до появления повторного ощущения. И так поступают не менее 5 раз. На основе этих замеров и определяют средний индивидуальный порог к воздействию электрического раздражителя. Величина среднего порога является исходной для определения летальных четырех значений электрического раздражения. Допустим, что порог равен 10 в, тогда соответственно значениям его, равным 1; 1,5; 2,0; 2,5 3,0, ряд значений подкрепления током будет следующим: 10, 15, 20, 25 и 30 в.
II. Запись фоновых показателей ЭКГ и КГР. Эта процедура нужна для того, чтобы получить значение исходных для данного испытуемого значений вегетативных показателей. Процедура записи ЭКГ следующая. Поставить электроды для записи ЭКГ, причем в условиях учебного помещения наиболее удобно I стандартное отведение, т. е. размещение электродов на предплечьях правой и левой рук. Поставить электроды для записи КГР, причем в нашем случае их можно поставить на средний палец правой руки. Снять фоновые показатели ЭКГ и КГР. Процедура записи проста и подробно описана в руководствах по практическим занятиям по физиологии*.
*Коган А. Б., Шитов В. С. Техника физиологического эксперимента. М., 1967. 795 с.; Водолазский Л. А. Основы техники клинической электрографии. М., 1966. 272с.; Сумароков А. В., Михайлов А. А. Клиническая электрокардиография. М., 1975. 224 с.
III. Основной эксперимент. Перед его началом надлежит надеть испытуемому наушники и посадить его перед лампой, с помощью которой один из экспериментаторов будет подавать предупредительные сигналы. Выбрать (выбор должен быть случайным) одну из четырех программ подачи стимулов и один из шести стимулов-подкреплений, рассчитанных в значениях индивидуального порога. После этого сообщить испытуемому инструкцию.
Инструкция испытуемому: «Вам будет предъявлено несколько предупредительных - световых - сигналов и несколько основных - звуковых - сигналов. Вслед за световым сигналом возможно появление звукового стимула, но последний может и не появиться. Ваша задача состоит в том, чтобы на появление светового сигнала отвечать словом "Да", когда вслед за ним, по вашему мнению, должен появиться звуковой стимул, или словом "Нет", если вы не ожидаете появления звука. Будет проведено несколько проб. В первой из них успешность вашего угадывания не будет подвергаться оценке. Во всех остальных пробах за неправильный ответ вы будете подвергнуты удару слабым током. Интенсивность удара будет меняться от пробы к пробе».
Экспериментаторы приступают к подаче раздражителей в соответствии с выбранной программой. Все замеры повторяют для всех остальных программ, т. е. других вероятностей появления основного стимула и величины электрического воздействия.
Обработка результатов
1. На основании словесных ответов испытуемого подсчитать вероятность правильного ответа, определяемую как отношение числа правильных ответов к общему числу предъявленных стимулов.
2. Произвести обработку кардиограммы следующим образом. Для этого на отрезке, соответствующем серии сигналов одной вероятности появления звукового стимула при одной и той же величине подкрепления электрическим током, отыскивают всплески, отражающие электрические колебания сердца. Лучше всего заметны R-зубцы, по их числу и определяют частоту пульса. Затем циркулем-измерителем замеряют расстояния между R-зубцами (в миллиметрах) и на основании 30-40 таких замеров подсчитывают дисперсию (D) этой величины.
3. Произвести обработку записи КГР. Для этого сначала на ленте записи проводят нулевую линию. Проще всего это сделать, соединив прямой линией запись, произведенную пером самописца до и после записи КГР. Далее с помощью полупрозрачной клетчатой бумаги (или палетки, или из прозрачной пленки с нанесенной на нее сеткой) определяют суммарную площадь записи, заключенной между кривой КГР и нулевой линией на участке, соответствующем серии сигналов одной вероятности появления звукового стимула (в квадратных миллиметрах). Затем циркулем-измерителем измеряют амплитуды множества всплесков КГР (в миллиметрах), после чего подсчитывают сумму амплитуд и дисперсию амплитуд. Число реакций может изменяться от нескольких до 30 и более. Обработку ЭКГ и КГР проводят для всех величин интенсивности подкрепления.
4. Построить графики зависимости «вегетативного ответа» от интенсивности воздействия током. Для этого на оси абсцисс следует отложить величины электрокожного воздействия, а ось ординат проградуировать дважды, а именно для показателей пульса и для показателей КГР. Можно изменить условия и, например, построить график зависимости «вегетативного ответа» от вероятности появления основного стимула. В этом случае на оси абсцисс следует отложить вероятность появления стимула, а на осях ординат - величины вегетативного ответа, т. е. показатели пульса и КГР. Точно так же можно связать величину вегетативного ответа с вероятностью правильного ответа, а последнюю - с интенсивностью подкрепления.
Прианализе полученных зависимостей выявить области, где величины вегетативного ответа принимают экстремальные значения. Выявить наиболее и наименее информативные показатели. Проанализировать, как связана вероятность правильного ответа с величиной вегетативного ответа, выявить области наибольшей точности ответа.
Контрольные вопросы
1. С помощью каких электрофизиологических показателей можно произвести оценку эмоционального состояния человека?
2. В каком направлении изменяются величины вегетативного ответа при повышении эмоционального напряжения?
3. Как связаны между собой вероятность появления стимула, вероятность правильного ответа испытуемого и величины его вегетативного ответа?
Занятие 8.4 РАСПОЗНАВАНИЕ ЭМОЦИЙ ПО ВЫРАЖЕНИЮ ЛИЦА
Вводные замечания. Необходимость развития навыков невербальной коммуникации во многих областях практической деятельности человека, в частности умение разбираться в эмоциональных проявлениях партнеров по общению, приводило психологов как в нашей стране, так и за рубежом к попыткам создания методик оценки и контроля этого качества.
Поскольку в процессе общения внимание в основном сосредоточено на лицах собеседников, невербальные проявления регулируют и во многом определяют взаимопонимание между людьми. Среди других невербальных средств мимика человека занимает особое место, поскольку изменение лицевых мышц практически всегда несет в себе эмоциональную нагрузку, отражая чувства говорящего.
Известно, что помимо спонтанных выражений эмоций (например, внезапный испуг, ярость и другие проявления) человек может управлять своими эмоциональными реакциями, сознательно передавая их окружающим. В этом случае эмоциональные проявления выполняют коммуникативную функцию, выступая в качестве средств невербальной коммуникации,
При всех возможных индивидуальных различиях человек обладает ограниченным репертуаром мимических выражений, которые он может использовать для передачи своего эмоционального состояния.
Многочисленные межкультурные эксперименты убедительно доказывают существование шести универсальных эмоциональных проявлений на лице (гнев, отвращение, страх, радость, грусть и удивление), самые последние исследования добавили к ним седьмое - презрение.
Долгое время проблемой оставалось объективно описать основные эмоциональные выражения, учитывая анатомию и особенности функционирования лицевых мышц. До тех пор пока не был разработан специальный метод кодирования мимических выражений FAST - Facial Affect Scoring Technique. Метод основан на сравнении оцениваемого лица с эталоном - набором фотографий FAST. При этом не требуется никакой словесной оценки, что снижает степень пристрастности «эксперта» при интерпретации выражения на лице. FAST позволяет провести анализ экспрессии с точки зрения наличия в ней компонентов выражения шести перечисленных выше основных эмоциональных проявлений.
В дальнейшем на ее основе была разработана и усовершенствована новая методика измерения экспрессии, основанная на функциональной анатомии мышечной системы лица FACS - Facial Action Coding System (система кодирования активности лицевых мышц), которая позволяет оценивать не только статические, но и динамические выражения (видеозапись экспрессии). При создании FAST и FACS использовался анализ движений лицевых мышц в условиях различной стимуляции.
Долгое время основным ограничением в проведении исследований восприятия эмоциональных проявлений было отсутствие методики, выполненной на высоком техническом уровне и основанной на достаточно объективном методе регистрации лицевых выражений.
При проведении экспериментов на распознавание эмоций исследователи сами фотографировали актеров, изображающих различные мимические реакции, а затем привлекали группу экспертов для отбора наиболее удачных снимков и оценки полученных выражений. Данные, полученные таким образом, могли быть весьма относительными.
Первая методика, получившая широкую известность и учитывающая более объективный метод кодирования, была создана американскими психологами П. Экманом и У. Фризеном в 1976 г. под названием Pictures of Facial Affect (PFA). В 1988 r методика была усовершенствована П. Экманом и Д. Матсимотой и получила название JACFEE. На сегодняшний день она является единственной методикой, обладающей рядом уникальных методологических характеристик.
1. Все слайды соответствуют системе кода FACS, которая обеспечивает надежность изображения основных эмоций; а также подтверждает, что все эмоциональные проявления находятся на одном уровне интенсивности. В отличие от предыдущего варианта, где эмоциональные выражения значительно варьировались по интенсивности как внутри одного эмоционального контекста, так и между различными эмоциями.
2. Каждый человек представлен на фотографии только один раз. Если один и тот же человек изображал разные проявления эмоций, испытуемые невольно стремились идентифицировать человека по фотографии, а не распознавать эмоцию.
3. Методика содержит одинаковое количество мужских и женских фотографий.
4. Люди, изображающие эмоции, принадлежат к различным этническим группам, что позволяет успешно использовать методику в межкультурных экспериментах.
5. Все слайды выполнены в цвете, с учетом последних технических средств в освещении и фотографии.
Тщательный отбор фотографий для стимульного ряда и их соответствие системе кодирования позволило говорить о точном изображении основных эмоциональных проявлений. Нормы, полученные в многочисленных межкультурных исследованиях показали, что каждая фотография точно и надежно представляет именно ту эмоцию, которую требуется опознать независимо от культурной принадлежности и пола тех, кто их выражает.
Методика JACFEE состоит из 56 слайдов и включает по 8 фотографий для каждой из 7 универсальных эмоций (гнев, презрение, отвращение, страх, счастье, грусть и удивление). Причем каждому эмоциональному контексту соответствуют фотографии четырех европейцев (двух мужчин и двоих женщин), четырех азиатов (двух мужчин и двоих женщин), составленные в случайном порядке.
На данный момент это единственный метод, учитывающий методологические требования проведения кросскультурных исследований. Разработка метода с изображением эмоций представителями всех рас продолжается в настоящее время.
Цель работы: ознакомление с методикой оценки эмоциональных состояний по выражению лица.
Оснащение: слайд-проектор, ответные листы.
Процедура проведения. Эксперимент состоит из двух частей.
В первой части каждый слайд предъявляется испытуемым в течение 10 с в заранее составленном случайном порядке. Ответный лист содержит список из 7 эмоций (прил. 8.4.1). Испытуемые выбирают только одно слово, которое с их точки зрения наиболее соответствует эмоции, представленной на слайде.
Приложение 8.4.1
гнев | презрение | отвращение | страх | радость | грусть | удивление | |
… | гнев | презрение | отвращение | страх | радость | грусть | удивление |
гнев | презрение | отвращение | страх | радость | грусть | удивление |
Инструкция испытуемым: «Целью данного исследования является изучение роли эмоций в процессе общения: как эмоции помогают правильно понимать вашего собеседника, какую информацию о человеке вы можете получить, анализируя выражение его лица.
Вашему вниманию будет предложена серия фотографий людей, лица которых выражают различные эмоциональные состояния. Вашей задачей будет определить, какие конкретно эмоции выражает каждая из предложенных фотографий.
Для оценивания каждой фотографии вам будет дано 10 с, во время которых вы должны выбрать одну из указанных эмоций и отметить ее на ответном листе. Рассматривайте каждую фотографию как новую, независимую от предыдущих задачу.
Пожалуйста, будьте внимательны, не пропускайте порядок и не давайте больше одного варианта ответа на одно предъявление».
Во второй части эксперимента испытуемым снова предъявляются те же слайды и в том же порядке с интервалом в 10 с, но в их задачу входит не опознать эмоцию, а оценить ее интенсивность. В ответном листе представлена 9-балльная шкала - от нейтрального (0) до очень сильного (8) выражения эмоции (прил. 8.4.2).
Приложение 8.4.2
… | |||||||||
Инструкция испытуемым: «Целью второй части данной методики является определение интенсивности выражения эмоций. Рассматривайте каждую из предложенных фотографий как новую, независимую от предыдущих задачу.
Для оценивания каждой фотографии вам будет дано 10 с, во время которых вы должны сделать выбор и обвести кружком соответствующую ему цифру.
На этот раз будет не важно, какая эмоция предъявляется. Вашей задачей является только определение силы, интенсивности данной эмоции.
Если вы считаете, что данная фотография вообще не выражает никаких эмоций, то обведите цифру «О», если фотография выражает слабое проявление эмоций, обведите цифру «1» или «2»; если вы считаете, что это сильно проявление эмоций - цифру «7» или «8».
Пожалуйста, не пропускайте порядок и не давайте больше одного варианта ответа на одно предъявление».
В каждый просмотр испытуемые оценивают все 56 фотографий.
Обработка результатов
При первичной обработке результатов подсчитывается количество совпадений в ответах испытуемых и «ключа» методики. За правильное опознание присваивался 1 балл, за ошибочное - 0 баллов. Таким образом, максимальное количество баллов по каждому эмоциональному выражению составляет 8 баллов, что соответствует 100% распознавания. Это означает что данная эмоция во всех предъявлениях правильно определяется данным конкретным испытуемым.
Максимальное количество правильно опознанных мужских слайдов составляет 28 баллов ('100 %), так же как и женских слайдов. Соответственно такое же количество максимальных баллов для слайдов с изображением эмоций людьми различных этнических групп.
Интегральный индивидуальный индекс успешности складывался из суммы баллов, полученных при опознавании каждого состояния. Максимально возможный балл в этом случае составляет 56 баллов при 100 % узнавании.
Анализ
Эксперимент позволяет с достаточно высокой степенью объективности выявить возможность любого человека к адекватному восприятию эмоциональных состояний по выражению лица и количественно оценить ее в баллах или в процентах правильной идентификации всех предъявленных испытуемому слайдов.
Причем данные, полученные в таком эксперименте, будут менее искажены, поскольку, в отличие от других бланковых методик, в данном случае объектом оценки является другой человек, а не сам испытуемый.
Уникальные преимущества данной методики открывают новые возможности для исследователей.
По аналогии с проективными методами исследования, анализирующими особенности эмоциональной сферы человека, по характеру интерпретаций испытуемым различного стимульного материала (например, цветовые предпочтения у Люшера, описания форм пятен у Роршаха и т. д.) можно предположить, что по качественным характеристикам восприятия эмоциональных проявлений также можно судить об особенностях эмоциональной сферы самого испытуемого. Другими словами, оценивая вид эмоционального переживания на лице, человек одновременно характеризует и свою эмоциональную сферу.
Контрольные вопросы
1. С чем связано внимание исследователей к разработке методов оценки эмоциональных выражений?
2. Какие методологические трудности возникают при создании подобных методик?
3. В чем основное отличие данного метода от предыдущих?
4. Какие новые возможности для исследований открывает использование методики JACFEE?