Понятие агрессии и ее виды

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Казанский (Приволжский) федеральный университет»

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра психологии личности

Бакалавриат: 030300.62 – Психология

КУРСОВАЯ РАБОТА

АГРЕССИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Работа завершена:

"___"_________ 20_ г. ____________________ (А.В.Медведева)

Работа допущена к защите:

Научный руководитель

Ассистент кафедры

психологии личности

"___"_________ 20_ г. ____________________ (А.Я.Лучинская)

Заведующий кафедрой

д.пс.н., проф.

"___"_________ 20_ г. ____________________ (Л.М.Попов)

Казань – 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1. Теоретические аспекты понятия агрессии, как социально-психологического феномена 5

1.1. Понятие агрессии и ее виды.. 5

1.2. Подходы к изучению агрессии. 8

1.3. Факторы, влияющие на возникновение агрессии. 14

1.4. Агрессия в период юности. 18

2. Эмпирические исследования агрессии учеников старших классов. 21

2.1. Организация и проведение исследования. 21

2.2. Анализ данных. 24

Выводы.. 30

Заключение. 32

Библиография. 34

Приложения. 36


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования: Важной составляющей данного вопроса является изучение различных факторов, оказывающих влияние на формирование агрессивных форм поведения человека. Как утверждают Выготский Л.С. и Буянов М.И., агрессия не возникает в социальном вакууме, наоборот, различные аспекты межличностных воздействий приводят к ее возникновению и определяют ее форму и направленность. Человеческая агрессивность является источником социальных, национальных и других конфликтов. В свое время над проблемой агрессивного поведения работал А. Басс, а социологическим теориями агрессии занимались А. Бандура, Э. Дюркгейм, С. Ламнек, Д. Майерс.

Целью исследования является выявление особенностей агрессивного поведения между девушками и юношами старших классов.

Задачи исследования:

1. Теоретическое изучение проблемы агрессивности.

2. Организация и проведение исследования изучения агрессивности девушек и юношей.

3. Провести сравнительный анализ уровня агрессии у девушек и юношей.

Объект исследования - агрессивное поведение как социально-психологический феномен.

Предмет исследования - особенности агрессии в поведении девушек и юношей старших классов.

В основу работы легла гипотеза о наличии высокой степени агрессии у юношей по сравнению с девушками старших классов.

Методы и методики исследования: Опросник Басса-Дарки «Диагностика состояния агрессии»; Опросник Л.Г. Почебут «Диагностика агрессивного поведения».

Теоретическая значимость исследования: Полученные результаты являются дополнением существующего представления об агрессивности и ее особенностях.

Практическая значимость исследования: Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения данного феномена, а также могут быть использованы преподавателями и специалистами для того, чтобы улучшить воспитательную работу.

Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической),

выводов, заключения, списка использованной литературы, и приложения.

Теоретические аспекты понятия агрессии как социально-психологического феномена

Понятие агрессии и ее виды

Слово агрессия происходит от латинского “aggresio”, что означает “нападать”. Оно издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей. Понятие агрессии определяют и как своеобразную защитную реакцию человека на те, или иные внешние раздражения, и как нападение или борьбу в пределах одного вида, и как неоправданное, губительное стремление истязать себе подобных.

Различные авторы в своих исследованиях по-разному определяют агрессию и агрессивность: как врожденную реакцию человека для «защиты занимаемой территории» (Ло-ренд, Ардри); как стремление к господству (Моррисон); реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорни, Фромм). [16,17,18] Очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию (Маллер, Дуб, Доллард).

Агрессия представлена множественными терминами. Например:

1. В словаре социальной психологии понятие агрессия трактуется следующим образом. Агрессия - индивидуальное или коллективное поведение и действия, направленные на нанесение физического или психологического вреда, ущерба другим людям либо на их уничтожение.

2. Психологический словарь дает свое определение данному понятию. Агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.д. [12]

В каждом из нас в той или иной мере присутствует “агрессия”. Вопрос лишь в том, какие формы она принимает, какой она может быть. Наше поведение по отношению друг к другу выглядит все более деструктивным. По мнению Лоренца, человек агрессивен, т.к. произошел от приматов. Поскольку последние являются травоядными животными, то у них совершенно отсутствует присущий хищникам "инстинкт убийцы". У хищников для сохранения вида должен был в результате эволюции возникнуть механизм, тормозящий внутривидовую агрессию, т.к. "инстинкт убийцы", направленный на себе подобных привел бы к полному вымиранию вида.

Агрессивность имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т. д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т. д. [13]

Проявления агрессии (агрессивности) разнообразны. Агрессия бывает:

• Физическая и вербальная

Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица или объекта. Вербальная — выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань).

• Прямая или косвенная

Прямая агрессия непосредственно направленная на человека, косвенная — действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т. п.), и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т. п.)-

• Внешняя агрессия и аутоагрессия

Внешняя агрессия направлена на окружающих, внутренняя - на себя: самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства-

• Защитная или провоцирующая

Защитная — агрессия в ответ на чьи-то агрессивные (или кажущиеся агрессивными) действия. Провоцирующая агрессия - первое проявление агрессии, "первая атака".

• Здоровая (обоснованная) и необоснованная (деструктивная)

Границы агрессии (агрессивности) бывает трудно определить. Для кого-то агрессивностью представляется то, что другие назовут просто энергичностью. Если агрессия имеет основания, выглядит привлекательно и вызывает симпатии, она может получить название здоровой агрессивности.

• Враждебная и инструментальная

Враждебная агрессия проистекает из злости. Ее единственная цель — причинить вред. В случае инструментальной агрессии причинение вреда не самоцель, но средство достижения какой-либо иной позитивной цели. В целом, способность человека к разрушению во много раз превышает его способность сдерживать агрессию. [10]

Э. Фромм выделил: агрессия "доброкачественная" (настойчивость, напористость, спортивная злость, мужество, смелость, храбрость, отвага, воля, амбиции), агрессия "злокачественная" (насилие, жестокость, наглость, хамство, нахрап, зло) и собственно агрессивный, деструктивный тип агрессии. [16,17]

Додж и Койи предложили использовать термины: реактивная и проактивная. Реактивная предполагает возмездие в ответ на осознаваемую угрозу. Проактивная агрессия, как и инструментальная, порождает поведение (принуждение, влияние, запугивание), направленное на получение определенного позитивного результата.

Наши рекомендации