Понятие агрессии и ее виды
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Казанский (Приволжский) федеральный университет»
ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра психологии личности
Бакалавриат: 030300.62 – Психология
КУРСОВАЯ РАБОТА
АГРЕССИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
Работа завершена:
"___"_________ 20_ г. ____________________ (А.В.Медведева)
Работа допущена к защите:
Научный руководитель
Ассистент кафедры
психологии личности
"___"_________ 20_ г. ____________________ (А.Я.Лучинская)
Заведующий кафедрой
д.пс.н., проф.
"___"_________ 20_ г. ____________________ (Л.М.Попов)
Казань – 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 3
1. Теоретические аспекты понятия агрессии, как социально-психологического феномена 5
1.1. Понятие агрессии и ее виды.. 5
1.2. Подходы к изучению агрессии. 8
1.3. Факторы, влияющие на возникновение агрессии. 14
1.4. Агрессия в период юности. 18
2. Эмпирические исследования агрессии учеников старших классов. 21
2.1. Организация и проведение исследования. 21
2.2. Анализ данных. 24
Выводы.. 30
Заключение. 32
Библиография. 34
Приложения. 36
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования: Важной составляющей данного вопроса является изучение различных факторов, оказывающих влияние на формирование агрессивных форм поведения человека. Как утверждают Выготский Л.С. и Буянов М.И., агрессия не возникает в социальном вакууме, наоборот, различные аспекты межличностных воздействий приводят к ее возникновению и определяют ее форму и направленность. Человеческая агрессивность является источником социальных, национальных и других конфликтов. В свое время над проблемой агрессивного поведения работал А. Басс, а социологическим теориями агрессии занимались А. Бандура, Э. Дюркгейм, С. Ламнек, Д. Майерс.
Целью исследования является выявление особенностей агрессивного поведения между девушками и юношами старших классов.
Задачи исследования:
1. Теоретическое изучение проблемы агрессивности.
2. Организация и проведение исследования изучения агрессивности девушек и юношей.
3. Провести сравнительный анализ уровня агрессии у девушек и юношей.
Объект исследования - агрессивное поведение как социально-психологический феномен.
Предмет исследования - особенности агрессии в поведении девушек и юношей старших классов.
В основу работы легла гипотеза о наличии высокой степени агрессии у юношей по сравнению с девушками старших классов.
Методы и методики исследования: Опросник Басса-Дарки «Диагностика состояния агрессии»; Опросник Л.Г. Почебут «Диагностика агрессивного поведения».
Теоретическая значимость исследования: Полученные результаты являются дополнением существующего представления об агрессивности и ее особенностях.
Практическая значимость исследования: Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения данного феномена, а также могут быть использованы преподавателями и специалистами для того, чтобы улучшить воспитательную работу.
Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической),
выводов, заключения, списка использованной литературы, и приложения.
Теоретические аспекты понятия агрессии как социально-психологического феномена
Понятие агрессии и ее виды
Слово агрессия происходит от латинского “aggresio”, что означает “нападать”. Оно издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей. Понятие агрессии определяют и как своеобразную защитную реакцию человека на те, или иные внешние раздражения, и как нападение или борьбу в пределах одного вида, и как неоправданное, губительное стремление истязать себе подобных.
Различные авторы в своих исследованиях по-разному определяют агрессию и агрессивность: как врожденную реакцию человека для «защиты занимаемой территории» (Ло-ренд, Ардри); как стремление к господству (Моррисон); реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорни, Фромм). [16,17,18] Очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию (Маллер, Дуб, Доллард).
Агрессия представлена множественными терминами. Например:
1. В словаре социальной психологии понятие агрессия трактуется следующим образом. Агрессия - индивидуальное или коллективное поведение и действия, направленные на нанесение физического или психологического вреда, ущерба другим людям либо на их уничтожение.
2. Психологический словарь дает свое определение данному понятию. Агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.д. [12]
В каждом из нас в той или иной мере присутствует “агрессия”. Вопрос лишь в том, какие формы она принимает, какой она может быть. Наше поведение по отношению друг к другу выглядит все более деструктивным. По мнению Лоренца, человек агрессивен, т.к. произошел от приматов. Поскольку последние являются травоядными животными, то у них совершенно отсутствует присущий хищникам "инстинкт убийцы". У хищников для сохранения вида должен был в результате эволюции возникнуть механизм, тормозящий внутривидовую агрессию, т.к. "инстинкт убийцы", направленный на себе подобных привел бы к полному вымиранию вида.
Агрессивность имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т. д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т. д. [13]
Проявления агрессии (агрессивности) разнообразны. Агрессия бывает:
• Физическая и вербальная
Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица или объекта. Вербальная — выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань).
• Прямая или косвенная
Прямая агрессия непосредственно направленная на человека, косвенная — действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т. п.), и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т. п.)-
• Внешняя агрессия и аутоагрессия
Внешняя агрессия направлена на окружающих, внутренняя - на себя: самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства-
• Защитная или провоцирующая
Защитная — агрессия в ответ на чьи-то агрессивные (или кажущиеся агрессивными) действия. Провоцирующая агрессия - первое проявление агрессии, "первая атака".
• Здоровая (обоснованная) и необоснованная (деструктивная)
Границы агрессии (агрессивности) бывает трудно определить. Для кого-то агрессивностью представляется то, что другие назовут просто энергичностью. Если агрессия имеет основания, выглядит привлекательно и вызывает симпатии, она может получить название здоровой агрессивности.
• Враждебная и инструментальная
Враждебная агрессия проистекает из злости. Ее единственная цель — причинить вред. В случае инструментальной агрессии причинение вреда не самоцель, но средство достижения какой-либо иной позитивной цели. В целом, способность человека к разрушению во много раз превышает его способность сдерживать агрессию. [10]
Э. Фромм выделил: агрессия "доброкачественная" (настойчивость, напористость, спортивная злость, мужество, смелость, храбрость, отвага, воля, амбиции), агрессия "злокачественная" (насилие, жестокость, наглость, хамство, нахрап, зло) и собственно агрессивный, деструктивный тип агрессии. [16,17]
Додж и Койи предложили использовать термины: реактивная и проактивная. Реактивная предполагает возмездие в ответ на осознаваемую угрозу. Проактивная агрессия, как и инструментальная, порождает поведение (принуждение, влияние, запугивание), направленное на получение определенного позитивного результата.