На основе технологии инженерии знаний
Подход к конструированию психодиагностических методик на основе технологии инженерии знаний зародился в русле медицинской психодиагностики. И это не случайность.
Медицинская психодиагностика является одним из основных направлений профессиональной деятельности медицинских психологов (нарядуспсихологическимконсультированием, психологической коррекцией, психотерапией). Термин «медицинская психологическая диагностика» применим к широкому кругу диагностических ситуаций, в психологической литературе обозначаемых как «ситуации клиента», «ситуации пациента», «ситуации экспертизы», а также к массовым скрининговым, психопрофилактическим исследованиям, к экспресс-диагностике экстремальных состояний.
Конкретные задачи психологической диагностики в клинике определяются индивидуализированно для каждого больного с учетом целей исследования (поставленных, как правило, врачом-клиницистом), актуального психического состояния больного, его возраста, интеллектуального (образовательного) статуса и других характеристик. В качестве задач психодиагностики может выступать исследование когнитивной, эмоционально-аффективной и других сфер личности с целью получения данных для дифференциальной диагностики, квалификации уровня и структуры интеллектуального, эмоционального, волевого дефекта в ходе различных видов экспертизы (судебной, военной, трудовой), оценки результатов и определения прогноза биологического и психотерапевтического лечения, тактики и основных «мишеней» пси-хокоррекционной и социотерапевтической работы.
Выявленные с помощью конкретных методов психодиагностики качественные и количественные показатели восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональности, воли, характера, мотивации, интересов, установок и др. рассматриваются и представляются в пси-
____________________Компьютерная психодиагностика___________________
хологическом заключении в контексте целостной личности испытуемого, его социального функционирования и адаптации.
Отличительными особенностями клинического подхода к психодиагностике являются [Шмелев, 2002]:
□ ситуативность - повышенное внимание к текущим обстоятельствам и конкретной ситуации в жизнедеятельности испытуемого (клиента, пациента);
□ многоаспектность - использование многообразных источников информации об испытуемом с акцентом на биографическую информацию, индивидуальную динамикуи историю психического развития;
□ идеографичность- повышенное внимание к уникальным, свойственным только данному человеку характеристикам и особенностям, для которых по определению просто нет готовых шаблонных схем фиксации, подсчета, интерпретации;
□ индивидуализация - не формализованный и не стандартизированный, а приспособленный к особенностям данного испытуемого способ получения и анализа эмпирической информации;
□ интерактивность - активное взаимодействие психолога и испытуемого в форме индивидуализированной беседы, нестандарти-зованных клинических проб и т. п.;
□ «интуитивность» - доминирующая нагрузка при получении информации и ее интерпретации не на стандартизированные процедуры и стандартные рекомендации по анализу данных, но на профессиональную, экспертную интуицию исследователя.
Различению измерительного и клинического подходов к психодиагностике соответствует в работах Г. Олпорта различение номотетичес-кого и идеографического описаний. С точки зрения Г. Олпорта, идеографическое описание должно оперировать гораздо более богатым лексиконом индивидуальных характерологических особенностей человека - лексиконом личностных черт, то есть научный язык идеографического описания должен приближаться к литературному языку.
Как отмечает А. Г. Шмелев (2002), в своем предельном выражении клинический подход означает отказ от работы с какой-либо заданной матрицей данных - с каким-либо заданным набором столбцов-параметров: вектора, описывающие разных людей, должны различаться и по составу, и по длине. А раз так, то к подобным данным невозможно применить и стандартизованные алгоритмы технологии анализа данных, то есть закрывается возможность поиска процедур интеграции простых показателей в более сложные - в факторы.
Глава 3. Конструирование компьютерных психодиагностических методик
На практике это означает, что в области медицинской психодиагностики, несмотря на многолетние и многочисленные исследования больных, осуществляемые клиническими психологами и врачами как в практических, так и научных целях, отсутствуют достаточные статистические данные даже для наиболее употребляемых психологических тестов (MMР1,16РР Кеттелла, «Тест рисуночных ассоциаций» Розен-цвейга, шкалы памяти и интеллекта Векслера и др.). Такого рода данные для отдельных нозологических групп и других категорий больных обычно приводятся в ограниченном виде лишь в научных публикациях [Вассерман, Дюк, Иовлев, Червинская, 1997]. Затем они рассеиваются и практически теряются.
С точки зрения измерительного (традиционного психометрического) подхода такая ситуация кажется даже парадоксальной. Ведь используя американские нормы при работе, например, с методикой ММР1, психолог диагностирует качество «мужественности-женственности» путем сравнения испытуемого с морскими пехотинцами или американскими стюардессами середины 50-х годов. Разрешение этого парадокса возможно только в рамках клинического подхода к психодиагностике. Методика MMР1 - одна из наиболее распространенных методик в клинике - безусловно, «работает», как и многие другие, но только лишь в руках знающего и опытного психолога-практика.
Традиционная работа психолога в клинике - это проведение психодиагностического исследования испытуемых. Это сложный, структурированный и развернутый во времени, познавательный интерактивный процесс, в ходе которого психолог-диагност должен сформулировать психологическое заключение, релевантное поставленной задаче исследования и запросам пользователя (врача, педагога, юриста, психолога и т. д.)1.
В практике психодиагностического исследования интерпретация результатов тестирования и написание психодиагностического заключения - это творческий процесс, осуществляемый психологом после рутинной обработки полученных данных. Причем чем больше опыта обследования испытуемых имеет психолог, тем более точным, конкретным и адекватным получается «портрет» личности. Проведенные нами эксперименты для создания автоматизированных заключений показали, что опытный психолог в процессе интерпретации опирается, как правило, на некоторое визуальное представление результатов тестирования (например, на «профиль» в методиках MMPI, \УА13,
1 Технология проведения такого исследования, этапы подробно описаны в монографии [Червинская, Щелкова, 2002].
____________________Компьютерная психодиагностика____________________
«циркограмму типов поведения» в методике Т. Лири и т. д.). «Профиль личности» позволяетнагляднопредставить степень выраженности (высота профиля, его снижение или повышение относительно средне-нормативного уровня) и соотношение (конфигурация профиля) различных индивидуальных особенностей (стоящих за показателями шкал методики) в структуре личности и психического состояния испытуемого.
Таким образом, результаты тестирования испытуемого воспринимаются психологом как некоторый целостный образ, гештальт, как «картинка», которой надо дать вербальное описание [CЬетпзкауа, \Уа88егтап Е., 2000]. Аналогичная задача - интерпретация электроэнцефалограмм врачом - известна и в медицине [Вассерман Е. Л. с со-авт., 1996]. Очевидно, что для качественного решения такой задачи необходим определенный опыт профессионала-специалиста.
Как отмечалось выше, использование технологии инженерии знаний в медицинской психодиагностике предполагает разработку автоматизированного психодиагностического заключения путем моделирования рассуждений психолога при интерпретации результатов тестирования и «переноса» знаний и опыта психолога в некоторые структуры, воспринимаемые компьютером. Говоря иными словами, компьютер надо «научить» решать задачу вербального описания геш-тальта, полученного в результате тестирования испытуемого.
Основными предпосылками или условиями использования технологии инженерии знаний для создания компьютерных психодиагностических заключений является наличие определенного контингента испытуемых, в частности в области медицинской психологии - клиники (больных различных нозологических групп), психологов, приобретающих опыт интерпретации результатов тестирования в процессе психологического обследования больных и готовых передать накопленный опыт компьютерным системам, а также специалистов в области инженерии знаний и компьютерных наук. Именно такие условия, сложившиеся в лаборатории клинической психологии Психоневрологического института им. В. М. Бехтерера в конце 80-х годов, позволили начать междисциплинарные исследования, породившие новый подход к психодиагностике, более клинический, чем психометрический, и более идеографический, чем номотетический, - конструирование компьютерных психодиагностических методик на основе технологии инженерии знаний.
^Глава 3. Конструирование компьютерных психодиагностических методик
ТЕХНОЛОГИЯ ИНЖЕНЕРИИ ЗНАНИЙ 3.2.1. Основные понятия и определения
Инженерия знаний (кпоуу1ес18е епё1пееппё) представляет собой междисциплинарную область исследований, имеющую отношение, с одной стороны, к такому направлению информатики, как искусственный интеллект, а с другой - к когнитивным наукам, объединяющим исследования психологов, философов, лингвистов, нейрофизиологов для изучения познавательных процессов человека с точки зрения целостного, структурно-информационного подхода. Зародившаяся в русле искусственного интеллекта, современной парадигмой которого является концепция «знаний», инженерия знаний исследует вопросы извлечения, структурирования, представления, формирования, обработки и приобретения знаний с целью построения интеллектуальных систем в различных предметных областях. Как теоретическая дисциплина инженерия знаний опирается на исследования и эксперименты в области когнитивной психологии, психологии профессионального опыта, как практическая - разрабатывает конкретные методы построения моделей предметной области с целью формирования базы знаний интеллектуальных систем.
Технология инженерии знаний появилась в результате исследований в области искусственного интеллекта и создания первых практических и ярких результатов этого направления - экспертных систем.
Искусственный интеллект1 (агНЯсиЦ ЫеИщепсе) - это направление исследований в области информатики, основной целью которого является создание интеллектуальных систем, выполняющих те же функции или решающих те же задачи, что и человек в процессе творческой деятельности. В качестве примеров таких задач можно привести задачи понимания и синтеза текстов на естественном языке, понимания и синтеза речи, анализа и построения изображений, перевода с одного естественногоязыканадругой, принятия решений в условиях изменяющегося окружения и т. д.
Интеллектуальные системы - это системы, использующие реализованное в них интеллектуальное поведение для решения проблем или
1 Следует отметить несколько неудачный русский перевод английского термина «аПШсШ шЮШвепсе». Дело в том, что слово «т1еШ8епсе» означает «умение рассуждать разумно», а для слова «интеллект» есть свое значение - «1п1е11еси. Отсюда вытекает некоторая обоснованная лишь неудачным переводом двусмысленность термина «искусственный интеллект» как направления по созданию искусственного разума. В англоязычном термине такая двусмысленность отсутствует.
Компьютерная психодиагностика
задач в различных предметных областях [Воозе, 1986]. Создание интеллектуальных систем является активно развивающимся направлением, имеющим большой практический выход. По некоторым источникам, годовой доход от продаж программных и аппаратных средств искусственного интеллекта в 1989 году в США составил 870 млн долларов, а в 1990 г. - 1,1 млрд долларов [Попов, 1992]. В дальнейшем почти 30-процентный прирост дохода сменился плавным наращиванием темпов [Поспелов, 1992; Хорошевский, 1989; Попов и др., 1995; Гаврилова, 1996].
Практическим примером достижений в области искусственного интеллекта могут служить экспертные систем, ориентированные на тиражирование опыта высококвалифицированных специалистов в областях, где качество принятия решений традиционно зависит от уровня экспертизы (например, медицина, психология, юриспруденция, геология, экономика, военное дело).
Экспертные системы (ЭС) представляют собой интеллектуальные программы, способные делать выводы на основании знаний в конкретной предметной области и обеспечивающие решение специфических задач на профессиональном уровне. В настоящее время в мире насчитывается несколько тысяч промышленных экспертных систем [Гаврилова, 1996]. В качестве примеров можно привести системы медицинской диагностики АКАМIS, ЫЕУКЕХ, анализа электроэнцефалограмм, системы поиска неисправностей в электронных приборах Ими В1аёпо5г1с5, системы в области финансирования, системы по прогнозу военных действий АЫАЬУЗТ, ВАТТЬЕ и др. Только в США ежегодный доход от продаж инструментальных средств разработки ЭС составлял в начале 1990-х годов 300-400 млн долларов, а от применения ЭС - 80-90 млн долларов. Опрос пользователей, проведенный журналом «1п1еШ8еМТесппо1о81е5» (США) еще в 1987 году, показал, что примерно 25% пользователей применяют ЭС, 25% собираются приобрести ЭС в ближайшие 2-3 года, а 50% предпочитают провести исследование эффективности их использования.
В понятие «экспертные системы» входят несколько тысяч самых разнообразных программных комплексов, которые можно классифицировать по различным критериям [Хейес-Рот, Уотермен, Ленат, 1987; Гаврилова, Червинс-кая, 1992]. Приведем лишь одну из классификаций, критерием которой является тип решаемой задачи. С этой точки зрения выделяют системы интерпретации данных, диагностики, мониторинга, проектирования, прогнозирования, планирования и обучения.
Интерпретация данных. Под интерпретацией понимается процесс составления смыслового описания по входным данным, результаты которого должны быть согласованными и корректными. В качестве примеров можно при-
^Глава 3. Конструирование компьютерных психодиагностических методик
вести систему обнаружения и идентификации различных типов океанских судов - S1АP [Левин, Дранг, Эдельсон, 1990] и системы в области психодиагностики, осуществляющие интерпретацию результатов тестирования испытуемых: по MMР1 - [Иовлев, Червинская, Щелкова, 1990], по опроснику интерперсональных отношений Т. Лири - ТИЛИ, по опроснику «Уровень Субъективного Контроля» - УСК, по шкале тревожности - СЛТ [Червинская, Щелкова, 2002].
Диагностика. Под диагностикой понимается процесс обнаружения неисправности в некоторой системе. Неисправность понимается как отклонение от нормы. Такая трактовка позволяет с единых теоретических позиций рассматривать и неисправность оборудования в технических системах, и заболевания живых организмов, и всевозможные природные аномалии. В качестве примеров можно привести систему диагностики и терапии различных форм артериальной гипертонии - МОДИС и систему диагностики ошибок в аппаратуре и математическом обеспечении ЭВМ - CШВ [Гаврилова, 1996].
Мониторинг. Под мониторингом понимается наблюдение за изменяющимся состоянием объекта и сравнение его показателей с установленными или желаемыми. В качестве примеров можно привести систему помощи диспетчерам атомного реактора - КЕАCТСЖ и систему контроля аварийных датчиков на химическом заводе - РАLCОЫ.
Проектирование. Проектирование состоит в подготовке спецификаций на создание «объектов» с заранее определенными свойствами. Под спецификацией понимается весь набор необходимых документов - чертеж, пояснительная записка и т. д. В качестве примера можно привести систему ХСОN (или R1), осуществляющую проектирование конфигураций ЭВМ УАХ - 11/780 и систему синтеза электрических цепей ЗУН.
Прогнозирование. Прогнозирующие системы определяют вероятные следствия из заданных ситуаций. Примерами могут служить система предсказания погоды М1ЛАМ) и система оценки будущего урожая Р1АЫТ.
Планирование. Под планированием понимается определение последовательности действий, приводящихкжелаемомусостояниюобъекта. В качестве примера можно привести систему планирования эксперимента MOЬСЕЫ.
Обучение. Системы обучения диагностируют ошибки при изучении какой-либо дисциплины и подсказывают правильные решения. Примерами могут служить система обучения языку «Паскаль» [Джонсон, Солоуэй, 1987], система обучения основам микроэкономики CопТех1-Ех1егп-Есопош1сз [Жила, Червинская, 1995] и система обучения интерпретации результатов психологического тестирования с помощью MMР1 «Экзаменатор-ММРЬ на базе инструментальной среды CoпТех1-Ех1егп [Червинская, Щелкова, 2002].
В ранних исследованиях в области искусственного интеллекта доминировала вера в то, что законы логических рассуждений в сочетании с мощными вычислительными машинами позволят работать на уровне специалиста-профессионала и даже превзойти человеческие возможности. Однако по мере накопления опыта стало ясно, что строго ограниченные возможности универсальных стратегий являются слишком слабыми для решения большинства сложных задач. В результате многие исследователи, ощутив ограниченность универсальных
Компьютерная психодиагностика
стратегий, начали работать над узко очерченными прикладными задачами.
В 1977 году на Международной объединенной конференции по искусственному интеллекту Э. Фейгенбаум высказал основополагающие соображения, смысл которых состоит в следующем. Большие возможности интеллектуальной системы определяются теми знаниями, которыми она располагает, а не конкретными формализмами и схемами вывода, которые она использует. Знания эксперта являются решающими для высококвалифицированной деятельности, тогда как представление знаний и схемы логического вывода служат механизмами, позволяющими их использовать [Хейес-Рот, Уотермен, Ленат, 1987].
В начале 1980-х годов среди разработчиков компьютерных систем появилось понятие «уровень знаний» (kпо*1ес!ёе 1еуе1), введенное А. Ньюэллом [Ые*еll,1982]. Он предложил в процессе создания интеллектуальных систем выделять кроме уровня выполнения (или решения задачи) еще и уровень знаний, отражающий модель поведения человека при решении им специфических задач. Смысл выделения уровня знаний станет более понятным, если проанализировать отличие традиционных компьютерных систем от систем, основанных на знаниях.
Традиционный взгляд на компьютерную программу предполагает, что она состоит из алгоритма и данных. Алгоритм представляет собой систематическую процедуру (последовательность шагов), которая может быть применена для решения некоторой задачи. Он гарантирует правильное завершение вычислений и при повторных применениях будет давать те же результаты. Так, например, вычисление ежемесячных платежей за купленный в кредит автомобиль и есть тот самый алгоритм, или правильно определенная процедура. Для реализации такого алгоритма нужны некоторые входные данные: величина кредита, число месяцев, на которые он предоставлен, процентная ставка. На основе этих данных процедура (алгоритм) может вычислить размер месячного платежа. Одни и те же входные данные всегда приводят к одному и тому же результату.
Кратко традиционный взгляд на компьютерную программу можно записать так:
|ПРОГРАММА = АЛГОРИТМ + ДАННЫЕ-
Эта точка зрения не учитывает, что алгоритм, в свою очередь, содержит определенные общие положения (или представления), которые можно назвать знаниями, и способ управления этими представлениями, который можно назвать механизмом вывода.
Глава 3. Конструирование компьютерных психодиагностических методик
Так, например, в случае расчета заработной платы рабочими знаниями являются правила начисления налогов, устанавливаемые правительством или законодательством, правила начисления вознаграждений или сверхурочных и т. д. Под механизмом вывода можно понимать определение порядка, в котором предыдущие операции (или правила) должны быть выполнены. Данные представляют собой информацию о конкретном рабочем, его заработной плате и других начислениях.
С этой точки зрения взгляд на компьютерную программу уже иной. Кратко его можно представить как
ПРОГРАММА = ЗНАНИЯ + МЕХАНИЗМ ВЫВОДА + ДАННЫЕ
Этот взгляд отражает новую парадигму программирования систем, основанных на знании, и предполагает явное выделение уровня знаний вместо прежнего неявного, перемешанного с алгоритмом.
Главным отличием интеллектуальных систем от других программных средств является существование так называемых базы знаний и механизма вывода.
Под базой знаний понимается совокупность знаний, относящихся к некоторой предметной области и формально (на специальном языке) представленных таким образом, чтобы на их основе с помощью механизма вывода можно было осуществлять рассуждения относительно решаемой задачи.
Таким образом, с середины 1970-х годов и вплоть до настоящего времени центральной парадигмой искусственного интеллекта становится концепция знаний, а системы, разрабатываемые в рамках искусственного интеллекта, стали называться системами, основанными на знаниях.
По определению J. Н. Воозе (1986), системы, основанные на знаниях (кпоМес1ёе-Ьа8ес15у51ет),-этосистемы,которыерешаютпроблемыили задачи, используя представленные в явном символьном виде знания, хранящиеся отдельно от механизма вывода. Зншшялш принято называть формализованнуювсоответствиисопределенными структурными правилами и хранимую в ЭВМ информацию, которая автономно используется при решении задач по таким алгоритмам, как механизм вывода. Интеллектуальные технологии сегодня - это обработка знаний.
На первый взгляд суть концепции знаний очень проста. Так как специалист в той или иной предметной области (врач, психолог, педагог, юрист и т. д.) решает свои профессиональные повседневные задачи, используя знания и накопленный опыт, то для создания интеллектуальных систем необходимо лишь перенести эти знания и опыт в
Компьютерная психодиагностика
компьютер. Тем не менее разработчики интеллектуальных систем, решая практические вопросы такого «переноса», столкнулись с огромным количеством проблем, начиная с определения понятий «знания» и «опыт» и заканчивая вопросами представления знаний и опыта с помощью некоторых формальных структур, воспринимаемых компьютером. Исследования этих вопросов положили начало самостоятельному научному направлению под названием «инженерия знаний». Само понятие«инженериязнаний»быловведеноЭ. Фейгенбаумомв 1980 году [РещепЪашп, 1980].
Инженерия знаний представляет собой направление исследований, изучающее проблемы извлечения, структурирования, представления, формирования, обработки и приобретения знаний, с целью построения интеллектуальных систем. Специалиста предметной области, чьи знания и опыт «извлекаются», называют экспертом, а специалиста, который занимается извлечением и структурированием знаний, - инженером по знаниям. Структурирование знаний иначе еще называют концептуальным анализом знаний.
В инженерии знаний существуют две основные, принципиально различные парадигмы построения интеллектуальных систем, отражающие два фундаментальных направления исследований в психологии XX века: бихевиоризм и когнитивизм.
Традиционная парадигма, исторически появившаяся раньше и известная под названием «перенос компетентности» (ехрегизе 1гапзГег), предполагает применение инженером по знаниям специально разработанных методов или техник инженерии знаний для того, чтобы перенести знания экспертов-специалистов в той или иной предметной области в интеллектуальную систему [Воозе, 1986; Ьисозе, Кгетег, 1996].
Эта парадигма полностью соответствует концепции бихевиоризма, девизом которого является представление о поведении как объективно наблюдаемой системе реакций организма на внешние и внутренние стимулы, а психологической формулой - «стимул-реакция» (S-R). В инженерии знаний это означает создание такой интеллектуальной системы, которая реализовывала бы рациональное поведение с точки зрения внешнего наблюдателя. Сам наблюдатель мог бы рассматривать подобную систему «черного ящика», действующий так, как будто он обладает определенными знаниями о мире и использует эти знания рациональным способом для достижения своих целей. Практическим выходом исследований в рамках этой парадигмы являются экспертные системы первого поколения.
Вторая парадигма, возникшая в результате создания экспертных систем второго поколения [ОауШ, Кгтпе, Зиптопз, 1993] и известная
Глава 3. Конструирование компьютерных психодиагностических методик
под названием «моделирование знаний» (то<1еШпё кпо*1ес1ёе) [Роге!, Вгаскпа^, А<1агш-\УеЪЪег, А^пе*, 1997], предполагает, что «эксперты создают (конструируют) знания из их собственного опыта», а потому построение интеллектуальных систем, в частности «процесс приобретения знаний должен рассматриваться как конструктивная активность моделирования, а не случай «информационного переноса»» [цит. по: Вепош,1997.С577].
В рамках этой парадигмы делается упор на то, что инженер по знаниям совместно с экспертом должны построить модель предметной области (знаний и способов решения проблем экспертом) и положить ее в основу интеллектуальной системы.
Очевидно, что корни второй парадигмы уходят к когнитивизму, основной принцип которого, являющийся фундаментом научного направления - когнитивной психологии, говорит о том, что поведение человека основывается не на стимуле, а на образе стимула. Смена парадигм в инженерии знаний соответствует в психологии переходу от бихевиоризма к когнитивизму или замене психологической формулы «стимул-реакция» (S-R) на другую: «стимул-образ-реакция» (S-0-R).